Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Чаще всего моральные нормы имеют вид запрета: «Не поступай так», но есть и в виде рекомендаций: «Хочешь быть человеком, поступай так».





Нравственное сознание социального работника, его структура, степень выраженности, формирование.

Этические отношения в социальной работе.
Фундамент личности социального работника, на котором строятся его личностные качества, составляет ее нравственность.
Нравственные качества социального работника неразрывно связаны с этическими ценностями социальной работы: человеческое достоинство и толерантность; социальная справедливость и гуманизм; компетентность; социальная активность и гибкость.
Нравственность (фундамент личности социального работника) - внутреннее, духовно-интеллектуальное качество человека, определяющее его возможность поступать в соответствии с законами этики и морали, диктующими потребность творить людям добро, приносить благо.
Нравственность социального работника обеспечивается нравственным сознанием, структура которого включает: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственную потребность.
Нравственное сознание, вытекающие из убеждений, позволяет обеспечить нравственно-этический самоконтроль за этичностью социального действия в повседневной социальной работе. Но нравственное сознание базируется на основе нравственного знания.
Нравственные знания - комплекс знаний об этике, нравственности, действующих в обществе, обеспечивающих нравственно-этические устои общества.
Нравственные знания формируются в процессе изучения как общей этики, так и профессиональной, что позволяет освоить необходимые этические правила, используемые в повседневной работе. Такими правилами являются, например, известный Кантовский императив, где благом признается то, что составляет благо для большинства. Широко распространено Золотое правило нравственности.
Однако в информационный век иметь знания еще не означает пользоваться ими. В обществе широко распространены понятия - двойная мораль, двойной стандарт, двойное дно, двойное лицо и пр.
Поэтому вторым элементом в структуре нравственного сознания являются нравственные убеждения.
Нравственные убеждения - внутренняя убежденность в необходимости и правильности действующих в обществе норм морали, которая приобретается в процессе теоретического изучения этических законов и приобретения практического этического опыта в процессе жизни в аналогичной этической среде.
Нравственные убеждения являются, можно сказать, второй ступенью нравственного сознания, если знание принять за первую ступень. Здесь проявляется теоретическая и практическая подготовленность специалиста к использованию нравственного знания в практической работе. Однако даже нравственные убеждения не являются гарантией того, что как раз в соответствии с ними будет поступать конкретный специалист. Если он имеет нравственные убеждения, но располагает в ряду ценностей впереди этих убеждений другие, например, чисто материального прагматизма, последние окажутся более значимыми.
Избежать подобных нравственных отступлений в обществе можно через третью, высшую ступень нравственного сознания - нравственную потребность в этическом действии.
Нравственная потребность в этическом действии - наличие внутренней, подсознательной потребности действовать в соответствии с этическими нормами, сформированными на основе нравственного знания и убеждения. На этой, высшей ступени нравственного сознания человек, не задумываясь, поступает этично. Только в этом случае он чувствует себя в комфортных условиях в процессе своей деятельности. Без нравственного деяния человек с этической потребностью не может спокойно жить. Если специалист как личность оказывается в условиях давления внешних обстоятельств, вынуждающих поступать не в соответствии с нравственным убеждением и нравственной потребностью, он неизбежно вступает в видимый или невидимый конфликт с этими обстоятельствами. Именно эти люди активно защищают нравственные устои общества. Их убеждения и потребность являются той трудноуловимой, но невероятно значимой энергетической силой нравственности, которая дает силы и вдохновение для активных действий по защите нравственности, именно они выводят общество из нравственного тупика.
Таким образом, формирование нравственного сознания в этапах (или фазах) знания, убеждения, потребности в действии являются важнейшими этапами формирования этически зрелого специалиста по социальной работе. Наличие именно таких специалистов создает предпосылки для формирования нравственности в обществе через воздействие на клиентов, образование населения и разработку нормативных и законодательных документов социальной защиты населения на основе истинных, долговременно действующих нравственных ценностей.
Этическое сознание специалиста по социальной работе не формируется быстро, легко, без усилий. Этическое сознание социального работника - отражение его социального бытия и деятельности, возникающее и совершенствующееся в процессе профессиональной деятельности.
Этические отношения в социальной работе - совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе профессиональной этической деятельности. Они заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформации в системе "человек - среда", вызываемой социальными услугами.


16. Важнейшая функция морали ― регулятивная. Большинство этиков согласно с

Тем, что это основная функция нравственности. Мораль и формируется как

Определённый регулятор человеческих отношений к другим людям, самому себе, к

Природе, к богу. И тем развитее должна быть мораль, чем сложнее общество, чем

Совершеннее сам человек.

Мораль относится к внеинституциональным формам регуляции, в то время как

Право относится к институциональным формам. Нет никаких организаций или

Учреждений, которые создают мораль. Суть в том, что не одни люди контролируют

Жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным

Ценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в

целом. Особенно ее значение раскрывается по методу «от противного»:

Общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом.

Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведения

самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических

Ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека.

Морали регулирует поведения человека во всех сферах действительности: в

Труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и других

Отношениях.

Она санкционирует и поддерживает определенные общественные устои, строй жизни

Либо требует их изменения. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица,

Так и общества.

Поскольку функция регуляции поведения осуществляется не только с помощью

Требований морали, но и норм права, административных установлений,

Технических, социально-гигиенических правил и т.п., следует отличать

Нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.