Указать методы и приемы работы, виды упражнений по развитию связной речи в процессе работы над предложением.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Указать методы и приемы работы, виды упражнений по развитию связной речи в процессе работы над предложением.





Центральное место в процессе развития связной речи учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи занимает работа над предложением как основной речевой единицы.

Рассмотрим основные приемы работы над предложением.

1. Самая простая, и в тоже время самая необходимая форма работы над предложениями – это чтение образцов, отработка интонаций, выразительности, выяснение значения, а в некоторых случаях запоминание предложение. При этом грамматический анализ предложений не обязателен, просто дети должны услышать, почувствовать предложение. Хорошее, выразительное прочтение предложения дает очень много для развития речи. Интонационная работа над предложением помогает, во-первых, лучше понять его значение, его содержание; во-вторых, помогает усвоить и запомнить образцы, которым дети должны подражать; в-третьих, помогает школьнику лучше понять структуру предложения, выделить его составные части, что положительно скажется на грамотном письме, на умении расставлять знаки препинания. Хорошая дикция, ясные живые интонации вырабатывают у школьника языковое чувство. Для эффективной работы над предложением дети должны также научиться делать логические ударения, смысловые и психологические паузы, уметь эмоционально окрасить свою речь, произносить предложение в замедленном или ускоренном темпе: громче или тише. Важно развивать также дыхание.
2. Первоначальный прием, применяемый для построения предложений – вопрос учителя-логопеда. В простейшем варианте вопрос логопеда служит основой построения предложения. В нем даны почти все слова и намечена структура предложения, которое должно быть составлено учащимся, например, (Вопрос: «Что дети собирают в лесу?»; Ответ: «Дети собирают малину»). Самостоятельность учащихся проявилась в том, что ни изменили порядок слов, вопросительно местоимение «что» заменили существительным «малину» и придали предложению повествовательную интонацию.
Можно вопрос сформулировать так, чтобы учащиеся вынуждены были ввести два-три «своих» слова: («Что делали дети в лесу?»; «Дети собирали в лесу малину»). в дальнейшем вопросы наталкивают учащихся на составление сложных предложений и различных других синтаксических конструкций. Так, вопросы: почему? -, зачем? -, при каком условии? стимулируют составление сложноподчиненных предложений. Вопрос не подсказывает всей структуры предложения ответа, а как бы намечает некоторые его элементы.
3. К числу упражнений по образцу принадлежат также многочисленные виды работ, состоящих в составлении предложений, аналогично заданному, но на другую тему.
4. Конструктивные упражнения очень разнообразны. Широко распространено построение предложений из разных слов или восстановление деформированного текста.
5. Предлагается детям найти границы предложения в тексте, напечатанного без точек и заглавных букв.
6. Постепенное ступенчатое распространение простого предложения с помощью вопросов. Например: Птицы вернулись. Какие птицы?, Откуда вернулись? Куда вернулись? Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объему предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами и предложениями.
7. Соединение двух или трех простых предложений в одно сложное, или простое с однородными членами.
8. Редактирование предложений, содержащих ошибки или недочеты.



Основным принципом коррекционной работы является системность. Обучение требует, чтобы каждая новая учебная работа представляла собой шаг вперед от уже усвоенного опираясь на предыдущее. От простого – к сложному. От известного – к неизвестному. Системность невозможна без перспективности. Логопеду нужно знать, какие трудности встретятся учащимся в дальнейшем (в следующей четверти, полугодии, году). Тогда он сможет предусмотреть подготовку к преодолению этих трудностей уже в сегодняшней работе.
Устранив пробелы в развитии языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй), а также создание методом устного опережения предпосылок, способствующих совершенствованию связной речи, позволяет сосредоточить внимание учителя-логопеда на работе с текстом. В процессе ее осуществления у детей должны быть сформированы умения планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, определять как содержание своего высказывания, так и наиболее адекватные для реализации его языковые средства. Как мы видим, построение высказывания требует от ребенка умения распределять внимание: надо помнить и о содержательной его стороне, и о его форме.

Особенность коррекционного обучения состоит в том, что в это время появляются возможности в полной мере осуществлять работу над всеми компонентами речевой системы, восполнять все пробелы, имевшиеся в формировании связной речи, а также оказывать коррекционное воздействие на формирование внимания, памяти, самоконтроля, на воспитание коммуникативных умений и навыков речетворчества и фантазии детей.

На данном этапе продолжается работа по составлению связных высказываний по типу рассуждений. Внимание учеников постоянно привлекается к собственной речи в процессе формулирования правил, выводов, доказательств, обобщений. Как известно, в рассуждениях выделяются две смысловые части: формулирование задания и само объяснение или доказательство. Основное внимание на логопедических занятиях уделяется развитию у учеников умений объяснять причины какого-либо факта, обосновывать высказанное ими мнение.
При этом возникает необходимость употреблять сложноподчиненные предложения, которыми обычно дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи не пользуются.

Одновременно идет и дальнейшее развитие инициативных форм речи: умений задавать вопросы, самостоятельно строить развернутые высказывания по ходу работы.
Таким образом, овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением.
Работа над предложением приобретает в связи с основной задачей свою специфику. Опыт показывает, что занятия целесообразно начинать такими заданиями, как составление предложений по «двигающимся картинкам» (Приложение №1), восстановление различного рода деформированных предложений (слова даны вразбивку (Приложение №3); есть только начало или конец предложения; не хватает одного слова), строящимися на использовании «живых иллюстраций» (Приложение №2), составление предложений по вопросам (Приложение №4), редактирование текста (Приложение №5), озвучивание сюжетной картинки (Приложение №6), инсценировка рассказа по серии картин (Приложение №7), бесед о предметах и их свойствах, а также вопросов. При этом большое внимание уделяется развитию у детей умений составлять и использовать некоторые виды сложных предложений, в частности сложноподчиненных, выражающих причинно-следственные и причинно-временные отношения. В процессе выполнения этих заданий у детей активизируются сформированные ранее представления о семантике слов и словосочетаний, о порядке и связи слов в предложениях, совершенствуется навык адекватного отбора языковых средств для точного выражения собственной мысли.

Тема 5 (Основные вопросы темы)Организация обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя. В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя.

Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач.

На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и недостаток внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения логопедических, а также частично и воспитательных занятий, делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

Предусматриваются следующие виды занятий:

— занятия по формированию связной речи;

— занятия по формированию произношения.

Количество этих занятий меняется в зависимости от периода обучения.

В первом периоде обучения фронтальные занятия (с подгруппой) по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Работа покоррекции звукопроизношения — только индивидуально.

Во втором периоде обучения речевые возможности детей возрастают: фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю, а фонетические — 1 раз.

В третьем периоде акцент переносится на развитие самостоятельной связной речи, активизируется работа не только по по закреплению поставленных звуков, и по овладению детьми звуковым анализом и синтезом.

Логопед работает с детьми ежедневно 4 академических часа.

В это время фронтальные занятия проводятся 6 раз в неделю: 4 раза — по формированию лексико-грамматических, средств языка и развитию связной речи и 2 раза — по формированию .правильного звукопроизношения.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.