Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Христианский церковный календарь.





Язычество.

1. Развит культ предков

2. Культ огня

Общность культа (очаг, алтарь, на котором горит огонь)

 

Традиционная картина мира

1. Порождение. Мифологическое сознание (определенный способ понимания окружающей среды)

Анимации – одушевление, возвращение природных сил

Реанимация – возвращение души

Двойные противопоставления (бинарные оппозиции) – описывает все особенности строения мира:

Небо - земля, солнце – луна, мужчина – женщина.

Традиционная картина предков.

Религия язычество – множество культов, культ предков, культ плодородия, культ стихий природы, культ животных и растений.

2 мира:

1. Вещественный (этот свет)

2. Невидимый (тот свет)

Представление о пространстве.

Оно одухотворенное, качественное, разнородное.

Локусы – определенные места

Разделение по вертикали по мировому дереву (рай, земля, преисподняя)

Тот свет за высокими горами, за глубокими морями.

Ирей – на западе земли, путь для умерших.

Восток – область добра, святости, долг бога.

Запад – удел бедствий, смерти, зла.

Олицетворения для людей - дом (крестьянина)

Жилище – это живой организм, люди не брали поваленные деревья, так как считали, что это мертвые деревья. Дома старались строить там, где было знакомое место. Для закладки красного камня приносили в жертву деньги или шерсть.

Народное жилище – всегда 4 угла на Восток и на Юг. Опасный угол на В. Стены – брёвна – от 13 до 21.

Наличники резные для магической . Под окном вешали можжевельник, нельзя выливать воду и вываливать мусор. Если он приходит свататься и ему отвечали через окно, то его ждали. Нельзя через него переступать, сидеть, передавать предметы. Верхняя часть – крыша, символ небесного свода.



Волны – символ воды, а дырочки – капли дождя (рисунок на крыше, т.е. под крышей)

Крыша украшалась сонорными знаками (солнце).

Охлупень, конек – из крыши фигурка коня (конь – символ солнца).

Полотенце – символ солнца. Петухи.

Символ нижнего пространства пол до лавок красный, коричневый.

 

Средний ярус.

Потолок уподоблялся небу, рисованный круг символ солнца, также голуби (символ святого духа) рисованные.

Вставлялись двойные рамы, между ними уголь и украшения.

3 типа домов:

1. В форме квадрата

2. Длинный прямоугольный

3. В форме Г или буквы Т

Чердак-горенка для девиц, в северных домах балкон (гульбище).

Хлев.

Нижний ярус – корова. Верхний ярус – конь.

Амбар – место, где хранились продукты.

Срубы (ямы) делали колоды.

Баня поближе к реке, подальше от дома.

Мельницы строили на опустевших местах.

Часовни, храмы, кресты.

Вначале пускали кошек, потом запускали петуха, чтобы прокричал. Проводился обряд перевозки домового.

Внутренняя часть дома.

1. Правая лавка – мужчин

2. Левая – женщин

Ставилась солонка с солью из дерева в форме птицы (символ благополучия).

Печка – женское чрево.

Время имело характеристики:

· Опасное

· Доброе

· Святое

· Страшное

· Чистое

· Белов

Для гаданий выбирали полнолуние, солнцестояние. Нельзя посещать кладбище после заката.

Стихии.

Земля наделялась всеми человеческими качествами. Охранительная функция. Воздух – пребывание душ умерших.

Ветер: Добрый и Злой.

Вода – источник жизни, путь в загробный мир. После 2 августа нельзя купаться, нельзя ходить по воду.

Огонь – разрушительная, несущая пожары…

Нар христианство. Процесс христианизации шёл долго (988г).

Крестьяне составляли новое социальное единство – крещеный мир.

Христианство – есть противопоставление Добра и Зла. Для язычества – представление о грехе.

Общее: представление о двух мирах. Для христианства – полностью поручает себя богу. Народное доверие – сначала идешь в церковь, затем к знахарю.

Человеческое общество и традиционно-этнические нормы.

Этика – правила поведения в обществе. Важные категории:

1. Пол человека: проявлялось в одежде, прическе. У женщин – длинные волосы, у мужчин – короткие волосы и борода. Поведение, распределение хозяйства.

2. Возраст

Народная этика – поведение и нормы.

До 20 годов 20 века считалось, что глава семьи – мужчина, его часто называли большак.

Он отвечал за всю семью. Кухня, дети, скот – лежало на женщине. Её называли большуха.

В крестьянской жизни не приветствовалась безсемейная жизнь.

