Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ





Р.С. НЕМОВ

 

ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации

в качестве учебника для студентов вузов,

обучающихся по специальности «Психология»

 

 

Москва

 

 


 

Рецензенты:

академик РАО, декан факультета психологии МГУ, профессор ЕА. Климов;

доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ А.И. Подольский;

доктор психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии Комсомольска-на-Амуре педагогического института Л.В. Яссман

Немов Р. С.

Н50 Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.

ISBN 5-691-00268-6.

Книга является первым издаваемым в нашей стране вузовским учебником по психологическому консультированию и соответствует курсу по данной дисциплине, на базе которой готовят практических психологов. Учебник написан на современном научном уровне и обеспечен необходимым методическим материалом.

ББК 88.4

 

© Немов Р.С., 1999

© «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 1999

© Серийное оформление.

ISBN 5-691-00268-6. Художник Токарев Ю.В., 1999


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Психологическое консультирование – это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Она, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта и они необходимы.

Знания в области психологического консультирования являются обязательными не только для тех, кто собирается стать практическими психологами, но также для социальных работников и дефектологов (профессионалов в сфере специальной психологии).

Без психологического консультирования сейчас не обходится ни одна программа вузовской подготовки указанных специалистов, и есть веские основания ожидать, что в ближайшем будущем, когда по числу психологов, занимающихся практикой, наша страна приблизится к наиболее развитым странам мира, таких специалистов в вузах начнут готовить целенаправленно именно как психологов-консультантов.

Значительное количество психологов с высшим психологическим образованием, подготовленных за последние годы в различных вузах России, испытывает острую потребность в пополнении своих знаний в области психологического консультирования, но эта потребность до сих пор еще не полностью удовлетворена.

Одна из наиболее веских причин такого состояния дел заключается, на наш взгляд, в том, что до сих пор в Российской Федерации не был опубликован ни один вузовский учебник по психологическому консультированию. Данная книга, как надеется ее автор, в какой-то степени сможет восполнить этот пробел.

Как базовый учебник по психологическому консультированию для высших учебных заведений, готовящих на государственной основе практических психологов, эта книга имеет многоцелевое назначение.

Она, во-первых, может служить учебным пособием для тех, кто еще только собирается стать психологом-практиком, социальным работником или специальным психологом (дефектологом) и должен изучить психологическое консультирование как одну из обязательных дисциплин.

Во-вторых, эта книга, несомненно, будет полезна тем, кто уже работает практическим психологом и занимается психологическим консультированием. В ней содержится немало ценных, практически полезных советов и для неплохо знающих свое дело специалистов.

В-третьих, она может сыграть полезную роль в самообразовании для тех, кто просто интересуется практической психологией как системой знаний и умений, полезной человеку в повседневной жизни. Иногда по разным причинам нет реальной возможности обратиться за помощью к профессиональному психологу-консультанту, и приходится такую психологическую помощь своим близким оказывать самим.

В книге читатель найдет основные, последовательно и доступно изложенные сведения о том, что такое психологическое консультирование, как оно организуется и проводится. Здесь дается большое количество примеров и практически полезных советов по поводу того, как вести психологическое консультирование, направленное на решение многих типичных проблем, с которыми люди сталкиваются в своей повседневной жизни.

Для того чтобы данная книга отвечала своей задаче и удовлетворяла все обозначенные выше запросы, автор не только сделал ее информационно насыщенной, но и снабдил необходимым для студентов и преподавателей учебно-методическим аппаратом. Читатель здесь найдет контрольные вопросы, помещенные в начале глав, упражнения, практические задания, ключевые понятия, представленные в конце каждой главы, а также терминологический словарь, программу по психологическому консультированию и краткий список дополнительной литературы для самостоятельного чтения и повышения квалификации в области психологического консультирования, помещенный в конце программы. В той же программе представлен учебный план курса «Психологическое консультирование», расписанный для разных форм обучения: очной, очно-заочной и заочной.

Основное назначение контрольных вопросов, с которых начинается каждая из двадцати основных глав учебника, состоит в том, что они являются:

• предварительным ориентиром для читателя в содержании соответствующей главы,

• развернутым планом изложения материала для преподавателя,

• источником вопросов, которые можно ставить и обсуждать на семинарских занятиях со студентами,

• средством самоконтроля за усвоением соответствующего материала.

