Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономическая теория как наука





Экономическая теория как наука

1. Наука – система знаний о какой-либо сфере жизнедеятельности людей.

2. Объект и предмет науки: Объект науки – та сфера жизнедеятельности человека, которую он изучает. Объект экономической науки – экономика, как сфера жизнедеятельности людей, призванная обеспечивать их благами. Предмет экономической теории – изучение использования редких экономических ресурсов и благ с целью удовлетворения потребностей людей.

3. Фундаментальный и прикладной подходы к изучению экономики.

4. Метод исследования.В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты.

5. Методология как система методов.

6. Общенаучные и специальные методы экономического исследования.

7. Индукция и дедукция. Индукция— процесс логического вывода на основании перехода от частных положений к общим. Дедукция – метод познания, основанный на получении частных выводов из общих положений.

8. Анализ и синтез.Анализ - операция мысленного или реального расчленения целого на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека. Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.

9. Научная абстракция - это отвлечение в процессе познания от несущественных сторон рассматриваемого явления для сосредоточения на основных существенных чертах. Абстракция является необходимой ступенью в процессе познания объективного мира.

10. Причинно-следственный метод – (каузальный) метод научного исследования, проявляющий себя в тех обстоятельствах, когда в процессе изучения экономической системы метод анализа применяется в отрыве от возможностей метода синтеза, не позволяя тем самым выявить взаимозависимость и взаимообусловленность элементов и составных частей этой системы.

11. Эмпирический метод - Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов (наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение).

12. Методология диалектического и исторического материализма. Диалектический и исторический материализм охватывает всю природную и социальную действительность, человека, его сознание и самосознание, выявляет закономерности познания и преобразования мира в интересах трудящихся.

13. Позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ дает прогноз развития экономики, объясняет его. А нормативный анализ дает совет, к чему нужно стремиться, как действовать с наибольшей выгодой. Получается, что позитивный анализ рассказывает, какая выгода будет от определенных действий, а нормативный – советует, что делать, чтобы получить максимальную выгоду.



14. Экономико-статистический метод - метод оценки рациональности данного решения на основе сравнения его экономических показателей с такими же показателями целого ряда аналогичных решений

15. Функциональный метод – метод научного познания, базирующийся на единстве методов анализа и синтеза и позволяющий снять вопрос о первичности и вторичности экономических категорий, считавшийся столь важным у классиков, а также содействующий превращению экономической науки в точную науку

16. Экономико-математическое моделирование - представляет собой процесс выражения экономических явлений математическими моделями. Экономическая модель — это схематичное представление экономического явления или процесса с использованием научной абстракции, отражение их характерных черт. Математические модели — основное средство решения задач оптимизации любой деятельности. По своей сути эти модели — средство плановых расче­тов.

17. Экономические категории – это теоретическое выражение экономических явлений.

18. Экономические законы – это повторяющаяся, устойчивая связь экономических явлений.

 

Экономическая теория в системе экономических наук

1. Прикладные экономические науки - Цель прикладных экономических наук — решение частных и локальных задач, постановка и проведение хозяйственных экспериментов, разработка конкретных экономических программ, а также мероприятий по дальнейшему совершенствованию экономического регулирования.

2. Микроэкономика - изучает замкнутые локальные экономические системы (фирмы, рынки, отрасли).

3. Макроэкономика – изучает открытые широкомасштабные системы (экономика национальных хозяйств).

4. Мезоэкономика – изучает прикладные аспекты корпоративной и региональной экономики.

5. Мегаэкономика – исследует явления и процессы в мировой экономике.

6. Функции современной экономической теории:

ü Информационная –

ü Методологическая – позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

ü Аналитическая – заключается в том, что она позволяет вскрывать противоречия экономической системы, ее достоинства и недостатки. Она призванна определить, какой элемент экономической системы начинает устаревать и тормозит общественное развитие, а какой обеспечивает ее дальнейший прогресс.

ü Прогностическая – на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

ü Практическая – рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

 

 

Этапы воспроизводственного цикла: производство, распределение, обмен, потребление.

ü Производство это – процесс трансформации природных ресурсов в блага, при помощи которых можно удовлетворять конкретные потребности людей,

ü Распределение – направление созданного продукта по местам назначения для последующего использования, а также установление доли каждого из участников процесса производства в произведенном продукте,

ü Обмен (обращение) – движение произведенных благ между субъектами, в результате которого каждый субъект получает конкретную форму продукта, нужного ему для удовлетворения его текущих потребностей,

ü Потребление (конечное использование) – удовлетворение при помощи имеющихся благ конкретных потребностей.