Венчания. Супруги должны были получить благословение от родителей.

Имущество. Выдавались примерно одинаковые по достатку.

Через 3 дня после венчания дети приезжали к родителям и падали отцу в ноги.

Родство по крови и по свойству.

Этапы:

· Младенчество,

· юность,

· зрелость,

· угасание

· старость

1988-год крещения Руси.

Обряд крещения ребенка.

Вставали рано и молились: отец, затем мать, а потом дети. После молитвы умывались.

Считалось, что вода имеет магическую силу.

Трудовое воспитание детей, участие во многих видах работ: но мальчикам не разрешалось убивать скота, а девочкам – печь хлеб.

В 16-17 лет считались совершеннолетними.

Молодуха превращается в бабу после рождения ребенка. А до замужества она является девкой.

После вступления в брак супруги называют друг друга по имени и отчеству. Менялся стиль одежды.

Примерно после 50 лет человек превращается в старика. Старикам приписывались свойства колдуна. Роды принимали только бабки-повитухи.

Старики считались приближенными к потустороннему миру. Так же ими считались вдовы и сироты. Вдовам запрещалось присутствие на свадьбах.

Кузнецы, мельники и пастухи (как раньше считалось) могли воздействовать на природу.

Первый и последний ребенок так же считались особо одаренными в плане заговоров, заглядывания в будущее.

Календарные обряды и песни.

Патриархальность:

1. хозяин леса – леший

2. хозяин поля – полевик

3. хозяин дома – домовой

Черты русской религии:

1. культ предков – выражался в поминовении покойных. Покойные должны принимать участие в трапезе

2. магия

3. анимизм – одухотворение сил природы (воды, огня).

Волхвы, колдуны выполняли 2 функции:

1. при помощи заговоров воздействовали на силы природы

2. врачевали

Далее это знахари, и злые колдуны. Одухотворение природы привело к созданию обрядов

Эпос.

Духовный стих.

Стих – народная легенда, сказание, предание в стихах о вере и чтимых ею святых.

Калики перехожие – носители традиции, исполнители духовного репертуара.

Духовные стихи – явление католическое, создавались в эпоху крестовых походов.

Русские духовные стихи

Сюжеты из Ветхого Завета

Жития святых – описание жизни отдельных личностей.

Апокрифы – произведения, не принятые старцами святыми по причине своей неправдоподобности. Сочинения на библейские темы.

В духовных стихах сочетаются 2 типа речи:

1. Церковно-славянский

2. Простонародный русский

Сочетаются 2 стиля:

1. Фольклорный

2. Книжный

Очень ярко выражено сочетание христианского и языческого.

Типы духовных стихов:

1. Стихи покаянные и умилительные – связаны с летописями, житиями святых

2. Духовные стихи былинного склада, близкие к христианскому творчеству

3. Псалмы (2 половина 18 века) под влиянием польских песен, близки к канту.

4. Старообрядческие стихи

5. Сектантские духовные стихи (секты: молокане, хлысты, странники)

Духовные стихи связаны с обрядами, но его исполнение поощрялось в посты, некоторые исполняли на поминках.

Сюжеты:

1. Голубиная книга – рассказ о возникновении мира, смешения христианства и язычества. Начинается тем, что с неба падает голубиная книга. Объяснятся откуда произошли свет, откуда взялся апокрифический текст. Цари пошли от головы Адама, бояре и князья от его мощей, крестьяне – от его колена. Главный царь Иисус Христос.

Главный царь в духовных стихах – белый царь (белый значит святой, ясный).

Иерусалим – пуп земли и «в нём содеяно спасение наше».

Главная гора – Фавор (в духовных стихах Фагор, Хавор и т.д.)

Главное море – Море-океян.

Главная рыба – кит.

Главная птица – страфи-птица (страус)

Главный зверь – единорог (единорог обозначал Христа), лев (символ царской власти)

Главное дерево – кипарис, дерево, на котором распяли Христа, дерево скорби, печали.

Главная трава – плакун-трава, одно из названий папоротника.

Главный камень – алатырь (от слова алтарь), применялся в русских заговорах

Физиологи – книги научно-фантастического содержания.

1 часть голубиной книги «Сон о правде и кривде».

Борьба между Добром и Злом, закончившаяся со вторым пришествием Христа

1. Правда побеждает

2. Кривда остается на земле: борьба соколов, ястребов, юношей.

2 часть (драматическая), собственно, духовный стих – о духовных персонажах, например Егорий Храбрый (Георгий Победоносец).