Цель упражнений заключается в том, чтобы повторить и закрепить теоретические знания, изложенные в соответствующей главе, а назначение практических заданий – перевести полученные и закрепленные в сознании учащегося знания в конкретные, практические умения и навыки.

Назначение перечня ключевых понятий, завершающих каждую главу, состоит в том, чтобы обратить внимание читателей на то новое и основное, что они должны знать и уметь делать после изучения материала, изложенного в соответствующей главе учебника, а также – перед сдачей зачетов и экзаменов – помочь им восстановить в памяти встречающиеся в тексте научные понятия.

Преподавателю курса «Психологическое консультирование» рекомендуется прежде всего обращать внимание студентов на контрольные вопросы, чтобы они заранее могли знать, хорошо представлять себе, какие сведения они смогут получить при изучении соответствующей главы.

Обширный терминологический словарь, включающий в себя развернутые определения около 430 терминов, играет в учебнике весьма важную и, вместе с тем, не вполне привычную для словарей роль. Он, во-первых, содержит определения основных научных терминов, встречающихся в тексте учебника. Во-вторых, в нем немало слов и словосочетаний, которые, строго говоря, не являются научными терминами.

Этот словарь представляет собой своеобразный, соединенный с обычным толковым словарем, предметный указатель, предназначенный не только для общей ориентировки читателя в обсуждаемых в учебнике проблемах и вопросах, но и для того, чтобы студент, не перелистывая в обратном порядке учебник, смог быстро вспомнить определения основных понятий, связанных с теорией и практикой проведения психологического консультирования.

Как учебный курс психологическое консультирование предполагает три вида занятий: лекционные, семинарские и практические. Материалом для лекций является основное содержание глав учебника.

Имеющиеся в конце глав упражнения рекомендуется выполнять сразу после лекций или непосредственно на семинарских занятиях, а практические задания – самостоятельно или на практических занятиях, если таковые включены в программу обучения.

Желательно также, чтобы те, кто изучает данную дисциплину и в будущем собирается заниматься самостоятельной консультационной практикой, сдавали отдельный зачет по выполнению практических заданий к каждой главе.

Для того чтобы читатель, еще не знакомый с содержанием данного учебника, мог заранее его представить в целом и намного подробнее, чем это сделано в оглавлении, достаточно обратиться к учебному плану и программе, имеющимся в последней главе.

План и программа полностью соответствуют тексту учебника, содержанию его отдельных глав и параграфов (в программе они выделены специальными заголовками и шрифтами).

Ключевые слова, помещенные в конце глав учебника, для удобства пользования ими также разделены на группы, каждая из которых образует отдельный абзац. Такие группы слов соответствуют содержанию отдельных параграфов текущей главы учебника.

Психологическое консультирование как область практики включает в себя глубокое и разностороннее психологическое изучение клиентов. Для этого необходимо знать и уметь пользоваться разнообразными психологическими методиками и тестами.

Достаточный для практического психолога-консультанта минимальный набор таких методик и тестов имеется в книге: Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений (М.: Владос, 1998). На эту книгу мы будем постоянно ссылаться в новом учебнике, особенно в главах, посвященных применению психологического тестирования в практике проведения психологического консультирования. Поэтому ее рекомендуется иметь и использовать вместе с учебником и обращаться к ее материалам для более обстоятельного знакомства с необходимыми для психолога-консультанта психологическими методиками и тестами.

Есть еще одна особенность этого учебника, на которую заранее хотелось бы обратить внимание читателя. Это – советы и рекомендации известных в мире практических психологов начинающим свою профессиональную деятельность психологам-консультантам. Они специально подобраны автором и в систематизированном виде помещены в самом конце данной книги в виде отдельной, завершающей ее, главы.

Чаще обращайтесь к этой части текста, в особенности тогда, когда вы приступаете к практическому проведению психологического консультирования.

Автор будет признателен всем, и прежде всего своим коллегам, за отзывы на учебник, за любые, в том числе критические, замечания, советы и рекомендации. Их можно адресовать непосредственно автору учебника или направлять в издательство.

Упражнения

Если у вас еще нет собственного опыта проведения психологического консультирования, то выполните, пожалуйста, следующие задания:

1. Определите, каким из видов психологического консультирования вам хотелось бы заниматься больше всего. Чем вызвано такое ваше желание?

2. На что в первую очередь необходимо обратить внимание для того, чтобы ваше первое психологическое консультирование оказалось достаточно результативным?

