Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и задачи правовой охраны Конституции





Содержание

Введение___________________________________________________1

1. Понятие и задачи правовой охраны Конституции ___________________________________________________1

2. Субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации_____________________________________________1

2.1 Значение института президентства в правовой охране Конституции РФ___________________________________________________1

2.2 Роль судебной системы в правовой охране Конституции РФ ___________________________________________________1

2.3 Прокурорский надзор как форма правовой охраны Конституции РФ_______________________________________1

2.4 Место Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе охраны Конституции Российской Федерации___________________________________________________1

2.5 Самоохрана Конституции___________________________________________________1

2.6 Конституционная ответственность как средство правовой охраны Конституции РФ___________________________________________________1

3. Вопросы правовой охраны конституции РФ на современном этапе развития России___________________________________________________1

Заключение___________________________________________________1

Список литературы ________________________________________________1

Введение

Становление Российской Федерации как демократического правового государства обусловливает потребность в формировании особого отношения всех государственных структур, механизмов и должностных лиц к обществу и праву, а также построения и действия стабильной оптимальной законодательной основы жизнедеятельности общества и государства. Все государственные решения должны основываться не на усмотрении, а на законе, в конечном счете - на Конституции РФ. Поэтому важнейшим условием решения данных задач является обеспечение верховенства Конституции в правовой системе РФ, а также ее четкое и неукоснительное соблюдение. Однако расширение законодательного массива и усложнение государственной деятельности в целом несет в себе потенциальную возможность роста числа внутригосударственных противоречий, в том числе связанных с нарушением Конституции РФ правовыми актами государства, его органов и должностных лиц.

Характеристика Российского государства как демократического и правового включает, прежде всего, конституционное ограничение пределов усмотрения государственных институтов, функционирование государственного механизма на основе принципов народовластия и разделения властей, а также введение в государственно-правовую систему институтов, нацеленных на разрешение, предотвращение указанных выше противоречий.

Особого внимания заслуживает вопрос об обеспечении верховенства и реальности Конституции в федеративном государстве, каким является Россия. Как известно, в нашем государстве наряду с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами действуют конституции (уставы), законы и иные правовые акты субъектов Федерации. Вполне естественно, что в таких условиях необходим механизм, который стоял бы на страже обеспечения единства правового пространства страны и гарантировал бы соблюдение установленной иерархии правовых актов, на вершине которой стоит Конституция Российской Федерации. Это основополагающее условие нормального функционирования правового федеративного государства.

Особая роль в обеспечении режима конституционной законности в Российской Федерации принадлежит правовой охране Конституции РФ. Именно эффективная охрана Конституции РФ может и должна обеспечить точное и последовательное проведение ее в жизнь, усиление ее роли как основного правового и политического документа страны, главного гаранта защиты прав и свобод граждан. Без нее, как показывает мировой опыт, невозможно создание правового государства, реальное обеспечение на практике принципов народовластия и разделения властей. Таким образом, тема данной работы является актуальной.

Понятие и задачи правовой охраны Конституции

Правовая охрана конституции рассматривается в широком и узком смысле. Первое - это охрана конституции всеми отраслями права. Второе - это специально-конституционные средства охраны (конституционный контроль и надзор, конституционная ответственность). Также в научной литературе под правовой охраной конституции понимается, например, осуществление фактической ее реализации в процессе государственно-правовых отношений. Но более обоснованно охрана Конституции рассматривается как одна из гарантийных функций в системе осуществления норм Конституции, вообще конституционно-правовых норм.

Таким образом, правовая охрана Конституции - комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. В более широком смысле под правовой охраной конституции понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном же значении правовая охрана конституции предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе. Субъектный состав охраны Конституции в разных странах различный. Чаще всего к нему относят главу государства, суды общей юрисдикции, верховный суд как высшую судебную инстанцию, органы конституционного контроля (судебного и внесудебного характера).