2 основных сюжета этого стиха:

1. Егорий живёт в стране язычников и его убивают за христианскую веру

2. Убивает дракона, спасает девицу

В духовных стихах в качестве его матери была Софья Премудрая.

В духовных стихах был популярен Алексей Человек Божий. Жил в 4, начале 5 века.

1. Сюжет: при городе Риме жила бездетная добродетельная пара. По молитвам родителей на берег моря из вводы вышла рыбка, которую поймали, поджарили и ё съела бездетная женщина, благодаря этому она забеременела.

Алексей рос не по годам, а по часам. Вел аскетический образ жизни (аскеза)

2. Другой сюжет: о посмертной участи людей и страшном суде.

Апокалипсис – книга. В которой рассказывается о том, что будет с Землёй после второго пришествия Христа.

В 15-16 веках ждали конца света.

Скоморохи.

Скоморохи – средневековые актеры, певцы, дрессировщики, исполнители на музыкальных инструментах.

Скоморошество возникло не позже 11 столетия. Скоморохи часто выступают в масках, выступают на улицах, площадях. Из-за гонений собираются по 70-100 человек, занимались разбоем.

Из центральной и южной областей иммигрируют на север.

При епископе Никоне скоморошество было запрещено.

Костюм: от 14-15 веков выглядели как сограждане того времени, отличались короткими рубахами.

Скоморохи использовали обереги (языческие клыки, когти, шерсть).

Помимо бродячих были оседлые: княжеские, боярские, благодаря им появился кукольный театр.

Скоморохи не всегда отвергались царской властью.

В 17 веке появляется «Потешная палата» при царе (Михаил Федорович) появился первый учитель танцев – Иван Лодыгин.

Репертуар состоял из шуточных песен, пьес, сатир (глум).

Многое осталось от языческой праздников: колядки и т.д. так же входили плясовые наигрыши и пляски.

Одевали на голову шутовские колпаки с бубенцами, бубенцы подвешивались на пояс (для изгнания темных сил). Скоморохи были жонглерами.

Скоморохов считали ведающими людьми.

Скоморохи были так же у болгар: они имели священный жезл и сосуд с травами, так же они имели чарку с чесночным настоем.

Флейтист (свирельщик) являлся участником действ.

Танцы состояли из хороводов, велись в очень быстром темпе – назывались «многовертимое скакание».

Псалтирь.

У русских скоморохов были жезлы, их называли блудными орудиями.

В 14 веке в Новгородское духовенство добилось крестного целования – акт отречения от скоморошества.

Музыкальные инструменты: трещотки, гудки, глиняные свистки, деревянные флейты-сопели, колокольчики, гусли (на гуслях разрешалось играть только мужчинам).

Скоморохи – это видоизмененные языческие жрецы как считали одни ученые.

Другие ученые считали, что скоморохи пришли с запада.

Скоморошина.

Сборник Кирши Данилова 18-19 века

В сборнике Киреевского и Шеейна так же встречаются скоморошины: небылицы; небылицы, перешедшие из взрослого репертуара в детский фольклор. Были различные пародии на церковные челобития. Были пародии на лечебники, книги о животных (бестиарии), на азбуку (о голом и небогатом человеке), на былины, пародии на духовные стихи «Акафист матери-кукурузе».

Русские танцы, пляски.

Этнохореология (этнос – народ, хорео – пляска, логос – знания) возник в середине 20 века.

В 1976 году появился первый труд Устиновой «Лексика русского танца».

Начиная с 80-х годов, ученые уделяли внимание записи, классификации народных танцев.

Были исследования армянских, венгерских, латышских танцев.

Старообрядские исследовались.

В область этнохореологии входит генезис (возникновение) танца, исследовались в контексте обрядов. Исследовались по взаимовлиянию танцевальных обрядов (казаки взяли много движений к кавказцев).

Есть исследования по семантике танца.

Древние танцы упомянуты в дохристианской Руси.

В 5-7 веках танцы были частью языческих игрищ и обрядов.

Возникла Киевская Русь, на первый план выдвигаются скоморохи.

Первый учитель – Иван Лодыгин («Потешная палата»).

Каждую весну (посев, жатва) совершались обрядовые действия – вождение хороводов (рисунок хоровода – движение по кругу, символ солнца).

Пляски – массовые действия, где нет четкого рисунка как в хороводе.

1. По количеству участников: шестёра, семёра, восьмёра, пара, непарочка.

