Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Метод неоконченных предложений и рисуночных методик





Метод неоконченных предложений – способ изучения социальных: представлений, установок, стереотипов, ценностей и ожиданий, в основе которого лежит принцип проникновения в структуру индивидуального сознания, не блокируя жестко заданной схемой вербальное поведение респондента в процессе сбора эмпирических данных. Метод относится к классу вербальных проективных методик (Анастази, Урбина, 2003, c.61, 465-467) ассоциативных тестов, обоснованию применения и развитию которых уделялось значительное внимание в рамках психологической науки. С помощью метода выявляют личностные конструкты опрашиваемого и как следствие структура не только индивидуального, но и группового, массового сознания.

В роли инструментального средства (Климова, 1995, 2002; Ольшанский, 1997; Татарова, Бурлов, 1999) сбора информации используются незаконченные (незавершенные) предложения, предлагаемые респондентам для их завершения. Они обычно включаются в инструментарий массового опроса, что создает иллюзию простоты: формирования самих неоконченных предложений, анализа получаемых текстовых данных. Основными аспектами социологической специфики использования этого метода являются:

1. Адаптация метода (в психологии - теста на завершение предложений) к задачам социологического исследования, включая осмысление ограничений на время заполнения вопросника; выбор личных или безличных предложений; соотнесение неоконченных предложений с видом опроса (персональное интервью, раздаточная анкета); задание ограничений на ширину «поля поиска ответа». Каждое неоконченное предложение задает вокруг себя некоторое смысловое пространство, ограничивая тем самым поле для поиска ответа (респондентами). В психологическом тестировании индивиду зачастую предоставляется выбор из практически неограниченного разнообразия возможных вариантов ответа. Тогда начало предложения может быть коротким (и даже состоять и из одного слова). Например: «Успешный человек – это…», «Идеальный президент – это…». Социолог манипулирует широтой такого поля для уменьшения числа ответов иррелевантного характера и концентрации внимания респондента на интересующих (исследователя) фрагментах изучаемого социального феномена. Чем полнее поле поиска ответа, тем больше иррелевантных ответов. При резком сужении этого поля возникает риск получения тривиальных результатов.

2. Различение нескольких стратегий использования метода. Первая соотносится с ситуацией массовых опросов, когда одиночные неоконченные предложения позволяют уйти от острых формулировок в ситуации, когда в процессе изучения эмоционально окрашенных, «сензитивных» характеристик искренность респондента становится для исследователя серьезной проблемой. Поэтому в рамках этой стратегии принято говорить о методике, а не о методе неоконченных предложений. Примеры: ролевые конфликты в семье могут изучаться посредством таких неоконченных предложений, как: «Я очень люблю (любил) своего отца, но...», «Я очень люблю (любил) свою маму, но...»; отношение к потреблению алкоголя – «Я выпиваю, тогда когда…»; представления о социальной структуре, которую конструируют люди – «Люди нашего города делятся на …»; идентификация с разными группами людей - «Для меня чужие – это те, кто…» и «Для меня свои – это те, кто…».

Вторая стратегия соотносится с ситуацией локальных исследований, когда глубоко изучаются некие социальные феномены (например, социальные стереотипы, ценностные установки) и реконструируются их структуры. Эта стратегия связана с проведением методических экспериментов по конструированию методик изучения таких феноменов, по созданию методов измерения. Целостность и полнота охвата изучаемых образов достигается использованием блока однотипных предложений с пересекающимися (со схожими) полями поиска ответа. Это такие предложения, составляя окончания к которым, респондент имеет возможность пользоваться схожим набором смысловых оснований. Однотипность стимулов делает возможным совместный анализ данных по всему блоку предложений, и позволяет получить комплексную информацию, например, об образах успешного человека, идеального президента, счастливой современной семьи, и т.д.