Практические задания

Если у вас уже имеется личный опыт проведения психологического консультирования, то выполните, пожалуйста, следующие два задания:

1. Вспомните, с какими проблемами к вам за консультацией обращались клиенты в течение двух последних месяцев.

2. В соответствии с приведенной в данной главе классификацией установите, какими по своим индивидуальным психологическим особенностям чаще всего оказывались те люди, которые обращались к вам за консультацией. Попробуйте объяснить, почему именно эти люди и именно к вам обратились за психологической помощью.

Ключевые слова

Психологическое консультирование. Психолог-консультант. Клиент. Место проведения психологической консультации. Время проведения психологического консультирования. Количество встреч психолога-консультанта с клиентом.

Зона повышенного риска. Жизненные неудачи. Эмоциональные отклонения. Разочарование. Фрустрация. Тяжелый период жизни. Состояние душевного расстройства. Моральная поддержка. Профессиональный долг психолога-консультанта.

Индивидуальная и групповая психотерапия. Коррекционная работа. Частота, непрерывность и длительность контактов психолога-консультанта с клиентом. Активность психолога-консультанта и клиента в процессе проведения консультирования. Ответственность психолога-консультанта и клиента за результаты консультирования.

Цели психологического консультирования. Задачи психологического консультирования. Оперативная помощь клиенту. Житейский совет. Здравый смысл. Перманентная психологическая проблема. Временное решение проблемы клиента. Неуверенность клиента в себе. Профессиональная и моральная поддержка клиента со стороны психолога-консультанта. Прояснение проблемы клиента. Проблемное информирование клиента. Изучение личности клиента психологом-консультантом. Формулирование психологом-консультантом рекомендаций клиенту. Оказание текущей помощи клиенту со стороны психолога-консультанта. Профилактическая работа психолога-консультанта с клиентом. Психолого-просветительское информирование клиента.

Виды психологического консультирования. Интимно-личностное консультирование. Фобии. Психогенные заболевания. Семейное психологическое консультирование. Психолого-педагогическое консультирование. Деловое психологическое консультирование.

Результативность психологического консультирования. Реальность проблемы клиента. Обстановка психологического консультирования. Конфиденциальность консультирования.

 

Упражнения

1. Попробуйте определить, есть ли у вас персональные, личностные качества, которые необходимы хорошо профессионально подготовленному психологу-консультанту.

2. Дайте своему ответу на предыдущий вопрос развернутое аргументированное объяснение, обратив особое внимание на то, чего вам в данный момент еще не хватает для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом.

Практические задания

1. Если у вас имеется такая возможность, то внимательно понаблюдайте за работой какого-либо хорошо вам знакомого психолога-консультанта. Определите, в какой степени он сам в процессе консультирования соблюдает основные положения этического кодекса практического психолога.

2. Сообщите ему о своих наблюдениях и обсудите с ним результаты этих наблюдений.

3. Сформулируйте для себя самого практические выводы из результатов проведенного наблюдения.

Ключевые слова

Общее высшее образование. Специальное высшее психологическое научное и практическое образование. Профессиональные качества психолога-консультанта. Персональные (личностные) качества психолога-консультанта.

Профессиональные требования, предъявляемые к работе психолога-консультанта. Моральные требования, предъявляемые к поведению психолога-консультанта. Кодекс профессиональной этики практического психолога. Ответственность психолога-консультанта перед клиентом.

Стратегия психологического консультирования (в рекомендациях психолога-консультанта клиенту). Исповедь клиента. Теоретическая ориентация психолога-консультанта. Ограниченность возможностей психолога-консультанта. Мотивация (собственные интересы) клиента. Альтернативные способы поведения клиента. Различные (альтернативные) психотерапевтические подходы. Интерперсональные личностные качества. Эмпатия. Открытость. Доброжелательность. Безоценочное отношение психолога-консультанта к клиенту. Психологическая дистанция между психологом-консультантом и клиентом. Конструктивный подход к консультированию. Обстановка (ситуация) консультирования. Оптимальные условия консультирования.

Специальные требования, предъявляемые к психологическому консультированию. Психологическая травма. Законы формирования семьи и семейной жизни. Правила проведения психологического консультирования по семейным вопросам. Психологическая совместимость членов семьи. Психолого-педагогическое консультирование. Системное (многоканальное) консультирование. Принцип «здесь и теперь». Деловой подход к психологическому консультированию.

