Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общенаучные и специальные методы изучения организационного поведения.





Общенаучные и специальные методы изучения организационного поведения.

Общенаучные:

· Анализ

· Синтез

· Индукция

Специальные:

· Эксперимент

· Наблюдение

· Опрос

Бихевиористические теории ОП: классическое обусловливание.

Бихевиоризм – направление психологии, в соответствии с которым поведение понимается как совокупность двигательных и сводимых к ним словестных и эмоциональных ответов – реакции на воздействие внешней среды. Делится на 2 направления:

· Классическое обусловливание (И. Павлов, Дж. Уотсон)

· Оперантное обусловливание (Ф. Скиннер)

Условный рефлекс – научение, основанное на ассоциативных связях.

Стимул-реакция – основа классического обусловливания. Для получения знания использовался эксперимент.

Нейтральный стимул + Безусловный стимул = Обусловленный стимул – раздражитель

Обусловливание – ситуация, когда стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, могут впоследствии её вызвать. Стимул раздражитель вызывает обусловленную реакцию. В процессе научения отсутствует действие сознания.

«Когда явления поведения точно сформулированы в терминах стимулов и реакций, бихевиоризм получает возможность предсказывать эти явления и руководить ими – два существенных момента, которых требует всякая наука» (Дж. Уотсон)

Бихевиористические теории ОП: оперантное обусловливание.

Скиннер допускал, что поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение – значит проконтролировать его, и наоборот. Оперантное обусловливание уделяет внимание той роли, которую в научении играют последствия, или связи типа реакция – стимул. Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом. Научение происходит по схеме «Р-С».

Оперантное поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идёт следствие, и природа этого следствия изменят тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.Суть оперантного научения заключается в том, что подкреплённое поведение стремится повториться, а поведение не подкреплённое или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться.

  Позитивное Негативное
Подкрепление Предъявление положительного стимула Удаление неприятного стимула
  Наказание Предъявление неприятного стимула Удаление положительного стимула

Позитивное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что демонстрирует его желаемое последствие. Негативное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что прекращает или устраняет его нежелательное последствие. Наказание – устранение негативных моделей поведения.

Когнитивные теории ОП: сущность, представители.

Когнитивная теория изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.Родоначальником этой теории является американский психолог Толмен Эдвард Чейс. Концепцию поведения Э. Толмен изложил в труде «Целевое поведение у животных и у человека» (1932г.) «Когнитивная карта» позволяет человеку ориентировать своё поведение и осуществлять выбор в соответствии со своими ожиданиями.

Понятие и сущность фрустрации. Реакции на фрустрацию.

В когнитивной теории было введено понятие фрустрации – обман, тщетное ожидание, расстройство, психическое состояние, возникающее в следствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижение цели. Выделяют 2 аспекта фрустрации – внешний и внутренний.Внешний аспект - всё что касается физических преград. Внутренний аспект – равновесие разрушается внутри нас. Реакция на фрустрацию:

· Агрессивная – предмет агрессии не является предметом фрустрации.

· Неагрессивная – процесс регрессии, реакция фиксации, подавление.

 

Теории социального научения: сущность, представители.

Родоначальником этого научения является Альберт Бандура. Обусловливание не объясняет процесса обучения, оно лишь влияет на повторяемость того, что ранее выучивается в процессе обучения на моделях. Наблюдение лежит в основе процесса подражания. На первом этапе человек наблюдает как действуют другие, формирует мысленно картину последствий, а на втором этапе воспроизводит усвоенный образ действий. Если последствия позитивные, то он повторяет эту схему в дальнейшем. В процессе контроля выполнения поведенческих намерений человек постоянно сверяет их результаты с некоторыми эталонами, имеющими отношение как и цели поведения, так и к отдельным его процессуальным моментам.

Принципы подкрепления и наказания. Закон Торндайка.

  Позитивное Негативное
Подкрепление Предъявление положительного стимула Удаление неприятного стимула
  Наказание Предъявление неприятного стимула Удаление положительного стимула

Позитивное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что демонстрирует его желаемое последствие. Негативное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что прекращает или устраняет его нежелательное последствие. Наказание – устранение негативных моделей поведения.

Свои наблюдения Торндайк обобщил в нескольких законах:

закон упражнения — согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе. Этот закон совпадал с принципом частоты повторений в ассоциативной психологии;

закон готовности — упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов;

закон ассоциативного сдвига — если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию.

Концепция личности в ОП.

Личность с точки зрения организационного поведения – то каким образом люди воздействуют на других и как они понимают и рассматривают сами себя в сочетании с их внутренними и внешними чертами и взаимодействием между человеком и ситуации.

R = f(S; P)

П = f(I; E)

R – реакция человека, S – среда, P – внутренние характеристики личности. П – поведение,

I – индивидуальные особенности, E – внешняя среда.

