Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Истина: понятие и основные концепции. Критерии истинности. Истина, заблуждение, ложь.





Истина: понятие и основные концепции. Критерии истинности. Истина, заблуждение, ложь.

ИСТИНА – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый субъект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

ЛОЖЬ – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

Отправной точкой гносеологии, как свидетельствует история философии, был и остается вопрос “Что такое истина?”.

Цель познания - достижение Истины. Но познание сложный противоречивый процесс, не свободный от заблуждений и ошибок.

Что такое истина и что такое заблуждение?

Истина - адекватное и идентичное отражение объекта субъектом;

Заблуждение - неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания.

В процессе познания участвуют:

Познающий субъект - человек, существо, наделённое разумом, определёнными знаниями.

Объект познания - окружающий мир (бытие во всем его многообразии), именно та часть окружающего мира на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Поэтому в истине момент содержаться и объективное и субъективное.

Объективность знания (объективная истина) - это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания, (например: Земля - планета Солнечной системы).

Вместе с тем по форме, по способу существования истина субъективна (объём знаний субъекта, правильность оценки и др.). Таким образом, объективное и субъективное содержится в истине и представляется их единством.

Так как знания непрерывно изменяются, развиваются абсолютных истин нет. Любая истина относительна (но это не совсем так - дата рождения человека - истина абсолютная, какого либо события.)

Относительная истина, это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания (так развивалась, например знание о материи - атом не делим, оказался сложной структурой).

Абсолютная истина - это знание тождественное своему объекту и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего познания, (гравитационная постоянная, годы знаменательных событий, даты рождения и другие),

Критерий истины - Декарт, Спиноза, Лейбниц видели критерий истины в ясности и отчетливости разума (но это относительное понятие), в выведении знаний из очевидных всеобщих положений.

Гегель вывел критерий истины за пределы познания в сферу практической деятельности.

В диалекте под практикой понимается - целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем.

Общественная практика является решающим и всеобщим критерием истины.

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как “справедливость”, “добро”, “смысл жизни”. От того, как понимается истина, как решается вопрос о возможности ее достижения, часто зависит и жизненная позиция личности, понимание ею своего назначения.

Хотя определений понятий “истина” имеется множество, в классической концепции истина определяется как соответствие мыслей – действительности. Современная трактовка истины содержит следующие моменты. Во-первых, понятие “действительность” понимается прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая из материальных систем и объектов в неразрывном единстве их сущности и явления. Во-вторых, в “действительность” входит также и субъективная действительность, которая познается, отражается в истине в качестве духовной реальности. В-третьих, познание и его результат – истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной целенаправленной деятельностью человека, с практикой – непосредственно или опосредованно. В-четвертых, истина есть процесс. Такой подход отделяет диалектическое, адекватное действительности понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.

Далее необходимо отметить следующие аспекты учения об истине: ее объективность, конкретность, соотношение относительной и абсолютной форм истины, а также понимание истины как процесса.

Объективная истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом. Это – такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. Конкретность истины - это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Это – богатство определений, отражающих связи и отношения действительности. Под абсолютной истиной понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету в наимаксимальном объеме и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

По отношению к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это полное, исчерпывающее в определенном отношении (на данном историческом этапе или целостной истории человечества) знание о предмете. Относительная же истина - это неполное, уточняющееся со временем знание о том же самом предмете. Диалектика состоит в том, что абсолютная истина складывается из развивающихся относительных истин и потому сама изменяется.

Свойство объективной истины быть процессом проявляется двояко: во-первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты и глубины отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре и содержании концепций, теорий, научных гипотез.

В понимании истины очень важна проблема критерия истины. При решении вопроса об истинности или неистинности теории недопустима изоляция от практики во всем ее объеме: и как индивидуальный жизненный опыт, и как единство общественного производства, социально-политической деятельности, научного эксперимента. Практика - это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материального и духовного мира. Основные гносеологические функции практики заключаются в следующем: практика есть а) основа познания, б) его движущая сила, в) критерий истины и г) цель познания. Диалектика практики как критерия истины состоит в том, что у критерия есть абсолютная и относительная стороны. Его абсолютность в том, что практика в целостном, всемирно-историческом масштабе обладает огромной доказательной силой в раскрытии истины и в обретении ею достоинства верного и правдивого отражения действительности. Относительность практики как критерия истины состоит в том, что практика ограничена данной ситуацией, историческими условиями и реальными возможностями общественного человека, что она сама совершенствуется, развивает свои потенции, средства, ресурсы, и потому может она подтвердить истинность научного положения, теории, управленческого решения лишь в относительной мере.