8. Простое и расширенное воспроизводство. Простое - характеризуется относительно постоянным количеством создаваемых товаров и услуг, что связано с искусственным ограничением потребностей или с невозможностью привлечения дополнительных ресурсов. Расширенное - характеризуется постоянным увеличением производимых материальных благ за счет привлечения дополнительного количества ресурсов, основанное на качественном и количественном расширении потребностей.

Стоимость. Закон стоимости

1. Стоимость - основа количественных соотношений при эквивалентном обмене.

2. Трудовая теория стоимости, согласно которой стоимость определяется производственными затратами, последние же в свою очередь могут быть сведены к затратам труда.

3. Потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять определенную потребность.

4. Меновая стоимость - денежная стоимость, определяемая при продаже товара.

5. Факторная теория стоимости. Предложенная А. Маршаллом. стоимость товаров определяется затратами всех факторов производства, которые имели место в процессе этого производства (труда, капитала, природных ресурсов, предпринимательских способностей, информации).

6. Полезность - степень удовлетворения потребителя тем или иным товаром.

7. Теория предельной полезности - в рамках которой было доказано, что ценность блага для потребителя определяется не общей (совокупной, суммарной) полезностью, а так называемой предельной полезностью, т. е. полезностью, которую приносит каждая дополнительная единица потребляемого блага.

8. Закон убывающей предельной полезности - по мере количественного роста уже потребленных единиц уменьшается субъективная ценность каждой новой единицы блага.

9. Парадокс Смита. Его суть: почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше цены воды? Классическая политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) объясняет это противоречие тем, что цена массовых товаров зависит не столько от их ценности для потребителя, сколько от стоимости (затрат рабочего времени) для производителя.

10. Закон стоимости. Величина стоимости регулируется законом стоимости, механизм функционирования которого заключается в том, что каждый товаропроизводитель производит товар с индивидуальными издержками, а продает в соответствии с общественно-необходимыми.

11. Стимулирующая, регулирующая, санирующая функции закона стоимости.

ü стимулирующую -закон стоимости стимулирует предпринимателя к снижению затрат, к внедрению ресурсосберегающих и новых высоких технологий;

ü санирующую -закон стоимости через механизм банкротства выталкивает с рынка неконкурентоспособного производителя, индивидуальные издержки которого слишком высоки;

ü регулирующую - закон стоимости через соотношение индивидуальных и общественно-необходимых затрат обеспечивает рациональное распределение между различными отраслями экономики средств и ресурсов, которые стремятся туда, где можно получить более высокий доход.

 

Рыночное равновесие

1. Точка рыночного равновесия – это точка пересечения кривых спроса и предложения, где совпадают интересы покупателей и продавцов.

2. Равновесная цена – это цена, уравновешивающая величины спроса и предложения на рынке в результате действия конкурентных сил.

3. Равновесный объем - объём спроса и предложения товара при равновесной цене.

4. Функции равновесной цены:

ü Распределительная

ü Информационная

ü Стимулирующая

ü Балансирующая

ü Нормирующая. Она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объём потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить затраты или ему следует воздержаться от производства товара.

5. Эффект дохода связанный с освобождением определенной части доходов покупателей, которую они теперь могут направить на покупку либо большего количества данного товара, либо какого-то другого товара.

6. Эффект замещения, в соответствии с которым, потребитель будет покупать больше продукта, цена которого снизилась, замещая им продукт, цена на который повысилась.

7. Излишки потребителя и производителя. Потребителя: это разница между той суммой денег, которую потребитель был согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил. Производитель: это разница между той суммой денег, за которую производитель был согласен продать свой товар, и той суммой, которую он реально получил.

8.

 
 

Модель равновесия по Вальрасу.Условие равновесия по Вальрасу, это равенство величины спроса величине предложения.

9.

 
 

Модель равновесия по Маршаллу. Условие равновесия по Маршаллупредсталяет собой равенство цены спроса цене предложения:

10. Равновесие в мгновенном периоде. Продавец лишен возможности приспособить объем предложения к объему спроса, поскольку он обладает фиксированным количеством товара.

11. Равновесие в коротком периоде. Производитель не может изменить производственные мощности предприятия, но может менять интенсивность их использования, следовательно, может несколько изменять объем выпуска продукции.

12. Равновесие в длительном периоде. Производитель может изменять размеры производительных мощностей, а значит, и существенно менять масштабы производства продукции, приспосабливаясь к изменившемуся спросу.

