Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Подготовка к учебным занятиям





Можно выделить 3 этапа в подготовке к учебным занятиям:

Первый этап: Наблюдение за учебными занятиями, проводимыми преподавателями колледжа, их анализ.

 

Методические рекомендации для студентов

Процесс наблюдения за учебным занятием предусматривает:

- предварительное ознакомление с темой учебного занятия;

- непосредственное наблюдение занятия;

- анализ учебного занятия.

 

Предварительное ознакомление с темой учебного занятия

реализуется через:

· знакомство с программой, календарно-тематическим планом, основной и дополнительной научно-методической литературой посещаемого занятия;

· определение цели посещения (в качестве цели посещения можно выделить оценку личностных качеств преподавателя, способствующих реализации основных задач воспитания и обучения на учебном занятии; выяснение, насколько организация занятия соответствует современным требованиям; какова степень активности студентов на занятии, как реализуется на занятии принцип посильности, доступности обучения, какова результативность методов обучения для достижения глубины и осознанности знаний и т.п.)

Предварительные сведения о посещаемом учебном занятии можно получить и путем самостоятельного изучения документации преподавателя, или в беседе с ним.

 

Из предварительной беседы с преподавателем можно получить информацию по следующим вопросам:

1. Особенности учебной группы, в которой будет проводиться урок;

2. Местоположение темы наблюдаемого учебного занятия в системе других тем;

3. Трудности, предполагаемые в изучении предстоящей темы;

4. Цели учебного занятия и как предположительно они будут реализованы.

5. Методы и приемы обучения, которые преподаватель в предстоящем занятии выделяет как основные.

Каждый преподаватель, учебное занятие которого студент хочет посетить, должен заранее знать цель посещения.

После того, как определена цель посещения, надо составить программу наблюдения или, как говорят, осуществить декомпозицию цели, т.е. разложить цель на составляющие.

Например, если цель посещения - определить результативность метода проблемного изложения, тогда программа наблюдения будет такой:

- как формулируется преподавателем проблема,

- насколько доступно педагог излагает материал,

- с помощью каких приемов преподаватель активизирует студентов.

А если цель посещения - выявить оптимальность использования фронтальной, групповой, индивидуальной, коллективной форм организации учебной деятельности на учебном занятии, то программа наблюдения будет следующей:

- какие формы организации учебно - познавательной деятельности используются на занятии,

- соответствуют ли предложенные формы целям и методам учебного занятия,

- какова помощь преподавателя студентам.

Во время наблюдения занятия помните о нескольких правилах.

Любое учебное занятие - это творчество преподавателя, это система, поэтому недопустимо никакое вмешательство в ход и течение учебного занятия.

На занятии не может быть второстепенных деталей, поэтому фиксируйте весь ход занятия, несмотря на то, что выделена конкретная цель наблюдения. Не ждите, когда будут выполнены все необходимые по плану наблюдения, действия, за этим можно не увидеть главного.

На ход наблюдения накладывает отпечаток система обучения, в контексте которой находится наблюдаемый урок (традиционная, лексико-семинарская, развивающего обучения и т.п.).

Цель любого наблюдение заключается не в «изобличении» недостатков, а в совершенствовании процесса обучения, передаче личного педагогического опыта, поэтому проявите максимум доброжелательности и тактичности по отношению к преподавателю и к студентам.

При организации наблюдения не забывайте о специфике учебного предмета.

Направленность наблюдения зависит и от того, какой вид анализа учебного занятия вы избрали (системный, аспектный, структурный и т.п.).

Полноценный, правильный вывод о занятии можно сделать лишь после посещения нескольких уроков и только после того, как ваши впечатления структурируются в виде словесного описания, схемы, таблицы и т.п., поэтому не спешите высказать свое суждение.

Наблюдение учебного занятия всегда связано с его описанием:

· запись позволяет акцентировать внимание на вопросах «что?», «как?», «почему?»;

· описание должно быть целенаправленным, точно отражать и обозначать отдельные стороны, ход и развитие урока;

· в ходе описания нужно соотнести количественную и качественную стороны учебного занятия (количество методов и их сменяемость, количество опрошенных студентов и количество заданных им вопросов, количество студентов, желающих принять участие в беседе с педагогом, количество вопросов, которые заданы студентами преподавателю, количество отвлечений студентов в процессе учебного занятия и т.п.).

Приступая к анализу учебного занятия, следует учесть следующее:

Педагогический анализ учебного занятия - это не только рас­членение, разделение целого на составляющие, но и объединение, сопоставление этих составляющих.

Анализ учебного занятия можно представить как систему правил и операций, необходимых для изучения процесса осуществления урока, а также причин, влияющих на результативность учебного занятия.

Анализ замятия должен быть объективным, т.е. раскрывать связи, отношения, закономерности, реализуемые в ходе урока.

