Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Балансовый отчет кредитного отдела





Актив В тыс. руб. Пассив В тыс. руб.
Кредит (три года   Заем от головного банка  
по ставке 9,5%)   (по ставке 9,5%)  
    Собственный капитал  
Всего (активы)   Всего (обязагельства  
    и капитал)  

 

 

Отчет о прибылях и убытках

Показатель Первый год Второй год Третий год
Процентные доходы      
Процентные расходы      
Прибыль      

 

 

Баланс депозитного отдела

Актив В тыс. руб. Пассив В тыс. руб.
Кредит головного   Депозитный сертификат  
банка   (по ставке 8%)  
    Собственный капитал  
Всего (активы)   Всего (обязательства  
    и капитал)  

 

По прогнозу ожидается, что розничный банк будет зарабатывать: в первый год — 8%, во второй год — 10%, в третий год — 10,5%. Розничный банк будет выплачивать по одногодовым депозитным сертификатам 8% (по ставке спот).

Отчет о прибылях и убытках

Показатель Первый год Второй год Третий год
Процентные доходы      
Процентные расходы      
Прибыль      
Баланс казначейства
Актив В тыс. руб. Пассив В тыс. руб.
Кредит казначейству   Заем у рознич-  
    ного банка  

 

Казначейство предоставляет кредит по ставке 9,5%, а занимает сред­ства под 8%; во втором и в третьем годах соответственно — 10 и 10,5%.

Отчет о прибылях и убытках казначейства

Показатель Первый год Второй год Третий год
Процентные доходы      
Процентные расходы      
Прибыль      

 

2. Оцените собственный капитал банка при условии изменения процен­тных ставок на рынке, отсутствии резервирования по привлеченным ре­сурсам и налогообложения.

Баланс банка (бухгалтерская стоимость)

Актив В тыс. руб. Пассив В тыс. руб.
Резервы Кредиты Всего 24000 188 800 212 800 Депозиты Собственный капитал Всего 200 000 12800 212 800
Баланс банка (рыночная стоимость)
Актив В тыс. руб. Пассив В тыс. руб.
Резервы Кредиты Всего   Депозиты Собственный капитал Всего  

 

Резервы и депозиты возвращаются через пять лет. Текущая ставка про­цента — 10%.

Как изменится стоимость капитала Банка при росте процентных ста­вок на 500 базисных пунктов?

Какой будет рыночная стоимость капитала, если процентные ставки в четвертом и пятом годах составят 15%?

3. Используя открытую информацию о деятельности банка, проведите аутсайдерскую оценку его стоимости по методу чистых активов.

Баланс Банка А по состоянию на 1 января 2003 г.

Актив В млн руб. Пассив В млн руб.
Касса   Счета Лоро 27 007
Счета Ностро 2 631 Депозиты до востребования 89 310
Портфель ценных бумаг 6 845 Срочные депозиты 42 204
В том числе:   В том числе:  
государственные   физических лиц 12 000
ценные бумаги 6 500    
другие ценные бумаги   юридических лиц 30 204
Кредитный портфель 112 666 Прибыль 3 045
В том числе:      
краткосрочные кредиты 83 744    
долгосрочные кредиты 28 922    
Сомнительные долги   Резервы по сомни­тельным долгам 1 636
Основные средства 45 762 Капитал 6 161
Всего (активы) 169 363 Всего (обязатель­ства и капитал) 169 363

 

 

Отчет о прибылях и убытках за 2003 г.
Доходы и расходы банка В млн руб.
Процентные доходы 9 979
Процентные расходы 6 353
Процентная маржа 3 626
Операционный доход 6 895
Операционные расходы 5 840
Операционная прибыль до создания резервов 4 681
Резервы по сомнительным долгам 1 636
Операционная прибыль 3 045
Налог 1 866
Прибыль после налогообложения 1 179
Дивиденды  
Нераспределенная прибыль  

Примечание. В задаче 3 предполагается, что все кредиты обслуживают­ся в соответствии с плановым графиком их погашения, включая процен­ты. Данное замечание не относится к категории сомнительных долгов. Краткосрочные кредиты — это ссуды, предоставленные на срок до одного года; из них 2/3 предоставлены на условиях фиксированной процентной ставки, остальная часть подвержена процентному риску. Предположим, что процентные ставки пересматриваются один раз в полугодие. Средний уровень доходности по ссудам с фиксированным процентом составляет 15% годовых, а ставка рефинансирования (базовая ставка) менялась один раз и снизилась до уровня 10% годовых по состоянию на 1 июля 2003 г.

