Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Специфика отдельных эмоций: печаль, страх, гнев.





Печаль: Печаль - отрицательно окрашенная эмоция, сотояние душевной горечи, возникающее как реакция на неудовлетворенность чем-либо. Печаль вызывается разлукой, психологической изоляцией (так называемым чувством одиночества) и неудачей в достижении цели, разочарованием, т. е. несбывшейся надеждой. Последняя означает не что иное, как утрату мечты. Таким образом, главной и универсальной причиной печали является утрата чего-то значимого для человека: непосредственного психологического контакта с дорогим человеком или с другими людьми (ощущение одиночества), утрата перспективы в достижении желаемой цели. Как отмечает К. Изард, «печаль, замедляя общий темп жизни человека, дает ему возможность "оглянуться назад". Замедление психических и соматических процессов, которыми сопровождается эмоция печали, позволяет по-новому взглянуть на мир, увидеть его иначе. Эта новая перспектива может усугубить печаль, но она же может освежить взгляд на вещи, позволит понять то, о чем человек прежде не задумывался. При печали происходят сдвиги, обратные тем, которые наблюдаются при радости: торможение моторики, сужение кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди. Стараясь облегчить это состояние, он начинает делать продолжительные и глубокие вздохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения медленные, руки и голова опущены. Его голос слабый, а речь замедленная, растянутая. Печаль может сопровождаться плачем или рыданиями. У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, уголки рта опущены. Характерно при этом, что отчетливо мимика печали может выражаться всего несколько секунд, а ее переживание может длиться очень долго. Правда, при этом кое-какие мимические признаки все же остаются: лицо выглядит поблекшим, лишенным мышечного тонуса, глаза кажутся тусклыми. Характерным для переживания печали является ощущение тяжести во всем теле. Воспринимая окружающий мир, человек видит вокруг себя только мрак и пустоту, жизнь кажется ему серой и унылой. При сильной печали у человека появляются болезненные ощущения в груди. Печаль замедляет не только физическую, но и умственную активность человека. Эмоция печали лежит в основе такого психического расстройства, как депрессия.

Функции печали

Итак, ни одну из эмоций нельзя считать исключительно позитивной или исключительно негативной, хорошей или плохой, полезной или вредной.

Коммуникативная ф-я: она сообщает самому человеку и окружающим его людям о дисгармонии. Выражая печаль, человек дает понять, что ему плохо, что он нуждается в помощи.

Мотивационная функция. Печаль, вызванная разочарованием или неудачей, обычно побуждает к решению проблемы.

Печаль также играет важную роль в формировании и развитии механизмов эм-патии. Плач ребенка вызывает у матери чувство сострадания, побуждает ее обратить внимание на ребенка, успокоить его. Если человек вспоминает о печальном событии, произошедшим с ним, то он испытывает жалость к себе, однако если это событие произошло с его другом или любимым человеком, то его внимание сосредоточено на несчастьях другого, и в этом случае он скорее всего испытает жалость и сострадание, будет стремиться помочь ближнему.

По мере научения человека, приобретения им эмоционального опыта, любая из переживаемых им эмоций может вступить в устойчивую взаимосвязь с другой эмоцией. Так, например, печаль вызывает у ребенка слезы, но само желание заплакать, в свою очередь, может порождать у него чувство вины.

Связь между печалью и страхом

Поскольку эмоция страха изнуряет человека, ослабляет его психическую активность, интеракцию <печаль-страх> можно считать важным фактором адаптации.

Интеракция <печаль-страх> может также лежать в основе трусости, неспособности терпеть боль. Зачастую боль активирует эмоцию печали. При наличии сильной, устойчивой связи

 

Принято считать, что при смущении человек отворачивает голову, прячет или опускает глаза, в некоторых случаях краснеет, при стыде к тому же опускает голову и как бы весь сжимается в маленький комок.

Основные составляющие переживания при смущении — это переживание беззащитности и беспомощности, открытости и уязвимости, при стыде к этим составляющим добавляется чувство униженности.

Часто переживаемое чувство смущения указывает на нарушение личностного роста, когда формируется неврастеническая личность, обладающая следующими эмоциональными характеристиками: «робкий», «застенчивый», «стеснительный».