Издержки и прибыль фирмы

1. Фирма как иерархическая система. Фирма – это экономический субъект (организация), который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию. Иерархия – это система приказов, идущих сверху от руководителя к непосредственному исполнителю.

2. Трансакционные издержки – это издержки взаимодействия субъектов экономики, связанные с совершением сделок или реализацией контрактов.

3. Границы эффективности фирмы.

4. Критерий оптимальности размеров фирмы.

5. Издержки и их виды. Издержки - это затраты ресурсов для достижения поставленной цели. Бухгалтерские, альтернативные и экономические издержки.

6. Частные и общественные издержки. Общественные – это издержки анализирующиеся с точки зрения общества в целом.

7. Внешние эффекты(экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.

8. Бухгалтерские (явные, внешние), альтернативные (неявные, внутренние) и экономические издержки. Бухгалтерские - это денежные выплаты поставщикам факторов производства. Альтернативные - это стоимость других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех доступных альтернативных способов использования данного ресурса. Экономические - это сумма бухгалтерских и альтернативных издержек.

9. Возвратные и невозвратные издержки. Возвратные - это расходы, которые фирма в состоянии вернуть (хотя бы после прекращения совей деятельности). Невозвратные -— это затраты на те виды ресурсов, которые не имеют альтернативного использования.

10. Концепции прибыли: бухгалтерская, экономическая, нормальная прибыль.

11. Издержки фирмы в краткосрочном периоде. В этот период фирма может оперативно изменять свои переменные факторы - количество труда, сырья, вспомогательных материалов, топлива. В краткосрочном периоде количество некоторых производственных факторов остаётся неизменным, количество других изменяется. Соответственно и издержки в этом периоде подразделяются на постоянные и переменные.

12. Постоянные, переменные, совокупные (валовые), средние издержки. Постоянные - это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не зависит от объема выпуска продукции. Переменные - это издержки, величина которых зависит от объема выпуска. Совокупные - это общие расходы фирмы на оплату всех факторов про­изводства. Средние -являются издержками на единицу выпуска и подразделяются на три вида.

13. Средние и предельные издержки. Предельные издержки это дополнительные издержки, которые фирма несет при изменении объема производства на единицу продукции. Средние издержкиявляются издержками на единицу выпуска и подразделяются на три вида.

14. Безубыточность производства — ситуация, когда объем продаж (произведение цены изделия на количество проданных изделий) обеспечивает полное покрытие постоянных и переменных издержек предприятия в расчете на одно изделие.

15. Закон возрастания предельных издержек: начиная с некото­рого момента времени дополнительное использование переменного ре­сурса ведет к увеличению предельных и средних переменных издержек.

16. Издержки фирмы в долгосрочном периоде.Долгосрочный период предполагает изменение масштаба своих производственных мощностей. Долгосрочный период отличается от краткосрочного способностью фирмы свободно варьировать все факторы производства в долгосрочном периоде.

17. Оптимальный размер фирмы - размер производства, обеспечивающий минимальные издержки на единицу выпуска в данной сфере производства.

18. Минимально эффективный масштаб производства. Наименьший размер предприятия, позволяющий фирме минимизировать свои долгосрочные средние издержки.

19. Эффект масштаба производства. После того, как фирма определит для себя наиболее эффективный способ производства, расширение объемов выпуска возможно исключительно за счет изменения масштабов производства, т.е. пропорционального увеличения использования всех производственных ресурсов.

 

 

Теория производства

1. Производство -это деятельность, направленную на преобразование (трансформацию) экономических ресурсов (факторов производства) с целью получения необходи­мых экономическим субъектам благ (товаров и услуг).

2. Технология производства - способ соединения экономических ресурсов для производства заданного объема товаров и услуг.

3. Экономическая и технологическая эффективность производства. Эк.: отражает стоимостную зависимость между расходами фирмы на факторы производства (издержками) и ее доходами. Способ производства является экономически эффективным, если он обеспечивает минимальную альтернативную стоимость используемых в производстве ресурсов. Тех.: характеризует зависимость между используемыми ресурсами и получаемой продукцией в натуральном выра­жении. Технологическая эффективность конкретного способа производства оценивается двояко: либо по максимуму выпуска при данной комбинации ресурсов, либо по минимуму количества ресурсов, обеспечивающих данный объем выпуска. Технически неэффективные способы производства не используются рациональным предпринимателем.

