|
Зона для подгрупповых занятийСтр 1 из 4Следующая ⇒ Зона для подгрупповых занятий
Зона для индивидуальной диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми
Зона для индивидуальной диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми
Зона психологической разгрузки для педагогов и родителей
Направления деятельности Педагога-психолога в Дошкольном учреждении
Диагностическая Коррекционно- Работа развивающая Работа Профилактическая Консультационная Работа работа Просветительская Работа Экспертная работа Методическая работа
Основные направления работы Диагностическое направление Диагностика в деятельности практического психолога ДОУ имеет огромное значение и является обоснованием ко всем остальным видам деятельности. С помощью диагностики выявляются проблемы в развитии детей, в работе с родителями, с педагогами. Результаты диагностики позволяют точно и определенно сказать в чем причина той или иной проблемы и организовать последующую работу не на домыслах, а на точном заключении. Основная задача практического психолога в психодиагностике, сводится к тому, чтобы оценивать психологию и поведение детей и взрослых людей в системе образования, даватьим квалифицированную психологическую характеристику, опираясь на достоверные и надежные данные, полученные в процессе психологического обследования. Психолог, занимающийся этим видом профессиональной деятельности, должен знать не только технику применения на практике той или иной психодиагностической методики, но и теорию, в рамках которой она первоначально появилась и в дальнейшем совершенствовалась. Психолог — специалист по диагностике — должен сам уметь при необходимости создавать и проверять, в частности адаптировать, методики, владеть способами научной оценки их валидности и надежности. От психолога требуется научно обоснованная и корректная интерпретация результатов проводимых психодиагностических обследований, не допускающая произвола и непоследовательности в их интерпретации. При организации диагностической работы в ДОУ я реализую следующие этапы: 1. При поступлении запроса на психологическую помощь от родителей, педагогов фиксируется запрос и проводится беседа с лицами, формулирующими запрос по заранее разработанной схеме. 2. на предварительном этапе-после поступления запроса проводится наблюдение, с целью уточнения проблемы. Результаты подобных наблюдений фиксируются в протоколе. 3. На основе данной гипотезы подбираются диагностические методики для процедуры исследования проблемы. Для диагностической работы с детьми используются лишь методики стандартизированные, валидные и надежные. В современной практической психологии существует достаточное количество подобных методик для работы со старшими дошкольниками, а при работе с младшими дошкольниками предпочтение отдается экспериментальным ситуациям авторов Урунтаевой, Афонькиной. 4. На следующем этапе анализируются результаты и делается заключение для организации дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Основные Направления организации Диагностики в ДОУ
Диагностика Диагностика эмоц. Готовности к школе сферы и личности детей Диагностика интеллек- Диагностика детско- Туальных способностей родительских отношений Диагностика проф.пригод- ности и проф. выгорания Коррекционно-развивающая Работа
Развитие коррекция нарушений Компонентов готовности эмоционально-личностной и К школе интеллектуальной сферы детей
Коррекция детско-родительских Отношений
В данных программах мы использовали элементы и упражнения по сказкатерапии, телесно-ориентированной терапии, игровой, арт-терапии, психогимнастике. Кроме этого, проводилось параллельно консультирование педагогов и родителей детей коррекционных групп по вопросам взаимодействия с детьми. Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения. Кроме этого мы использовали телесно-ориентированную терапию и игровую терапию, арттерапию и психогимнастику. Игровая психотерапия. Опирается на основные функции детской игры и применяется, в первую очередь, при психотерапии широкого спектра психических расстройств, нарушений поведения и социальной адаптации у детей. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ
ВАННАЯ ТЕРАПИЯ
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
арттерапия элементы психогимнастики
Профилактическая работа