Истина: понятие и основные концепции. Критерии истинности. Истина, заблуждение, ложь.

ИСТИНА – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый субъект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

ЛОЖЬ – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

Отправной точкой гносеологии, как свидетельствует история философии, был и остается вопрос “Что такое истина?”.

Цель познания - достижение Истины. Но познание сложный противоречивый процесс, не свободный от заблуждений и ошибок.

Что такое истина и что такое заблуждение?

Истина - адекватное и идентичное отражение объекта субъектом;

Заблуждение - неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания.

В процессе познания участвуют:

Познающий субъект - человек, существо, наделённое разумом, определёнными знаниями.

Объект познания - окружающий мир (бытие во всем его многообразии), именно та часть окружающего мира на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Поэтому в истине момент содержаться и объективное и субъективное.

Объективность знания (объективная истина) - это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания, (например: Земля - планета Солнечной системы).

Вместе с тем по форме, по способу существования истина субъективна (объём знаний субъекта, правильность оценки и др.). Таким образом, объективное и субъективное содержится в истине и представляется их единством.

Так как знания непрерывно изменяются, развиваются абсолютных истин нет. Любая истина относительна (но это не совсем так - дата рождения человека - истина абсолютная, какого либо события.)

Относительная истина, это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания (так развивалась, например знание о материи - атом не делим, оказался сложной структурой).

Абсолютная истина - это знание тождественное своему объекту и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего познания, (гравитационная постоянная, годы знаменательных событий, даты рождения и другие),

Критерий истины - Декарт, Спиноза, Лейбниц видели критерий истины в ясности и отчетливости разума (но это относительное понятие), в выведении знаний из очевидных всеобщих положений.

Гегель вывел критерий истины за пределы познания в сферу практической деятельности.

В диалекте под практикой понимается - целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем.

Общественная практика является решающим и всеобщим критерием истины.

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как “справедливость”, “добро”, “смысл жизни”. От того, как понимается истина, как решается вопрос о возможности ее достижения, часто зависит и жизненная позиция личности, понимание ею своего назначения.

Хотя определений понятий “истина” имеется множество, в классической концепции истина определяется как соответствие мыслей – действительности. Современная трактовка истины содержит следующие моменты. Во-первых, понятие “действительность” понимается прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая из материальных систем и объектов в неразрывном единстве их сущности и явления. Во-вторых, в “действительность” входит также и субъективная действительность, которая познается, отражается в истине в качестве духовной реальности. В-третьих, познание и его результат – истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной целенаправленной деятельностью человека, с практикой – непосредственно или опосредованно. В-четвертых, истина есть процесс. Такой подход отделяет диалектическое, адекватное действительности понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.

Далее необходимо отметить следующие аспекты учения об истине: ее объективность, конкретность, соотношение относительной и абсолютной форм истины, а также понимание истины как процесса.

Объективная истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом. Это – такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. Конкретность истины - это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Это – богатство определений, отражающих связи и отношения действительности. Под абсолютной истиной понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету в наимаксимальном объеме и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

По отношению к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это полное, исчерпывающее в определенном отношении (на данном историческом этапе или целостной истории человечества) знание о предмете. Относительная же истина - это неполное, уточняющееся со временем знание о том же самом предмете. Диалектика состоит в том, что абсолютная истина складывается из развивающихся относительных истин и потому сама изменяется.

Свойство объективной истины быть процессом проявляется двояко: во-первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты и глубины отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре и содержании концепций, теорий, научных гипотез.

В понимании истины очень важна проблема критерия истины. При решении вопроса об истинности или неистинности теории недопустима изоляция от практики во всем ее объеме: и как индивидуальный жизненный опыт, и как единство общественного производства, социально-политической деятельности, научного эксперимента. Практика - это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материального и духовного мира. Основные гносеологические функции практики заключаются в следующем: практика есть а) основа познания, б) его движущая сила, в) критерий истины и г) цель познания. Диалектика практики как критерия истины состоит в том, что у критерия есть абсолютная и относительная стороны. Его абсолютность в том, что практика в целостном, всемирно-историческом масштабе обладает огромной доказательной силой в раскрытии истины и в обретении ею достоинства верного и правдивого отражения действительности. Относительность практики как критерия истины состоит в том, что практика ограничена данной ситуацией, историческими условиями и реальными возможностями общественного человека, что она сама совершенствуется, развивает свои потенции, средства, ресурсы, и потому может она подтвердить истинность научного положения, теории, управленческого решения лишь в относительной мере.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.