|
Иконопись как сакральное искусство Русского Средневековья, богословские основы русской иконы. Понятие Образа.Икона – это синоним понятию образ (видение, представление). В иконе выражено содержание и представление Священного Писания, воплощающего идеи Ветхого и Нового Заветов. Первые христианские изображения встречаются в римских катакомбах, погребальных помещениях. Первые изображения были знаковыми, аллегорическими: лавровый венок (победа), рыбы (символ Христа), якорь (спасение) и др. Также древние изображения часто используют античную тематику: образ «доброго пастыря», Орфей, Гермес, жертвенный агнец. Позднее появляются сюжеты и Ветхого Завета: Адам и Ева у райского дерева, воскрешение Лазаря. В изображении важна не художественная форма, а содержание. После принятия Миланского Эдикта в 312 г. возникает два направления в росписи: · монументальная живопись и мозаика · роспись по дереву. То есть возникает техника иконописи. Первые изображения выполнены в технике энкаустики (восковыми красками по дереву). Изображения строго фронтальные, ограниченные двухмерностью пространства. Иконы в Синае: · Присвоение спасителю портретных черт · Передача объёма Константинопольская София: конкретный образ Христа (русые длинные волосы, 33 года, овальное удлинённое лицо, кресчатый нимб). Иконопись содержит память о том, как выглядели священные персонажи. В 15 веке появляется изображение во времени: присутствие на одной иконе 2-х и более временных промежутков. На рубеже 19-20 вв. иконописная форма испытывает изменения под влиянием западноевропейского искусства (иные трактовки сюжетов, манеры письма). Но сохраняется неглубокое пространство и портретные черты. Также возникает идея житийных икон. Византийские основы древнерусской иконописи. Этапы формирования христианского образа. Иконописный канон. Русская икона органически связана с византийским искусством. Уже с конца X века образцы византийской иконописи начали попадать на Русь и становились не только предметом поклонения, но и предметом подражания. Однако отсюда еще не следует, что русская иконопись была простым ответвлением византийской. Долгое время она находилась в орбите ее притяжения, но уже с XII века начался процесс ее эмансипации. Тут пошёл 3 билет… Первые христианские изображения встречаются в римских катакомбах, погребальных помещениях. Первые изображения были знаковыми, аллегорическими: лавровый венок (победа), рыбы (символ Христа), якорь (спасение) и др. Также древние изображения часто используют античную тематику: образ «доброго пастыря», Орфей, Гермес, жертвенный агнец. Позднее появляются сюжеты и Ветхого Завета: Адам и Ева у райского дерева, воскрешение Лазаря. В изображении важна не художественная форма, а содержание. После принятия Миланского Эдикта в 312 г. возникает два направления в росписи: · монументальная живопись и мозаика · роспись по дереву. То есть возникает техника иконописи. Первые изображения выполнены в технике энкаустики (восковыми красками по дереву). Изображения строго фронтальные, ограниченные двухмерностью пространства. Иконы в Синае: · Присвоение спасителю портретных черт · Передача объёма Константинопольская София: конкретный образ Христа (русые длинные волосы, 33 года, овальное удлинённое лицо, кресчатый нимб). Иконопись содержит память о том, как выглядели священные персонажи. В 15 веке появляется изображение во времени: присутствие на одной иконе 2-х и более временных промежутков. На рубеже 19-20 вв. иконописная форма испытывает изменения под влиянием западноевропейского искусства (иные трактовки сюжетов, манеры письма). Но сохраняется неглубокое пространство и портретные черты. Также возникает идея житийных икон. Иконописный какон. Ведёт свои истоки из искусства Византии. Основное: • Принцип изображения пространства. Для иконы характерна обратная перспектива. Идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. • Подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько его идея; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда деформированные, как правило, удлиненные пропорции фигур — идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. • Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. • Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическое значение.
Художественный и символический язык иконы. Время, пространство, свет и цвет в иконописи. Огосподитыбожемой! Здесь 4билет! Канон - совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида. Византийский иконографический канон регламентировал: · круг композиций и сюжетов священного писания · изображение пропорций фигур · общий тип и общее выражение лица святых · тип внешности отдельных святых и их позы · палитру цветов · технику живописи
Ну и поподробнее о главном. Время: Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. Пространство: Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости на воображаемой линии горизонта, а в предстоящем пред иконой человеке — идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. Обратная перспектива изображает предмет цельным, в совокупности всех своих внешних характеристик; представляет все его грани, минуя «естественные»законы визуального восприятия. Предмет предстает не таким, каким он видится, но таким, каким он мыслится. Важнейшая пространственная характеристика изображения в обратной перспективе – сфера. Она символизирует место вечного пребывания, рай. Свет: отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости (Нетварный Свет). Цвет: цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическое значение. · Золотой – цвет, символизирующий сияние Божественной славы, в котором пребывают святые. Золотой фон иконы, нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя и Богородицы – все это служит выражением святости и принадлежащих к миру вечных ценностей. · Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов. · Белый – цвет, символизирующий чистоту и непорочность, причастность к божественному миру. Белыми пишутся одежды Христа, например в композиции «Преображение», а также одежды праведников на иконах, изображающих Страшный Суд. · Черный – цвет, символизирующий в одних случаях ад, максимальную удаленность от Бога, в других – знак печали и смирения. · Голубой – цвет Богородицы, означал также чистоту и праведность. · Синий – цвет величия, символизировал божественное, небесное, непостижимость тайны и глубину откровения. · Красный – царский цвет, символ власти и могущества (плащ Михаила Архангела – предводителя небесного воинства и Святого Георгия – победителя змея); в других случаях мог быть символом искупительной крови, мученичества. · Зеленый – символизировал вечную жизнь, вечное цветение, это также цвет Духа Святого.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|