Доходность государственных ценных бумаг, которые приобретены со сроком погашения 1 января 2003 г., составила 8% годовых. Другие ценные бумаги относятся к категории рисковых с доходностью 12% годовых.

Остатки на счетах Ностро являются умеренно вознаграждаемыми со средним уровнем дохода 3% годовых. Основные фонды не приносят доход.

По счетам Лоро банк несет затраты в среднем 2% в год. По депозитам до востребования проценты не уплачиваются в пользу клиента. Ставка резервирования по привлеченным средствам определяется:

по депозитам до востребования — 3%;

по срочным депозитам до одного года — 1,5%.

Срочные депозиты состоят из депозитов физических лиц, по которым уплачивается фиксированный процент — 2% годовых, и депозитов юри­дических лиц, по которым уплачивается 1,7% годовых. Все депозиты при­влечены на один год.


Восстановление

Платежеспособности

Организации

Судебные и внесудебные процедуры финансового оздоровления

План финансового оздоровления и график погашения задолженности

План внешнего управления

Оценка в процедурах банкротства

Эффективное развитие рыночных отношений невозможно без банк­ротства, поскольку угроза банкротства является для предпринимателя таким же действенным стимулом, как и возможность максимизировать свои прибыли. Предпринимательское искусство во многом состоит в уме­нии разработать такую стратегию развития бизнеса, которая позволила бы достигнуть желаемых результатов, не подвергая свое дело излишним рискам, в том числе и рискам банкротства.

Однако не всегда предпринимательство ведет к успеху, подчас пред­приятие оказывается в сложном финансовом положении, преодоление которого требует не только мобилизации всех внутренних ресурсов пред­приятия, но и поиска внешних источников финансирования.

Преодоление финансового кризиса предприятия — сложная задача. В российских условиях сложность ее объективно повышается ввиду общей экономической нестабильности.

Банкротство — это прежде всего экономическая проблема, но решается она в строго очерченных юридических рамках. Поэтому решение задачи финансового оздоровления предприятия должно базироваться на знании осо­бенностей правового регулирования несостоятельности (банкротства).

Изучая вопросы, связанные с процедурами банкротства и финансо­вого оздоровления предприятий, а также учитывая то обстоятельство, что в России конфликт между должником, не способным выполнять свои обя­зательства, и его кредиторами может быть урегулирован как в судеб­ном, так и во внесудебном порядке, следует уделить необходимое внима­ние следующим правовым актам:

• Гражданскому кодексу Российской Федерации;

ГЛАВА 16

• Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 ок­тября 2002 г. № 127-ФЗ;

• Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 ян­варя 1998 г. № 6-ФЗ (с посл. изм. и доп.);

• Закону РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 но­ября 1992 г. № 3929-1;

• Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) кредит­ных организаций» от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ (с посл. изм. и доп.);

• Федеральному закону «Об особенностях несостоятельности (банк­ротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ.

□ 16.1. Судебные и внесудебные процедуры финансового оздоровления

Меры по финансовому оздоровлению предприятия могут быть пред­приняты как в судебных процедурах несостоятельности (банкротства), так и во внесудебных процедурах.

В том случае, если в отношении организации-должника в арбитраж­ном суде возбуждено дело о его несостоятельности (банкротстве), дол­жник имеет возможность попытаться восстановить свою платежеспо­собность. Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банк­ротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее — Закон о банкротстве) арбитражный суд может ввести одну из двух процедур, направленных на восстановление платежеспособности должника: либо процедуру фи­нансового оздоровления, либо процедуру внешнего управления.

Помимо реабилитационных для должника процедур, Законом о банк­ротстве предусматриваются также процедуры наблюдения, конкурсного производства и мирового соглашения.

Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения.