В конституционной практике РФ сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:

1) охрана Конституции Президентом РФ;

2) деятельность федерального Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля в РФ, осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции;

3) деятельность иных государственных органов, прежде всего органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека РФ по обеспечению режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;

4) Кроме того, правовая охрана Конституции осуществляется посредством: возложения Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы; предусмотренного Конституцией (ч. 4 ст. 3) запрета на присвоение кем бы то ни было власти в РФ; преследования федеральным законом захвата власти или присвоения властных полномочий; установления конституционного режима деятельности общественных объединений, запрещения создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное устранение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв государства; установления конституционных основ регулирования чрезвычайного и военного положения; предусмотренного Конституцией РФ права граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ и др.

Субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации

Самоохрана Конституции

Самостоятельное место занимает самоохрана конституции. Наша задача показать каков механизм конституционной самоохраны.

Гарантированность обеспечения верховенства конституции в первую очередь заложена в самой конституции. Конституция должна владеть необходимой и достаточной системой внутриконституционной самоохраны. Иначе говоря, любая система наделяется адекватной иммунной системой, которая призвана сохранить функциональную целостность именно данной системы.

Современная юридическая наука, опираясь на предшествующий научный багаж, развивает идеи о юридических свойствах Конституции РФ в различных направлениях. Например, Б.С. Эбзеев пишет, что независимо от выполняемых социальных, политических и иных функций, равно как и от занимаемого в системе Конституции места, - начиная от преамбулы и завершая заключительными статьями, - все конституционно-правовые нормы обладают регулирующим значением и носят действующий характер, что обусловлено двумя обстоятельствами: 1) действие Конституции Российской Федерации не находится в зависимости от ее нарушения; 2) ни конституционная доктрина, ни практика не знают никакого объективного критерия разграничения "основных" и "неосновных" разделов Конституции; будучи составными элементами, частями единой системы - Основного Закона, все они в равной мере являются основными.

Н.А. Михалева представляет достаточно интересную позицию, которая заключается в том, что основные черты и юридические свойства конституции отражают ее особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик конституции она отнесла: легитимность, итоговый характер предписаний, перспективность, преемственность, реальность, верховенство, стабильность. Однако, такой подход кажется слишком обобщенным. Полагаем, что только юридические свойства Конституции способны отразить ее особое место в системе права.

С точки зрения Ю.Л. Шульженко, свойства конституции, которые имеют универсальный и всеобъемлющий характер можно определить как верховенство и высшую нормативную юридическую силу основного закона - эти свойства характеризуют главенствующее, особое место и роль конституции во всех сферах общественной жизни. Однако ученый подчеркивает, что при этом следует иметь в виду два важных момента:

1) верховенство определяет, прежде всего, статус конституции в различных важнейших подсистемах общества, в отношении их основных структурных элементов. В особенности это касается политической системы государственного управления.

2) высшая нормативная, юридическая сила конституции характеризует позицию данного документа главным образом среди различного рода правовых актов, а также норм общественных объединений, традиций, обычаев, которые выполняют роль регуляторов функционирования, взаимосвязей, взаимоотношений различных общественных систем и их институтов. При таком широком подходе прямое действие Конституции РФ, и вовсе, не оказывается ее самостоятельным юридическим свойством.

Е.И. Колюшин к числу основных юридических свойств (черт) конституции относит: учредительный характер, верховенство в системе источников права, базовый характер, стабильность, итоговый характер (который означает, что конституция должна закреплять и регулировать существующие общественные отношения, то, что реально есть в обществе. Если же этого не происходит, то в конституции превалируют программные положения, т.е. указание на тенденции и цели развития), наличие программных положений. Некоторые положения Конституции РФ рассчитаны были с самого начала на перспективу, однако это не означает, что действующий Основной Закон не имеет итогового характера, который отразился в закреплении фундаментальных прав и свобод человека, принципов демократии, особенностях федеративного устройства России.