 

Упражнения

1. Определите, есть ли у вас те знания и умения, которые необходимы психологу-консультанту в работе.

2. Установите, каких психологических качеств, знаний и умений вам не хватает для того, чтобы стать высококвалифицированным консультантом-психологом.

3. С учетом ответов на сформулированные выше вопросы наметьте конкретный план повышения своей профессиональной квалификации в качестве психолога-консультанта.

Практические задания

1. Определите для себя перечень психологических дисциплин, которые необходимо изучить для того, чтобы стать высококвалифицированным консультантом-психологом.

2. Установите совокупность методов практического психологического воздействия на клиентов, которые вам как будущему психологу-консультанту желательно освоить.

Ключевые слова

Супервизор.

Профессиональная подготовка психолога-консультанта. Общая психология. Психология развития. Социальная психология. Психофизиология. История психологии. Медицинская психология. Психология семьи. Психология управления. Экономическая психология. Психодиагностика. Психокорреция. Психотерапия.

 

Упражнения

1. Вспомните, какие факторы следует принимать в расчет, практически решая вопрос о создании психологической консультации.

2. Припомните все, что необходимо учитывать, выбирая место для размещения психологической консультации и подбирая кадры для работы в ней.

3. Назовите основные факторы, обусловливающие оптимальный режим работы психологической консультации и распределение обязанностей между ее сотрудниками.

4. Вспомните основания, исходя из которых определяется индивидуальный режим работы каждого психолога-консультанта.

5. Что лично вам следовало бы сделать для того, чтобы полностью соответствовать своей роли в работе, например медико-психологической или судебно-психологической экспертной комиссии?

Практические задания

1. Предположим, что вам приходится практически решать вопрос о том, стоит или не стоит создавать новую психологическую консультацию. Примите решение и обоснуйте его.

2. Допустим, что, выполнив указанное выше задание, вы приняли положительное решение о необходимости создания новой психологической консультации. Постарайтесь теперь определить подходящее место для ее размещения и обоснуйте свой выбор.

3. Представьте себе, что теперь вам необходимо подобрать кадры для работы в созданной вами психологической консультации, определить наиболее удобный режим ее работы как для клиентов, так и для работников консультации. Примите решение по этим вопросам и объясните его.

4. Допустим, что для созданной вами новой психологической консультации нужно теперь подобрать вспомогательный персонал. Решите и эту задачу и дайте обоснование своему решению.

Ключевые слова

Психологическая служба.

Внешний режим работы психологической консультации. Внутренний режим работы психологической консультации. Индивидуальный режим работы консультанта-психолога.

Медико-психологическая экспертиза. Судебно-психологическая экспертиза. Психолого-педагогическая экспертиза.

Вспомогательный персонал психологической консультации. Секретарь-референт психолога-консультанта. Лаборант-помощник психолога-консультанта.

 

Упражнения

1. Что вы как практикующий психолог-консультант будете делать на каждом из пяти этапов психологического консультирования?

2. Допустим, что вы как психолог-консультант встречаете в помещении психологической консультации клиента. Проведите процедуру встречи клиента с кем-либо, вспомнив и использовав все, что в этом случае должен делать хорошо подготовленный психолог-консультант.

3. Предположим, что вы уже встретили клиента в психологической консультации и проводили его на свое место. Выполните да

лее все те практические действия, которые следует предпринять психологу-консультанту до начала исповеди клиента, включив в частности в эти действия процедуру снятия психологических барьеров у клиента, процедуру его общего эмоционального настроя на психологическую консультацию.

4. Предположим, что исповедь вашего клиента уже началась. Продемонстрируйте на практике процедуру эмпатического слушания клиента. Покажите, как работает процедура активизации памяти и мышления клиента, процедура подкрепления (поддержки) клиента, процедура прояснения мысли клиента.

5. Допустим, что клиент завершил свою исповедь и вам как психологу-консультанту предстоит определить суть его проблемы, а также найти вместе с клиентом ее оптимальное решение. Покажите на практике, как работает процедура убеждения клиента, как исполняется процедура разъяснения мысли психолога-консультанта клиенту. Продемонстрируйте в диалоге с клиентом процедуры поиска взаимоприемлемого решения и процедуру уточнения деталей принятого решения.

