Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема «любви» и «горячего сердца» в поздних пьесах Островского («Бесприданница», «Горячее сердце», «Сердце не камень»).





В «Горячем сердце» Островский обратился к жизни провинциального, пореформенного купеческо-чиновничьего городка. Он взял за основу изображение местных тузов и разоблачил в их характерах некоторые злободневные социально-политические черты. Это удалось ему раскрыть в образе городничего, представителя местной реакционной власти. Градобоев как будто признает важность либерального законодательства, а на деле пользуется им для проведения старой политики беззастенчивого угнетения и грабежа населения. Градобоев показан в частных отношениях с богатым купцом Курослеповым и богатым подрядчиком Хлыновым. В их изображении Островский выдвинул на первый план не столько черты семейного тиранства, сколько проявления бытового паразитизма. И Курослепов, и Хлынов – люди, вполне отрешившиеся от организационно-хозяйственной деятельности и стремящиеся только к удовольствиям и забавам. У Курослепова это выражается в беспробудном пьянстве, у Хлынова – в жажде непрерывных, дорогостоящих развлечений, доказывающих его власть и богатство. Миру самодурства в комедии противопоставлены его жертвы. Это – Параша Курослепова, кот. в родном доме изводит мачеха, купеческий сын Вася, возлюбленный Параши, которого по подозрению в краже денег у Курослепова Градобоев сажает под арест и намеревается отдать в солдаты. Островский подчеркивает в харак-ре Параши стремление уйти на «волю». Благодаря душевной пылкости, девушка принимает решение уйти из родительского дома и выйти замуж за Васю, даже если он станет солдатом. Разочаровавшись в Васе, кот.выйдя из-под ареста с помощью Хлынова, добровольно идет к нему в денежную «кабалу» и становится одним из его «шутов», Параша возвращается домой. Обескураженный Курослепов (к этому времени отец Параши с помощью своего друга, городничего, выгоняет из дома свою жену, уличенную в краже денег и измене мужу) очень рад возвращению дочери. Подстрекаемый Градобоевым, он впадает в новый кураж и соглашается выдать дочь замуж, за кого ей хочется. А в «горячем сердце» Параши уже возникла новая привязанность – к Гавриле, доказавшем ей во время их скитаний свою глубокую преданность. И снова в купеческом доме предстоит веселая свадьба, кот., по существу, ничего не может изменить ни в семье Курослепова, ни во всем городке, живущем под властью Градобоева. Драматический конфликт получает комедийное осмысление. _ Конфликт «Бесприданницы» основан на доверчивости бедной влюбленной девушки и вероломстве ее богатого обольстителя. Лариса Огудалова – это не простоватая девушка из мещанской среды. Она воплощает традиции дворянского воспитания, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры – серьезностью, правдивостью, жаждой неподдельных и искренних отношений. Подобное противоречие было тогда явлением, встречающимся в жизни лучших представителей привилегированных слоев общества. Но семья Огудаловых обеднела и занимает двусмысленное положение в провинциальном «обществе». В этих условиях противоречие в характере Ларисы неизбежно приводит ее к драматическому конфликту. Все это и ставит незаурядную девушку в чрезвычайно тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов, среди которых немало «всякого сброду». Жизнь в ее доме похожа на «базар» или на «цыганский табор». Лариса должна не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие. В провинциальном окружении Ларисы, даже среди богатых дельцов вроде Кнурова и Вожеватова, Паратов – явление исключительное. По характеру он не предприниматель, а богатый избалованный столичный барин. Он завел «дело» и стал «судохозяином». Но он не желает входить в «бюджетные» дела своего предприятия, поручая его наемным управителям. Когда управители подвели и разорили его, сам он не борется за дело. Единственный выход Паратов находит в богатом приданном. Он отличается не только более высоким уровнем культуры, но также и тем, что связан с традициями военно-дворянской среды. У Пратова это сказывается в смелом поведении, в его склонности идти на рискованные поступки. Он сам сознает свою исключительность и неотразимость. Лариса становится жертвой неотразимости Паратова. Она видит в нем идеал мужчины. Только убежденность в том, что Паратов навсегда ушел из ее жизни после их первого сближения, заставляет Ларису согласиться на брак с простоватым и недалеким Карандашевым. У Ларисы нет богатого приданного. Карандышев мелкий помещик, желающий приобрести благодаря женитьбе вес в обществе, чтобы затем «баллотироваться в мировые судьи». И это делает его предметом шуток и оскорблений. В ночной поездке за Волгу Паратов разъясняет Ларисе истинное положение вещей. Для нее же это катастрофа всей жизни. И она пытается уйти из жизни, но у нее нет сил преодолеть страх мучений и смерти. Карандышев говорит ей, что ее разыграли как вещь. Ну и дальше подобная хренотень. Короче, она умирает, примиряясь со своей горькой судьбой, ни на кого не жалуясь, никого не обвиняя. Объективно эта смерть – тяжелое обвинение всему тому порядку вещей, в котором молодая женщина стала игрушкой легкомысленных страстей и предметом бессовестной торговли.