О.Е. Кутафин, полагает, что роль Конституции РФ как основного источника конституционного права определяется, прежде всего, тем, что в ней устанавливаются конституционно-правовые нормы, являющиеся основополагающими для всех других источников конституционного права, которые исходят из конституционности норм и обеспечивают их детализацию. Важной чертой, характеризующей Конституцию как основной источник конституционного права, является широта содержания ее норм: Конституция воздействует на все сферы жизни общества. Все ее нормы относятся к одной отрасли права - к конституционному праву. Это является важной особенностью Конституции как источника конституционного права. К тому же, конституционные предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. По нашему мнению, первичность конституционных норм делает ее источником всех отраслей права, а не только конституционного. Так как текущее законодательство создается во исполнение предписаний Конституции.

Ю.А. Тихомиров в своей работе "Коллизионное право", выделяет следующие основные черты конституции: она занимает ведущее место в правовой системе, в отраслях законодательства; обладает высшей юридической силой; выступает мощным правообразующим фактором, как в смысле прямого действия ее норм, так и благодаря нормативно-ориентирующему воздействию на процесс законотворчества; служит главным нормативно-правовым критерием толкования и применения всех юридических актов, совершения юридических действий.

По мнению В.В. Невинского: "юридические свойства составляют формальную основу социально-политической сущности конституции, раскрывают природу конституции как основного закона общества и государства, определяют ориентиры развития системы права. Обновление доктрины конституционализма, ролевого назначения и содержания пятой российской Конституции сопровождалось наполнением новым смыслом ранее выделяемых свойств (верховенство, высшая юридическая сила, учредительный и базовый характер, стабильность) и обоснованием дополнительно признанных свойств (прямое действие норм Конституции и специализированная охрана Конституции Конституционным Судом РФ)".

Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин выделяют юридические, политические и идеологические "основные черты" или "свойства" конституции. К первым они относят: характер конституции как основного закона, ее высшую юридическую силу, усложненный порядок принятия и изменения, а также связанную с ними стабильность. Однако они отмечают, что у этих характеристик есть исключения. В мусульманских странах над конституциями стоит Коран (законы, противоречащие ему, не действуют независимо от того, соответствуют они конституции или нет), в Великобритании все законы парламента независимо от того, считаются они законами или нет, входящими в понятие конституции, равны по своей юридической силе, порядку принятия и изменения.

С.А. Авакьян, характеризуя конституцию как нормативный акт - закон, обращает внимание на некоторые особенности ее норм:

1) все нормы конституций - правовые, т.е. они имеют все черты, характерные вообще для норм права, - содержат правила поведения субъектов права, общеобязательны, рассчитаны на многократное применение и т.д.

2) большинству норм конституции свойственна высокая степень обобщенности, чаще всего это основополагающее регулирование.

3) Конституция имеет прямое действие.

4) для остального законодательства все нормы конституции рассматриваются как имеющие более высокую юридическую силу.

С точки зрения Е.И. Козловой конституцию от других правовых актов отличают следующие черты: особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается; учредительный, первичный характер конституционных установлений; всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет. И, кроме выше изложенного, особые юридические свойства, которые выражаются "в верховенстве конституции; ее высшей юридической силе; в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права; в особой охране конституции; в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок". Н.В. Витрук придерживается иной позиции: два последних "свойства" являются отличительными чертами Конституции, признаками в сравнении с иными нормативными актами, а не ее правовыми свойствами. По его мнению, правовые свойства конституции устанавливаются ее собственными нормами (установлениями). К ним он относит верховенство и высшую юридическую силу. Однако, исходя из его концепции, странным кажется "упущение" прямого действия Конституции, закрепленного в ней (ч.1 ст.15).

Таким образом, Конституция Российской Федерации - это Основной Закон государства и общества, закрепляющий основополагающие общественные отношения, основы правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, организацию государственной власти и местного самоуправлении; Конституция - это ведущий элемент действующего права Российской Федерации. Вместе с тем, Конституция Российской Федерации это и политико-юридический акт, закрепивший определенные ценности государства и общества, имеющий программный характер.

