Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА XII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОММУНИКАТИВНОМУ И СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ





 

Контрольные вопросы

1. В чем состоит проблема отсутствия у клиента интереса к людям?

2. Как организовать и провести психологическое консультирование в случае отсутствия у клиента интереса к людям?

3. В чем конкретно проявляется в жизни неумение человека привлекать к себе внимание со стороны окружающих людей?

4. Каковы объективные и субъективные причины неумения клиента привлекать к себе внимание, вызывать интерес со стороны, людей?

5. Как проводить психологическое консультирование в случае жалобы клиента на неспособность привлекать к себе внимание?

6. Что можно рекомендовать клиенту, если его жалобы на отсутствие внимания со стороны людей обусловлены субъективными причинами?

7. Что посоветовать клиенту, если его жалобы на отсутствие внимания со стороны людей вызваны объективными причинами?

8. В чем в реальной жизни практически проявляется проблема, связанная с неумением клиента высказывать комплименты в адрес других людей и правильно реагировать на их комплименты в свой адрес?

9. Каковы возможные причины и следствия неспособности высказывать комплименты и правильно реагировать на них?

10. Каким образом практически можно решить проблему неумения клиента высказывать комплименты в адрес других людей?

11. Что можно рекомендовать клиенту, который жалуется на неспособность управлять своим поведением и эмоциями?

12. Каковы жизненные проявления неумения правильно воспринимать и точно оценивать социальные роли людей?

13. В чем заключаются правило нормального ролевого взаимодействия людей в общении друг с другом?

14. Какие вопросы консультант-психолог может задать клиенту для того, чтобы выяснить, действительно ли у него имеются проблемы, касающиеся исполнения социальных ролей?

15. Каковы типичные ошибки психолога-консультанта при работе над решением проблемы эффективного социально-ролевого взаимодействия клиента с людьми?

16. Что можно рекомендовать клиенту, желающему научиться правильно воспринимать и точно оценивать социальные роли людей?

Поскольку в жизни довольно много разнообразных коммуникативных и социально-перцептивных форм поведения, в освоении которых человек может испытывать затруднения, выделим и обсудим типичные случаи обращения клиентов по этому поводу в психологическую консультацию и дадим самые общие рекомендации по каждому из подобных случаев.

Под оптимальной формой общения понимается такая, которая в наилучшей степени способствует установлению между людьми хороших личных взаимоотношений типа симпатии, уважения, признания, личного расположения, доверия и т.п.

Может быть несколько возможных причин затруднений в освоении оптимальных форм общения. Такие причины допустимо разделить на две основные группы: внутренние и внешние. К внутренним причинам относятся, например, отсутствие или слабое развитие у данного человека интереса к людям, неуверенность человека в себе, боязнь быть отвергнутым, неумение эмоционально положительно общаться с людьми, вовремя находить нужные слова и формы поведения. К числу возможных внешних причин дефицита нормального общения можно отнести неблагоприятность ситуации общения, отрицательные индивидуальные особенности общающихся друг с другом людей. В этой главе мы коснемся в основном анализа и устранения причин внутреннего характера.

Отсутствие интереса к людям

 

Проблема отсутствия интереса человека к людям – это в основном проблема мотивационного характера. Она касается отношения данного человека к людям, причем проблема затрагивает не только того человека, у которого нет особого интереса к активному личному общению с людьми, но и тех людей, которые имеют такой интерес и стремятся к установлению с ним хороших личных контактов, а он, со своей стороны, на такие контакты не идет.

Правда, в конечном счете от такого поведения страдает и сам этот человек, так как со временем перестает получать от других людей информацию, полезную для собственного психологического развития. Он лишается необходимой эмоциональной поддержки со стороны других людей в трудные минуты жизни, хотя сам этого не осознает или осознает не сразу, со значительным опозданием.

Следовательно, при проведении психологического консультирования по этой проблематике перед психологом возникает задача двоякого рода. С одной стороны, ему необходимо помочь клиенту осознать, что отсутствие или недостаточное развитие у него самого интереса к людям наносит ему вред. С другой стороны, консультанту надо дать понять клиенту, что от этого страдают и значимые для него люди.

Приоритет в выборе и в первостепенном решении одной из этих двух задач зависит от того, что для клиента в данный момент времени более значимо: делать добро для других людей или психологически развиваться самому. Это и предстоит выяснить психологу-консультанту в начале личной беседы с клиентом, а затем уже приступить к основной части психологического консультирования.

Если наиболее важное для клиента состоит в том, что от отсутствия выраженного интереса к близким людям существенно задерживается его собственное развитие, то психологическую консультацию можно проводить, обращая внимание клиента на следующие вопросы и предлагая ему соответствующие рекомендации:

1. Следует объяснить клиенту, что может дать ему повышенный интерес с его стороны к окружающим людям.

Во-первых, благодаря такому интересу, жизнь человека становится более насыщенной.

Во-вторых, свои положительные качества человек приобретает в основном путем подражания другим людям, и интерес к ним обогащает его, как личность. Наблюдая за другими людьми, подражая им, человек сам становится более развитым и интересным для людей.

В-третьих, интерес к другому человеку располагает данного человека по отношению к тому человеку, кто со своей стороны проявляет к нему интерес. Благодаря этому, мы можем рассчитывать на взаимные чувства и, следовательно, на поддержку других людей в трудные минуты своей жизни. Напротив, отсутствие интереса к людям обрекает нас самих на психологическое одиночество, на отсутствие интереса к нам со стороны других людей.

Подробно разъяснив все это клиенту, психолог-консультант не только поможет ему лучше и глубже понять собственную проблему, но и сформирует у клиента потребность как можно больше интересоваться людьми, создав тем самым определенную мотивационно положительную настройку на сотрудничество.

2. Консультант должен обстоятельно продумать, как сделать так, чтобы у человека возник или усилился интерес к людям.

Этого можно добиться при помощи следующих действий психолога-консультанта:

Во-первых, клиенту необходимо показать, что лично для него может представлять интерес в других людях, какую пользу такой интерес может ему принести.

Во-вторых, клиенту необходимо подсказать приемы и средства, воспользовавшись которыми, он сам может вызвать интерес к себе со стороны окружающих людей. Заметим, что интерес людей друг к другу, как правило, является не односторонним, а взаимным, и человек, осознав тот факт, что он интересен для других людей, сам начинает проявлять интерес к людям.

В-третьих, проявляемый интерес к людям должен получить с их стороны положительное подкрепление. Это означает, что человек, имеющий такой интерес, сам должен ощущать, что интерес к людям приносит лично ему пользу.

Вначале для этого бывает достаточно сделать следующие две вещи: добиться того, чтобы человек осознал то, что лично ему принесет его собственный интерес к людям, и указать способы, при помощи которых он может добиться проявления интереса к себе самому со стороны других людей.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.