2. По названию животных: лебёдушка, бычок, медведь, рыбка, гусачок, журавель – имитирующие повадки животных

3. От названия хореографических движений: трепак, топотушка, дробушка

4. По хороводным фигурам: корзинка, воротца, цепочка, плетень, улитушка

Элементы русского танца:

1. Щучка

2. Бочонок

3. Коза

4. Кавказские элементы

Для женщин характерна сдержанность, для мужчин – эскпрессивность.

Барыня, камаринская, топотушка, сени, тройка – 1 мужчина и 2 партнрши.

На севере более сдержанные движения, чем на юге.

Хороводы делятся по:

1. Составу

2. Месту проведения

3. По возрасту: для детей, подростков, молодоженов, женатых людей.

3 основных вида хореографии:

1. Хоровод – массовость действия, сопровождение календарных праздников

2. Танец – в России нет национальных танцев. Широкое распространени получили кадрили (козуля, лансье (ланце, ланчик)).

В 19 веке – полька, краковяк, подэспань.

Кадрили сопровождались музыкальными инструментами или пением, имитирующим музыкальные инструменты.

Танцевальные фигуры – колено

Хороводные движения: по кругу по часовой стрелке, по кругу против часовой стрелке.

Заводила. Участники держались за руки, либо держали руки поверху.

Девушки берутся за платочки.

Слово хоровод имеет славянское происхождение: карагод, каравод, курагод.

Если хоровод движется медленно, то участники идут не в такт.

Пересек – один танцор должен пересечь ногами ритм соседа.

Пляска с топаньем считается магическим обрядом.

Хороводы бывают в форме:

1. Фасоли, полумесяца

2. Линейные хороводы

3. Фигурные (орнаментальные): змейка, плетень, капустка

4. Игровые – с сатирическими сюжетами «Как муж наказал жену плеткой»

5. Антиклерикальные – направленные против монахов

3. Пляски - каждый сам для себя солист, импровизационность, акробатические способности.

Были пляски с усложнениями: бросались на пол вёдра, ухваты, которые нельзя было задевать.

На перекрестках дорог, на льду реки так же водились хороводы.

В основном кадрили включают в себя 10-12 движений. По построению бывают: квадратные, линейные, круговые.

Хороводы: «А мы просо сеяли» (обрядовые)», «Убили добра молодца».

Хороводы, связанные:

· С брачной тематикой (тема неравного брака, мужчин называли: соколы, ястребы, орлы)

· По выбору невесты

· Тема взаимоотношений со свекром, свекровью

· Шуточно-игривая тематика

 

Лирика.

Лирика – русская лирика по своему характеру грустная, элементы лирики использовались в хороводных песнях.

Ей присущ поэтический параллелизм – душевное состояние героя и природные условия.

Характерно воззвание к чему либо: к дубравушке, к реке, к соколу.

Что касается основного героя, в песнях поется о представителях не высшего сословия: крестьянин, разбойник, бурлак.

По композиции в форме

1. Монолога – один человек рассказывает о себе (девушка рассказывает о том, что её выдали замуж за того, кто ей не мил, о своих чувствах). Монологи начинаются с обращения к кому либо (к темной ноченьке, к матушке и т.д.)

2. Диалог – речь первого героя – короткая, вся песня раскрывается в речи от второго героя.

3. Повествовательные сюжетные песни. Не просто рассказ о том, что происходит, а целая сюжетная линия, выстроенная в цепочку.

В чистом виде монолог и диалог редко встречаются.

Чаще всего лирические песни начинаются с запева, который вводит в мир этой песни и все становится понятно.

4. Принцип повтора (три богатыря, три ласточки)

5. Ступенчатое сужение образа – начинается с чего-то большого, потом речь идет о более меньшем. И то, о чем говорится в самом конце является самым важным.

6. Приём выделения – подчеркивание определенного персонажа.

Все эти приемы идут от чего-то более абстрактного, и все идет к приведению к чему-то главному.

Что касается музыки, то лирике характерны распевы (это самый распетый жанр русской песне), есть обрядовые песни. Есть развитые песни.

Словообрывы – прием в песне (тело бе…, ох тело белое).

Будни и праздники.

Сочетание труда и праздников

Воскресенье – не рабочий день, проводился в молитвах.

Праздник – связь с сакральной сферой, активный контакт между миром духов предков. Снятие напряжения. Главная черта – общность, не участвовавшие подозревались в колдовстве.

