Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социологическое исследование как способ продвижение товаров и услуг.





 

Социологические исследования.

В рекламе обычно встречаются социологические исследования двух типов: маркетинговые исследования, собирающие разнообразную информацию о рынке, которая может быть использована в разработке рекламной кампании, и исследования эффективности рекламных кампаний (внедрения). В обеих группах исследований применяются преимущественно методы масштабных опросов (личное интервью, телефонный опрос, анкетирование).

Сила социологических исследований в том, что они способны охватить большие выборки людей и достаточно точно определить, до какого количества людей дошла та или иная реклама. Они в состоянии дать точный ответ на конкретно поставленный вопрос о том, насколько широкую аудиторию удалось охватить данной рекламной кампанией и, иногда, понравилась реклама или нет. Но их недостатки являются продолжением их достоинств. Во-первых, социологические опросы всегда запаздывают, их можно проводить уже только после того, как рекламная кампания прошла, хотя бы экспериментальная кампания, на ограниченном регионе. Во-вторых, в рамках социологического вопроса очень сложно выявить, что именно из содержания рекламы дошло до потребителя и какой эффект вызвало - разве что в самых общих чертах, и то это делают редко. В-третьих, они требуют большой выборки, солидной организации (не каждой фирме под силу полноценные социологические опросы даже при наличии квалифицированных специалистов и, естественно, дороги (хотя все равно окупаются при их профессиональной организации).

Слабость социологических методов в том, что они работают с такой реальностью, как мнения. При этом на рекламном рынке исследователи редко затрагивают базовые, глубинные убеждения. Как правило, социологические исследования в рекламе занимаются изучением мнений по достаточно конкретным, ситуативным и не сильно затрагивающим людей вопросам. Эти мнения довольно зыбки, поверхностны. Они, во-первых, часто меняются, во-вторых, они различаются в разных группах людей, у разных выборок в зависимости от многих факторов. Поэтому для того, чтобы получить более или менее точную, достоверную картину, требуется очень большая и тщательно выверенная выборка, составленная на основании жестких критериев и специального алгоритма. Но и это часто не помогает. Надежность результатов во многом определяется природой того мнения, о котором мы расспрашиваем наших респондентов. Если мы спрашиваем о чем-то, по поводу чего их мнение заведомо сложилось, мы получим весьма достоверные результаты. Но если у них нет "готового" мнения по задаваемым нами вопросам, и они сочиняют это "мнение" непосредственно в момент опроса, полагаться на такие результаты рискованно.

Изучение мнений - неблагодарное занятие не только потому, что мнения неустойчивы и зависят от множества факторов. Проблема в том, что люди не всегда руководствуются своими мнениями, даже если они есть. То, что люди сообщают интервьюеру, нередко имеет весьма отдаленное отношение к тому, как они реально действуют в ситуации выбора.



 

 

74. Социология труда: основные понятия, структура и проблемы.

 

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА —специальная социологическая теория, содержание которой - законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. Социология трудаотраслевая дисциплина, изучающая возможности работника, условия их реализации, пути согласования личных и общественных интересов в процессе трудовой деятельности (Ж.Т. Тощенко).

Труд –сознательная целенаправленная деятельность по производству мат. и дух. благ, способных удовлетворить потребности человека. Труд рассматривается в социологии как: основа материального обеспечения, основа жизнедеятельности, удовлетворение потребностей, одна из основных ценностей человека, основа межличностных взаимоотношений. Социальные взаимодействия в сфере труда – это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии.

К основным категориям, которыми оперирует социология труда, относятся содержание труда (виды совершаемых трудовых операций), характер труда (отношение работника к разл. видам трудовой деят-ти), структура и виды труда, удовлетворенность трудом. Общественные функции труда:1.Способ удовлетворения человеческих потребностей. 2.Источник общественного богатства. 3.Развитие личности. 4.Движущая сила общественного прогресса. 5.Творец человека на протяжении всей истории человечества. 6.Статусная дифференциация.