Важный аспект в работе практического психолога связан с психопрофилактикой. Он касается своевременного выявления и устранения факторов, которые могут вести к отклонениям от нормального психического — интеллектуального или нравственного — развития ребенка. Подразделения психологической службы, занятые решением этой задачи, опираются,в своей работе на знание законов психического развития ребенка, в первую очередь тех, которые представлены в патопсихологии и в дефектологии как областях теоретических и практических знаний, пограничных между психологией и медициной. Данное направление работы — психопрофилактическое — связано с решением задач предупредительного характера, предотвращающих наступление нежелательных психологических последствий в развитии ребенка, например отставания, задержек в развитии, обучении или воспитании, появление нежелательных черт характера, дурных привычек, склонностей. Психолог, занятый профилактической работой, должен знать возможные причины возникновения тех или иных аномалий в развитии, уметь их вовремя заметить и устранить. Этой цели, в частности, служит психологическая подготовка воспитателей, воспитателей и родителей, в ходе которой их обучают внимательно наблюдать за ребенком и своевременно замечать все, что может привести к отклонениям в психическом развитии. Свою работу в психопрофилактическом направлении психолог проводит в наиболее актуальных аспектах дошкольного образования. Проблема снижения уровня физического и нервно-психического здоровья детей обусловила выбор как одного из наиболее актуальных направлений – работу по снятию психосоматического синдрома и активизации психофизического потенциала детей. В данной работе с детьми используются телесно-ориентированные игры. Данные игры основанные на телесно-ориентированной терапии Райха позволяют снять мышечные зажимы, расслабить ребенка и снять психосоматический синдром возникающий, в следствии, частых соматических заболеваний. Телесно-ориентированные упражнения обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению идифференциации сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела). Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль. В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности. Известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития — ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела. Также, в работе по данному направлению я использую элементы хатха-йоги, позы которой позволяют укрепить иммунную систему организма, расслабить ребенка, снять негативные психофизические факторы. Физические упражнения хатха-йоги помогают нормализовать работу внутренних органов, способствуют улучшению кровообращения, координации движений, оздоровлению психики. Для детей это еще и профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Отмечено, чтодети становятся спокойнее, у них появляется уверенность в своих силах улучшается внимание, так как выполнение любого упражнения является чисто механическим, а требует сосредоточенности. Кроме этого, мы используем сюжетные игры с элементами психогимнастики. Ребенок принимает правила игры легко и безоговорочно и настолько вживается в образ животного или растения, что начинает чувствовать его внутреннее состояние. И осознает свое внутреннее состояние по мере сопоставления с тем образом, в который «входил». А все эмоции, переживаемые ребенком во время игры, несут импульс творчества, который развивает его как личность. Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж. Приемы могут быть разными. Важно, рекомендует М.М. Кольцова, вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции. В своей работе мы используем кинезиологические упражнения. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга. Занятия гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения психолог должен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.
Развитие самосознания В составлении нашей программы работы с детьми основанием выступали теория эмоционального развития А.Д.Кошелевой, В.И.Перегуды, О.А.Шаграевой, возрастного развития Л.С.Выготского, А.Д.Запорожца. При составлении нашей программы мы использовали следующие программы и методические рекомендации: - для составления программы эмоционального развития – методика С.В.Крюковой, Н.П.Слободяника «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Кряжевой «Развитие эмоций дошкольников»; - для развития социальный навыков детей – программа Рылеевой Е.В. «Вместе веселее», программа Прима Е.В., Филлиповой Л.В., Кольцова И.Н. «Развитие социальной уверенности дошкольников»; - для развития эмоциональной сферы детей, мимики и пантомимики нами использовались методы и приемы из следующих программ - Чистяковой «Психогимнастика», О.В.Хухлаевой «Лесенка радости», «Азбука общения». Для реализации основных задачи и направлений нашей работы с детьми нами использовались следующие методические приемы: 1. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами. 2. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры. 4. Рисование эмоций. 5. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств. Этот блок представлен в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг — это одно или несколько занятий, объединенных одной тематикой (например, знакомство с одной эмоцией).