Юридические свойства Конституции - это ее сущностные характеристики как Основного Закона. К ним относятся: нормативность всех предписаний, высшая юридическая сила, верховенство, прямое действие, стабильность и самодостаточность.

Вопросы правовой охраны конституции РФ на современном этапе развития России

Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти. Всё сказанное характерно и для Конституции России. Поэтому можно говорить, что Конституция России - это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Реальность конституции во многом зависит от политической, экономической и социальной стабильности, упрощения режима законности и правопорядка. Реальность как одна из основных черт конституции имеет несколько аспектов: 1) соответствие конституционных предписаний характеру общественных отношений, сложившихся в данный исторический период; 2) учет конкретных исторических, политических, этнографических и иных особенностей страны; 3) выбор приемов и средств воздействия, адекватных характеру регулируемых общественных отношений; 4) предвидение социальных последствий действий тех или иных конституционных установлений; 5) гарантированность конституции. Исполнимость конституционных предписаний, высокая степень эффективности их действия во многом зависят от повседневной деятельности органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, милиции. Реальность конституции предполагает правовые и организационные гарантии народовластия, действенность механизма обеспечения их реализации, высокую политическую сознательность, социальную активность и правовую культуру граждан.

Конституция гарантирована государством. Важнейшим условием реальности конституции являются стабильный конституционный строй, развивающаяся экономика, авторитет институтов власти, режим законности и правопорядка, прямое действие конституционных норм. Граждане могут обратиться в судебные органы для защиты своих прав, непосредственно ссылаясь на конкретные статьи конституции.

Считается, что Конституция 1993 года приближена к действительности ближе, чем предшествующие ей. Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, т.е. незыблемость конституционных предписаний. Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.

Гарантией стабильности российской Конституции служит особый порядок её принятия, изменения и дополнения. Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменение или принятия новой Конституции. Это Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы (ст.134 Конституции).

Однако вопрос, стоит ли менять действующую Конституцию страны, уже в течение длительного времени относится к числу тех, по которым российская властная элита не может прийти к какому-то однозначному решению. Причина, в общем-то, понятна. В Конституции, написанной "под Ельцина" и к тому же подготовленной в экстремальных условиях после кровавого разгона Верховного совета, в сегодняшней ситуации многое и многих не устраивает. Но есть и серьезный ограничитель для всех этих реформаторских поползновений.

Действующая Конституция является одним из последних правовых барьеров, позволяющих президентской власти удерживать балансы сил в верхах. Устрани его - и последствия будет трудно предугадать. Об этом говорил в своем послании Президент РФ Федеральному Собранию 05 ноября 2008 года. По сути дела, можно сказать, что свое первое послание Президент Медведев посвятил проблеме реализации нашей Конституции.

Послание содержит в себе определенный анализ факторов реализации Конституции - как внешних (геополитическое положение страны, применение международного права, глобализация), так и внутренних (политическая система и политический режим, традиции, политико-правовая культура общества, проблема пренебрежения к праву, роль коррупционной составляющей, самоуправление и др.). Впервые этот вопрос раскрыт не в научном ключе, а в плоскости задач практической эффективной политики.

Послание заставляет посмотреть на соотношение конституционной реформы и конституционной стабильности.

Базовые положения должны на многие годы оставаться незыблемыми: Речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. Потрясения государственных основ 1990-1993 годов вызваны были не конституционной реформой, а революционизмом и политикой ультиматумов, практикой права силы и нарушения норм общежития, неготовностью к социальному компромиссу.