С.т. изучают Ядов, Здравомыслов, Цветкова, Тощенко и т.д. Тейлор – экономический и технологический человек, Форд – профессиональный человек, Файоль – социально-биологический человек (основные теории).

Предметом СТкак специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда. Цель СТ – это исследование социальных явлений, процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Функции СТ: информационная (обеспечение управленческих структур общ-ва соц. инф-ей о ситуации на предприятии, в отрасли), познавательная (изучение закономерностей соц-труд отношений, создание теории менеджмента), описательная (публикация результатов соц. исслед.), образовательная (расширение научных знаний, представлений о механизмах процесса труда), прогностическая (следить с пом-ю исслед за тенденциями в изменении соц-трудовых отношений, предвидеть развитие негативных тенденций), превращающая (разработка на основе данных соц. диагностики состояния труд. отношений эффективных соц. технологий для развития соц. Резервов).

 

Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой – законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. Она раскрывает специфику общественного труда как социального процесса и совокупность факторов, влияющих на этот процесс.

труд как социально-экономический процесс и подсистему (сферу) общества во всем многообразии его связей с политическими, юридическими и идеологическими институтами; в ней связаны теория и практика социального управления трудовой деятельностью людей, фундаментальные и прикладные исследования условий, тенденций и последствий научно-технического прогресса, социальных и экономических проблем развития общественного труда.

Основные теории социологии труда: 1) Ранний период: Тейлор, Форд, Черч, Эмерсон, Керженцев, Гастев, Струмилин — осмысление и применение таких резервов труда, которые условно можно назвать социально-экономическими — проблемы организации и стимулирования труда, его условия, профессиональная подготовка работника.

2) В 1920-1930-х годах возникли теоретические концепции и практические меры по использованию более глубоких, латентных резервов – личностных ресурсов;внимание к факторам, скрытым в самом работнике; Мейо, Маслоу, Херцбергом, Макгрегором, Ротлизбергом, а русскими – Кабо, Бехтеревым, Уманским: повышение эффективности и производительности труда зависит от создания благоприятной социально-психологической атмосферы на предприятии, эффективного построения взаимоотношений между коллегами, между работником и его непосредственны руководителем, между работником и администрацией.

3) В 1930-е гг. было обращено внимание на творческие и гражданские резервы труда, которые в определенном смысле соединяли достижения первого и второго периодов, объективные условия и субъективные факторы и направляли усилия на исследование инициативы и активности. Дарендорф, Гидденс, Булгаков.

4) Современные социологи труда - Дарендорф, Гидденс, Турен, Зиберт, Ланг и др.; пытались более системно, всесторонне учесть достижения предшествующих поколений социологов и в то же время предложить видение новых проблем социологии труда. К ним можно отнести идеи индивидуализации труда, организационной и корпоративной культуры, трудовой деятельностив условиях высоких технологий.

1) Экономический человек. (Тейлор) главной задачей управления производством является обеспечение максимальной прибыли в органическом единстве с максимальным благосостоянием каждого занятого на предприятии работника. Сущность экономического человека раскрывается через две группы факторов: социологических и социально-экономических. К первым относится стимул труда – важное звено в функционировании любой производственной организации. Ее руководители всегда предлагают определенный набор благ, которые становятся внешними побудителями к труду. Мотив труда - наиболее активные и значимые потребности для человека, которыми он руководствуется в своей производственной жизни. Мотивация труда характеризует отношение человека к труду. Социально-экономические факторы: оплата труда, прожиточный минимум, потребительская корзина. Основные положения: 1. Выполнять больший объем работы за большую заработанную плату. 2. Выполнять ту же и даже большую работу за более короткое время. 3. Дифференциация в оплате труда, побуждая работника к получению более высокой оплаты. 4. Оплата хорошей, высококвалифицированной работы, а не любой работы. 5. «Вредно, как недоплачивать, так и переплачивать за работу». 6. Значительная роль руководителя производства и менеджера.

2) Технологический человек. Перед теорией и социальной практикой открылась еще одна грань социальных резервов человеческого труда – его разумная и рациональная, нормальная (научная) организация труда. Выяснилось, что не все работники одинаково реагируют на стимулирующие факторы, а сам стимулирующий эффект имеет ограниченный срок действия.