33. Пьесы А. Н. Островского о театре и актерах. Конфликт, характеры, жанрово-стилевая многоплановость.

Островский пишет пьесы об актерах, показывает и М.Е. Салтыков-Щедрин в романе “Господа Головлёвы”. Племянницы Иудушки Любинька и Аннинька идут в актрисы, спасаясь от головлевской жизни, но попадают в вертеп. У них не было ни таланта, ни подготовки, они не обучались актерскому мастерству, но всего этого не требовалось на провинциальной сцене. Жизнь актерок предстает в воспоминаниях Анниньки как ад, как кошмар: «Вот сцена с закопченными, захватанными и скользкими от сырости декорациями; вот и она сама вертится на сцене, именно только вертится, воображая, что играет... Пьяные и драчливые ночи; проезжие помещики, торопливо вынимающие из тощих бумажников зелененькую; хваты-купцы, подбадривающие “актерок” чуть не с нагайкой в руках». И жизнь закулисная безобразна, и то, что разыгрывается на сцене, безобразно: «...И герцогиня Герольштейнская, потрясающая гусарским ментиком, и Клеретта Анго, в подвенечном платье, с разрезом впереди до самого пояса, и Прекрасная Елена, с разрезом спереди, сзади и со всех боков... Ничего, кроме бесстыдства и наготы... вот в чем прошла жизнь!» Эта жизнь доводит Любиньку до самоубийства.

В пьесах о театре и актерах у Островского непременно присутствует образ подлинного артиста и прекрасного человека. В реальной жизни Островский знал много превосходных людей в театральном мире, высоко ценил их, уважал. Большую роль в его жизни сыграла Л. Никулина-Косицкая, блестяще исполнявшая Катерину в “Грозе”. Островский дружил с артистом А. Мартыновым, необычайно высоко ценил Н. Рыбакова, в его пьесах играли Г. Федотова, М. Ермолова; П. Стрепетова.

В пьесе “Без вины виноватые” актриса Елена Кручинина говорит: “Я знаю, что в людях есть много благородства, много любви, самоотверженности". И сама Отрадина-Кручинина принадлежит к таким прекрасным, благородным людям, она замечательная артистка, умная, значительная, искренняя.

«0, не плачьте; они не стоят ваших слез. Вы белый голубь в черной стае грачей, вот они и клюют вас. Белизна, чистота ваша им обидна», – говорит в “Талантах и поклонниках” Нароков Саше Негиной.

Самый яркий образ благородного актера, созданный Островским, – трагик Несчастливцев в “Лесе”. Островский изображает «живого» человека, с тяжелой судьбой, с грустной жизненной историей. Сильно пьющего Несчастливцева никак нельзя назвать «белым голубем». Но он меняется на протяжении пьесы, сюжетная ситуация дает ему возможность полностью раскрыть лучшие черты его натуры. Если вначале в поведении Несчастливцева проступают присущие провинциальному трагику позёрство, пристрастие к напыщенной декламации (в эти моменты он смешон); если, разыгрывая барина, он попадает в нелепые ситуации, то, поняв, что происходит в имении Гурмыжской, какая дрянь его хозяйка, он принимает горячее участие в судьбе Аксюши, проявляет прекрасные человеческие качества. Обнаруживается, что роль благородного героя для него органична, это действительно его роль – и не только на сцене, но и в жизни.

«Антигерой» пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) Егор Глумов в чем-то напоминает грибоедовского Молчалина. Но это — Молчалин новой эпохи: изобретательный ум и цинизм Глумова до поры до времени способствуют его начавшейся было головокружительной карьере. Эти же качества, намекает драматург, в финале комедии не дадут Глумову пропасть и после его разоблачения. Тема передела жизненных благ, появления нового социального и психологического типа — дельца («Бешеные деньги», 1869, Васильков), а то и дельца-хищника из дворян («Волки и овцы», 1875, Беркутов) существовала в творчестве Островского до конца его писательского пути. В 1869 Островский вступил в новый брак после смерти Агафьи Ивановна от туберкулеза. От второго брака у писателя родилось пятеро детей.