Процедура финансового оздоровления вводится арбитражным судом на срок не более чем два года при наличии ходатайства учредителей (уча­стников) должника или собственника имущества должника — унитарно­го предприятия либо третьих лиц к первому собранию кредиторов долж­ника о введении финансового оздоровления. При финансовом оздоров­лении органы управления должника действуют с ограничениями, предусмотренными Законом о банкротстве. Данная процедура основы­вается на реализации плана финансового оздоровления и графика пога­шения задолженности.

Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к дол­жнику в целях восстановления его платежеспособности.

При внешнем управлении полномочия по управлению должником пе­редаются внешнему управляющему. Данная процедура прежде всего нацелена на мобилизацию внутренних ресурсов должника, введение же­сточайшего внутрифирменного контроля и учета, особенно за денежны­ми потоками. Однако при недостаточности внутренних ресурсов долж­ника для восстановления его платежеспособности возможно привлече­ние и финансовых ресурсов третьих лиц (инвесторов).

Одной из важных особенностей внешнего управления является разра­ботка внешним управляющим плана внешнего управления, который дол­жен быть одобрен и утвержден собранием кредиторов должника. План внешнего управления не имеет строго регламентированной формы, вме­сте с тем он должен содержать исчерпывающие обоснования возможнос­ти достижения в установленные арбитражным судом сроки (в общем слу­чае — не более 18 мес., данный срок может быть продлен не более чем на 6 мес.) цели внешнего управления — восстановления платежеспособнос­ти организации-должника. Кроме того, внешнее управление обусловли­вается введением моратория на выполнение требований кредиторов к должнику на весь срок внешнего управления. Следует отметить также, что мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника, проводятся под наблюдением его кредиторов.

Помимо судебных процедур, направленных на оздоровление органи­зации-должника с целью предотвращения ее ликвидации, существует широкий спектр возможностей финансового оздоровления должника во внесудебных процедурах. При этом роль кредиторов в ряде случаев мо­жет быть столь же значимой, как и в судебных процедурах. Тем не менее инициатива в проведении мероприятий, направленных на восстановле­ние и укрепление платежеспособности предприятия, как правило, исхо­дит от самого предприятия либо его собственника.

Законом о банкротстве предусмотрены меры по предупреждению бан­кротства организаций. Учредители (участники) должника — юридичес­кого лица, собственник имущества должника — унитарного предприя­тия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнитель­ной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкрот­ства организаций. В качестве меры по предупреждению банкротства дол­жнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, доста­точном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Данная мера является процедурой досудебной санации.

Досудебная санация — меры по восстановлению платежеспособнос­ти должника, принимаемые собственником имущества должника — уни­тарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредито­рами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.


План финансового оздоровления и график погашения задолженности

Финансовое оздоровление с экономической точки зрения представля­ет собой реструктуризацию организации-должника. Необходимыми эле­ментами реструктуризации являются: расчеты с кредиторами должника, срок исполнения требований которых по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей наступил на дату введения финансового оздоровления, только в соответствии с утвержденным графиком погаше­ния задолженности; реализация мероприятий плана финансового оздо­ровления должника, направленных на аккумуляцию должником средств, необходимых для осуществления расчетов.

Следует учитывать также, что введение процедуры финансового оз­доровления обусловливает ряд ограничений действий должника, напри­мер таких, как:

• требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату вве­дения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве;

• отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кре­диторов;

• аресты на имущество должника и иные ограничения должника в ча­сти распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложе­ны исключительно в рамках процедуры о банкротстве;

• приостанавливается выполнение исполнительных документов по иму­щественным взысканиям, за исключением документов, выданных на ос­новании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о: взыскании задолженности по заработной пла­те; выплате вознаграждений по авторским договорам; истребовании иму­щества из чужого незаконного владения; возмещении вреда, причинен­ного жизни или здоровью, и морального вреда;

• запрещаются: удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выхо­дом из состава его учредителей (участников); выкуп должником разме­щенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

• запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

• не допускается прекращение денежных обязательств должника пу­тем зачета встречного однородного требования, если при этом наруша­ется очередность удовлетворения установленных Законом о банкротстве требований кредиторов;

• не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате про­центы и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

Согласно положениям Закона о банкротстве на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных пла­тежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погаше­ния задолженности, начисляются проценты в порядке и в размерах, пре­дусмотренных п. 2 ст. 95 Закона.