Суть «технологического человека» заключается в том, чтобы контролировать методы работы, обеспечить конкретизацию требований рациональной организации деятельности каждого из участников производственного процесса.

3)«Профессиональный человек».По мнению Форда, необходимо дать работнику не только достойную оплату труда, не только указать ему метод работы, но и дать знания техники, технологии, превратить их в умения, навыки, практические действия. Эта концепция была обоснована в 1910-е гг. Согласно ей, профессиональная подготовка зависит от личных усилий, от стремления человека овладеть профессией. Причем если овладение технологией вело к рационализации организации труда (технологическому человеку), то овладение техникой означало углубление профессионального разделения труда.

4) «Социально-биологический человек».К 20-х гг. 20 в. Уже достаточно сформировалось представление о работнике как элементе процесса производства, на который значительным образом влияют практически все без исключения факторы производственной среды: шум, вибрация, температура, влажность, освещение, загазованность, окраска помещений и оборудования. А.Файоль (1841-1925), С.Г. Струмилин (1877 - 1974), В.С. Немчинов (1894 – 1964) и др.

Очевидные факторы, воздействующие на физиологические способности работников: освещенность, температура, «чистая», «грязная» или вредная работа.

Санитарно-гигиенические факторы: загазованность, вибрация, возможность простудных заболеваний.

5)«Социально-психологический человек».Осознание работника как социально-психологического явления связано с именем Э.Мейо, который выявил, что увеличение производительности труда может быть достигнута, если будут налажены благоприятные взаимоотношения в первичной производственной ячейке: между коллегами, с руководителем. Выявлено влияние непроизводственных факторов на производительность труда. Поставлен вопрос об оптимальном размере первичной производственной организации (7-15 человек)

6) «Конфликтующий человек».В 1920-е гг. поменялось отношение к конфликту на производстве. Ученые и управленцы стали исходить из следующих посылок: 1) конфликт – неизбежный, естественный спутник развития производства; 2) он несет в себе не только негативный, но и позитивный заряд; 3) конфликтом можно управлять, ослабляя негативные последствия и усиливая позитивные. Работодатели постепенно поняли, что конфликты можно направить в необходимое русло развития событий. В это время были приняты осознанные меры по преодолению, предупреждению, предотвращению конфликтов (снятие руководителя с должности, повышение оплаты труда, метод «козла отпущения»)

7) «Социально-бытовой человек».В 60-70 гг. 20 в. стала использоваться следующая разработка социологии руда: было установлено, что на поведение работника, на эффективность и результативность его труда влияют не только производственные, но и внепроизводственные условия и факторы (в сфере быта и отдыха в свободное время). Отсюда, социальные пакеты, транспорт для работников, базы отдыха, семейные формы отдыха, детские учреждения, решение жилищных проблем «система кафетерия», связь с пенсионерами и т. д.

 

 

Тощенко Ж.Т.: Этапы: Предтече. Донаучный этап (до конца XIX века) – социологические идеи – истоки научных идей. Аристотель, Платон, Сократ. Качественный период исследований (1980-1930) «Соц-экономич резервы». Преобразование общества, буржуазные революции, чел. как субъект (Тейлор). Социально-личностные резервы (1.Соц-психол-й чел. (1930-е): соц-психологические отношения в трудовых коллективах. Понятие «соц-психол-й климат». 2.Конфликтный чел. (1930-е): разрешение соц. конфликтов. 3.Соц-бытовой чел. (1960-е): соц. и производственная инфраструктура.) Творческие, гражданские резервы (1.Управляющий чел. (с конца 1930-х): соучастие работников в сфере труда. 2.Творческий чел. (с 1950-х-60-х): участие в техническом творчестве). Системно-социальные резервы (1.Соц-полит человек (с 1970-х): участие в политике как гражданина, 2.Системный чел. (с 1970-х-80-х): корпоративная техническая культура; авангардные технологии).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.