Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Поселения на территории Беларуси. Хозяйство. Торговля. Ремесла. Жизнь и занятия. Верования древних балтов и славян.





Балты - сообщество индоевропейских этносов, говорящих на балтийских языках. Сформировались в 3 - 2 тысячелетия до н.э. на территории Восточной Европы. В конце 3 тысячелетия до н.э. - VI в. н. э. составляли основную часть населения белорусских земель. Балты, которые жили на территории, объединявшей бассейны рек Вислы, Нѐмана, Западной Двины, Верхнего Поднепровья, о чем свидетельствует балтская гидронимия – названия рек (Волча, Друть, Полота, Улла, Дрисвяты и др.)., в большинстве своем были ассимилированы славянскими переселенцами. Современными потомками балтийских народов являются литовцы и латыши.

Славяне - сообщество индоевропейских этносов, говорящих на славянских языках. Делятся на восточных (белорусы, русские, украинцы), западных (поляки, чехи, словаки, лужицкие сербы) и южных (болгары, сербы, хорваты, македонцы, словенцы, боснийцы, черногорцы). Первичные славянские племена сформировались на территории Южной Польши. Впервые упоминаются в письменных источниках в 1-2 вв.н.э. В 6-8 вв. начали заселять территорию Беларуси. Заселение белорусских земель славянами продолжалось не одно столетие. Отношения славян с балтами на территории Беларуси первоначально были мирными, т.к. балтские племена были невелики, а славян приходило немного, места хватало всем. В конце VII — начале VIII в. на территорию Беларуси проникла новая волна славянских переселенцев. Военные столкновения славян с балтами в это время участились. В огне пожаров гибли городища балтов. Прежние жители вынуждены были уйти из обжитых мест. Те, кто остался, постепенно сливались со славянами. Близкими были их образ жизни и язык, но славяне находились на более высоком уровне общественного развития. У них были племенные вожди, сильное войско. Славяне превосходили балтов в земледелии и ремесле. Поэтому балты заимствовали лучшее, что видели у своих соседей. Произошла славянизация балтов.

Поселения на территории Беларуси. Жили в открытых неукрепленных селищах и укрепленных городищах. Городища размещались на возвышенных мысах или холмах, на крутых берегах рек и озер. Сначала городища не имели оборонительных сооружений. Только некоторые поселения обносились деревянной оградой. Позднее стали возводиться валы и рвы окружающие поселение, иногда в несколько рядов. На вершине вала строилась деревянная стена из толстых бревен. В те времена были распространены небольшие наземные и полуземляночные жилища. Полуземлянки были преимущественно срубной конструкции. А вот свои наземные жилища строили из деревянных столбов. Бревенчатые стены жилья обмазывались глиной. В центре жилищ размещались открытые очаги, печи-каменки круглой или овальной формы, а так же позднее глинобитные печи без дымохода.

Хозяйство. Было развито земледелие и животноводство, долгое время достаточно важную роль играли охота и рыболовство, сеялась пшеница, просо и ячмень, выращивали лен и коноплю. В начале нашей эры появились рожь и овес. Для обработки земли и сбора урожая использовали деревянную соху с железным наконечником, железные мотыги, серпы, косы. Разводили свиней, овец, лошадей и коров.

Торговля. Еще в бронзовом веке возник «янтарный путь». Он связывал Прибалтику со Средиземноморьем. На землях балтов не было месторождений меди. Они покупали или выменивали ее на янтарь, так же везли на юг лошадей, скот, кожу, мед, воск, были посредниками в торговле мехом между финно-угорскими народами и германцами.

Ремесла. Обработка железа, бронзолитейное дело, изготовление глиняной посуды, обработка дерева, камня, кости, прядение и ткачество были наиболее важными занятиями. Мастера создавали бронзовые и серебряные украшения по образцам изделий попадавших к ним от других этносов.