1. Великие: Рождество, Пасха и Троица

2. Средние праздники: Благовещение, Воздвижение, Покров, Вознесение, Успение, Крещение

Характеристики по цвету: белый понедельник, красное воскресение.

Связанный с растениями: ореховый, яблочный.

3. Мелкие: престольные, съезжие, обетные, новоселье

Съезжие – когда из разных деревень съезжались в одну.

Будни – трудовые дни повседневной жизни, регламентированные календарем

Зима:

Зимой женщины пряли, вышивали, обдирали гусиный пух для подушек,

Мужчины: плели, лапти, вязали сети, сучили веревки

Молодые парни зимой уходили на промыслы печниками, каменщиками.

Многие виды домашних работ велись на посиделках. Чтобы работа не была скучной, она сопровождалась песней.

В момент отдыха от работы приходили мужчины, юноши с гармошками, балалайками, и начинались пляски песни.

Посиделки: рабочие и вечерки.

Вечерки – увеселительные посиделки.

Девушки назывались славудники, девушки славудницы (за которыми ухаживало множество парней и из-за этого она не могла благополучно выйти замуж).

Помочи или толока – это когда люди собирались помочь друг другу (вывоз навоза). Мужчины были копачами (копали и закапывали в землю), женщины – разбивальщицы, дети возили на повозке и устраивали соревнования (самого последнего, пришедшего на поле называли поскребыш). Обычай поливать друг друга водой (ритуал очищения). Далее обрядовое угощение: кашу и венок пытались украсить цветами.

Далее – поздравительные песни.

Толочанские или толочные песни. Имели общие напевы с купальскими песнями.

Другим важным занятием был сбор грибов и ягод, сопровождались ауканьем. Значение ауканья – сакральное. Исполнительницы- женщины. Прежде чем войти в лес, кланялись, аукали 3 раза.

Ауканья – вокализы на гласную «у».

Пастушьи сигналы – тоже один из видов музыки, связанный с трудом пастухов, отпугивали хищных животных. Разновидность: вокальные и инструментальные. Гойканья – возглашения, призвы лесового хозяина.

Выкрики использовались разносчиками (торговцы), бортниками.

МЭК (московская этнографичекая комиссия) в своих трудах приводили описания возгласов.

Есть образцы имитации разносчиками церковного текста (псалмов), так же выкрики на мотивы Западно-русских веснянок.

Трудовые артельные припевки («Эй, ухнем)

Валка леса, расчистка полей от пней, труд плотников (строительство мостов, строительство домов, бурлачество, забивание свай для водяных мельник, ключничество (погрузочно-разгрузочные работы), ловля рыбы неводом. Было развито в 18- первой половине 19 века. Далее появились механизированные средства: пароходство, где физический тяжелый труд уже не был нужен).

2 вида попевок:

1. Речитативные

2. Распевные

3. Возгласы, ложащиеся на хороводные мелодии

Престольные праздники (или храмовые, часовенные, придельные). Были чтимыми, посвящены местным угодникам. Почитались не менее пасхальных. Стояли на богослужении. Далее расходились по домам, после чего устраивалось застолье. На них звучали лирические песни, частушки, плясовые, старины, величальные «Чарочка» Сначала она поется.

Праздники.

М. Цветной бульвар

Кугиклы, жалейка – трубочки в конце с расширением.

Шаг в три ноги, шаг в две ноги

Частушки

Припевки, приговорки, прибутки, прибаски, прибаутки.

Глеб Успенский впервые применил термин прибаутка.

Частушка от слова часто, близки по темпу к танцу. Состоит из 4 строк, исполняются под балалайку, гармошку, частушки под язык.

По мнению ученых, частушка возникла быстрым скачком в 19 столетии, когда русская городская культура стала приближаться к сельской.

Возникла в 50-60 годах 19 столетия, этому способствовало крестьянской творчество нижней поэзии.

Возникали в это время фольклорные песни. Определяющее значение для жанра частушки стало появление гармоники, заимствованное из Германии.

Основные обороты частушек – Т-S-D

2 разновидности:

1. Припевки

2. Страдания

По музыке:

1. Общерусские – плясовые, в быстром темпе, одноголосное исполнение

2. Локальные – более умеренный темп, так же они называются проходными

3. Качельные – исполняются молодежью во время качания на качелях

Частушки – это, как правило, экспромт.

 

Изучение и публикация:

2 половина 19 века – сборник Варенцова, сборник Шейина (конец 19 века).

Сборник Зеленина «Песни деревенской молодёжи» (1903)

Самый большой сборник (1965) – «Частушки в записях советского времени», пытались систематизировать частушки.