6. Предположим, что проводимая вами психологическая консультация уже близится к концу и решение проблемы, волнующей клиента, уже найдено. Покажите практически, как работает заключительная процедура психологического консультирования – вселение в клиента уверенности в том, что его проблема обязательно будет успешно решена.

Практические задания

1. Представьте себе, что вы вновь создаете психологическую консультацию и вам необходимо практически организовать ее работу. С чего вы начнете это делать? Какие шаги последуют дальше? Опишите и объясните необходимость каждого из планируемых вами шагов.

2. Расчертите лист по форме регистрационного журнала психологической консультации. Впишите в него данные о двух-трех потенциальных клиентах.

3. Подготовьте и заполните две-три индивидуальные карточки клиента. Внесите в них данные о двух-трех потенциальных клиентах.

Примечание: последние два задания лучше всего выполнять, выступая в роли реального помощника практически действующего психолога-консультанта.

4. Наблюдая за работой достаточно опытного психолога-консультанта, определите, какие из известных вам процедур он применяет в общении с клиентами. Опишите эти процедуры подробнее.

5. Взяв на себя роль психолога-консультанта, начните беседу с клиентом, который только что пришел в психологическую консультацию.

Ключевые слова

Подготовка к проведению психологического консультирования. Невербальное поведение. Неформальная обстановка общения психолога-консультанта и клиента. Психологическое тестирование клиента. Регистрационный журнал психологической консультации. Картотека клиентов.

Этапы психологического консультирования. Подготовительный этап психологического консультирования. Настроечный этап психологического консультирования. Психодиагностический этап психологического консультирования. Рекомендательный этап психологического консультирования. Контрольный этап психологического консультирования.

Процедура психологического консультирования. Процедура встречи клиента в психологической консультации. Процедура активизации памяти и мышления клиента. Процедура эмпатического слушания клиента. Процедура общего эмоционально-положительного настроя клиента на участие в психологическом консультировании. Процедура подкрепления (психологической поддержки) клиента. Процедура убеждения клиента. Процедура разъяснения мысли психолога-консультанта клиенту. Процедура совместного поиска психологом-консультантом и клиентом взаимно приемлемого решения. Процедура уточнения деталей принятого решения. Процедура вселения в клиента уверенности в том, что его проблема будет решена.

 

Начало беседы с клиентом

 

Техника, относящаяся к началу беседы с клиентом, включает в себя приемы, которые может использовать психолог-консультант, лично знакомясь с клиентом и приступая к детальному выяснению его проблемы.

Встретившись лицом к лицу с клиентом после того, как он занял свое место и удобно расположился, психолог-консультант, с внимательным и доброжелательным выражением лица (возможно, улыбнувшись клиенту), может обратиться к нему с такими, например, словами:

«Я рад видеть вас здесь. Хорошо, что вы обратились к нам. Я надеюсь, что наш разговор, наша совместная работа будет приятным и полезным делом как для вас, так и для меня. Прежде всего давайте познакомимся поближе...»

Далее психолог-консультант представляется клиенту, называя, свое имя и отчество, и просит клиента рассказать о себе.

К клиенту, в свою очередь, можно далее обратиться с такими вопросами: «А как вас зовут?» (Если имя клиента заранее не было известно психологу-консультанту.) «Что вас к нам привело?» «Какие проблемы вас волнуют?»

После этого психолог-консультант обычно делает паузу в беседе с клиентом, необходимую для того, чтобы предоставить клиенту возможность собраться с мыслями и обстоятельно ответить на поставленные перед ним вопросы.

Если пауза затягивается и клиент затрудняется ответить на заданные ему вопросы, волнуется или, начав разговор, вдруг прерывает его, то психологу-консультанту не рекомендуется сразу же вмешиваться в сложившуюся ситуацию. Консультанту в этом случае лучше терпеливо и доброжелательно ждать, пока клиент сам не продолжит разговор.

Если же пауза затягивается слишком надолго и становится ясно, что клиент попал в затруднительное положение, не знает, что говорить дальше, то психологу-консультанту рекомендуется самому обратиться к клиенту, воспользовавшись, например, репликами следующего типа:

«Я вас внимательно слушаю, продолжайте, пожалуйста». «Для нашей с вами плодотворной работы мне лично очень интересно все то, о чем вы говорили, продолжайте, пожалуйста».

Если и после этого клиент будет молчать, то психолог-консультант может его спросить: «Объясните, пожалуйста, почему вы молчите? Может быть, что-то мешает вам говорить? Давайте обсудим это, и я постараюсь вам помочь».