4. Постоянные и переменные факторы производства. Ресурсы, количество которых напрямую зависит от объема выпуска, называются переменными.Ресурсы, количество которых не зависит от объема выпуска и является неизменным в течение рассматриваемого периода, относятся к группе постоянных.К ним относятся: производственные площади (размер зда­ний и сооружений, участок земли, занимаемый предприятием), труд и особые знания («ноу-хау») высококвалифицированного персонала.

5. Краткосрочная функция производства. Краткосрочная функция производства показывает максимальный объем выпуска, который фирма может произвести, изменяя количество и комбинацию переменных ресурсов, при данном количестве постоянных ресурсов.

6. Совокуп­ный, средний и предельный продукты. Совокупный продукт (Q) – это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора.Средний продукт (AP)- это отношение общего продукта к количеству использованного в производстве переменного фактора. Предельный продукт (MP) - это количество дополнительного продукта, полученное при использовании дополнительной единицы переменного ресурса.

7. Закон убывающей отдачи: непрерывное увеличение использования одного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от него, а затем и к ее сокращению. Этот закон базируется опять же на неполной взаимозаменяемости ресурсов.

8. Долгосрочный период производства:период времени, достаточный для того, чтобы все имеющиеся ресурсы фирмы могли стать переменными.

9. Изокванта показывает совокупность всех комбинаций двух переменных факторов произ­водства, обеспечивающих заданный объем выпуска.

10. Предельная норма технологического замещения показывает, сколько единиц одного фактора необходимо для заме­щения одной единицы другого фактора, чтобы объем выпуска не изменился.

Оценить норму замещения можно по формулам:

MRTSKL = ΔK / ΔL или MRTSKL = dK/dL = K'(L).

11. Бюджетное ограничение производителя. При фиксированных ценах и суммарных затратах на факторы производства найти комбинацию затрат, обеспечивающую максимум производства продукции. На графике – это одна изокоста и множество изоквант.

12. Изокоста — в теории производственных функций это - геометрическое место точек в пространстве ресурсов, для которых издержки производства постоянны.

13. Оптимальная комбинация ресурсов. Стремление фирмы к эффективному производству побуждает ее к достижению максимально возможной выработки при заданных затратах на ресурсы, или, что же самое, к минимизации издержек при производстве заданного объема выпуска. Комбинация ресурсов, обеспечивающая минимальный уровень совокупных издержек фирмы, называется оптимальной и лежит в точке касания линий изокосты и изокванты.

14. Условие минимизации издержек: (правило) оптимальное сочетание факторов производства достигается тогда, когда последний затраченный рубль на покупку каждого фактора дает одинаковый прирост общего выпуска продукции (одинаковый предельный продукт). Под влиянием изменения уровня цен на ресурсы точка оптимума производителя может смещаться. Как и в теории потребления общий эффект может быть разложен на эффект замены и эффект выпуска.

15. Траектория долгосрочного развития фирмы. Совокупность точек оптимума производителя, построенных для изменяющегося объема производства и, следовательно, для меняющихся затрат фирмы при неизменности цен на ресурсы, позволяет получить траекторию долгосрочного развития (роста) фирмыизоклиналь.Таким образом, в долгосрочном периоде, когда фирмой приобретается несколько переменных факторов, для максимизации прибыли ей необходимо обеспечить равенство соотношений предельных продуктов факторов в денежном выражении и их цен.

 

Модель чистой монополии

1. Естественные, сырьевые, локальные монополии. Естественные монополииоснованы на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм. Сырьевые монополииобусловлены владением и контролем над поставками редкого или стратегически важного сырья. Локальные монополииобусловлены высокими транспортными расходами, способствующими формированию изолированных местных рынков и появлению локальных монополистов в рамках единой в технологическом смысле отрасли.

2. Патент - охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца.

3. Оптимальный объем выпуска монополиста. MR=MC

4. Условие максимизации прибыли монополиста. Необходимым условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода и предельных издержек: MC=MR.

5. Ценовая дискриминация - практика установления разных цен на различ­ные единицы одного и того же товара.

6. Монопсония - рыночная ситуация, когда множеству продавцов противостоит один покупатель. Естественно, что этот покупатель приобретает монопсоническую власть, которая позволяет ему приобретать товар за меньшую цену, чем та, которая существовала бы на конкурентном рынке.

7. Двусторонняя монополия - тип строения рынка, при котором сторону предложения представляет монополист, а сторону спроса - монопсонист (монополия, ограниченная монопсонией).