Пьесы Островского об актерах и театре, точно отражавшие обстоятельства русской действительности 70 – 80-х годов прошлого века, содержат мысли об искусстве, которые живы и сегодня. Это мысли о трудной, порой трагической судьбе подлинного художника, который, реализуясь, тратит, сжигает себя, об обретаемом им счастье творчества, полной самоотдаче, о высокой миссии искусства, утверждающего добро и человечность. Сам Островский выразил себя, раскрыл свою душу в созданных им пьесах, быть может, особенно откровенно в пьесах о театре и актерах

34. Характеристика сборника Н. А. Некрасова «Стихотворения» (1856). Тематика. Образность, жанрово-стилевая многоплановость.

Глубоко продумана, художественно организована и композиция всей поэтической книги «На улице». Сборник открывало стихотворение "Поэт и гражданин" (1855--1856), раскрывавшее драматическое соотношение гражданственности с искусством. Затем шли четыре раздела: в первом -- стихи о жизни народа, во втором -- сатира на недругов народных, в третьем -- поэма об истинных и ложных друзьях народа, в четвертом -- стихи о дружбе и любви, интимная лирика.

В строгой последовательности располагались стихи внутри каждого из разделов. Первый, напр., напоминал собою поэму о народе, о его настоящем и грядущих судьбах. Открывалась "поэма" стихотворением "В дороге", а завершалась жизнеутверждающим "Школьником" (1856). Эти стихи, обрамляющие первый раздел, перекликались друг с другом: их объединял образ русской проселочной дороги, разговоры барина с ямщиком, с крестьянским мальчуганом. Поэт сочувствует недоверию ямщика к господам, погубившим его жену, несчастную Грушу. Но сочувствие сталкивалось с глубоким невежеством мужика: он с недоверием относился и к просвещению, видя в нем господскую причуду: "Инда страх меня, слышь ты, щемит, / Что погубит она и сынишку: / Учит грамоте, моет, стрижет". Но к концу первого раздела в народном сознании подмечается благотворный поворот: "Вижу я в котомке книжку. / Так, учиться ты идешь. Знаю: батька на сынишку / Издержал последний грош" (II, 34). Тянется дорога, и на наших глазах изменяется, светлеет крестьянская. Русь, устремившаяся к знанию, к университету. Пронизывающий стихи поэтический образ дороги усиливает ощущение перемен в духовном мире крестьянства, приобретает метафорический смысл.

Некрасовская Русь всегда в дороге. Н.-поэт чуток к изменениям, совершающимся в народной среде. Поэтому и жизнь крестьянства в его стихах изображается по-новому. Так, на избранный Н. сюжет "В дороге" существовало множество произведений об "удалых тройках", о "колокольчиках под дугой", о "долгих песнях ямщика". В начале Н. именно об этом напоминает читателю, а затем решительно обрывает традиционный поэтический ход. Не песня, а говор ямщика, насыщенный диалектизмами, вторгается в стихи. Если народная песня воспроизводит события и характеры общенационального, звучания прямо и непосредственно, то Н. интересует другое: как общенародные радости и печали преломляются в судьбе частного человека из народа, этого ямщика: к общему поэт пробивается через индивидуальное, неповторимое. Свой вклад в русскую поэзию Н. видел в том, что он "увеличил материал, обрабатывавшийся поэзией, личностями крестьян"). Никто из современников Н. не дерзал так близко сойтись с мужиком на страницах поэтического произведения. Художественная дерзость Н. явилась источником особого драматизма его поэтического мироощущения. Чрезмерное приближение к народному сознанию разрушало многие иллюзии, которыми жили его современники. Подвергалась анализу крестьянская жизнь -- источник веры и надежды разных направлений и партий русского общества.

В первом разделе сборника 1856 г. определились не только пути роста народного самосознания, но и разные формы изображения народной жизни в творчестве Н. Стихотворение "В дороге" -- это начальный этап: здесь лирическое "я" поэта еще отстранено от сознания ямщика, голос героя звучит самостоятельно и независимо от голоса автора. В форме такой "ролевой лирики" написаны у Некрасова многие стихи -- "В деревне", "Вино", "Пьяница" и др. Но по мере того как в народной жизни открывается высокое нравственное содержание, "ролевая лирика" сменяется более утонченной формой поэтического "многоголосия": исчезает лирическая разобщенность, и голос поэта сливается с голосом народа: "Знаю: батька на сынишку / Издержал последний грош". Так мог сказать об отце школьника его деревенский сосед. Но говорит-то здесь Н.: народные интонации, сам* речевой склад народного языка родственно принял он в свою душу.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.