Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика аудита банковских переводов





 

 

Одна из важнейших функций аудита заключается в том, чтобы своевременно выявить негативные явления в хозяйственно-финансовой деятельности проверяемой организации и способствовать их корректировке до того, как эти проблемы перерастут в кризис (до даты составления аудиторского заключения). Поэтому в аудиторской практике возникает необходимость использования различных форм осуществления, во времени и в пространстве, контроля с целью своевременной выработки для клиента направлений управления финансами и способов использования ресурсов.

Форма осуществления контроля характеризует методологические аспекты и зависимости от признака, лежащего в основе того или иного методологического подхода, выделяют различные формы проведения аудита валютных операций. К таким признакам относятся время проведения аудита, источники контрольных данных, способы и приемы его осуществления.

В зависимости от времени проведения аудита можно различать предварительный, текущий и заключительный (последующий) контроль.

Предварительный аудиторский контроль осуществляется до начала работ, совершения хозяйственных операций, подвергавшихся проверке, и направлен на предупреждение незаконности и нецелесообразности выполнения работ, проведения валютных операций. В банках предварительный аудит используется в ключевых областях -- по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Форма предварительного контроля играет важную роль в повышении уровня знаний хозяйственных кадров, их профессионализма, ответственности за соблюдение законности, целесообразности и эффективности использования хозяйственных ресурсов.

Предварительный аудит чаще всего проводится внутренними аудиторами и специалистами организации. За последние годы предварительный контроль проводится также независимыми внешними аудиторами и аудиторскими фирмами путем проведения консультационной работы в данной организации, экспертизы различных схем, проектов, бизнес-планов и т.п.

Текущий аудиторский контроль проводится непосредственно в ходе осуществления работ или в процессе совершения операций и направлен на оперативное устранение недостатков, распространение (внедрение) научно обоснованного положительного опыта.

Текущие проверки проводят как внутренние аудиторы, так и независимые внешние аудиторы и аудиторские фирмы путем наблюдения, обследования объектов контроля, консультирования специалистов и руководителей организаций посредством абонентского обслуживания по возникающим правовым, управленческим, налоговым, аналитическим и другим проблемам. Кроме того, текущий аудиторский контроль может проводиться аудиторами, аудиторской фирмой на данном экономическом субъекте по договоренности с ним поэтапно, например, помесячно, поквартально и т.д., т.е. не ожидая конца года, когда хозяйственные операции уже завершены и на некоторые из них повлиять фактически уже невозможно. Текущий аудиторский контроль может быть использован как при инициативном, так и при обязательном аудите с целью подтверждения достоверности данных финансовой отчетности организации в конце проверяемого года.

Заключительный (последующий) аудиторский контроль осуществляется после выполнения работ и совершения операций. Хотя заключительный (последующий) контроль осуществляется слишком поздно, чтобы ориентировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее в аудиторской практике он выполняет важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию о недостатках и ошибках, рекомендации по их устранению и недопущению в будущем. Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты работы, руководство имеет возможность оценить, насколько реалистично и обоснованно были проведены работы, хозяйственные операции, составлены планы и т.д. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые направления действий, чтобы избежать этих проблем в будущем.

Проведение контроля обеспечивает также объективную оценку деятельности организации и проводится аудиторами, аудиторской фирмой с целью подтверждения достоверности данных периодической и годовой (финансовой) отчетности организации. Контроль для отдельных организаций обязателен (согласно законодательству), т. е. эти организации подвергаются обязательной аудиторской проверке один раз в году. Так же он может быть проведен также по поручению органов дознания, следствия при наличии санкции прокурора, суда и арбитражного суда в соответствии с процессуальным законодательством РК.

Заключительный (последующий) аудиторский контроль может быть проведен в необязательном порядке (инициативный аудит) по усмотрению самих организаций с целью устранения ошибок и нарушений в бухгалтерском учете, налогообложении и по другим причинам (проведение анализа финансового состояния и платежеспособности, прогнозирование развития основных видов деятельности организации и т.д.).

Отличительным свойством заключительного (последующего) аудиторского контроля является полнота охвата им проверяемых объектов, возможность их более глубокого изучения. Это позволяет вскрыть не только недостатки в работе организации, но и неиспользованные резервы повышения эффективности всех видов ее деятельности, наметить и принять меры к ликвидации допущенных в организации нарушений и ошибок.

