Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Философия и эстетика натуральной школы. Анализ 2-3 произведений (сб. «Физиология Петербурга»)





Ответы на билеты по курсу «История русской литературы 1840-60-х годов»

1. Русская литература 1940-1860-х гг. как философско-эстетическое единство и этап в развитии национальной культуры. Западники и славянофилы

 

1850-е — проявилось размежевание эстетических направлений и сил.

1) полемика на вечную тему – «смысл поэтического творчества как литературного» (поэты «чистого искусства» против реалистов; «чистые» выступали за осмысление литературы как автономной сферы творчества, не зависящей от идеологии, политики, «социального заказа»);

2) резкое изменение отношения к Пушкину (замена его на Некрасова, Писарева и др.);

3) попытка осмысления исторического пути Отечества, его прошлого-настоящего-будущего (Герцен, Огарев, революционеры-демократы).

 

Кружки и салоны:

• салон Елагиной, характеризовался свободой мнений, «соревновательностью». В 40-е годы его посещали — Тютчев, Тургенев, Огарев, Лермонтов.

• салон Павловых (конец 30-х — 40-е годы). Его посещали славянофилы, западники, а также литераторы, не примыкавшие ни к тем, ни к другим. Здесь бывали Тургенев, Фет, Полонский, Белинский, Герцен.

• В начале 40-х годов Белинский переезжает в Петербург. В петербургском кружке Белинского были Герцен, Тургенев, Некрасов.

• 30-40-е годы, салон Одоевского. Его посещали Фет, Тютчев, Тургенев, Гончаров, Белинский. Встречались люди разных убеждений на «нейтральной почве». При этом господствовал стиль свободного обмена мнениями, простоты в общении.

• кружок Григорьева. В него входили Соловьев, Фет, Полонский. Здесь читались стихи, велись философские споры.

 

***

 

Существовало два ведущих направления русской общественной мысли - западничество и славянофильство.

1) основы славянофильского движения заложили Алексей Степанович Хомяков и Иван Киреевский ("старшие славянофилы").

1839г - Хомяков статья "О старом и новом".

Славянофилы вели речь об особенностях России и ее преимуществах, утверждали ее право на особый, самобытный путь развития, в корне отличный от западного. Обличали произвол властей, невежество народа. Преследовались цензурой.

Полагали, что истинное просвещение, основанное на идее общего блага, со временем объединит вокруг русского народа все другие народы Р. империи.

Идею о личности и обществе подхватили Константин Аксаков и Юрий Самарин.

Придавали большое значение изучению произведений народного творчества.

2) Западники как и С. осуждали культ денег, дух наживы, личной выгоды, которые утвердились в капиталист. странах. Западники развивали жанр путевого очерка, записок, посвященных путешествиям в зап.евр. страны.

 

 

Философия и эстетика натуральной школы. Анализ 2-3 произведений (сб. «Физиология Петербурга»)

 

Появление натуральной школы было обусловлено деятельностью Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

Смысл натуральной школы — обращение к быту простых людей.

Главная тема — обличение помещиков.

Белинский поддерживал молодых Гончарова и Достоевского, Герцена и Тургенева, а

Журнал натуральной школы - «Отечественные Записки».

Белинский и другие критики о натуральной школе:

1) в её изображениях быта этого сословия одни искренно, другие умышленно видели карикатуры;

2) они изображают людей низкого звания, делают героями своих повестей мужиков, дворников, извозчиков, описывают углы, убежища голодной нищеты и часто всяческой безнравственности.

 

Правило натуральной школы: близкое сходство изображаемых ею лиц с их образцами. В лице писателей натуральной школы русская литература пошла по настоящему пути, обратилась к самобытным источникам вдохновения и идеалов и через это сделалась и современною и русскою.

 

Сам термин «натуральная школа» был выдвинут Булгариным с целью унизить писателей гоголевской школы, а Белинский сделал из него синоним реалистичных тенденций в рус. литературе.

Время существования школы — 1840-49;

Главным жанром был физиологический очерк, материалы для которого брались из жизни. Ему присуще соц. тематика и критический пафос. Белинский стремился приблизить литературу к народу, поэтому нацеливал писателей на изображение жизни самых низших слоев общества.