 

Модель олигополии

1. Коопери­рованная и некооперированная олигополии. Кооперированная – ситуация, когда компании вступают в сговор, который может быть явным или скрытым. Некооперированная – если участники олигопольного рынка совершенно независимы друг от друга.

2. Модель дуополии Курно. Рынок закрыт, отсутствует вход и выход на этот рынок, 2 фирмы доминируют.

3. Модель ломаной кривой спроса. Для олигополии характерналоманая кривая спроса, объясняющая жесткость цен на слабо дифференцируемом рынке в условиях некооперируемой олигополии.

 
 

 

 


Рынок трудовых ресурсов

1. Субъекты спроса и предложения на рынке труда. Субъект спроса: фирмы, гос-во (работодатели). Субъект предложения: наемные рабочие.

2. Заработная плата как доход владельцев фактора «труд». З.п – это доход в денежной форме, получаемый наемным рабочим за предоставление определенных трудовых услуг.

3. Номинальная и реальная заработная плата. Номинальная – сумма денег, полученная за оказание трудовых услуг. Реальная – то количество товаров и услуг, которое могут быть куплены на номинальную з/п.

4. Повременная и сдельная формы заработной платы. Повременная - форма оплаты труда, в основе которой лежит принцип зависимости величины заработной платы от количества рабочего времени, отработанных часов. Сдельная - форма оплаты труда работников, при которой их заработная плата устанавливается в соответствии с количеством произведенной работником продукции заданного качества.

5. Система оплаты труда. Существуют две основные системы оплаты труда - сдельная, когда труд оплачивается по его результатам, и повременная, когда труд оплачивается по проработанному времени.

6. Патернализм - система отношений, основанная на покровительстве, опёке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим.

7. Спрос и предложение на рынке труда в условиях совершенной конкуренции.

8. Состояние полной занятости - это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей.

9. Индивидуальное предложение труда. Предложение труда индивидом зависит от его желания потреблять большее

количество благ или иметь больше свободного времени, а это в свою очередь

зависит от цены труда, т. е. ставки заработной платы. Очевидно, что между

часами работы и часами досуга существует обратная зависимость: чем больше

времени индивид работает, тем меньше он отдыхает. Поэтому предложение труда

можно анализировать через спрос индивида на досуг.

10. Экономическая рента и трансфертный доход.

11. Монопсония на рынке труда.

12. Профсоюзы на рынке труда.

13. Модель стимулирования профсоюзами спроса на труд.

14. Модель сокращения предложения труда.

15. Модель прямого воздействия на зарплату.

16. Взаимная монополия на рынке труда

 

 

Рынок природных ресурсов

1. Земля как фактор производства.

2. Реальные и потенциальные природные ресурсы.

3. Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.

4. Заменимые природные ресурсы.

5. Землевладение.

6. Землепользование.

7. Ограниченность предложения и недвижимый характер природных ресурсов.

8. Особенности спроса и предложения на рынке земли.

9. Точка равновесия на рынке земли.

10. Земельная рента.

11. Дифференциальная рента I.

12. Дифференциальная рента II.

13. Чистая (абсолютная) рента.

14. Рента и арендная плата.

15. Земля как капитальный актив.

16. Рыночная цена земли

 

 

Рынок капитала

1. Капитал - это ресурс, создаваемый с целью произв. экономических благ.

2. Расширенное воспроизводство капитала. При расширенном воспроизводстве прибавочная стоимость используется иначе, чем при простом. Только часть ее идет на удовлетворение личных потребностей капиталиста, а другая часть — на расширение производства, т. с. накопление капитала.

3. Финансовый капитал - совокупность условий, когда денежная форма капитала позволяет получать прибыль без формального обмена денег на товары.

4. Реальный (физический) капитал - вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства: машины, оборудование, здания и т.п.

5. Инвестирование - процесс создания или пополнения запаса капитала.

6. Валовые инвестиции - это процесс увеличения запаса капитала.

7. Чистые инвестиции- это валовые инвестиции за вычетом средств, идущих на замещение.

8. Спрос и предложение на рынке капитальных благ - На рынке капитальных благ спрос на факторы производства предъявляет бизнес, а предложение капитальных благ осуществляют домашние хозяйства.

9. Основной капитал - переносит свою стоимость на продукцию по частям за оговоренное время в форме амортизации (например, станок).

10. Оборотный капитал - переносит свою стоимость на продукт производства всю сразу (например, мука при выпечке хлеба).