Подходы характеристик личности:

OCEAN – большая 5ка

- экстраверсия

- склонность к сотрудничеству или уживчивость

- добросовестность

- эмоциональная стабильность

- восприимчивость к приобретению нового опыта

Личность рассматривается как совокупность 3ех элементов

- направленность

- способности – навыки задатки, склонности к какому виду деятельности

- характер

Личность с точки зрения социальных характеристик.

- социально демографические характеристики

- групповая принадлежность

- ценности

-расположение

- верование

- уровень притязаний

- круг общения

- роль

- статус

- профессионализм

 

Этапы формирования личности.

Теории развития детей

1.Теория Фрейда – взросление ребенка происходит с момента преодоления Эдипова комплекса или комплекса Электры.

2.Джона Мида – считал что дети развиваются как социальные существа имитируют действие окружающих. К 5 годам ребенок в игре действует как взрослый. Происходит принятие роли другого, формируется понятие личности.

3.Теория Пиаже – стадии развития по Пиаже

- сенсомоторная – от рождения до 2ух лет.

- дооперациональная – с 2ух до 7 лет.

- конкретные операции – от 7 до 11 лет. Овладение абстрактным мышлением.

- период формальных операций с 11 -15лет.

Стадии развития взрослых по Ливинсону:

1.Вступление в мир взрослых 23 – 28 лет.

2.Достижение зрелости 33 – 40 лет.

3.Вступление в средний возраст 45 – 50 лет.

4.Достижение вершины среднего возраста 55 – 60 лет.

Выделяют 4 переходных периода:

1.Переходный период 30ти летних.

2.Переходный период середины жизни 40 – 45.

3.Период 50ти летних 50 – 55.

4.старшего возраста 55 -60.

Понятие и виды групп.

Группа – некая общность людей. Группы могут быть условленными или реальными. Условная группа – это группа людей, объединенных по одному или нескольким произвол. взятым признакам.Реальная группа – существует в представлениях её членов, кот. по отношению к некой общности могут сказать – «мы».Т.о. люди не только объединяются, но и отделяют себя от других.«Мы» всегда предполагает наличие второй стороны – «они». Т.е группа- это противопоставление одних людей к другим.Группа – это общность, имеющая причину объединиться, т.е некот. общую цель, кот. явл. системообразующим признаком группы.
Виды групп:
1. Малые группы – это небольшие по размеру группы, все члены которого находятся в непосредственном межличностном хоз-ве.
2. Большие группы – это группы кот. включают большое кол-во людей, объединенных опосредственно через следование общим ценностям и корням(возрастные, этнические).
3. Формальные группы - группы, деятельность кот. организована и стандартизована в соответствии с предписанными групповыми правилами.
4. Неформальные группы – группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, добровольно объединенные на основе интересов, дружбы и симпатий.
5. Постоянные группы – группы существующие продолжительное время. Члены группы могут меняться, но это никак не сказывается на их существовании.
6. Случайные группы – группы, возникающие спонтанно. Членов группы ничто не связывает, кроме временных обязанностей.
7. Референтные членства – группа, кот. индивид использует для сравнительной оценки своего собственного положения или поведения.

 

Стадии развития группы

Стадия 1. «Знакомство»

Только что собравшаяся группа, в которой большинство людей чувствует себя тревожно и неопределенно. Люди все взвешивают, «прицениваются» друг к другу. Тренер присматривается к группе, группа присматривается к тренеру.
Участники не хотят выглядеть неловко, поэтому не хотят брать риск и активно участвовать.
На этой стадии задачей тренера является создание доверительной атмосферы. Для этого идеально подходят упражнения-ледоколы.

Стадия 2. «Шторм»

На этой стадии начинают развиваться отношения. Уже меньше беспокойства и напряженности, и участники начинают отстаивать свои позиции, сферу своего влияния и степень контроля над ситуацией.
Роль тренера – «настроиться» на динамику группы и появляющиеся роли. Тренеру надо продолжать завоевывать доверие группы.

 

Стадия 4. «Зрелость»

Появляется уникальное «лицо» группы. Иногда отношения настолько крепки, что после тренинга перерастают в дружбу.
Атмосфера в группе характеризуется не формальностью, чувством юмора, поддержкой. Люди не боятся попросить о помощи и готовы помочь друг другу.
На этой стадии человеку со стороны трудно войти в группу.
Оптимальными тренерскими стилями становятся демократический, наставнический, отстраненный, в зависимости от потребностей группы.

 

Стадия 5. «Старение»

После некоторого момента эффективность работы группы начинает снижаться. Эта стадия начинается тогда, когда с трудом появляется что-то новое, снижается креативность, появляется усталость и цинизм.
Если никакого нового опыт получить не удается, группу лучше распустить. И сделать это нужно до того момента, когда начнут появляться негативные эмоции. Завершение требует внимания и является не менее важным процессом, чем знакомство.

 

Общенаучные и специальные методы изучения организационного поведения.

Общенаучные:

· Анализ

· Синтез

· Индукция

Специальные:

· Эксперимент

· Наблюдение

· Опрос







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.