В том случае, если клиент сам после этого продолжит разговор, психолог-консультант со своей стороны должен будет вновь взять на себя роль терпеливого, внимательного и доброжелательного слушателя и слушать клиента, не перебивая его. Если клиент все же будет молчать, испытывая явные затруднения в разговоре, волноваться, делать слишком большие, неоправданные паузы, не знать, что говорить дальше, то психологу-консультанту рекомендуется, ориентируясь на содержание тех вопросов, которые он уже поставил перед клиентом, или на содержание тех ответов, которые он уже получил от клиента на ранее поставленные вопросы, продолжать задавать клиенту наводящие вопросы – преимущественно такие, на которые клиент мог бы легко и свободно отвечать. При достаточном умении и опыте психолога-консультанта через систему наводящих, дополнительных вопросов он сможет довольно быстро «разговорить» клиента, сняв у него психологический барьер, и получить от него необходимую информацию.

В случае серьезных затруднений клиента при ответе на вопросы психолога-консультанта рекомендуется воспользоваться следующими приемами, которые помогут снять у клиента излишнюю психологическую напряженность, сделать его более открытым:

1. Незаметно удалить из помещения, где проводится психологическая консультация, всех посторонних лиц, например, секретаря, лаборанта или помощника психолога-консультанта, оставшись наедине с клиентом. Это всегда можно сделать под каким-либо благовидным предлогом.

2. Можно поступить и наоборот: ввести в помещение консультации кого-либо из достаточно близких к клиенту людей, кто может его успокоить и облегчить разговор с психологом-консультантом. Данного человека (или данных людей, если их несколько) можно разместить рядом с клиентом или же между ним и психологом-консультантом.

3. Очень важно, чтобы, приступая к разговору с клиентом, психолог-консультант сам мог легко и свободно общаться с ним, не испытывая затруднений. В противном случае его собственное волнение, напряженность и неуверенность передадутся клиенту.

4. Поскольку в реальной жизни практически у всех людей, в том числе и у достаточно опытных консультантов-психологов, встречаются трудности в общении с людьми, начинающему психологу-консультанту рекомендуется самому пройти тренинг общения и по мере возможности избавиться или свести к минимуму подобные проблемы у самого себя. Полезно бывает перед началом встречи с клиентом прорепетировать предстоящий с ним разговор, особенно его начало.

5. Для совершенствования собственных коммуникативных умений и навыков психологу-консультанту рекомендуется освоить следующие краткие формы речевого этикета, которые при встрече с клиентами в психологической консультации могут оказаться ему полезными.

Формы приветствия человека и формы приглашения войти в помещение:

– Здравствуйте.

– Проходите, пожалуйста.

– Добрый день.

– Заходите, пожалуйста.

– Рад вас приветствовать.

– Прошу вас...

– Добро пожаловать...

Формы выражения радости при встрече:

– Какая приятная встреча!

– Рад вас видеть!

– Наконец-то вы пришли, очень рад!

– Очень рад видеть вас!

Формы знакомства:

Я хочу (хотел бы) с вами познакомиться.

– Давайте познакомимся.

– Будем знакомы.

– Позвольте представиться. Меня зовут...

– А как вас зовут? Представьтесь, пожалуйста. Формы обращения к человеку с вопросом:

Скажите, пожалуйста...

– Вас не затруднит сказать...

– Извините, не могли бы вы сказать...

– Можно вас спросить...

– Будьте добры (будьте любезны) сказать мне...

– Не могли бы вы сказать...

Процедура успокоения клиента, нейтрализации действия имеющихся у него комплексов и снятия психологических барьеров в общении может включать в себя технические приемы, создающие для клиента атмосферу физического и психологического комфорта, обеспечивающие его психологическую безопасность. Это могут быть, например, следующие приемы:

– Дать клиенту возможность некоторое время побыть одному, например, посидеть в одиночестве две-три минуты, не общаясь ни с кем. В это время психолог-консульт; 1 и I может заняться каким-либо делом здесь же, в психологической консультации, или же выйти на несколько минут из помещения.

– Включить в помещении консультации негромкую и приятную музыку в то время, когда клиент находится в нем и настраивается на предстоящий разговор с консультантом.

– Дать в руки клиенту во время беседы какой-либо приятный, привлекательный небольшой предмет, например игрушку.