Верования древних балтов и славян. Древние славяне - это язычники, обожествлявшие силы природы. Наши предки с глубокой древности верили, что у человека есть душа. Такое представление ученые называют анимизмом. С помощью мифов и преданий наши предки объясняли происхождение всего живого на земле: людей, животных и растений. Всю жизнь человека в древности сопровождали обряды — специальные ритуальные действия, осуществлявшиеся при рождении, наступлении совершеннолетия, свадьбе, смерти и даже при земледельческих работах. Их основными богами являлись: бог Рот - бог неба и земли; Перун - бог грома и молнии, а также войны и оружия; Волос или Велес - бог богатства и скотоводства; Дажбог (или Ярило) - солнечное божество света, тепла и расцветающей природы. Древние славяне очень почитали души предков, думая что они находятся где-то в среднем небе и содействуют всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшимся потомкам. Каждое племя имело специальные места, где молились богам и приносили им жертвы. Это место называют святилищем, или капищем.

 

4. Восточнославянские союзы племен (кривичи-полочане, дреговичи, радимичи).

Термины:

Кривичи - были самым крупным восточнославянским союзом племен. Они жили в верховьях Днепра и Западной Двины. Уже то, что кривичи занимали огромную территорию, обусловило их разделение на отдельные группы, позже на этих территориях возникли Полоцкое, Смоленское и Псковское княжества. Название кривичей, возможно, происходит от имени старейшины рода Крива или от слова «кровные», т.е. родственники по крови. Одной из наиболее важных особенностей кривичей было погребение ими умерших в длинных курганах. В народе их называли «волотовками». Существовало предание, что в них якобы похоронены «волоты» — богатыри высокого роста. На самом деле под курганами-насыпями могло быть погребено один за другим до 20 человек, в одном длинном кургане хоронили близких родственников. В те языческие времена восточные славяне сжигали своих умерших. Своеобразными были украшения женщин-кривичанок. К головному убору у висков они прикрепляли особые, похожие на браслеты кольца.

Дреговичи - объединение восточнославянских племен, которое занимало весь юг Беларуси. Изначально они поселились в среднем течении Припяти, в болотистой местности. Отсюда и их название (от слова «дрыгва» — болото). Существует и другое предположение о происхождении названия — от имени Дреговит. Позже дреговичи направились на запад и север. Они заняли бассейн реки Свислочь и среднее течение реки Березины. Именно здесь была основана столица Беларуси — Минск. Часть дреговичей расселилась на Брестчине. Самым древним городом дреговичей был Туров. Туровская земля имела тесные связи со Средним Поднепровьем и подчинялась Киеву. У дреговичей высокого уровня достигли земледелие и ремесло. Женщины дреговичей любили украшать себя проволочными височными кольцами-сережками разных размеров, которые украшались зернью.

Радимичи - объединение восточнославянских племен, населялили земли вокруг реки Десна и Сож, текущей с севера на юг и впадающей в Днепр. На землях радимичей были основаны города Кричев, Пропойск, Гомель, Рогачев, Чечерск. В «Повести временных лет» сохранился рассказ о происхождении радимичей и вятичей. Якобы когда-то из Польши в Восточную Европу пришли братья Радим и Вятка. Они остались на новых землях и стали родоначальниками двух племен. Радимичи были подчинены князем Олегом в 885 г. Незадолго до этого он овладел Киевом. Так было положено начало формированию Древнерусского государства. Олег заставил радимичей платить ему дань, которую до этого они платили хазарам. Но и спустя сто лет после этого радимичи сохраняли определенную самостоятельность. Женщины радимичей носили очень красивые семилучевые височные кольца. Их закрепляли на головном уборе или вплетали в волосы от одной до восьми штук.

 

 

5. Древняя (Киевская) Русь - общее государство восточных славян. Полоцкое княжество в Х - ХII вв. Отношения с другими княжествами Киевской Руси. Всеслав (Брачиславович) Чародей.

