Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характер и способы его формирования.





Характер - это подструктура личности, образуемая индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражающая его отношение к действительности и обуславливающая типичный для данной личности способ поведения. Характер человеческой личности всегда многогранен.

Приобретать черты характера человек начинает уже ребенком - но сначала неосознанно.

Дети формируют себе характер, подбирая с младенчества средства влияния на родителей.

На маму может действовать одно, на бабушку другое. На папу, например, может действовать только отчаянный крик, такой, что прибежит бабушка и объяснит папе, что он за человек. Ребенок подбирает эти инструменты под конкретных родителей, а подобрав, играет на них как по нотам. Вы замечали, что у детей обычно разных характер: с мамой один, с бабушкой другой, с папой – третий. Характер ребенка - это его способ влияния лично на вас. Дети умные и сообразительные, они методично подбирают то, что работает лично под вас.

Родители формируют характер детям, подкрепляя определенные способы поведения. Как правило - неосознанно подкрепляя.

Гениальная ситуация с маршрутке - едет мама с ребенком. Ребенку скучно ехать, тем более и не едем вовсе, а стоим в пробке, и он начинает себя развлекать - стучит пальцами по стеклу. На что получает строгий окрик: «Не тронь грязное!». Ребенок, подумав, начинает стучать ножками по колесу. «Сиди спокойно!» - снова одергивает мама. Ребенок пытается слезть и залезть обратно на кресло. В ответ «Сейчас получишь!». Ребенок садится и какое-то время боится. Но попозже скука берет свое, и он начинает тихонько ныть. Мама тут же ласково просит потерпеть, ведь скоро доедем и не плакать ни в коем случае. Ребенок снова молчит. Пробует слезть - стогий отклик. Начинает ныть - внимание и ласка. Не прошло и пяти минут ка ребенок орал на всю маршрутку по совершенно непонятному поводу, а мама пробовала всеми способами уговорить чадо замолчать. Вот и сформиорвалась черта характера: хочешь чего-то добиться - кричи и плачь.

Воспитывать сильных и сознательных личностей можно только в плотном соприкосновении с реальными препятствиями и вызовами: Характер формируется в столкновении.

На складывающийся характер ребенка влияют не только родители - влияет и все его окружение. Особенно интересно то, что этим окружением родители могут во многом управлять.

Уважаемые родители, будьте внимательны: выбирая тот или иной спорт для своих детей, вы выбираете их характер и судьбу. Лыжи на длинные дистанции — в этом спорте формироваться одиночка, умеющий через напряжение, на одной воле двигаться к цели, на которую он смотрит всегда немного исподлобья. Плавание — меньше воли, больше техники и умения радоваться жизни. Большой теннис — чувство пары, умение выстраивать тактику, не бояться проигрывать и уметь наносить точные сильные удары. Футбол — чувство команды, умение ловить азарт и бить ногами наотмашь, выбрасывая в удар всю свою агрессию!↑

В более старшем возрасте приобретение и обновление черт характера может происходить как осознанно, так и неосознанно.

Неосознанно оно происходит также, как в детстве - здесь покричал - дали - научился ругаться и злится.

Осознанно черты характера обычно копируются. Увидел как поступают другие (прочитал, придумал - здесь возможны варианты) - скопировал. Начал поступать также.

Часто уже взрослый человек скидывает отвественность с себя на свой характер - ну такой вот я - понимаете? Это у меня характер такой… Смотри Теория социального психоанализа эмоций.

Воспитанный человек сильнее своего характера и может сам свой характер формировать. Психопат над своим характером не властен.

Соотношение характера и личности.

ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воли. В первую очереди характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течении всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающих мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

Одной их черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта – замкнутость, а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, - экставерсия и интроверсия. Много полезного в понимании генезиса и функционирования этих черт характера внес К. Юнг. “Рассматривая течение человеческой жизни, -писал он, - мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого – прежде всего его собственной внутренней жизнью”. Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй – интровертированным.

Экстравервия и интраверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. Почти такую же устойчивость, как экстравервия и интраверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт.

Психология способностей. Соотношение врождённого и приобретенного.

Психология способностей.

Термин психология способностей применяется к большому числу теорий, которые подразделяют разум на множество отдельных сил или способностей. Эта идея очень стара и привлекательна, к тому же она прекрасно согласуется с обывательским пониманием психологии. Когда мы говорим про кого-то, что «у него хорошая память», мы имеем в виду способность человека к запоминанию. Это легкий и прямой способ объяснения поведения личности.

Вместилищем разума является мозг.

Уильям Оккам отмечал, что на основании способности разума выполнять ту или иную функцию нельзя делать вывод о наличии у него определенной отдельной способности к ее выполнению. Например, люди хорошо запоминают многие вещи, но это вовсе не значит, что есть особая умственная способность, названная памятью. Оккам считал разум единым, но способным к выполнению различных функций. Память является всего лишь актом запоминания и не требует особого внутреннего блока памяти. Критика Оккама предвосхитила более поздние атаки на другие варианты психологии способностей за круговую манеру рассуждений. Единственное доказательство в пользу существования предполагаемой способности к запоминанию, к-рое мы имеем, заключается в том, что люди способны запоминать; именно поэтому мы и объясняем запоминание существованием мнемической способности.

Идея деления разума на способности сохранилась и в философии Нового времени. Хотя Рене Декарт утверждал, что душа является неделимым единством, он приписывал ей только одну функцию — мышление. Он признавал существование и других способностей, но относил их к механическому функционированию мозга, а не к свободному мышлению души.

На рубеже XVIII и XIX вв. психология способностей обогатилась двумя наиболее значимыми системами. Одна из них — шотландская философия здравого смысла («здравого человеческого рассудка»), создателем которой был Томас Рид. Рид подразделял разум на 31 Богом данную способность, к числу которых относились, например, язык, благодарность, долг и память. Система Рида была развита в завершенную психологическую доктрину его ученикомДугалдом Стюартом, который дополнил перечень Рида до 48 способностей, включив в него, в частности, чувство комического и нравственное чувство. Шотландская система, ставшая чрезвычайно популярной, изучалась повсеместно, особенно широко — в Соединенных Штатах. Когда там возникла экспериментальная психология, ей пришлось побороться за академическое признание с прочно укоренившейся к тому времени психологией здравого смысла.

Другой новой системой, возникшей одновременно с системой Рида, была краниология, основателем которой явился Франц Йозеф Галль. Галль считал, что и мозг, и разум разделены на самостоятельные и параллельные органы. Он писал о способностях, свидетельствующих об индивидуальных особенностях людей и служащих таким биолог.целям индивидов и биологических видов как забота о потомстве, самосохранение и доброта. К сожалению, Галль высказал неосторожное предположение, что контуры черепа отражают уровень развития лежащих внутри органов мозга, и занятия его последователей выродились в псевдонаучное гадание по черепу, лишь немногим отличающееся от гадания по ладони.

Строго говоря, психология способностей прекратила свое существование в XX в., по крайней мере в форме научной психологии. Однако кое-где еще можно обнаружить идею способности в действии, напр., в теориях черт (личности) и в вариантах декомпозиции интеллекта на субкомпоненты.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.