Существовало направление – частушки в творчестве писателей.

Первоначально частушки не имели чёткого размера (кроме 4 строчечных были 6, 8 и даже 12 строчные).

Частушки связаны с лирическими песнями, игровыми, и с плясовыми.

Самые первые частушки появились в среде молодёжи.

Частушки сочинялись парнями, но стали преимущественно девичьим жанром.

Главными героями частушки являются молодые, тексты посвящены любовной тематике (разлуки, размолвки, помолвки).

В частушках появились характерные слова в разных регионах, например в северных регионах любимого человека называли воталинка, на урале называли – боля, духаня, дролечка, залёточка, прияточка.

Во многих частушках есть тема разлуки, измены, про соперницу (выяснение отношений между девушками).

Многолетне-вековая тематика крестьянской бедности, о солдатской службе, о рабочей среде, о войне (турецкая война, японская война, великая отечественная война).

Генерал Куропаткин.

Есть частушки связанные с колхозом, революцией, красной и белой армии, частушки о политических лидерах.

Поэтика частушек.

Неологизмы, губители-зарезники (родители, которые хотят отдать девушку за нелюбимого), глаза карие-карючие, самоходочка. Дружка, дроля, яблочко садовое, милый окаянный, разбессовестный милёночек, миочка-крутилочка.

Часто встречаются гиперболы, юмористическая сторона, афористические частушки, частушки про деньги.

Часто частушки из 4 строк делятся на 2+2.

Есть частушки, где в 1 части отражается событие, а во 2 – отношение к нему.

Рифма:

1. Парная

2. Сплошная

3. Опоясывающая рифма

2 формы:

1. Речитатив

2. Оформляется в напев, тип стиха 8 слогов + 7 слогов, иногда появляется тип стиха 4+4, и 4+5. Есть ещё группа текстов под названием «Семеновна» (5+5), «Мотаня», «Забияка», «Барыня».

Страдания. Их ещё называют досады, тяжкие любовные переживания, часто исполняются без сопровождения.

Пение язык или под язык (несколько исполнителей имитируют музыкальное сопровождение, часто на несколько голосов, а на их фоне звучит исполнение частушки).

Категория частушек, которая обозначала, что скоро начнется ритуальная драка.

 

Народный театр.

Театр, созданный народом

Русские актеры – скоморохи

Греческие актеры – мимы, в Западной Европе - шпиллеры

Актеры заучивали свои тексты со слов старшего поколения, существовали сценарии.

Актеры часто прибегали к пантомиме. Актеры были синтетическими: сочетали в себе гимнастику, дрессировку животных, показывали фокусы, водили кукол.

Далее эти жанры выделились в отдельные.

Вокально-пантомимические музыкальные представления.

Индонезийские театры: топенг и ваянг. В Цейлоне – колам, Индийский театр – катакхали.

Народный театр имел много влияний извне: протест против богатых, преследование церковью.

Испытывал влияние идеологии общества: в эпоху средневековья создавались труппы при дворах.

Диалоги были включены в древнейшие обряды, имитировали реальные действия с точки зрения магии.

Есть и драматические, более развитые представления: камлание – в нем фигурирует изображение гуся, на который садится шаман, на этом гусе шаман поднимается и ведет диалог с потусторонним миром. В других сценах представляется юрта, в к которую вносится береза с 9 зарубками, олицетворяющими миры, шаман общается с духами.

Мистерия – праздник, у медведицы отбирается медвежонок, медведицу убивают, считают что они забирают от неё силы, считают, что они имеют происхождение от медведя

Праздники в честь Диониса, от которых произошла трагедия.

Свадебный обряд так же является очень театральным: жених похищает невесту.

У русских крестьян было выражение: «играть» свадьбу.

В памятниках древности: сто глав, там рассказывается, что в свадебных ритуалах принимали участие скоморохи: ряжение – использование масок, значение маски – придать человеку свойства персонажа, которого он изображает. Маска ещё имеет значение не только перевоплощения, но и обладает лечебным эффектом. Часто одевались маски злых и добрых духов, маски мертвецов.

Что касается жречества и христианской церкви: широко использовались театральные действия, элементы ритуала, связанные с определенными ритуалами, мимикой, возгласами.

Пародия на церковь «Маврух», «Пахомушка».

Критическое отношение к жизни отразилась в таком жанре как фарс.

Элементы гротеска перешли в театр кукол. В России главная кукла – Петрушка, в Англии – Панч, Кашперо в … и Пульчинелла в Италии.

