Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Элементы налоговой системы Российской Федерации.





Налоговая система – это основанное на определенных принципах целостное единство ее основных элементов, находящихся друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Такими элементами являются: нормативно-правовая база сферы н/о, совокупность налогов и сборов, плательщики налогов и сборов, механизм налогового администрирования.

Источниками нормативно-правовой базы н/о РФ являются: Конституция РФ, решения Конституционного суда РФ, международные договоры РФ, ФКЗ, специальное налоговое законодательство (НК РФ, ФЗ о налогах и сборах, законы о налогах и сборах субъектов РФ, нпа органов МСУ о местных налогах); ФЗ, содержащие отдельные нормы налогового права; подзаконные нпа по отдельным вопросам н/о, решения Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.

В России действуют следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные, местные. Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Федеральные налоги и сборы: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина.

Региональные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Региональные законодательные (представительны) органы устанавливают следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы, если эти элементы налогообложения не установлены Кодексом. Региональные налоги: транспортный налог; налог на имущество организаций (предприятий); налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Представительными органами муниципальных образований определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы, основания и порядок их применения, если эти элементы налогообложения не установлены Кодексом. К местным налогам относятся:1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.



Налоговая система РФ включает:

· налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления. полнотой и своевременностью внесения в бюджетов налогов и сборов, иных обязательных платежей: ФНС России и ее территориальные подразделения;

· финансовые органы: Минфин РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы МСУ, уполномоченные в области финансов. Минфин дает письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, утверждает формы и порядок заполнения налоговой отчетности.

· таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов во взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным и налоговым законодательством РФ: ФТС и ее территориальные подразделения;

· органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют вместе с ними в выездных налоговых проверках: Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) и ее территориальные подразделения.

Подати и сборы Древнерусского государства в IX-XII вв.

Первые сведения о налогах в истории России встречаются в Киевской Руси. Первый вид налогов – дань, которую платили побежденные племена. Постепенно дань стала постоянным прямым сбором. Единицей обложения данью выступал «дым», определявшийся количеством труб и печей в каждом хозяйстве, или «рало», соответственно экономические возможности хозяйства не учитывались. Дань взималась двумя способами: повозом – когда она самостоятельно привозилась в Киев, или полюдьем – когда князь или его воины сами ездили за ней. Значительную формализацию процесса установления сбора дани провела княгиня Ольга, установившая определенные размеры дани – уроки.

По мере разрастания земель Киевской Руси увеличиваются объем и состав государственных функций, а соответственно и государственные расходы. Кроме дани практикуется уплата ряда других прямых налогов, прежде всего дары и поклоны. Это своего рода подношения, взимавшиеся по поводу каких-либо событий. Нерегулярный характер имел и такой налог, как «откуп», который представлял собой контрибуцию с осажденного или захваченного города.

Появляются также первые косвенные налоги в форме различных торговых и судебных пошлин. Наибольшее значение приобрели торговые пошлины, объединяемые термином мыт. Судебные пошлины были введены Ярославом Мудрым (возможно, и раньше – точных сведений на этот счет нет). Пошлина вира взималась за убийство, а продажа – в качестве штрафа дифференцировано в зависимости от тяжести преступления.

Централизованного фискального аппарата в Киевской Руси не существовало. Сбором налогов сначала занималась княжеская дружина, впоследствии в 11 в. этим стали заниматься особые должностные люди. Эти сборщики налогов имели соответствующие названия: данщики (собирающие дань), мытники (собирающие торговые пошлины), вирники (собирающие судебные пошлины) и др.

В период удельной раздробленности ввиду постоянный стычек между князьями регулярного сбора дани не было. Сельское население платило посошную подать и оброк, а городское (ремесленники и торговцы) – подворную. Посошная подать уплачивалась за пользование землей владельца, как правило, в натуральной форме. Подворная подать взималась с посадского населения, а единицей обложения был двор.

С нашествием монголо-татар сбор налогов упорядочивается: проводится общая перепись, формируется налоговый аппарат. Окончательно налоговая система складывается с формированием русского централизованного государства при Иване III.

Налоги в период НЭПА.

Переход нэпу актуализирует проблему формирования новой налоговой системы. Декрет ВЦИК и СНК от 21 марта 1921 г. предусматривает ряд новаций: замену продразверстки натуральным продовольственным налогом; замену натуральной заработной платы денежной; снятие ограничений на торговлю и местный кустарный промысел.