Консультирование
Второе направление специализации в работе практического психолога представлено психологическим консультированием. Оно включает в себя следующие частные виды работ: 1. Выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведенного психодиагностического обследования, причем соответствующие рекомендации должны предлагаться детям и взрослым в форме, понятной и доступной для практической реализации. 2. Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических советов. 3. Работа с педагогами и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации. Ю.Е. Алешина (1994) основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, т. е. разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи: 1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений. 2. Облегчение эмоционального состояния клиента, т. е. благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче. 3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Имеется в виду, чтоб ходе консультации локус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию; в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Программа-минимум здесь — показать клиенту, что он сам отчасти способствует тому, что его проблемы и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер. 4. Помощь психолога в определении того, как и что именно можно изменить в ситуации. Задача консультанта состоит в установлении отношении с клиентом. Клиент прежде всего нуждается в искреннем и естественном в своих проявлениях стремлении консультанта войти с ним в контакт. Ничто так не способствует самораскрытию клиента как безусловное положительное отношение и эмпатия консультанта. Безусловное положительное отношение подразумевает безоценочное принятие жизненного опыта клиента, а также проявление теплоты и заботы. Эмпатия же обеспечивает клиента уникальным опытом эмоционального резонанса и совместного познания того, как он переживает свою жизненную ситуацию. Стадии консультации: Начало консультации - Представьтесь. - Сообщите об имеющемся в вашем распоряжении времени. - Используйте поощрение вербальное. - Используйте открытые вопросы. - Используйте активное слушание, повторение и прояснение. - Отмечайте и суммируйте жалобы. - Планируйте степень контроля и активности. Середина консультации - Используйте прямое проявление контроля. - Представляйте каждую новую тему. - Начинайте каждую тему с открытых вопросов. - Используйте закрытые вопросы в конце темы. - Суммируйте, если потеряно направление. - Обращайте внимание на новую информацию. - Избегайте жаргона. - Для выражения гипотез используйте пробную интерпретацию. - Если сообщения клиента содержат противоречия, используйте конфронтацию. - Для стимуляции выражения эмоций используйте отражение чувств и обратную связь. Завершение консультации - Суммируйте содержание беседы. - Продемонстрируйте готовность услышать о насущной потребности. - Спросите о соответствии произошедшего ожиданиям клиента. - Дайте информацию или профессиональную рекомендацию. - Обсудите следующий шаг Психолог должен прояснить, кто он, что делает, при этом категорически отказаться от лекарств и советов. Большое значение будет иметь выбор лексики. Все оценочные модальности («случилось», «беспокоит», «произошло» и т. п.), а также близкие к научным термины (среди них наиболее пугающий клиентов термин — «проблема», но это бывают и такие термины: «отношения», «средства» и т. п.). Интервью может начаться с вступления, заданного вопросом-предложением психолога: — Слушаю вас, или — Расскажите о себе, или Создается возможность для разговора о себе, то есть задается предмет взаимодействия — клиент и события его жизни. Психологу при установлении контакта необходимо использовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, имя и его употребление — это средство управления клиентом. Повторение имени создает условия как для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента. Есть клиенты, которые не идут на контакт. Если в течение десяти минут такой клиент не заговорил, то желательно не идти у него на поводу и не задавать вопросов, о которых он мечтает. Таким образом, психолог берет на себя ответственность за клиента и его активность в ситуации интервью, что противоречит целям консультирования. На