Мистерии представляли великопостные страсти.

Интермедии- вставки между действиями, не имеющие к действию никакого отношения.Их носителями были школяры.

Влиянию школьного театра Вертеп – народно религиозно-кукольная драма, у Поляков – шопеа, у Белорусов – ботлейка.

Раёк - возник на рубеже 18-19 веков, передвижной театр картин , предшественник кинематографа. Дед раешник – переключал слайды.

Вертеп – религиозный кукольный театр – это ящик из 2-3 ярусов, который воспроизводит драму рождение Иисуса Христа, чаще всего встречались 2-этажные вертепы. В нижних частях – бытовые сцены, верхняя часть – небо. На дне ящика были прорези, через которые кукловод передвигал кукол, справа и слева вырезаны дверцы через которые входили и выходили куклы.

Ярмарочные и балаганные представления: «Иван Сусанин или жизнь за царя», «Минин и Пожарский».

Один из самых любимых персонажей кукольных – Петрушка. Адам Полиарий в 1636 году.

Перчаточные куклы, марионетки (которых дергают за нитки), вертепные куклы (которых передвигают на палках.

Петрушка: ящик с ширмой, с которой 18-20 персонажей. Сопровождался шарманрщиком.

Петр Иванович Уксусов, Петр Иванович Самоваров. Суть представления: Петрушка побеждает всех персонажей, кроме последнего. Собака Шавки сопровождает его. При этом он шипилявит, говорит в нос. Петрушка покупает лошадь у цыган. Затем появляется доктор, который погибает. Следующий персонаж – фатальный фицер, производящий дознание. В итоге происходит драка, в результате которой квартальный убегает.

2 действие: Петрушке приводят невесту, далее – заключительная сцена.

Кукольный театр существовал с 1924 года.

В Западной Европе до сих пор живет кукольный театр.

В средней Азии 2 формы: кайдыре или палатка призраков, есть ещё театр теней (предком является мистерия).

Русская народная драма по сюжету: про Царя Максимилиана и сына его Адольфа, который подверг Адольфа казни за приверженность его к христианству. Требует от сына поклонения «кумирическим богам». Часто встречаются отрывки из романсов, балетов, из Пушкина, Лермонтова.

«Мнимый барин» или «Голый барин».

Пьеса «Маврух» - народная переделка на церковное опевание покойника.

Сатира на христианскую церковь «Пахомушка».

Приемы поэтические:

1. Оксюморон – прием основанный на противопоставлении 2 сторон, полная нелепость по содержанию

2. Метатеза – то есть в нескольких фразах местами меняются слова

3. Омонимы

4. Синонимы

5. Глухота одного из героев

6. Реализация метафор

Персонажи говорят стихами, цитируют документальные, церковные тексты, казеные.

Были драмы, связанные патриотическим сюжетом.

 

Лекции по областным певческим стилям

 

Язычество.

1. Развит культ предков

2. Культ огня

Общность культа (очаг, алтарь, на котором горит огонь)

 

Традиционная картина мира

1. Порождение. Мифологическое сознание (определенный способ понимания окружающей среды)

Анимации – одушевление, возвращение природных сил

Реанимация – возвращение души

Двойные противопоставления (бинарные оппозиции) – описывает все особенности строения мира:

Небо - земля, солнце – луна, мужчина – женщина.

Традиционная картина предков.

Религия язычество – множество культов, культ предков, культ плодородия, культ стихий природы, культ животных и растений.

2 мира:

1. Вещественный (этот свет)

2. Невидимый (тот свет)

Представление о пространстве.

Оно одухотворенное, качественное, разнородное.

Локусы – определенные места

Разделение по вертикали по мировому дереву (рай, земля, преисподняя)

Тот свет за высокими горами, за глубокими морями.

Ирей – на западе земли, путь для умерших.

Восток – область добра, святости, долг бога.

Запад – удел бедствий, смерти, зла.

Олицетворения для людей - дом (крестьянина)

Жилище – это живой организм, люди не брали поваленные деревья, так как считали, что это мертвые деревья. Дома старались строить там, где было знакомое место. Для закладки красного камня приносили в жертву деньги или шерсть.

Народное жилище – всегда 4 угла на Восток и на Юг. Опасный угол на В. Стены – брёвна – от 13 до 21.

Наличники резные для магической . Под окном вешали можжевельник, нельзя выливать воду и вываливать мусор. Если он приходит свататься и ему отвечали через окно, то его ждали. Нельзя через него переступать, сидеть, передавать предметы. Верхняя часть – крыша, символ небесного свода.