Третья стратегия соотносится с ситуациями, когда метод неоконченных предложений выступает в роли не дополнительного, а базового инструментального средства проведения эмпирического исследования. Тогда в изучаемом социальном явлении выделяются различные его стороны (аспекты, составные элементы) и для изучения каждой из них разрабатывается блок неоконченных предложений. В блоке поля поиска ответов схожи, между блоками – различны. В рамках этой стратегии предполагается существование априорных представлений о структуре изучаемого феномена, его модели.

3. Выдвижение особых требований к процедуре анализа данных, исходя из того, что ключевой задачей социолога является выявление структуры группового, массового сознания. В общем случае анализ текстовых данных (окончаний предложений) состоит из нескольких этапов и представляет собой пирамиду обобщений (Татарова, Бурлов, 1999; Татарова, 2007, с.153-179). 1. Выделяются элементарные обоснования - неделимые смысловые единицы, полученных делением окончания предложения / предложений на отдельные части. В массовых опросах они выявляются не по всей совокупности респондентов, а только по случайно отобранной части, объем которой зависит от степени однородности изучаемой совокупности. Задача этого этапа – составить достаточно полную совокупность конструктов (элементарных обоснований), используемых людьми для описания соответствующих образов, ассоциаций. 2. Объединение элементарных обоснований в элементы (рубрики) по некоторым смысловым основаниям, совокупность которых (на последующих этапах анализа) может играть роль кодификатора. Задача этого этапа – первичная классификация элементарных обоснований, она решается группой экспертов (обязательно из числа респондентов) в процессе совместного обсуждения. 3. Объединение элементов в компоненты, которые в свою очередь могут быть объединены при необходимости в более крупные образования. Этот этап, как и предыдущий, служит для распознавания исследователем того, из каких же компонент состоит образ (например, идеального президента, успешного человека и т.д.) в групповом или массовом сознании. Введение количественных оценок в процессе распознавания компонент не рекомендуется. Разумеется, не все из таких компонент могут встретиться у отдельного респондента. 4. Выделение доминирующих компонент (состоящих из достаточно распространенных элементов), т.е. определение ядра и периферии изучаемого образа. 5. Введение так наз. структурных показателей ядра и переход к кодированию текстов – индивидуальных представлений респондентов. В качестве таких показателей могут выступать, например, степень выраженности доминирующего компонента (оценивается по порядковой шкале с четырьмя градациями: 0-отсутствие, 1-слабая выраженность, 2-средняя, 3-сильная); число элементарных обоснований; соотношение между ядром и периферией и т.д. На основе таких показателей становится возможным сравнивать респондентов (с помощью методов кластерного анализа) и выделить среди них группы, для которых индивидуальные образы схожи. В дальнейшем группы подвергаются более глубокому анализу с учетом специфики периферии.

Эта логика анализа позволяет решить задачу содержания, распространенности существующих в массовом сознании социальных: представлений, установок, стереотипов, и т.д.

 

В практике качественных социологических исследований сегодня достаточно широкое распространение

получает использование графических, рисуночных методик - наиболее неструктурированных из всех

невербальных методик не только по процедуре, но и по анализу полученных с их помощью данных.

Несмотря на то что такие методики активно применяются в социальных, политических и маркетинговых

исследованиях, четкого и единого понимания специфики анализа рисунков до сих пор не существует

В 40-50-х гг. XX в. Проективные методы, в том числе и рисуночные, начали применяться в рамках этнографических, социологических и маркетинговых исследований в США и Западной Европе.

В настоящее время в России практически отсутствуют работы, посвященные осмыслению использования рисуночных методик в социологической практике.

Классическое определение проективных методов в социологических исследованиях – это совокупность исследовательских процедур, позволяющих получать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям.» Цель проектных методов – проникнуть вглубь психики, к лежащей там системе потребностей и ценностей, раскрыть личность и неосознанные мотивы поведения человека».