Вновь взимаются налоги: промысловый, военный, квартирный, с наследств и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор. Вместе с тем новые вводится ряд новых налогов: единый натуральный, сельскохозяйственный, подоходно-поимущественный, на сверхприбыль и др.

Особое место в этом перечне занимает единый сельскохозяйственный налог, заменивший в 1923 г. единый натуральный налог. Обложение им заменяло уплату промыслового и подоходного налогов, а также целого ряда иных, в том числе местных налогов. В первые годы введения он обеспечивал практически половину всех налоговых поступлений. Однако, облагая средства труда, а не конечный результат труда, данный налог не стимулировал повышение производительности этого труда.

В 1928 г. сельхозналог подвергся существенному реформированию. Он стал приобретать черты единого налога на совокупность доходов крестьянского двора как основных земледельческих, так и связанных с ними неземледельческих доходов. Усиливался классовый характер этого налога: 1) освобождались от обложения доходов 35% наиболее бедных крестьянских хозяйств; 2) предоставлялись существенные скидки и льготы при обложении новых коллективных форм хозяйствования; 3) существенно усиливалась прогрессия в обложении доходов зажиточных крестьянских хозяйств.

В 1921 г. был введен промысловый налог. Первоначально он взимался только с частных торговых и промышленных предприятий, через год его уплачивали уже все государственные, кооперативные, коммунальные и общественные предприятия. Данный налог был ориентирован против частных форм хозяйствования в торгово-промышленной сфере. В результате к концу 20-х годов количество таких предприятий начинает уменьшаться.

Классовый подход реализуется и в подоходно-поимущественном налоге. В первоначальном виде при введении его в 1922 г. он взимался с доходов рабочих и служащих, иных лиц, возникающих от работы по найму, в том случае, если они превышали ежемесячный прожиточный минимум. В 1924 г. этот налог усовершенствован и преобразован в подоходный. В нем существенно повысился круг налогоплательщиков и усилена дифференциация размеров обложения по источнику и характеру получаемых доходов. Использование прожиточного минимума позволяло освобождать от обложения наименее доходные слои населения, в то время как значительная прогрессия усиливала тяжесть обложения высокодоходных категорий.

Имущественный аспект реализовывался в виде специальной надбавки к подоходному налогу – целевого квартирного налога, дифференцированному с классовых позиций по категориям плательщиков и характеристикам жилой площади.

В 1923 г. подоходный налог как форма обложения прибыли начинает взиматься и с предприятий. В то время как прибыль частных предприятий облагалась по прогрессивным ставкам, для государственных и кооперативных предприятий использовалась адвалорная ставка 8%.

Налогов на сверхприбыль облагалась прибыль юридических и физических лиц, занимающихся частной практикой. Ставки налога имели значительную прогрессию от 6% до 50%, но при этом сумма налога не должна была превышать половины уплачиваемого подоходного налога.

Прямое обложение дополняют также различные пошлины и сборы (гербовый, канцелярский и др.), государственные фискальные монополии и страховые платежи.

Косвенное н/о составляют таможенные сборы и акцизы. Акцизы, масштабное введение которых начинается с 1921 г., были ориентированы на регулирование уровня потребления подакцизных товаров разными слоями населения. Классовый подход здесь реализовывался в дифференциации ставок акцизов таким образом, чтобы основным бременем они ложились на обеспеченные слои населения. Фискальное значение косвенного н/о с совершенствованием акцизной политики существенно увеличивается. Их доля в общей массе собранных налогов возрастает с 29,2% в 1922/23 г. до 49,7% в 1927/28 г., но в целом налоговая система в период нэпа характеризуется как система преимущественно прямого обложения.

В целом система налогов и сборов уже к середине 20-х годов обеспечила формирование бездефицитного бюджета. Денежная реформа 1924 г. способствовала переходу к денежными формам внесения налоговых платежей. Вместе с тем эта система отличалась слабой теоретической проработкой (повсеместно использовалась практика многократного обложения одних и тех же объектов), была крайне сложной и громоздкой (насчитывала до 86 различных платежей в бюджет). К тому же она имела ярко выраженную классовую направленность, ориентированную на повышенное обложение и постепенное вытеснение из экономики частного капитала и стимулирование социалистических форм хозяйствования. Однако, несмотря на множественность налогов, совокупное налоговое бремя на экономику составляло 10-14%.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.