Древняя (Киевская) Русь — общее государство восточных славян. В конце IX в. возникло Древнерусское государство, главным городом которого был Киев. Все современные белорусские земли входили в состав Древнерусского государства. «Повесть временных лет» свидетельствует, что еще до создания государства варяжский князь Рюрик посадил своих людей в Полоцке. Но Рюрик и его соратники не завоевали восточных славян, а появились здесь в качестве правителей по приглашению местных племен, обессиленных внутренними распрями. Преемник Рюрика князь Олег — создатель Древнерусского государства — подчинил также радимичей. Где-то в середине X в. Киеву были подчинены и дреговичи. Только в 960-е гг. власть в Полоцке захватил варяжский князь Рогволод. Он проводил независимую от Киева политику. Но около 980 г. Рогволод был убит новгородским князем Владимиром, вскоре ставшим и киевским князем. Под его властью вновь были собраны все восточнославянские союзы племен. Владимир насильно взял себе в жены дочь Рогволода Рогнеду. Она родила киевскому князю несколько сыновей. Одному из них — Изяславу — Владимир отдал власть в Полоцке. С того времени — 988 г. — берет начало Полоцкое княжество, в котором правила собственная княжеская династия. Иной была историческая судьба земель дреговичей. Здесь возникло Туровское княжество, долгое время находившееся под властью киевского князя. Земли радимичей непосредственно подчинялись Киеву, а затем оказались в составе Черниговского и частично Смоленского княжеств. Брестчина (Берестейщина) принадлежала Волынскому княжеству. Таким образом, современные белорусские земли в период Древней Руси входили в состав нескольких княжеств. Они находились в разной степени зависимости от Киева. Все древнерусские княжества связывала единая церковная организация. Образована после принятия в качестве гос. религии христианства в 988г. Во всех княжествах правили представители княжеского рода Рюриковичей. О единстве Руси свидетельствуют и многие другие факты: одинаковая хозяйственная деятельность, тесные торговые связи, схожий образ жизни, общее происхождение, общий язык, территория расселения,культура (общие традиции, праздники, верования).

Полоцкое княжество в Х - ХII вв.. Первое письменное упоминание о нем относится к 862 г. Город был основан при впадении реки Полоты в Западную Двину. Место его расположения было удобным для ведения торговли.Свидетельством торговых связей Полоцка являются многочисленные клады арабских и европейских монет IX—XI вв., найденные на полоцкой земле. Выгодное географическое положение благоприятствовало стремительному росту Полоцка. В скором времени он стал центром самого могущественного в крае Полоцкого княжества. В период княжения Всеслава Брячиславича Полоцкое княжество достигло наивысшего расцвета.

В столице княжества — Полоцке — князь построил новый мощный замок и величественный Софийский собор. Во время княжения Всеслава успешно развивались ремесло и торговля.

Отношения с другими княжествами Киевской Руси. В 1003 г. княжить в Полоцкой земле начал сын Изяслава Брячислав. По возрасту он был еще ребенком. Став взрослым, Брячислав вступил в борьбу с Новгородом. Для этого имелась важная причина. Полоцку нужны были волоки — сухопутные торговые пути, соединявшие две реки — Днепр и Западную Двину. Ими владел Новгород.В 1021 г. князь Брячислав со своим войском напал на Новгород, захватил большую добычу и много пленных.В борьбу на стороне Новгорода вступил великий князь киевский Ярослав Мудрый, который приходился дядей полоцкому князю. Борьба между дядей и племянником окончилась заключением мира. Ярослав отдал Брячиславу города Витебск и Усвяты, где проходили волоки.В результате территория Полоцкого княжества значительно увеличилась.

Князь Всеслав Брячиславович Чародей (1044—1101) После смерти Брячислава Изяславича в 1044 г. полоцким князем стал его сын Всеслав. При нем еще более возросли роль и могущество Полоцкого княжества. Летописцы рассказывают, что князь якобы родился от колдовства и поэтому стал удачливым воином. Люди верили, что он мог обернуться волком и появиться то у стен Новгорода, то возле Киева. Князь Всеслав стремился расширить пределы Полоцкого княжества и напал на Псков, но не сумел взять город. Тогда князь с войском двинулся на Новгород и захватил его. Это очень не понравилось киевскому князю. Трое сыновей Ярослава Мудрого решили пойти на Полоцкое княжество войной. Зимой 1067 г. с большим войском они появились под Менском — городом Полоцкой земли, захватили и разрушили его. На помощь защитникам города спешил с дружиной Всеслав, но опоздал.Войска столкнулись на реке Немиге (теперь улица в Минске). В жестокой битве 3 марта 1067 г. Всеслав был разбит. Битву на Немиге с болью в сердце описывал автор поэмы «Слово о полку Игореве». С остатками своей дружины Всеслав отошел к Днепру. Киевские князья пригласили его на переговоры и обещали, что не сделают никакого зла. Всеслав поверил их клятве — крестоцелованию. Переправившись через Днепр у Орши, он вместе с сыновьями вошел в великокняжеский шатер, но сразу был захвачен в плен, вывезен в Киев и заключен там в тюрьму.Через год Всеслава освободили восставшие горожане и объявили великим князем киевским. Был он на престоле в Киеве семь месяцев, затем вернулся в Полоцк. В результате упорной борьбы Всеслав Чародей освободил Полоцкое княжество. Но противостояние с киевскими князьями продолжалось. Только в последние годы своей жизни Всеслав больше не нападал на соседние земли. Киевские князья также не тревожили его. Своим потомкам князь оставлял Полоцкую землю не опустошенной и разграбленной, а могущественной и процветающей.