Эти же эмоциональные характеристики можно наблюдать у любого пациента с проявлениями личностной регрессии — при деменции (чаще всего сосудистой этиологии), при шизофреническом дефекте по астеническому типу, при посттравматическом стрессовом расстройстве.

тот, кого презирают, ставится ниже. Презирающий сознаёт своё превосходство над ним в нравственном, культурном или физическом отношении;

отсутствие уважения или крайнее неуважение (в зависимости от силы презрения): того, кого презирают, считают недостойным внимания, считается, что у него нет никакой ценности, важности, значения;

стремление отгородиться от объекта презрения: схожее с брезгливостью и отвращением, но в брезгливости и, особенно в отвращении, это стремление активное, более выраженное, и производится с помощью отталкивания объекта от себя. В презрении же дистанцирование более холодное, сдержанное, пассивное. Дистанцирование производится не отталкиванием, а виртуальным поднятием себя на более высокую ступень и поднятием виртуальной стены, проведением виртуальной границы между собой и объектом презрения.

по мнению Е. П. Ильина, «Презрение является специфическим проявлением враждебности, когда один человек испытывает не просто отвращение к другому, но выражает её в действиях, полных сарказма (злой иронии) или ненависти. Презирать можно и себя за недостойное в своих глазах поведение. Презрение также может характеризовать отношение одной этнической группы или расы к другой. На мой взгляд, презрение — это социальное отвращение к человеку, совершившему недостойный поступок. Спецификой этой эмоции является то, что, возникнув ситуативно, она не исчезает бесследно по окончании ситуации, её спровоцировавшей, а переходит в стойкое отрицательное отношение к данному человеку, т. е. в чувство» [2]. Мимика презрения

Так как презрение довольно сложное отношение, включающее много составляющих, описать его проявление в мимике не так просто, к тому же оно затрагивает не только лицевые мускулы, но и включает жесты и поведение.

человек выпрямляется, голова слегка наклонена в сторону от собеседника и откинута назад;

лицо в целом может казаться вытянутым,

глаза прищурены, сужены,

взгляд как бы сверху вниз, оценивающий, или косой. Этот взгляд увеличивает расстояние между собеседниками и придаёт хозяину взгляда чувство превосходства, а тому, на кого смотрят, — чувство неуверенности,

брови могут быть приподняты, либо приподнимается дугообразно изогнутая одна бровь, вследствие чего на лбу возникает поперечная складка.

уголки губ сжаты, или рот несимметрично искривлён, верхняя губа чуть приподнята с одной стороны. При сильном презрении верхняя губа приподнимается выше, уже полностью, а не только с края, обнажаются зубы,

также может присутствовать презрительная усмешка,

обычно с тем, кого презирают, стараются не общаться: «он не достоин моего внимания», или же общаются «сквозь зубы», вынужденно, снисходительно, высокомерно. Выражение «сквозь зубы», по-видимому, возникло из-за того, что говорить и сохранять при этом презрительное искривление губ очень сложно. Чтобы сохранить презрительное положение рта, нужно говорить, почти не разжимая зубов.

Смущение

Смущение — эмоциональные состояния, которые включают в себя не только собственно эмоциональный компонент, но в большой мере также компонент когнитивный, поведенческий, а также определенный паттерн личностного реагирования, который в целом можно обозначить как «я слабый». К. Изард в своей книге «Психология эмоций» приводит интересное наблюдение за поведением двух маленьких девочек. Одна из сестер, когда к ней подошел экспериментатор, быстро отвернула лицо, пробежала несколько шагов ближе к матери и, не глядя на экспериментатора, обхватила ногу матери и спрятала лицо в юбке. Ее сестра, игравшая с куклой в сторонке, увидев эту сцену, быстро поднялась и, решительно приблизившись к экспериментатору, сказала: «Она стесняется. Хочешь поиграть с моей куклой?». В описанном наблюдении речь идет не о том, что у первой сестры возникла эмоция стыда, а у второй этой эмоции не развилось, и уж конечно, не о том, что вторая девочка лишена чувства стыда. Речь идет о разных личностных характеристиках: первый ребенок — слабый, неуверенный, второй — сильный, уверенный в себе.

Нет ни одной мимической реакции, которую можно было бы безоговорочно отнести к проявлению смущения или стыда.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.