Функции:

- проективная ф-ция: доступ к скрытым или вытесненным идеям, чувствам, мотивам путем проецирования личностного неосознанного содержания на неструктурированные стимулы

- экспрессивная функция: возможность выразить и передать личное восприятие, отношению, фантазии

- креативная (имажинарная) ф-ция: стимуляция «побочного» мышления, нового взгляда на уже знакомые практики и восприятие, пробуждение оригинальных и даже странных идей

- ф-ция раскрепощения: возможность для респондентов публично выразить свои чувства, эмоции, раскрыться

- ф-ция невербальной коммуникации: работа на у-нях образного мышления, эмоций и т.д.

Процедура проведения

1) Участников просят изобразить свое ощущение, отношение. Ассоциации, связанные с определенным объектом, подлежащим изучению, либо непосредственно сам объект. Респонденты получают чистый лист бумаги и пишущие принадлежности. На выполнение отводится 3-5 минут.

2) Перед началом проведения нужно предупредить, что художественные способности респондентов не оцениваются, не существует каких-либо жестких правил, участники могут вести себя свободно и не бояться сделать что-нибудь не так

3) Необходимо четко и правильно объяснить задание

4) Не выказывать свою оценку рисунку (вербально или невербально) во время групповой дискуссии.

Важны правилом применения рисуночных методик является получение комментариев к рисунку от самого респондента. В противном случае данные могут быть интерпретированы неверно, исходя из собственных представлений исследователя.

(Гуреев С.В.)

Метод «кейс-стади»

Кейс-стади – интегрированная исследовательская стратегия, в рамках которой последовательно используются несколько качественных методов для изучения одного объекта (случая, события, организации, социальной или субкультурной общности). Стратегия кейс-стади ориентирована на всестороннее описание выбранного объекта, которое предусматривает выделение его структурных элементов, фиксацию особенностей их взаимодействий. На этой основе проводится анализ факторов функционирования объекта и выдвигается объяснение его состояния и прогноз дальнейшего развития. Такая стратегия активно и широко используется в современных экономических исследованиях и в бизнес- образовании, нацеленных на достижение понимания типичных практических проблем и эффективных алгоритмов их решения.

В эмпирической социологии стратегия кейс-стади применяется преимущественно для изучения особенностей существования корпоративных организаций; замкнутых сообществ и социальных групп (религиозных сект, субкультурных общностей, закрытых или территориально удаленных поселений и пр.); локальных культурных, гендерных и поколенческих феноменов. При этом четко фиксируются временные и пространственные границы исследуемого объекта.

Кейс-стади требует тщательно проработанной программы исследования, в которой определяются его этапы и согласовываются применяемые методики. Как правило, наиболее часто используются различные виды наблюдения, конверсационный анализ, нарративное и глубинное интервью, анализ документов, текстов и визуальных материалов. Все результаты работы следует тщательно документировать.

Нужно учитывать, что кейс-стади как качественная стратегия предполагает условия сбора данных в реальных, естественных условиях. Поэтому социолог должен быть особенно внимателен к деталям и контексту всех исследовательских процедур, которые могут оказать влияние на получение данных. Именно эти обстоятельства обуславливают существенные профессиональные риски использования кейс-стади. Необходимо исключить сложившиеся повседневные стереотипы и предубеждения самого исследователя. Для того, чтобы избежать или существенно снизить подобный исследовательский субъективизм. Укрепить надежность полученных с помощью кейс-стади данных, необходимо использовать триангуляционные процедуры. Такой подход позволяет соотнести полученные сведения о единичном объекте с информацией из различных источников об изучаемом явлении в целом с тем, чтобы понять, как в уникальном реализуется социально типичное.

 

Отраслевая социология

57.Реклама: виды и современные особенности.

В рамках социологии успели заявить о себе исследования, анализировавшие рекламу в русле традиционных социальных подходов (социально-исторического, ролевого, структурно-функционального).