 

 

6. Полоцкая земля в XII - середине XIII вв. Феодальная раздробленность. Минское княжество. Социально-экономическое развитие белорусских земель.

Полоцкая земля в XII - середине XIII вв. Феодальная раздробленность После смерти Всеслава Чародея Полоцкая земля начала распадаться на обособленные княжества. В летописях они называются волостями. Причины: в средневековье хозяйство имело натуральный характер. В таких условиях связи между разными землями даже одного княжества были очень слабыми. Второй причиной раздробленности было возникновение частного землевладения и усиление боярства. Бояре — бывшие княжеские дружинники — получали от князя землю в собственность и оказывались независимыми от него. В результате отдельные волости-княжества Полоцкой земли во главе с детьми Всеслава Брячиславича начали обособляться. То же происходило и в других землях Древней Руси. Таким образом, сущностью раздробленности был распад крупных княжеств (в источниках они назывались землями) на более мелкие волости — Менское (Минское), Друцкое, Витебское, Слуцкое, Пинское и другие княжества. Раздробленность белорусских земель продолжалась до середины XIII в., почти 150 лет.

Минское княжество. В начале периода раздробленности первым из состава Полоцкой земли выделилось Минское княжество. В нем стал княжить сын Всеслава Глеб (1101 — 1119). Менску были подчинены города Друцк, Орша и Копысь. Глеб Всеславич даже не побоялся выступить против могущественного киевского князя Владимира Мономаха. В 1116 г. Глеб во главе войска разграбил часть Туровского княжества и, чтобы ослабить его, сжег город Слуцк (в связи с этими событиями Слуцк впервые упоминается в летописи). Владимир Мономах выступил против Глеба Всеславича и осадил с войском Менск. Глеб был вынужден направить послов в стан Мономаха. После мирных переговоров Мономах снял осаду и простил Глеба. Менский князь обещал во всем «послушати» киевского князя. Через некоторое время киевский князь отобрал у Глеба Всеславича его волость, а самого князя взял в плен в Киев. Здесь менский князь и умер в 1119 г. После этих событий Менск на некоторое время утратил свое значение важного политического центра.

Социально-экономическое развитие белорусских земель. В Полоцком и других княжествах наблюдалось устойчивое развитие общественного строя (который имел признаки демократии) и рост экономических отношений. Климат на белорусских землях был подходящим для развития сельского хозяйства. Крестьяне Беларуси выращивали такие культуры, как: рожь, пшеница, ячмень, овёс, просо, гречиха, горох, лён, коноплю. В садах росли плодовые деревья, на огородах выращивали огурцы, капусту, лук, чеснок, морковь, зелень. Животноводство, несмотря на то, что оно обеспечивало население ценными мясомолочными продуктами, не играло решающей роли в хоз-ве. Положительное влияние на развитие сельского хозяйства в то время оказывала сельская община. Населением потреблялось две трети всей сельскохозяйственной продукции. Оставшаяся часть поступала на обмен, что стимулировало развитие ремесла и торговли. В ремесле одним из самых распространенных была обработка железа и деревообработка. В 10-11 вв. значительно увеличилось разделение между городскими и сельскими ремесленниками. Ювелирное мастерство внесло большой вклад в развитие культуры бел. народа. Найденные в раскопках изделия из золота, серебра, бронзы, разных сплавов, кости, стекла свидетельствовали о высоком уровне мастерства ювелиров и о развитых торговых отношениях княжеств. В связи с развитием сельского хоз-ва, ремесла и торгово-денежных отношений обусловилась необходимость распространения письменности (христианство так же повлияло на это).