В ходе анализа учитываются внешние и внутренние составляющие учебного занятия (специфические условия проведения урока, особенности типа учебного занятия, субъективные отношения между преподавателем к студентами).

Предметом анализа является ряд последовательных количественных и качественных изменений в ходе учебного занятия.

Учебное занятие — это сложная система, все элементы которой взаимосвязаны, поэтому следует установить причины дидактических, методических, психологических взаимодействий между преподавателем и студентами.

Анализ учебного занятия - это инструмент, при помощи которого осуществляется признание результатов труда педагога, это канал для обмена опытом и совершенствования профессионализма всех присутствующих и анализирующих. Поэтому важен позитивный настрой на учебное занятие и стимулирование профессиональной уверенности педагога.

Предлагаемый ниже алгоритм анализа учебного занятия поможет вам быть компетентными во время беседы по поводу просмотренного урока.

1. Анализ необходимо начать с рассмотрения цели учебного занятия, сформулированной преподавателем и поставленной им перед студентами,

2. Определить тип и вид учебного занятия.

3. Определить соответствие содержания учебного занятия его виду и цели.

4. Выделить структуру и этапы учебного занятия.

5. В каждом этапе занятия выделить задачи и предполагаемый результат.

6. Проанализировать соответствие психолого-педагогических воздействий преподавателя задаче этапа урока и его конечному результату,

7. Анализ содержательной стороны учебного занятия:

· соотношение теоретического и фактического материала;

· соответствие методов требованиям активизации мыслительной деятельности студентов;

· выявление способов информирования студентов о содержании домашнего задания (объем заданий, особенности методики задания на дом, дифференцированность заданий с учетом специфики учебной группы, специализации студентов и их индивидуальных способностей).

8. Завершается анализ занятия выводом по уроку:

- вскрываются причины достоинств и недостатков в учебном занятии;

- характеризуется конечный результат;

- высказываются рекомендации по совершенствованию учебного процесса.

После того как сформулирован вывод, соотнесенный с основным алгоритмом анализа, практикант имеет возможность высказать предложения, которые отражают его субъективное видение данного занятия.

 

Виды анализа уроков

Памятка для анализа урока.

1. Каково место данного урока в теме, разделе курса? Как он связан с предыдущим, на что опирается? Как тот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?

2. Дайте характеристику реальных возможностей учащихся по параметрам педконсилиума. Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?

3. Какие задачи решались на уроке: а) образовательные, б) воспитательные, в) развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы учащихся?

4. Почему выбранная структура урока была наилучшей для решения этих задач? Удачно ли выбрано время на уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления домашнего задания и т.д.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли связки между этапами урока?

5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделено ли главное, существенное?

6. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия нового материала? Дайте обоснование выбора методов обучения.

7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществляется (почему именно так)?

8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

9. Как использовался на уроке учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?

10. 3а счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в

течение всего урока?

11. 3а счет чего па уроке поддерживалась хорошая психологическая

атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние

личности педагога?

12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное

использование времени?

13. Какие были предусмотрены запасные методические «ходы» на случай

непредвиденной ситуации?

14. Удалось ли педагогу полностью реализовать все поставленные задачи?

Если не удалось, то почему? Когда учитель планирует выполнить

нереализованное?

Методика системного анализа и опенки эффективности учебных занятий*

Оценки Критерии Баллы
     
Оценка основных личностных качеств преподавателя   Высший балл 5 1. Знание предмета и общая эрудиция преподавателя. 2 Уровень педагогического и методического мастерства. 3. Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, общая и специфическая грамотность. 4. Степень тактичности и демократичности общения с учащимися. 5. Внешний вид, культура, мимика и жесты  
Опёнка основных характеристик учащихся на занятии     Высший балл 4 1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности. 2. Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков. 3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы. 4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности и
Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся   Высший балл 4 1. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала. 2. Актуальность и связь с жизнью (теория и практика). 3. Степень новизны, проблемности, привлекательности учебной информации. 4. Оптимальность объема предложенного для усвоения материала  
Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятий     Высший балл 7 1. Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередование и смена видов деятельности. 2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на уроке. 3. Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы. 4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока. 5. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений, навыков. 6. Степень эстетического воздействия урока на учащихся. 7. Степень соблюдения правил охраны труда и ТБ учителем и учащимися в конце урока.  
Оценка цели и результатов проведенного занятия     Высший балл 5 1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока. 2 Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно. 3. Степень обучающего воздействия проведенного урока на учащихся (чему и в какой степени научились). 4. Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока). 5. Степень воздействия урока на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию)  
Самоанализ Высший балл 10    

 

Если получено 85 баллов и выше - урок прошел на «отличии», он -65 баллов - урок прошел «хорошо»; 64 0 45 баллов - урок прошел

«удовлетворительно»








Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.