втором этапе интервью, когда происходит сбор информации о клиенте, решается вопрос о том, «В чем проблема?». Психолог на этом этапе интервью может и часто должен выступить в роли следователя, стремясь узнать о клиенте как можно больше, восстанавливая все детали исследуемого контекста, в котором появился заказ клиента. При этом психолог задает конкретные вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях. Вся информация направлена на осознание клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации. Примерно 15-20 минут идет широкий рассказ клиента о себе. В это время психолог выдвигает предположения о строении внутреннего мира клиента, о том, какими модальностям этого внутреннего мира владеет клиент. Как мы уже отмечали, через анализ контекста психолог может выяснить: — что знает клиент о возможностях своих действий; — что знает клиент о своих целях; — что знает клиент о своих чувствах; — что знает клиент о своих мыслях, а также решить вопрос о том, что надо знать клиенту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более мобильным. Задавая вопросы, психолог ориентируется на текст клиента, где есть ключевые слова, отражающие содержание проблемы клиента. Как во всем тексте, произнесенном клиентом, так и в каждой его фразе есть эти ключевые слова, фиксирующие тему взаимодействия в предмете — внутреннем мире клиента, событиях его жизни. Ключевое слово в любом тексте может быть определено по следующему критерию: оно не может быть заменено синонимом. Если его заменить, то смысл всего текста или отдельной фразы в тексте нарушается. Ключевое слово — это фиксация темы взаимодействия. Психолог, задавая вопросы, производит ориентацию анализа ситуации жизни клиента на предмет профессионального взаимодействия с ним. Он говорит с ним о его внутреннем мире, о его роли в происхождении событий его жизни. Психолог в своем профессиональном воздействии показывает клиенту его собственное участие в событиях его жизни. При этом он идентифицирует потенциальные возможности клиента, специально обращаясь к нему с оптимистическими суждениями: «Изменяясь сами, вы будете изменять других», «Нужно время и терпение, чтобы изменился тот, кто рядом» и т. п. В ходе интервью психолог выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их своими вопросами. Отвечая на вопросы психолога, клиент анализирует свое поведение и поведение других в этой ситуации и осознает их. Гипотезы, которые психолог будет обсуждать с клиентом должны быть просто и адекватно выражены для клиента. Это еще раз выдвигает на передний план проблему адекватного языка интервью, который должен отвечать следующим правилам построения, обращенным к психологу: 1) не надо сгущать краски, употребляя оценочные суждения; 2) ориентируйтесь на ключевое слово — тему клиента; 3) не навязывайте свою точку зрения; 4) употребляйте простые слова и образы для передачи информации; 5) говорите кратко. Во время консультирования не надо объяснять клиенту о нем все, что узнал психолог. Достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту вариант логики в его поведении. Для сообщения содержания гипотезы психолог демонстрирует клиенту разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог эту информацию принять и проверить. Для этого используется известный принцип обратной связи, который для психолога проявляется в виде вопроса по высказыванию клиента, а для клиента — в виде ответа на этот вопрос. На этом этапе интервью психолог прибегает к повторению основных параметров решаемой им задачи. Повторение один из принципов консультирования, который позволяет продемонстрировать клиенту разные стороны его проблемы, чтобы он мог эту информацию принять и поверить. Консультирование — это в известном смысле упрощение поведения клиента по заданной логике, это структурирование его внутреннего мира. Оно не будет эффективно без эмоциональной включенности человека в рассказ о себе. Психологу важно собрать факты, подтверждающие гипотезу и упрощающие ее для клиента. Эмоциональная включенность клиента в эту ситуацию определяет процесс структурирования. Разговор психолога с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, по мнению многих авторов, не должен превышать 10 минут. Рекомендуется прервать рассказ клиента, если