11. Физический износ основного капитала - это процесс, в результате которого основной капитал изнашивается постепенно и затем становится непригодным для использования в производстве.

12. Моральный износ основного капитала - представляет собой процесс обесценивания его вследствие появления более современной и производительной машины, оборудования.

13. Амортизация - это одновременно средство, способ, процесс перенесения стоимости изношенного основного капитала на производимую продукцию.

14. Норма амортизации - это отношение ежегодной суммы амортиз. отчислений к стоимости капитального блага, выраженного в %.

15. Норма дохода на капитал –величина дохода (или прибыли; тогда это норма прибыли) в процентах к величине капитала фирмы.

16. Собственный и заемный капитал. Собственный - это общая стоимость средств организации, принадлежащих ей на праве собственности и используемых для формирования некоторой части активов. Заемный - капитал, образуемый за счет получения кредитов, выпуска и продажи облигаций, получения средств по другим видам денежных обязательств.

17. Спрос и предложение на рынке услуг капитала - это спрос и предложение на физический капитал (здания, сооружения, машины и т.д.), а также заемные средства.

18. Спрос и предложение на рынке ссудного капитала - Под спросом на ссудный капитал понимается то количество денег, которое готовы взять субъекты, испытывающие временную потребность в дополнительных денежных средствах, на данном рынке ссудного капитала на определенный срок на условиях возврата и уплаты процента.

19. Ставка (норма) процента - это отношение дохода, получаемого от предоставленного в ссуду капитала, к величине ссужаемого капитала, выраженного в %.

20. Норма дохода от инвестиций - Ежегодный доход от инвестиций, выраженный в виде процента от стоимости первоначальных инвестиций.

21. Временное предпочтение - предпочтение человеком текущего потребления перед будущим потреблением; определяется размером вознаграждения в виде процента, который надо платить человеку, чтобы склонить его отказаться от части текущего потребления в пользу сбережений.

22. Номинальная ставка процента - это такая текущая рыночная ставка, не учитываемая уровень инфляции.

23. Реальная ставка процента - это номинальная ставка за вычетом ожидаемых темпов инфляции.

24. Эффект Фишера - Номинальная ставка % изменяется так, чтобы реальная ставка оставалась неизменной.

25. Дисконтирование -это определение стоимости денежного потока, путём приведения стоимости всех выплат к определённому моменту времени

26. Ставка (норма) дисконта - То же, что ставка дисконта, показатель, используемый для приведения разновременных величин затрат, эффектов и результатов к начальному периоду расчета (базовому году и т. п.).

27. Текущая дисконтированная стоимость - Если платеж ожидается через t лет при соответствующем росте процента на r% ежегодно, текущая стоимость суммы А, которую должны получить через t лет, выражается следующим образом: V=A/(1+r)t=A(1+r)-t. Текущая стоимость потока денежных поступлений, распределенных во времени, представляет собой сумму текущих стоимостей различных частей потока этих доходов.

28. Чистая дисконтированная стоимость - это сумма дисконтированных значений потока платежей, приведённых к сегодняшнему дню.

29. Первоначальное накопление капитала - насильственный процесс превращения массы непосредственных производителей (прежде всего крестьян) в наёмных рабочих, а средств производства и денежных богатств — в капитал; исторически предшествовал капиталистическому способу производства.

30. Приватизация - форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

31. Ваучерная и постваучерная приватизация в России

 

 

Экономическая теория как наука

1. Наука – система знаний о какой-либо сфере жизнедеятельности людей.

2. Объект и предмет науки: Объект науки – та сфера жизнедеятельности человека, которую он изучает. Объект экономической науки – экономика, как сфера жизнедеятельности людей, призванная обеспечивать их благами. Предмет экономической теории – изучение использования редких экономических ресурсов и благ с целью удовлетворения потребностей людей.

3. Фундаментальный и прикладной подходы к изучению экономики.

4. Метод исследования.В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты.

5. Методология как система методов.

6. Общенаучные и специальные методы экономического исследования.

7. Индукция и дедукция. Индукция— процесс логического вывода на основании перехода от частных положений к общим. Дедукция – метод познания, основанный на получении частных выводов из общих положений.

8. Анализ и синтез.Анализ - операция мысленного или реального расчленения целого на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека. Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.

9. Научная абстракция - это отвлечение в процессе познания от несущественных сторон рассматриваемого явления для сосредоточения на основных существенных чертах. Абстракция является необходимой ступенью в процессе познания объективного мира.

10. Причинно-следственный метод – (кау









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.