Волны – символ воды, а дырочки – капли дождя (рисунок на крыше, т.е. под крышей)

Крыша украшалась сонорными знаками (солнце).

Охлупень, конек – из крыши фигурка коня (конь – символ солнца).

Полотенце – символ солнца. Петухи.

Символ нижнего пространства пол до лавок красный, коричневый.

 

Средний ярус.

Потолок уподоблялся небу, рисованный круг символ солнца, также голуби (символ святого духа) рисованные.

Вставлялись двойные рамы, между ними уголь и украшения.

3 типа домов:

1. В форме квадрата

2. Длинный прямоугольный

3. В форме Г или буквы Т

Чердак-горенка для девиц, в северных домах балкон (гульбище).

Хлев.

Нижний ярус – корова. Верхний ярус – конь.

Амбар – место, где хранились продукты.

Срубы (ямы) делали колоды.

Баня поближе к реке, подальше от дома.

Мельницы строили на опустевших местах.

Часовни, храмы, кресты.

Вначале пускали кошек, потом запускали петуха, чтобы прокричал. Проводился обряд перевозки домового.

Внутренняя часть дома.

1. Правая лавка – мужчин

2. Левая – женщин

Ставилась солонка с солью из дерева в форме птицы (символ благополучия).

Печка – женское чрево.

Время имело характеристики:

· Опасное

· Доброе

· Святое

· Страшное

· Чистое

· Белов

Для гаданий выбирали полнолуние, солнцестояние. Нельзя посещать кладбище после заката.

Стихии.

Земля наделялась всеми человеческими качествами. Охранительная функция. Воздух – пребывание душ умерших.

Ветер: Добрый и Злой.

Вода – источник жизни, путь в загробный мир. После 2 августа нельзя купаться, нельзя ходить по воду.

Огонь – разрушительная, несущая пожары…

Нар христианство. Процесс христианизации шёл долго (988г).

Крестьяне составляли новое социальное единство – крещеный мир.

Христианство – есть противопоставление Добра и Зла. Для язычества – представление о грехе.

Общее: представление о двух мирах. Для христианства – полностью поручает себя богу. Народное доверие – сначала идешь в церковь, затем к знахарю.

Человеческое общество и традиционно-этнические нормы.

Этика – правила поведения в обществе. Важные категории:

1. Пол человека: проявлялось в одежде, прическе. У женщин – длинные волосы, у мужчин – короткие волосы и борода. Поведение, распределение хозяйства.

2. Возраст

Народная этика – поведение и нормы.

До 20 годов 20 века считалось, что глава семьи – мужчина, его часто называли большак.

Он отвечал за всю семью. Кухня, дети, скот – лежало на женщине. Её называли большуха.

В крестьянской жизни не приветствовалась безсемейная жизнь.

Венчания. Супруги должны были получить благословение от родителей.

Имущество. Выдавались примерно одинаковые по достатку.

Через 3 дня после венчания дети приезжали к родителям и падали отцу в ноги.

Родство по крови и по свойству.

Этапы:

· Младенчество,

· юность,

· зрелость,

· угасание

· старость

1988-год крещения Руси.

Обряд крещения ребенка.

Вставали рано и молились: отец, затем мать, а потом дети. После молитвы умывались.

Считалось, что вода имеет магическую силу.

Трудовое воспитание детей, участие во многих видах работ: но мальчикам не разрешалось убивать скота, а девочкам – печь хлеб.

В 16-17 лет считались совершеннолетними.

Молодуха превращается в бабу после рождения ребенка. А до замужества она является девкой.

После вступления в брак супруги называют друг друга по имени и отчеству. Менялся стиль одежды.

Примерно после 50 лет человек превращается в старика. Старикам приписывались свойства колдуна. Роды принимали только бабки-повитухи.

Старики считались приближенными к потустороннему миру. Так же ими считались вдовы и сироты. Вдовам запрещалось присутствие на свадьбах.

Кузнецы, мельники и пастухи (как раньше считалось) могли воздействовать на природу.

Первый и последний ребенок так же считались особо одаренными в плане заговоров, заглядывания в будущее.

Календарные обряды и песни.

Патриархальность:

1. хозяин леса – леший

2. хозяин поля – полевик

3. хозяин дома – домовой

Черты русской религии:

1. культ предков – выражался в поминовении покойных. Покойные должны принимать участие в трапезе

2. магия









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.