психологу уже ясна рабочая гипотеза. Когда цели клиента четко поняты психологом, следует вернуться к определению проблемы. Это позволяет клиенту увидеть свою проблему и уточнить его позитивные возможности. Третья фаза интервью может быть обозначена как фаза осознания желаемого результата: «Чего вы хотите добиться?» Психолог вместе с клиентом определяет идеал клиента — каким он хочет быть; что в его жизни произойдет, когда проблемы будут решены. Если клиенту и психологу все ясно, то рекомендации должны быть даны немедленно. Некоторые клиента начинают именно отсюда. Эта фаза интервью предполагает воздействие психолога — это основное содержание консультирования. Для клиента она не выглядит как-то по-особому. В интервью с психологом происходит как бы «инсайт» — клиент переживает изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий («Я сам все понял»). Опора психолога на потенциальные возможности клиента приводит к тому, что переживаемые клиентом изменения в ситуации интервью приведут и к изменению его поведения. Воздействие психологом обязательно должно быть произведено (чаще всего это вопросы о желаемом для клиента результате интервью). Методы воздействия, применяемые психологами разных школ в ходе интервью, могут быть самые разные Как известно из психотерапевтической практики, о самом важном клиенты часто говорят именно в конце сессий, поэтому бывает полезно спросить: «Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что Вам хотелось бы добавить?» Этот вопрос порой может привести к появлению совершенно новой важной информации, подробное рассмотрение которой может стать задачей следующей сессии. Кроме того, данный вопрос является также демонстрацией вашей готовности услышать насущную потребность клиента — подлинную причину обращения, о которой, возможно, он, до сих пор не осмеливался сказать напрямую. Одна из целей заключительной стадии консультации состоит в выяснении соответствия ожиданий, с которыми клиент обратился за помощью, и реального опыта консультации. «Как вы себя чувствуете в связи с нашей беседой?» или «Насколько то, что произошло, соответствовало вашим ожиданиям?...В чем именно?» —- вот те вопросы, которые позволяют обнаружить ожидания клиента и обсудить возможные разочарования. Чтобы задать такой вопрос, порой требуется определенное мужество от консультанта, поскольку обсуждение ожиданий — это зачастую трудный разговор о том, чего клиент не получил. Но это также потенциальная возможность для коррекции нереалистичных ожиданий от разовой встречи, а, следовательно, для последующей реализации реалистичного плана действий, который поможет клиенту в решении его проблем. Заключительная фаза беседы —- это также время для того, чтобы предоставить клиенту релевантную информацию и дать профессиональную рекомендацию. Существуют проблемы, которые имеют несколько измерений (так, например, проблема в интимных отношениях может быть связана с нарушением как психологических, так и сексуальных отношений), а то и вовсе выходят за пределы компетентности консультанта. Поэтому помимо (или вместо) психологической помощи клиент может нуждаться в профессиональной помощи другого специалиста: психиатра, юриста, сексолога и т.д., либо тех или иных служб, например, группы анонимных алкоголиков, суицидологического центра и т.п. К психологу ДОУ часто обращаются молодые родители при возникновении сложностей в семейной жизни, которые влияют на эмоциональное состояние ребенка, его благополучие. Для работы с молодыми семьями с целью снижения конфликтности и адекватизации семейных отношений я применяю в процессе консультирования игры. Мы представим примеры игр. Данные игры предполагают присутствие обоих супругов на консультационной процедуре. Методика «Конструктивная ссора» чешского психолога С. Кратохвила. В некоторых современных руководствах ее еще называют «Конструктивный спор» [см., например, Эйдемиллер, Юстицкий, 1999, с. 460]. Сущность методики состоит в том, что супругам предлагают разыграть реальную или гипотетическую (согласно предложенному психологом исходному сценарию) конфликтную ситуацию, а затем с помощью специального опросного листа (оценочного формуляра) оценить эффективность вашего поведения в только что разыгранной конфликтной ситуации.