Неустойки (штрафы, пени), суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам в раз­мерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления, подлежат погашению в ходе финансового оздоровления по графику по­гашения задолженности после удовлетворения всех остальных требова­ний кредиторов.

В процедуре финансового оздоровления должник в соответствии с Законом о банкротстве не вправе без согласия собрания кредиторов (ко­митета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в которых у него имеется заинтересованность, или они:

• связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчужде­ния прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость ко­торого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;

• влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, учреждение доверительного управления имуществом должника.

Кроме того, должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица или лиц, предоставивших обеспечение, принимать решение о своей реорганизации (слиянии, присоединении, раз­делении, выделении, преобразовании).

В случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должни­ка, могут совершаться исключительно с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

В соответствии с Законом о банкротстве должник не вправе без со­гласия административного управляющего совершать сделки или несколь­ко взаимосвязанных сделок, которые:

• влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;

• связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуж­дения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реа­лизации имущества, являющегося готовой продукцией (работами, услу­гами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе хозяйствен­ной деятельности;

• влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;

• влекут за собой получение займов (кредитов).

План финансового оздоровления разрабатывается учредителями (уча­стниками) должника, собственником имущества должника-унитарного предприятия и утверждается собранием кредиторов. План должен предус­матривать способы получения должником средств, необходимых для удов­летворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления. Этот план является эко­номическим обоснованием графика погашения задолженности.

График погашения задолженности должен быть неотъемлемой час­тью плана финансового оздоровления. Согласно Закону о банкротстве график погашения задолженности подписывается лицом, уполномочен­ным на это учредителями (участниками) должника, собственником иму­щества должника-унитарного предприятия, и с даты утверждения гра­фика арбитражным судом возникает одностороннее обязательство дол­жника погасить задолженность должника перед кредиторами в установленные графиком сроки. Данный график как документ имеет самостоятельное и очень важное значение при реализации процедуры финансового оздоровления.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком по­гашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), бан­ковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, по­ручительством, а также иными способами, не противоречащими Закону о банкротстве. Исполнение должником обязательств по графику погаше­ния задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой. В качестве предмета обеспечения исполнения должником обязательств по графику погашения задолженности не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Лицо или лица, предоставившие обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, не­сут ответственность за неисполнение должником этих обязательств в пре­делах стоимости имущества и имущественных прав, предоставленных в качестве обеспечения исполнения должником обязательств.

При наличии обеспечения исполнения должником обязательств долж­ника в соответствии с графиком погашения задолженности график под­писывается также лицами, предоставившими такое обеспечение.

Законом о банкротстве установлен порядок погашения требований кредиторов в процедуре финансового оздоровления, отражаемый в гра­фике погашения задолженности.

Графиком должно предусматриваться:

• погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр тре­бований кредиторов, не позднее чем за 1 мес. до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очередей не позднее чем через 6 мес. с даты введения финансового оздоровления;

• пропорциональное погашение требований кредиторов в очереднос­ти, определенной ст. 134 Закона о банкротстве.

Кроме того, необходимо отметить, что график погашения задолжен­ности по обязательным платежам, взимаемым согласно законодательству о налогах и сборах, устанавливается в соответствии с требованиями за­конодательства о налогах и сборах.

Должник вправе досрочно исполнить график.

Помимо рассмотренных, Законом о банкротстве не устанавливается каких-либо иных требований к форме и содержанию плана финансового оздоровления.

Таким образом, план финансового оздоровления следует разрабаты­вать исходя из цели процедуры финансового оздоровления — восстанов­ления платежеспособности должника, а также с учетом приведенных в Законе о банкротстве ограничений и требований.

Разработку плана финансового оздоровления целесообразно начинать с проведения углубленного анализа финансового состояния предприятия. Желательно, чтобы период ретроспективного анализа составлял два-три года. Основная цель проведения данного анализа — выявление внешних и внутренних причин, повлекших за собой ухудшение финансового поло­жения предприятия. На основе анализа и сделанных выводов следует наметить главные пути восстановления платежеспособности предприятия за счет мобилизации внутренних ресурсов, а при их недостаточности — за счет привлечения заемных ресурсов.

