Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Иконопись как сакральное искусство Русского Средневековья, богословские основы русской иконы. Понятие Образа.





Икона – это синоним понятию образ (видение, представление). В иконе выражено содержание и представление Священного Писания, воплощающего идеи Ветхого и Нового Заветов.

Первые христианские изображения встречаются в римских катакомбах, погребальных помещениях. Первые изображения были знаковыми, аллегорическими: лавровый венок (победа), рыбы (символ Христа), якорь (спасение) и др.

Также древние изображения часто используют античную тематику: образ «доброго пастыря», Орфей, Гермес, жертвенный агнец.

Позднее появляются сюжеты и Ветхого Завета: Адам и Ева у райского дерева, воскрешение Лазаря.

В изображении важна не художественная форма, а содержание.

После принятия Миланского Эдикта в 312 г. возникает два направления в росписи:

· монументальная живопись и мозаика

· роспись по дереву.

То есть возникает техника иконописи. Первые изображения выполнены в технике энкаустики (восковыми красками по дереву). Изображения строго фронтальные, ограниченные двухмерностью пространства.

Иконы в Синае:

· Присвоение спасителю портретных черт

· Передача объёма

Константинопольская София: конкретный образ Христа (русые длинные волосы, 33 года, овальное удлинённое лицо, кресчатый нимб). Иконопись содержит память о том, как выглядели священные персонажи.

В 15 веке появляется изображение во времени: присутствие на одной иконе 2-х и более временных промежутков.

На рубеже 19-20 вв. иконописная форма испытывает изменения под влиянием западноевропейского искусства (иные трактовки сюжетов, манеры письма). Но сохраняется неглубокое пространство и портретные черты. Также возникает идея житийных икон.

Византийские основы древнерусской иконописи. Этапы формирования христианского образа. Иконописный канон.

Русская икона органически связана с византийским искусством. Уже с конца X века образцы византийской иконописи начали попадать на Русь и становились не только предметом поклонения, но и предметом подражания. Однако отсюда еще не следует, что русская иконопись была простым ответвлением византийской. Долгое время она находилась в орбите ее притяжения, но уже с XII века начался процесс ее эмансипации.

Тут пошёл 3 билет…

Первые христианские изображения встречаются в римских катакомбах, погребальных помещениях. Первые изображения были знаковыми, аллегорическими: лавровый венок (победа), рыбы (символ Христа), якорь (спасение) и др.

Также древние изображения часто используют античную тематику: образ «доброго пастыря», Орфей, Гермес, жертвенный агнец.

Позднее появляются сюжеты и Ветхого Завета: Адам и Ева у райского дерева, воскрешение Лазаря.

В изображении важна не художественная форма, а содержание.

После принятия Миланского Эдикта в 312 г. возникает два направления в росписи:

· монументальная живопись и мозаика

· роспись по дереву.

То есть возникает техника иконописи. Первые изображения выполнены в технике энкаустики (восковыми красками по дереву). Изображения строго фронтальные, ограниченные двухмерностью пространства.

Иконы в Синае:

· Присвоение спасителю портретных черт

· Передача объёма

Константинопольская София: конкретный образ Христа (русые длинные волосы, 33 года, овальное удлинённое лицо, кресчатый нимб). Иконопись содержит память о том, как выглядели священные персонажи.

В 15 веке появляется изображение во времени: присутствие на одной иконе 2-х и более временных промежутков.

На рубеже 19-20 вв. иконописная форма испытывает изменения под влиянием западноевропейского искусства (иные трактовки сюжетов, манеры письма). Но сохраняется неглубокое пространство и портретные черты. Также возникает идея житийных икон.

Иконописный какон. Ведёт свои истоки из искусства Византии.

Основное:

Принцип изображения пространства. Для иконы характерна обратная перспектива. Идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний.

Подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько его идея; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда деформированные, как правило, удлиненные пропорции фигур — идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем.

Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости.

• Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическое значение.

 

Художественный и символический язык иконы. Время, пространство, свет и цвет в иконописи.

Огосподитыбожемой! Здесь 4билет!

Канон - совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида.

Византийский иконографический канон регламентировал:

· круг композиций и сюжетов священного писания

· изображение пропорций фигур

· общий тип и общее выражение лица святых

· тип внешности отдельных святых и их позы

· палитру цветов

· технику живописи

 

Ну и поподробнее о главном.

Время: Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу.

Пространство: Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости на воображаемой линии горизонта, а в предстоящем пред иконой человеке — идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. Обратная перспектива изображает предмет цельным, в совокупности всех своих внешних характеристик; представляет все его грани, минуя «естественные»законы визуального восприятия. Предмет предстает не таким, каким он видится, но таким, каким он мыслится.

Важнейшая пространственная характеристика изображения в обратной перспективе – сфера. Она символизирует место вечного пребывания, рай.

Свет: отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости (Нетварный Свет).

Цвет: цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическое значение.

· Золотой – цвет, символизирующий сияние Божественной славы, в котором пребывают святые. Золотой фон иконы, нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя и Богородицы – все это служит выражением святости и принадлежащих к миру вечных ценностей.

· Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.

· Белый – цвет, символизирующий чистоту и непорочность, причастность к божественному миру. Белыми пишутся одежды Христа, например в композиции «Преображение», а также одежды праведников на иконах, изображающих Страшный Суд.

· Черный – цвет, символизирующий в одних случаях ад, максимальную удаленность от Бога, в других – знак печали и смирения.

· Голубой – цвет Богородицы, означал также чистоту и праведность.

· Синий – цвет величия, символизировал божественное, небесное, непостижимость тайны и глубину откровения.

· Красный – царский цвет, символ власти и могущества (плащ Михаила Архангела – предводителя небесного воинства и Святого Георгия – победителя змея); в других случаях мог быть символом искупительной крови, мученичества.

· Зеленый – символизировал вечную жизнь, вечное цветение, это также цвет Духа Святого.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.