РЕКЛАМА - в традиционном понимании - одно из маркетинговых средств, призванных стимулировать сбыт продукции. В этом контексте Реклама определяется как деятельность (обычно оплачиваемая) по передаче имеющих характер убеждения информационных сообщений о каких-либо товарах, услугах с помощью СМИ. С момента возникновения массового производства - не только простое информирование широкого круга людей, но и проведение культурно-идеологической обработки населения с тем, чтобы оно как можно более глубоко осваивало ценности и порядок массового потребления и тем самым решало проблему сбыта излишков товаров.

Бурное развитие рекламной практики во второй половине 20 в. вызвало к жизни большое количество соответствующих прикладных исследований. Речь шла прежде всего о разнообразных психологических исследованиях, имеющих целью способствовать возникновению новых и совершенствованию старых рекламных технологий (благодаря им появились, например, популярные модель AIDA, теория минимальной привязанности, уникального торгового предложения (УТП), имиджа, теория потребностей и мотивов и др. Также достаточно широкое распространение получили околосоциологические исследования Р. маркетингового плана. Но на их фоне отмечается пробуждение и собственно теоретического интереса к вопросам Р.

 

Соц. рекламы - отраслевая социологическая дисциплина, изучающая взаимосвязь и взаимодействие между рекламной и социальной жизнедеятельностью людей с точки зрения соц. институтов, соц. организаций, соц. отношений группового поведения. Частная соц.т.: совокупность логически связанных теоретических понятий и суждений, описывающих рекламирование как устойчивый интегрированный процесс; также включает приемы и методы исследования рекламного процесса и его места в социуме, прикладную технологию проведения предварительных, текущих и послерекламных социологических исследований.

Объект соц. рекламы: 1) Р. как социальный институт, 2) как форма идеологии 3) как единство коммерческой политической и соц. рекламы 4) как профессия 5) как социальная технология 6) как семиотический аспект рекламного сообщения 7) как форма иррационального управления 8) как иллюзия, миф, празднество 9) как коммуникативный и психотерапевтический акт.

Предмет социологии рекламы – свойства и особенности соц. жизни, соц. взаимодействий, обусловленные рекламой, а также свойства и особенности рекламы, обусловленные соц. жизнью и взаимодействиями (# как изменяются установки и поведение людей под влиянием рекламы).

 

Существуют два разных интеллектуальных пространства, которые можно обозначить понятием «социология рекламы». Первое связано с анализом функционирования рекламы как общественного института. Второе - с использованием социологических методов сбора и обработки информации для рекламного бизнеса, современной рекламной индустрии. В первом случае объектом исследования выступает реклама как институт современного общества. Во втором - как правило, исследуется поведение людей с целью повышения эффективности рекламного воздействия. Если в первом случае мы имеем «рекламу в социологии», то во втором скорее нужно говорить о «социологию в рекламе».

 

Главной проблемой социологии рекламы выступает влияние рекламы на общественную систему в социетальном восприятии и влияние общественной системы на рекламу в конкретно историческом аспекте.

Второй блок проблем, который тесно связан с первым, возникает в связи с влиянием рекламы на отдельные институты общества и воздействием этих институтов на различные виды рекламной деятельности.

Третий блок проблем связан с влиянием рекламы на отдельные общественные процессы.

Четвертый блок проблем можно описать с помощью понятий «ментальность», «национальный характер», «рекламно-культурные стереотипы», «отечественная реклама», «зарубежная реклама».

 

Характер исследований в области социологии рекламы: 1) Замеры эффективности рекламы (наружка); 2) Претестинг креатива; 3) Определение оптимального канала рекламирования; 4) Оценка адресной программы; 5) Изучение специфики восприятия рекламного сообщения представителями целевой аудитории.

Исследования в области маркетинга: 1) Сегментация рынков 2) Определение степени популярности (знания)бренда; 3)Оптимизация функционирования предприятий и отдельных подразделений 4) Изучение особенностей работы конкурентов 5) Определение оптимальной стоимости товара или услуги 6) Определение или коррекция позиционирования компании или бренда на соответствующем рынке.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.