Нынешняя власть есть результат реформ. От опасения "реформ" возникает чуть ли не установка, что дебатов на тему Конституции быть не должно. Однако, Румянцев О.Г. считает, что дебаты как раз должны быть т.к. сегодня уже никто не подвергает сомнению действующую Конституцию как документ, созданный на долгий срок. В декабре 1993 года возникали вопросы и по перекосам властной модели, и по тому - каким образом она была утверждена. Но общество смертельно устало от борьбы, и Конституция Российской Федерации была воспринята как основа неизбежного восстановления стабильности и модернизации. Даже оппозиция посчитала, что недостатки Конституции - меньшее зло, нежели отсутствие Основного Закона. Сегодня речь идёт о том, чтобы понять - как можно убрать препоны и рогатки на пути реализации той Конституции, которая имеется.

Предложенная Президентом Медведевым конституционная реформа нацелена на реализацию потенциала Конституции, и она должна стать предметом обсуждения. Было бы ошибкой, ссылаясь на финансовый кризис, внешние вызовы, необходимость модернизации, свернуть обсуждение, к которому ответственная часть общества готова.

В этой связи хочется рассмотреть предложенные "уточняющие поправки", которые "дают дополнительный ресурс для стабильного функционирования институтов власти".

В послании мы услышали о реабилитации ключевой для конституционной реформы 1990-1993 годов идеи парламентского контроля за деятельностью Правительства например, заслушивание ежегодного отчета Правительства, согласие парламента на назначение не только Премьера, но и членов "малого кабинета", каким сегодня является Президиум Правительства, а также постановка вопроса об их отставке, осуществление парламентского контроля за расходованием средств государственной казны. В эпоху финансового кризиса мы видим ровно обратное - делегирование Госдумой Правительству своего единственного серьезного конституционного полномочия - контроля за расходованием бюджета и управления бюджетным процессом (пусть, как заверяют, это мера временного характера). Но то, что Правительству вменяется отчитываться по поставленным парламентом вопросам - небольшой, но шаг вперед в развитии сложившейся формы правления.

Что касается главной из поправок: идее увеличить сроки конституционных полномочий Президента и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно, то здесь мнения разделились. Одни считаются, что нет ничего страшного в корректировке положений Конституции, касающихся политической системы РФ. Стабильным в Конституции должен быть правовой режим граждан, защита прав и свобод, фундаментальные основы строя, права собственности, суд - эти вещи не должны подвергаться коррективам. Устройство же политической системы при всей важности все-таки носит вторичный характер. Другие считают, что оставался один нормальный механизм - выборы; он должен быть регулярно, как часы, задействован раз в 4 года. Увеличивая срок в полтора раза, мы сокращаем частоту задействования этого механизма и соответствующего тренинга гражданской ответственности народа ровно в полтора раза. Это многовато для демократического правового государства.

Но, несмотря на вносимые в конституцию корректировки, Конституция по-прежнему является фундаментом системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник.


Заключение

Объект исследования данной работы это правовые инструменты охраны Конституции РФ.

В заключение хотелось бы отметить, что система охраны Конституции РФ еще находится в стадии становления и далека от идеала. Но, несмотря на это, возникновение такой системы свидетельствует о повышении роли Конституции в нашем государстве, что само по себе важно, поскольку именно Конституция, принятая всенародным голосованием, должна ограничивать граждан РФ от произвола государственных органов, обеспечивать достойное существование всем гражданам России и не допустить возврата к тоталитаризму.

 

Содержание

Введение___________________________________________________1

1. Понятие и задачи правовой охраны Конституции ___________________________________________________1

2. Субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации_____________________________________________1

2.1 Значение института президентства в правовой охране Конституции РФ___________________________________________________1

2.2 Роль судебной системы в правовой охране Конституции РФ ___________________________________________________1

2.3 Прокурорский надзор как форма правовой охраны Конституции РФ_______________________________________1

2.4 Место Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе охраны Конституции Российской Федерации___________________________________________________1

2.5 Самоохрана Конституции___________________________________________________1

2.6 Конституционная ответственность как средство правовой охраны Конституции РФ___________________________________________________1