 

7. Туровское княжества в Х - середине XIII в. Отношения с Киевом.Туровский князь Юрий Ярославович. Социально-экономическое развитие.

Туровское княжества в Х - середине XIII в. Первое письменное упоминание о Турове относится к 980 г. Из этого следует, что в 960-е гг. наряду с Полоцким уже существовало и Туровское княжество. На севере Туровское княжество граничило с Полоцкой землей. Возникновению города и его развитию содействовало выгодное географическое положение. Он размещался в бассейне Припяти на Припятско-Бугском торговом пути из Киева в Польшу. Возник Туров на территории дреговичей.

Отношения с Киевом. Киевский великий князь Владимир Святославович в конце X в. направил в наиболее крупные города восточных славян своих сыновей в качестве наместников. Город Туров достался Святополку. После смерти Владимира в 1015 г. Святополк стал великим князем киевским. Одновременно он сохранил за собой Туровское княжество. Затем Туровское княжество досталось Изяславу — сыну киевского князя Ярослава Мудрого. После смерти Ярослава в 1054 г. Изяслав сам стал великим киевским князем, но княжение в Турове он сохранил за собой. Таким образом, туровские князья в XI в. занимали великокняжеский престол в Киеве, что свидетельствует о тесных отношениях Турова с Киевом.

Туровский князь Юрий Ярославович. В середине XII в. при поддержке жителей Турова князем стал внук Святополка Изяславича Юрий Ярославич, правивший в 1157—1162 гг. Он не хотел быть в полной зависимости от Киева и перестал подчиняться ему. В ответ князь Изяслав Давидович, только занявший киевский престол, организовал в 1157 г. поход на Туров. Смоленские, галицкие и другие князья создали могучее войско. Однако Туров выстоял. Войска великого князя киевского приступили к осаде длившейся 10 недель. Оборона Турова в 1157 г. явилась важным событием в истории Туровской земли. Благодаря исключительной стойкости жителей города и воинскому мастерству князя Юрия Ярославича, удалось отстоять независимость Туровского княжества. Следующий киевский князь также пытался подчинить своей власти Туров, но опять же безуспешно. Юрий Ярославич и его сыновья активно участвовали в междоусобных войнах, пытались расширить пределы своего княжества.

Социально-экономическое развитие. наблюдалось устойчивое развитие общественного строя и рост экономических отношений. Климат на белорусских землях был подходящим для развития сельского хозяйства. Крестьяне Беларуси выращивали такие культуры, как: рожь, пшеница, ячмень, овёс, просо, гречиха, горох, лён, коноплю. В садах росли плодовые деревья, на огородах выращивали огурцы, капусту, лук, чеснок, морковь, зелень. Животноводство, несмотря на то, что оно обеспечивало население ценными мясомолочными продуктами, не играло решающей роли в хоз-ве. Положительное влияние на развитие сельского хозяйства в то время оказывала сельская община. Населением потреблялось две трети всей сельскохозяйственной продукции. Оставшаяся часть поступала на обмен, что стимулировало развитие ремесла и торговли. В ремесле одним из самых распространенных была обработка железа и деревообработка. В 10-11 вв. значительно увеличилось разделение между городскими и сельскими ремесленниками. Ювелирное мастерство внесло большой вклад в развитие культуры бел. народа. Найденные в раскопках изделия из золота, серебра, бронзы, разных сплавов, кости, стекла свидетельствовали о высоком уровне мастерства ювелиров и о развитых торговых отношениях княжеств. В связи с развитием сельского хоз-ва, ремесла и торгово-денежных отношений обусловилась необходимость распространения письменности (христианство так же повлияло на это).

 

8. Внешняя опасность для белорусских земель в первой половине XIII в. Борьба с княжеской агрессией и монголо-татарской угрозой.