– Предложить клиенту что-либо делать своими руками во время разговора с психологом-консультантом под предлогом, например, оказания психологу-консультанту небольшой услуги, помощи.

Действия, описанные выше, можно применять на практике в самых различных комбинациях, и в отдельности, и в различных сочетаниях друг с другом.

Упражнения

1. Проиграйте полностью с кем-либо сцену встречи клиента в психологической консультации, взяв на себя роль психолога-консультанта.

2. Обратитесь к кому-либо как к потенциальному клиенту с типичными фразами речевого этикета, уместными в момент встречи клиента в психологической консультации.

3. Проиграйте с кем-либо сцену, в которой вы будете исполнять роль психолога-консультанта, а другой человек – роль клиента. При этом потенциальный клиент должен будет вам возражать и выражать недовольство тем, как проводится психологическая консультация. Ваша задача – успокоить клиента, использовав для этого рекомендованные в данной главе приемы.

Практические задания

1. Поупражняйтесь с несколькими людьми в использовании приема зеркализации во время разговора с ними.

2. Используйте прием парафразы в общении с несколькими людьми.

3. Попробуйте на практике в разговоре с людьми прием обобщения.

4. Попытайтесь в общении с разными людьми практически использовать особенности их речи, а также скопировать их манеру и стиль общения.

5. Выучите наизусть те слова, которые следует употреблять психологу-консультанту в момент расставания с клиентом по окончании консультации.

6. Взяв на себя роль психолога-консультанта, начните беседу с потенциальным клиентом, который только что пришел в психологическую консультацию.

7. Снимите психологическую напряженность у клиента при помощи тех приемов, которые рекомендованы в этой главе.

8. Разговаривая с кем-либо из знакомых людей, открыто выразите ему вербальную поддержку, продемонстрировав на практике соответствующую процедуру психологического консультирования.

9. Выслушав клиента, оцените его проблему, предложив ему несколько вариантов ее решения. Обоснуйте каждый из предложенных вариантов, рассмотрев его достоинства и недостатки.

10. Ведя разговоры с разными людьми и рассматривая их как потенциальных клиентов, постарайтесь оценить этих людей психологически, как личностей, воспользовавшись для этого теми признаками, которые были указаны в данной главе.

11. Понаблюдайте за работой какого-либо психолога-консультанта или за своей собственной работой в роли психолога-консультанта.

Выявите и опишите ошибки, которые в процессе проведения консультирования совершил этот психолог-консультант или вы сами в роли консультанта.

Ключевые слова

Техника психологического консультирования.

Формы речевого этикета.

Психологическое напряжение. Вербальная поддержка. Зеркализация. Парафраза. Обобщение. Эмоциональная поддержка клиента. Прием постановки консультантом перед клиентом открытых вопросов. Прием овладения и использования консультантом языка клиента.

Интерпретация исповеди клиента. Ошибки в интерпретации исповеди. Противоречия в фактах. Односторонность в интерпретации фактов. Комплексная, разносторонняя теоретическая интерпретация исповеди.

Мимика. Невроз. Невротик. Средства самоконтроля психокоррекционных действий клиента в отношении себя самого.

Программа реализации клиентом рекомендаций, полученных в процессе консультации. Обратная связь между консультантом и клиентом. Постконсультационное общение психолога-консультанта и клиента.

Технические ошибки, допускаемые в психологическом консультировании. Супервизорство. Ошибки, связанные с неправильным заключением психолога-консультанта о сути проблемы клиента. Ошибки неправильности рекомендаций, даваемых психологом-консультантом клиенту. Ошибки, связанные с неверными действиями клиента по реализации рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Ошибка неточной интерпретации психологом-консультантом информации, полученной от клиента. Ошибка в интерпретации исповеди клиента, вызванная неполнотой информации, полученной от клиента. Ошибка в интерпретации исповеди клиента по причине склонности психолога-консультанта делать преждевременные выводы. Ошибка в интерпретации исповеди клиента, вызванная недостаточной теоретической подготовленностью психолога-консультанта. Ошибка в интерпретации исповеди по причине недостаточного опыта практической работы у психолога-консультанта. Ошибка в интерпретации исповеди в силу предвзятого, субъективного отношения психолога-консультанта к клиенту. Ошибка односторонности рекомендаций, предлагаемых психологом-консультантом клиенту. Ошибка получения клиентом от







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.