Для всех писателей натуральной школы характерны гоголевские приемы — юмор и ирония, бытовые детали и др.

 

Вершинными стали годы:

1) 1847 г, когда появилась «Обыкновенная история» Гончарова, повести Салтыкова-Щедрина, первые рассказы из «Записок охотника» Тургенева.

 

2) 1845г - "Физиология Петербурга". Среди авторов:

Белинский "Александринский театр";

Даль, очерк "Петербургский дворник";

Александр Кульчицкий "Омнибус".

 

 

Былое и думы» А.И. Герцена. Личностное освоение истории. Универсальность авторской позиции, ее отражение в жанре, композиции, стиле (на примере 4-5 частей)

 

«Былое и думы» - явилось величайшей летописью общественной жизни и революционной борьбы, запечатлело облик Герцена, все пережитое и передуманное им, его искания и борьбу, его страсть революционера, его мечту о свободной родине.

Пронизывает всю книгу — безумная любовь к России. Патриотизм переплетается с темой революционной борьбы за лучшее будущее народа.

 

Стиль Герцена:

1) отличается неисчерпаемой полнотой жизни, гибкостью мысли, многослойностью языковой культуры;

2) тесно связан с устной речью, с разговором.

Первые 5ч - единое целое, где главным действующим лицом является автобиографический герой, этапы его жизни, его эволюция. В 6-8 частях уже не прошлое героя, а его думы, взгляд на мир.

 

«Былое и думы» - это смешение жанров в мемуарном повествовании, включение своеобразного исторического романа и фельетонной публицистики в творческую художественную автобиографию.

 

Споры о жанровом своеобразии:

1) автобиографический жанр, так как фабульный ход событий - автобиографическая последовательность. Но! дается широкий фон событий, огромное количество исторических лиц, что рамки автобиографии разрываются;

 

2) исторический роман, Но! нет абсолютной точности в характеристиках исторических лиц, многое додумывает, изменяет вещи по каким-то внутренним мотивам.

 

3) не мемуары, т.к. мемуарный материал проникнут сознательным историзмом, столкновение и борьба исторических формаций.

 

Язык: излишняя игра слов, шалости, идущие от кружка Станкевича. В одном абзаце могут обыгрываться кружковые разговорные русские и немецкие метафизические выражения.

 

Стилевые новшества строятся не на логической связи понятий, а на специальной

гротесковой логике, которую автор сам навязывает.

 

 

Поэтика лирики А. Фета

 

Для Фета главное — природа и любовь.

 

Природа у Фета соц. обусловлена, он слишком широко ее понимал и чувствовал. Природность и естественность — гл. завоевание его лирики. Фет выявлял в своих стих-ях богатство человеч. чувственности.

 

Фет очень дорожит мигом. Его часто наз. поэтом мгновения. Для Фета важно, чтобы пейзаж вызывал у читателя ощущение огромности мира («Чудная картина…»).

 

Наиб. свободно Фет писал в 40-50е гг. В это время у него появляется образ деревни («Дождливое лето», «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Ты видишь, за спиной косцов…»). У позднего Фета этих образов не будет.

в 70-80е гг.Фет все равно остался служителем красоты, жрецом «чистого искусства». Но теперь в его стихах наряду с красотой есть страдание и мука. Он начинает стремиться к высшему. идеальному во всем, абсолютизирует образы женщин. Стих-е «Никогда» отражает кризис позднего Фета.

 

Минусы: необыкновенное постоянство и узость тем, отсутствует поэзия сельского труда. В лирике нет образов других людей (даже в любовных) - только чувства. В его стихах нет и отражения действительности, гражданских вопросов.

 

Фет - сторонник чистого искусства. Он писал, что гражданская жизнь, жизненные тяготы никогда не могли вдохновить его, он наоборот уходил от этого в поэзию.

 

Поэзия для Фета - это убежище от политических и житейских проблем.

 

Ответы на билеты по курсу «История русской литературы 1840-60-х годов»

1. Русская литература 1940-1860-х гг. как философско-эстетическое единство и этап в развитии национальной культуры. Западники и славянофилы

 

1850-е — проявилось размежевание эстетических направлений и сил.