Внешняя опасность. В XII в. немецкие купцы, рыцари и священники высадились в устье Западной Двины. Здесь в 1201 г. они основали крепость Ригу (теперь столица Латвийской Республики). В их планах был захват территории языческих племен ливов, латгалов и эстов. Немецким рыцарям в осуществлении их планов помогала католическая церковь, т.к. походы на прибалтийские земли происходили под знаменем борьбы с язычеством. Их совместными усилиями в 1202 г. был создан военно-монашеский Орден меченосцев. Эти завоеватели приносили много страданий язычникам. Они считали, что их деятельность угодна Богу, что войны с язычниками они ведут ради Христовой веры. Завоевательские планы крестоносцев вплотную столкнулись с интересами Полоцка. Задолго до появления здесь немецких рыцарей племена ливов платили дань полоцким князьям, а во время военных действий поставляли вспомогательное войско. Здесь же, в нижнем течении Западной Двины, находились города-крепости Кукенойс и Герцике. Этими городами правили князья, зависимые от полоцкого князя. Появление здесь немецких рыцарей открыто угрожало Полоцку утратой подвластных ему земель. Летом 1203 г. полоцкий князь Владимир осадил две немецкие крепости — Икскюль и Гольм. Крестоносцы вынуждены были откупиться деньгами, но по-прежнему продолжали захваты. В 1206 г. князь Владимир с большим войском вновь спустился на кораблях по Двине, чтобы попытаться овладеть Гольмом. Осада продолжалась 10 дней, но крепость устояла. Между рижским епископом и полоцким князем был заключен «вечный» мир. Полоцкий князь вынужден был отказаться от территории Нижнего Подвинья и от дани с ее населения. Вследствие угрозы от крестоносцев Полоцк искал связи с Новгородской землей, над которой также нависла опасность со стороны шведов. Решающая битва со шведскими рыцарями произошла на реке Неве в 1240 г. В этой битве своей исключительной отвагой отличился Яков Полочанин, находившийся на службе при княжеском дворе.

Монголо-татарская угроза. Во время борьбы Полоцкого княжества и Новгородской земли с крестоносцами в восточнославянские земли ворвались не менее опасные завоеватели — монголы. Основатель Монгольской империи — Чингисхан — завещал своим потомкам завоевать весь мир. Монголо-татары сумели захватить Китай, Среднюю Азию, Закавказье и большую часть русских земель. Внук Чингисхана Ватый после кровопролитных битв захватил и разрушил города Рязань, Москву, Владимир на Клязьме, затем Чернигов и наконец в 1240 г. — Киев. Монголо-татары направились к Смоленску, однако потом обошли его. Как подтвердили археологические раскопки, завоеватели сожгли Гомель. Основная территория Беларуси, по счастливой случайности, не подверглась нашествию Батыя. Но угроза завоевания белорусских земель монголо-татарами не исчезла. Вернувшись из похода в Европу, хан Батый образовал на Нижней Волге одно из крупнейших государств средневековья — Золотую Орду и ордынцы продолжали походы на восточнославянские земли. Письменные источники содержат сведения о многочисленных походах ордынцев во второй половине XIII в. в белорусские, украинские и литовские земли. Главными целями ордынцев были захват людей в плен, продажа их в рабство и грабеж местного населения. Завоевать и подчинить себе белорусские земли ордынцам не удалось. В союзе с князьями западных земель Руси находились литовские князья, имевшие хорошо вооруженные военные силы. Белорусские земли и Литва сохранили свою независимость и не познали тяжкого ордынского ярма.

 

9. Языческие верования. Результаты и значение введения христианства на белорусских землях.

Языческие верования. На уровень культуры населения белорусских земель в дохристианский период большое влияние оказало язычество. Оно представляло собой комплекс первобытных взглядов и верований. Взгляды населения проявлялись через сказки, былины, мифы и предания. Они давали ответы на многочисленные вопросы: как люди научились выращивать хлеб, приручили животных, узнали о ремеслах, о происхождение природных явлений, зарождении новой жизни и т.д.. Всю жизнь человека в древности сопровождали обряды – специальные ритуальные действия, осуществляемые при рождении, свадьбе, смерти и не только. Люди верили в загробный мир, готовились к переходу в него. Мир наших предков повсеместно был населен богами. Первое место среди них занимал бог Род, потом Перун (бог молний), бог солнца Хорс (Мерило, Купало), Лада(любовь), Жижель (огонь, ремесло), Переплут (бог веселья, обмана, шутки).Чаще всего боги представлялись в форме человекообразных идолов. Идолы бывали: родовые, племенные, личные. Идолов ставили в святилищах (назывались капищами), которые находились как правило на высоких холмах, окруженных валами, посреди которых горел ритуальный огонь. Верили также в добрых и злых духов. Во главе злых - черт (бес), упырь, водяной, волколак (оборотень), баба яга. Добрые – лесовик, русалки, духи олицетворяющие явления природы (Житель).