Просветительская работа Просветительская работа психолога в детском саду заключается в просвещении по вопросам воспитания детей, возрастным особенностям и возникающим вопросам родителей, педагогов. Просвещение по вопросам воспитания детей проводится по запросам родителей и воспитателей и по годовому плану. Родителей и воспитателей часто интересуют вопросы сексуального воспитания детей, работа с социометрической структурой коллективов детей, вопросы возрастного развития детей. Данная работа проводится в форме консультаций, семинаров-практикумов, выступлений на родительских собраниях групп. Просвещение родителей и воспитателей по возникающим проблемам проводится либо в индивидуальной форме, либо в подгрупповой форме. Часто родители коррекционных групп желают знать, что за нарушение возникло у ребенка, по какой причине, в чем оно заключается. Педагогов волнуют вопросы взаимодействия с детьми в проблемных ситуациях и с детьми групп коррекции. Воспитателей зачастую волнуют вопросы как реагировать на вербальную агрессию детей, истерики, сексуальное поведение. В своей работе я рекомендую стиль поведения с данной категорией детей Экспертная работа Эффективность коррекционной работы прежде всего в ее соответствии тенденциям развития как отдельного качества внутреннего мира человека, так и его обобщенных, интегральных характеристик. Если коррекционная работа строится как групповое или индивидуальное обучение для контроля за ее эффективностью, можно применять принципы построения формирующего эксперимента как одного из методов академической психологии. Как известно, схема проверки эффективности коррекционного воздействия строится следующим образом: I этап: проводится констатирующий замер в контрольной и экспериментальной группах. Контрольная группа — это группа, к которой не будет применено коррекционное воздействие. Экспериментальная группа — это группа, к которой будет применено коррекционное воздействие. II этап — осуществление коррекционного воздействия на экспериментальную группу. III этап — проведение диагностического замера в экспериментальной и контрольной группе. Сопоставление результатов, констатирующего замера и диагностического замера в контрольной группе; сопоставление результатов констатирующего и диагностического замера в экспериментальной группе. Сравнение этих результатов между собой с применением статистических методов. Применение этой схемы для анализа результатов коррекционного воздействия дает возможность судить о его эффективности.
Работа с родителями В течении года проводилась работа с родителями, которая включала в себя консультационную, просветительскую и коррекционную работу. Работа с родителями проводилась с использованием как традиционных форм и методов (консультации, беседы, семинар, выступление на родительском собрании), так и с использованием нетрадиционных форм и методов (родительские сочинения, портреты, конкурсы, методики «Письма любви», приема «Мама пожелай мне…» и другие). Для родителей группы раннего возраста проведен семинар по игровой деятельности детей раннего возраста, в котором использовались игры «С чем можно сравнить меня для ребенка», «Я хочу…», «Опиши..», «Тепло моего сердца». В группе раннего возраста проводились конкурсы «Подушка моя подружка», «Мама пожелай мне..». Также на родительских собраниях проводились выступления по вопросам воспитания детей и возрастным особенностям детей раннего возраста. Кроме этого были проведены консультации на темы «Адаптация детей к условиям ДОУ», «Как развивать детей в домашних условиях». Также с родителями детей раннего возраста проводились консультации индивидуального характера по проблемам развития и воспитания детей. В дошкольных группах проводились выступления на родительских собраниях и консультации на темы: «Развитие эмоционально-волевой сферы», «Ребенок и семейная психология», «Воспитание привычек у ребенка», «Сила радости», «Понимаем ли мы друг друга». Также проводились подгрупповые консультации для родителей детей коррекционных групп по вопросам взаимодействия с особенными детьми в условиях дома и организации развивающей работы с ребенком. Кроме этого были проведены индивидуальные консультации по вопросам диагностики детей, проблемам развития и воспитания детей. Также мы использовали нетрадиционные методы и приемы работы с родителями: «Письма любви», «Семейные истории», организация семейных альбомов, «Семейный журнал». 3. Психологический анализ занятий
Анализ занятия
Занятие проводилось с подготовительной группой детей. На занятии было задействовано 10 человек. Задумманые игры и упражнения были все реализованы. Дети выполняли все с удовольствием, настроение было приподнятое. Использованное музыкальное сопровождение позволило настроить детей на нужный лад, собрать внимание, снять напряжение. В целом занятие прошло успешно, цель и задачи занятия реализованы. Анализ занятия
Занятие проводилось со старшей группой детей. На занятии было задействовано 8 человек. В занятии было запланировано большое число игр и упражнений. Запланированные игры и упражнения были все реализованы. Дети выполняли все с удовольствием, настроение было приподнятое. Все игры и упражнения заканчивались рефлексией в ходе которой дети делали самостоятельно выводы. В целом занятие прошло успешно, цель и задачи занятия реализованы. Литература, использованная в работе 1. Антонова Л.Г. Развитие речи (уроки риторики). Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. — С. 65-73; 79-80; 111-113. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. Пер. с англ. — М.: — 335 с. Лист-Нью, 1997.Волков Б.С, Волкова Н.В. Психология общения в детском во ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|