1) полемика на вечную тему – «смысл поэтического творчества как литературного» (поэты «чистого искусства» против реалистов; «чистые» выступали за осмысление литературы как автономной сферы творчества, не зависящей от идеологии, политики, «социального заказа»);

2) резкое изменение отношения к Пушкину (замена его на Некрасова, Писарева и др.);

3) попытка осмысления исторического пути Отечества, его прошлого-настоящего-будущего (Герцен, Огарев, революционеры-демократы).

 

Кружки и салоны:

• салон Елагиной, характеризовался свободой мнений, «соревновательностью». В 40-е годы его посещали — Тютчев, Тургенев, Огарев, Лермонтов.

• салон Павловых (конец 30-х — 40-е годы). Его посещали славянофилы, западники, а также литераторы, не примыкавшие ни к тем, ни к другим. Здесь бывали Тургенев, Фет, Полонский, Белинский, Герцен.

• В начале 40-х годов Белинский переезжает в Петербург. В петербургском кружке Белинского были Герцен, Тургенев, Некрасов.

• 30-40-е годы, салон Одоевского. Его посещали Фет, Тютчев, Тургенев, Гончаров, Белинский. Встречались люди разных убеждений на «нейтральной почве». При этом господствовал стиль свободного обмена мнениями, простоты в общении.

• кружок Григорьева. В него входили Соловьев, Фет, Полонский. Здесь читались стихи, велись философские споры.

 

***

 

Существовало два ведущих направления русской общественной мысли - западничество и славянофильство.

1) основы славянофильского движения заложили Алексей Степанович Хомяков и Иван Киреевский ("старшие славянофилы").

1839г - Хомяков статья "О старом и новом".

Славянофилы вели речь об особенностях России и ее преимуществах, утверждали ее право на особый, самобытный путь развития, в корне отличный от западного. Обличали произвол властей, невежество народа. Преследовались цензурой.

Полагали, что истинное просвещение, основанное на идее общего блага, со временем объединит вокруг русского народа все другие народы Р. империи.

Идею о личности и обществе подхватили Константин Аксаков и Юрий Самарин.

Придавали большое значение изучению произведений народного творчества.

2) Западники как и С. осуждали культ денег, дух наживы, личной выгоды, которые утвердились в капиталист. странах. Западники развивали жанр путевого очерка, записок, посвященных путешествиям в зап.евр. страны.

 

 

Философия и эстетика натуральной школы. Анализ 2-3 произведений (сб. «Физиология Петербурга»)

 

Появление натуральной школы было обусловлено деятельностью Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

Смысл натуральной школы — обращение к быту простых людей.

Главная тема — обличение помещиков.

Белинский поддерживал молодых Гончарова и Достоевского, Герцена и Тургенева, а

Журнал натуральной школы - «Отечественные Записки».

Белинский и другие критики о натуральной школе:

1) в её изображениях быта этого сословия одни искренно, другие умышленно видели карикатуры;

2) они изображают людей низкого звания, делают героями своих повестей мужиков, дворников, извозчиков, описывают углы, убежища голодной нищеты и часто всяческой безнравственности.

 

Правило натуральной школы: близкое сходство изображаемых ею лиц с их образцами. В лице писателей натуральной школы русская литература пошла по настоящему пути, обратилась к самобытным источникам вдохновения и идеалов и через это сделалась и современною и русскою.

 

Сам термин «натуральная школа» был выдвинут Булгариным с целью унизить писателей гоголевской школы, а Белинский сделал из него синоним реалистичных тенденций в рус. литературе.

Время существования школы — 1840-49;

Главным жанром был физиологический очерк, материалы для которого брались из жизни. Ему присуще соц. тематика и критический пафос. Белинский стремился приблизить литературу к народу, поэтому нацеливал писателей на изображение жизни самых низших слоев общества.

Для всех писателей натуральной школы характерны гоголевские приемы — юмор и ирония, бытовые детали и др.

 

Вершинными стали годы:

1) 1847 г, когда появилась «Обыкновенная история» Гончарова, повести Салтыкова-Щедрина, первые рассказы из «Записок охотника» Тургенева.

 

2) 1845г - "Физиология Петербурга". Среди авторов:

Белинский "Александринский театр";

Даль, очерк "Петербургский дворник";

Александр Кульчицкий "Омнибус".

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.