Результаты и значение введения христианства на белорусских землях. Крещение Руси соответствовало интересам господствующего класса и укрепление княжеской власти. Принятие христианства явилось прогрессивным явлением для Беларуси. Новая религия содействовала объединению наших земель, укреплению государственности, способствовала расширению письменности, каменной архитектуры, храмов и монастырей, книг, иконописей и тд. Монастыри стали первыми культурными центрами, в которых были собраны библиотеки, основаны школы, писались летописи и книги. Именно из деятелей церкви в это период вышли наши первые образованные люди. Принятие христианства имело также и отрицательные черты, которые выразились прежде всего в полном вычеркивании языческого прошлого славян (жестокая борьба против языческих обычаев, обрядов, уничтожение языческой культуры и тд).

Даты:

Около 988 г. - крещение Руси киевским князем Владимиром.

992г - дата основания Полоцкой епархии.

 

10. Культура белорусских земель в 9-13вв. Архитектура. Искусство. Письменность. Памятники письменности. Религиозно-просветительские деятели Ефросиня Полоцкая и Кирилл Туровский.

Архитектура. Искусство. Ярким свидетельством высокого уровня развития культуры Беларуси в 9 — 13 вв. являются памятники архитектуры, кото­рые строились вначале из дерева, а после принятия христиан­ства — из камня и кирпича. Наиболее древним каменно-кирпичным сооружением является Софийский собор в Полоцке, возведенный в середине 11 в.. В XII в. были пост­роены Полоцкая Спасо-Преображенская церковь (1-й памятник храм в котором Византийские традиции были переработаны в национальном духе), Бельчицкий монастырь, Витебская Благовещенская церковь, Борисо-Глебская церковь и др. Здания церквей в древности использовались не только для религиозных целей. Там проводились собрания горожан, на кото­рых обсуждались наиболее важные дела, возведение князей на правление. Высокого уровня достигло изобразительное искусство – фреска, мозаика, которыми украшались здания церквей, монастырей. Так же для украшения использовалась плитка и тесаный камень в форме различных геометр. фигур. Таким образом в 9-13вв. на бел. землях сформировались архитектурные школы, которые опирались на опыт киевской, византийской школ и на местные традиции. В этот период были заложены основы градостроительства и оборонительного зодчества. Декоративно-прикладное искусство развивалось под влиянием Византии, однако ремесленники вносили в него и местные черты. Новые социально-экономические отношения, рост торговли и городов способствовали развитию декоративно-прикладного искусства В 12-13 вв. на наших землях насчитывалось около 60 видов ремесел. Изделия из дерева, кости, металла украшались резьбой, инкрустацией в виде различных орнаментов (геометрические фигуры, фантастические звери и птицы). О высоком художественном мастерстве говорят следующие предметы: каменные иконки, украшенные тончайшей резьбой, шахматные фигурки из кости и камня, найденные в Гродно, Волковыске, Лукомле. «Кузнецы по злату и серебру» создавали золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой. Дошли до нас серебряные с позолотой колты, украшенные перегородчатой эмалью, височное кольцо, золотой браслет с головками змей. Шедевром древнего бел. прикладного искусства является крест, выполненный по заказу Ефрасини Полоцкой ювелиром Лазарем Богшей в 1161 г. Крест, длиной 51 см, шестиконечный, деревянный, обложен золотыми и серебряными пластинами, украшен перегородчатыми цветными эмалями с изображениями святых, драгоценными камнями и жемчугом. В 12-13 вв. у нас появились иллюстрированные рукописи. Самая известная – Радзивиловская летопись (около 600 рисунков), Оршанское и Лавришеское евангелие. Жизнь наших предков была тесно связана с музыкой, песнями и танцами. Профессионалы, для которых искусство – средство существования, являлись скоморохи (жонглеры, актеры). Они участвовали в княжеских застольях, военных походах и др. Среди муз. инструментов, на кот. играли, были трубы, дудки, гусли, рожки.