План финансового оздоровления, как и любой иной план деятельнос­ти организации, должен быть разработан исходя из ведущих принципов планирования:

• обоснованности целей и задач;

• системности;

• научности;

• непрерывности;

• сбалансированности плана;

• директивности.

План финансового оздоровления составляется сроком до двух лет и представляет собой комплексную программу производственной, финан­совой и хозяйственной деятельности должника. Он может включать тра­диционные разделы, разрабатываемые на предприятии при краткосроч­ном и среднесрочном планировании: маркетинг, производственная про­грамма, техническое развитие и организация производства, повышение экономической эффективности производства, материально-техническое обеспечение, труд и кадры, себестоимость, прибыль и рентабельность производства, финансовый план и др. Однако основная цель плана фи­нансового оздоровления — разработка мероприятий, обеспечивающих поступление средств в сроки и в размерах, необходимых для удовлетво­рения требований кредиторов должника согласно графику погашения задолженности.

В случае неисполнения должником графика погашения задолженнос­ти Законом о банкротстве предусмотрено выполнение этих обязательств лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником расчетов с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности.

Отметим особенности введения процедуры финансового оздоровле­ния арбитражным судом в порядке, установленном ч. 3 п. 2, а также п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве.

Если на первом собрании кредиторов не принято решение о примене­нии одной из процедур банкротства и отсутствует возможность отложе­ния рассмотрения дела, арбитражный суд выносит определение о введе­нии финансового оздоровления. Последнее происходит, когда имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имуще­ства должника-унитарного предприятия, уполномоченного государствен­ного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предо­ставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Размер обеспечения должен пре­вышать размер обязательств должника, включенных в реестр требова­ний кредиторов на дату судебного заседания, не менее чем на 20%. При этом в графике погашения задолженности должны предусматриваться начало погашения задолженности не позднее чем через 1 мес. после вы­несения арбитражным судом определения о введении финансового оздо­ровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорцио­нально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов. Из данной нормы Закона о банкротстве следует, что введение процедуры финансового оздоровления не обусловлено на­личием плана финансового оздоровления.

Если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производ­ства, арбитражный суд может вынести определение о введении финансо­вого оздоровления. Здесь обязательны наличие ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника-унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также тре­тьего лица или третьих лиц и предоставление банковской гарантии в ка­честве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Сумма, на которую выдана бан­ковская гарантия, должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения перво­го собрания кредиторов, не менее чем на 20%. При этом график погаше­ния задолженности должен предусматривать начало погашения задол­женности не позднее чем через 1 мес. после вынесения арбитражным су­дом определения о введении финансового оздоровления и погашение тре­бований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов. Из данной нормы Закона о банкротстве следует, что введение процедуры финансового оздоровления и в этом случае не обусловлено наличием плана финансового оздоровления.

□ 16.3. План внешнего управления

Внешнее управление, как и финансовое оздоровление, с экономичес­кой точки зрения также представляет собой реструктуризацию организа­ции-должника: введение моратория на удовлетворение требований кре­диторов к должнику, восстановление платежеспособности за счет прове­дения специальных мер, по существу, являются элементами финансового реструктурирования.

В соответствии с Законом о банкротстве назначенный арбитражным судом для реализации процедуры внешнего управления внешний управ­ляющий должен разработать план внешнего управления. При этом Зако­ном о банкротстве не предусматривается детальная регламентация фор­мы и содержания плана внешнего управления.

В то же время анализ ряда положений Закона о банкротстве (гл. VI Закона о банкротстве) позволяет выявить общие контуры плана внешне­го управления, сделать выводы о целесообразности включения в него некоторых разделов, а также определиться с выбором используемых ме­тодов разработки такого плана.

План внешнего управления — план особого вида, при его разработке надо одновременно учитывать требования:

• Закона о банкротстве к данному документу;

• предъявляемые к плану хозяйственной деятельности должника-юри- дического лица.

План внешнего управления, как и любой иной план, — это документ, который должен содержать поставленную цель, качественные и количествен­ные характеристики последовательно осуществляемых действий, направ­ленных на достижение этой цели в установленные сроки. Приводимые в плане показатели и расчеты должны быть обоснованными и взаимоувязанными.