3. Вопросы правовой охраны конституции РФ на современном этапе развития России___________________________________________________1

Заключение___________________________________________________1

Список литературы ________________________________________________1

Введение

Становление Российской Федерации как демократического правового государства обусловливает потребность в формировании особого отношения всех государственных структур, механизмов и должностных лиц к обществу и праву, а также построения и действия стабильной оптимальной законодательной основы жизнедеятельности общества и государства. Все государственные решения должны основываться не на усмотрении, а на законе, в конечном счете - на Конституции РФ. Поэтому важнейшим условием решения данных задач является обеспечение верховенства Конституции в правовой системе РФ, а также ее четкое и неукоснительное соблюдение. Однако расширение законодательного массива и усложнение государственной деятельности в целом несет в себе потенциальную возможность роста числа внутригосударственных противоречий, в том числе связанных с нарушением Конституции РФ правовыми актами государства, его органов и должностных лиц.

Характеристика Российского государства как демократического и правового включает, прежде всего, конституционное ограничение пределов усмотрения государственных институтов, функционирование государственного механизма на основе принципов народовластия и разделения властей, а также введение в государственно-правовую систему институтов, нацеленных на разрешение, предотвращение указанных выше противоречий.

Особого внимания заслуживает вопрос об обеспечении верховенства и реальности Конституции в федеративном государстве, каким является Россия. Как известно, в нашем государстве наряду с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами действуют конституции (уставы), законы и иные правовые акты субъектов Федерации. Вполне естественно, что в таких условиях необходим механизм, который стоял бы на страже обеспечения единства правового пространства страны и гарантировал бы соблюдение установленной иерархии правовых актов, на вершине которой стоит Конституция Российской Федерации. Это основополагающее условие нормального функционирования правового федеративного государства.

Особая роль в обеспечении режима конституционной законности в Российской Федерации принадлежит правовой охране Конституции РФ. Именно эффективная охрана Конституции РФ может и должна обеспечить точное и последовательное проведение ее в жизнь, усиление ее роли как основного правового и политического документа страны, главного гаранта защиты прав и свобод граждан. Без нее, как показывает мировой опыт, невозможно создание правового государства, реальное обеспечение на практике принципов народовластия и разделения властей. Таким образом, тема данной работы является актуальной.

Понятие и задачи правовой охраны Конституции

Правовая охрана конституции рассматривается в широком и узком смысле. Первое - это охрана конституции всеми отраслями права. Второе - это специально-конституционные средства охраны (конституционный контроль и надзор, конституционная ответственность). Также в научной литературе под правовой охраной конституции понимается, например, осуществление фактической ее реализации в процессе государственно-правовых отношений. Но более обоснованно охрана Конституции рассматривается как одна из гарантийных функций в системе осуществления норм Конституции, вообще конституционно-правовых норм.

Таким образом, правовая охрана Конституции - комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. В более широком смысле под правовой охраной конституции понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном же значении правовая охрана конституции предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе. Субъектный состав охраны Конституции в разных странах различный. Чаще всего к нему относят главу государства, суды общей юрисдикции, верховный суд как высшую судебную инстанцию, органы конституционного контроля (судебного и внесудебного характера).

В конституционной практике РФ сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:

1) охрана Конституции Президентом РФ;

2) деятельность федерального Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля в РФ, осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции;

3) деятельность иных государственных органов, прежде всего органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека РФ по обеспечению режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;

4) Кроме того, правовая охрана Конституции осуществляется посредством: возложения Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы; предусмотренного Конституцией (ч. 4 ст. 3) запрета на присвоение кем бы то ни было власти в РФ; преследования федеральным законом захвата власти или присвоения властных полномочий; установления конституционного режима деятельности общественных объединений, запрещения создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное устранение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв государства; установления конституционных основ регулирования чрезвычайного и военного положения; предусмотренного Конституцией РФ права граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ и др.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.