Письменность. Памятники письменности. Письменность у наших предков существовала еще до распространения кириллицы. Эта система записи представляла собой примитивное письмо («черты и резы»). Такое письмо применялось для обозначения календарных знаков, Знаков собственности и оно не было приспособлено для записи сложных текстов, поэтому наши предки начали писать греческими буквами, не приспособив их к особенностям славянской фонетики. Важную роль в развитии письменности, образовании всей культуры сыграли в это время монастыри, храмы, монахи и светские деятели. При монастырях и княжеских дворах открывались школы, где дети обучались чтению, письму, основам математики. Свидетельством высокой культуры восточных славян являлись летописи («Повесть временных лет», «Киевская летопись», «Галицко-волынская летопись»). Большое значение принадлежит летописи «Слово о полку Игореве» (1185), в котором рассказывается о походе Новгород - северского князя Игоря на половцев. Развивалось в это время и устное народное тв-во. Существовала также и переводная литература: «Библия», «Евангелие», «Жития святых», повесть про А. Македонского «Александрия». О том, что на белорусских землях существовало много книг говорит тот факт, что в Софийском соборе в Полоцке была большая библиотека, судьба которой неизвестна.

Ефросиня Полоцкая.(1104 – 1167). была дочкой князя св. Георгия, внучкой Всеслава Чародея. Не захотев выйти замуж за неизвестного богатого князя, против воли отца ушла в монастырь. Она организовывала мастерские по переписи книг, открыла иконописную мастерскую, 2 школы. На свои средства Е. Полоцкая основала женский монастырь – «Монастырь св. Спаса» и мужской – «св. Богородицы», 2 церкви, которые стали центром духовности. Особенно известна Спаса – Преображенская церковь. В конце жизни совершила паломничество в Иерусалим, где умерла в 1167 г. Е. П. Первая женщина на Руси, которую церковь канонизовала в святые (заступничество перед Богом). В 1910 г ее мощи были перевезены в Полоцк, где и находятся в Спасо – Преображенской церкви.

Кирилл Туровский. (1130 – 1188). Известный церковно-политический деятель той эпохи, родился в Турове в семье богатых горожан. Получил хорошее образование, постригся в монахи. Праведная жизнь, образованность, умение красиво говорить сделали его проповеди популярным среди простого народа. По настоянию жителей К. Туровский стал епископом. Прославился высоко – художественными проповедями и вошел в историю как златоуст. Из его наследия сохранилось 3 проповеди- притчи, 8 проповедей, 21 молитва. В своих проповедях К. Туровский призывал к знаниям, критиковал обман и зло. Его молитвы были сориентированы на простых прихожан. О нем рассказала летопись «Память святого отца нашего Кирилла епископа Туровского».

 

11. Социально-экономические и политические предпосылки образования Великого Княжества Литовского. Новгородское княжество. Миндовг. Борьба с крестоносцами.

 

Социально-экономические и политические предпосылки образования Великого Княжества Литовского. 1) Социально-экономические причины. связанные с географическим положением белорусских земель и необходимостью преодолеть внешнюю опасность со стороны немецких рыцарей-крестоносцев с запада и монголо-татар с юго-востока. 2) Внутриполитические причины. для которых характерно преодоление феодальной раздробленности земель, входивших в состав бывшей Киевской Руси

3) Внешнеполитические причины связанные с географическим положением белорусских земель и необходимостью преодолеть внешнюю опасность со стороны немецких рыцарей-крестоносцев с запада и монголо-татар с юго-востока.

Новгородское княжество. Для него характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и экономический вес новгородского боярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промышленной деятельности. Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления. Новгородское боярство организовывало торгово-промышленные предприятия, торговлю с западными соседями (городами Ганзейского торгового союза) и с русскими княжествами. По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде сложился своеобразный республиканский (феодальный) строй. Развитие ремесел и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях (что объяснялось выходом к морям гос). Основой гос. строя которого стал довольно широкий средний класс новгородского общества: житьи люди (класс между боярством и средним купечеством), занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с “заграницей” (“гостями”). Городское население делилось на патрициат (“старейших”) и “черных людей”. Гос. упр-ние Новгородом осуществлялось через систему вечевых органов: существовало общегородское вече, а отдельные части города (стороны, концы, улицы) со







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.