Поскольку, как отмечалось ранее, внешнее управление — это проце­дура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспо­собности, то для оценки ее результативности большое значение имеет за­конодательно установленный критерий восстановления платежеспособно­сти должника. В Законе о банкротстве установлено, что платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкрот­ства, установленных ст. 3 Закона о банкротстве (ч. 3, п. 1 ст. 106).

Практически это означает, что необходимо в установленные сроки внешнего управления удовлетворить требования кредиторов (либо пре­кратить обязательства должника иным способом) таким образом, чтобы к моменту окончания внешнего управления (окончания периода расче­тов с кредиторами) у него отсутствовала задолженность перед креди­торами по денежным обязательствам и перед бюджетами и внебюджет­ными фондами по обязательным платежам, просроченная более чем на 3 мес. Следует особо подчеркнуть, что согласно ст. 95 Закона о банкрот­стве вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

Если внешнее управление завершено восстановлением платежеспо­собности должника, расчеты с кредиторами осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 120—122 Закона о банкротстве.

Из норм Закона о банкротстве следует, что в плане внешнего управ­ления должен отражаться размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим в соот­ветствии со ст. 95 Закона о банкротстве под мораторий.

При этом нужно учитывать, что в течение срока действия моратория неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обя­зательных платежей, а также подлежащие уплате проценты не начисля­ются, а на суммы основного долга по денежным обязательствам и недо­имки по обязательным платежам, имеющиеся на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату введения внешнего уп­равления. Однако соглашением внешнего управляющего с конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих упла­те процентов или более короткий срок начисления процентов по сравне­нию с предусмотренными ст. 95 таким размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате по ст. 95 проценты начисляются на сумму требований кредиторов очереди с даты введения внешнего управления и до даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов либо до момента удовлетворения этих требований должником или третьим ли­цом в ходе внешнего управления, либо до момента принятия реше­ния о признании должника банкротом и об открытии конкурсного про­изводства.

Оценка размера требований кредиторов должна базироваться на дан­ных реестра требований кредиторов, ведение которого осуществляется арбитражным (внешним) управляющим или реестродержателем (ст. 16 Закона о банкротстве), а не только на данных бухгалтерского баланса должника на последнюю отчетную дату. Для того чтобы иметь необхо­димую для прогнозной оценки результативности процедуры внешнего управления информацию, в план внешнего управления следует включать и расчеты процентов, начисляемых на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам.

Кроме мораториальных требований, в плане должен отражаться и размер требований к должнику о возмещении вреда, причиненного жиз­ни и здоровью, а также требований о взыскании задолженности по от­плате труда. Однако в силу того, что данные требования могут пога­шаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величи­ны потребности в свободных денежных средствах для расчетов с кредиторами, внешнему управляющему следовало бы учитывать эти тре­бования только в той части, которая не может быть погашена в течение внешнего управления.

Так формируется оценка величины потребности в свободных денеж­ных средствах, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Следовательно, главная задача, подлежащая решению при разработке плана внешнего управления, — найти и показать в плане основные источники формиро­вания у должника средств для расчетов с кредиторами в установленных размерах.

Данные средства могут быть сформированы (накоплены) за счет реа­лизации мер, направленных на восстановление платежеспособности дол­жника. Ст. 109 Закона о банкротстве предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

• перепрофилирование производства;

• закрытие нерентабельных производств;

• взыскание дебиторской задолженности;

• продажа части имущества должника;

• уступка прав требования должника;

• исполнение обязательств должника собственником имущества дол- жника-унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

• увеличение уставного капитала должника за счет взносов участни­ков и третьих лиц;

• размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

• продажа предприятия должника;

• замещение активов должника;

• иные меры.

Как отмечалось ранее, процедура внешнего управления является про­цедурой глубокой финансовой реструктуризации должника-юридичес- кого лица за счет мобилизации его внутренних и внешних ресурсов и резервов в целях достижения финансовой стабильности и последующе­го ее укрепления. Поэтому описанию включаемых в план внешнего управления конкретных мер по восстановлению платежеспособности, а также изложению последовательности, оценки затрат и результатов их реализации должно быть уделено особое внимание.

Анализ сроков проведения намеченных мер, резул<







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.