В, зависимости от поставленной цели аудита, полноты охвата проверяемых объектов и необходимости получения разнообразной, доказательной информации о хозяйственно-финансовой деятельности филиала ЦБУ №101 ОАО «БПС-Сбербанк» аудиторы при проведении проверок могут использовать различные методы. приемы и способы аудирования.

Целью аудита банковских переводов является независимая проверка для установления достоверности, полноты, реальности, соответствия действующему законодательству.

К аудиторским процедурам в большей степени относятся аналитические процедуры, наблюдение, тестирование, сравнение с нефинансовой информацией и др.

При выполнении аналитических процедур банковских переводов аудиторы могут использовать разнообразный инструментарий – от простого сравнения до комплексного анализа с применением математических и статистических методов. Выбор зависит от профессионального подхода аудитора.

Методы контроля позволяют внутренним и внешним аудиторам получить аудиторское доказательства. К методам контроля относятся:

· наблюдение;

· устный опрос;

· получение письменных подтверждений;

· проверка по документам, полученных от третьих лиц;

· перепроверка арифметических подсчетов;

· документальны контроль (ревизия);

· анализ;

· аналитические тесты;

· оценка данных предыдущей проверки.

Наблюдение за выполнением банковских переводов является на первый взгляд несложной процедурой, однако ее проведение поручается всегда достаточно опытным аудиторам. Они анализируют процедуру выполнения, изучают взаимоотношение работников, и другие вопросы заслуживающего внимания. Наблюдения желательно распространять на все участки, где первичный учет «соприкасается» с бухгалтерским учетом. Кроме того, в процедуру наблюдения входит зрительное ознакомление с банком, его структурами, оснащенностью, знакомство с перспективами его развития. По результатам наблюдения аудитор составляет рабочую документацию.

По общему мнению, к наблюдению инвентаризацию материальных ценностей, денежных средств, банковских переводов, а также контроль за ходом проведения банковских переводов работниками банка. Аудиторы могут только наблюдать за проведением инвентаризации, как часто и в положенные ли сроки (согласно закону и внутренним распоряжениям) в организации проводится инвентаризация.

Устный опрос организуется среди работников проверяемого учреждения, как правило, в начале аудиторской проверки, чтобы определить объем и степень сложности работ – параметры, необходимые для составления программы проверки. Опрос является методом сбора информации и получения различного рода разъяснений, полезных для составления объективного аудиторского заключения.

Устный опрос проводится в форме беседы по следующим вопросам:

· какие первичные документы вы оформляете в ходе проведения банковского перевода?

· какие счета аналитического учета вы ведете в ходе совершении банковских переводов?

· как ведется аналитический учет по банковскому переводу?

· каким образом контролируется ваша работа?

· и другие.

Для получения письменных подтверждений аудиторы разрабатывают различные тесты или листы-опросники, рассылают их работникам банка.

Проверка по документам, полученным от третьих лиц, производится несколькими способами:

· через ответы на запросы, посланные аудиторами или проверяемым банком;

· в ходе аудитора в третью организацию для проверки на месте необходимых документов, касающихся банковского перевода;

· путем проверки находящихся в банке первичных документов;

· и т.д.

Перепроверка арифметических подсчетов активно практиковалось в период «аудирования книг», но и в настоящее время этот метод не забыт. В зависимости от оценки аудитором банковских переводов арифметическая поверка может быть сплошной или выборочной.

Документальный контроль связан с проверкой по первичным документам правильности совершения банковского перевода, а именно, правильности отражения, полноты, своевременности, законности, обоснованности и т.д.

Анализ может развиваться в различных направлениях. Во-первых, для сопоставления отчетных данных за текущий и прошлые периоды деятельности банка, а также для их сравнения с показателями других банков (по публикуемой отчетности). На основании полученных заключений аудитор может сделать определенные выводы об объеме и плане работы, состоянии бухгалтерского учета и политики банка и др. Во-вторых, анализ отчетности и первичных документов может показать область преднамеренных ошибок или злоупотреблении в деятельности банка. В-третьих, анализ применяется при сопоставлении счетов (за различные периоды, взаимосвязанных по операциям).

Оценка данных предыдущей проверки (ее иначе называют «прошлый опыт») – это оценка состояния системы контроля аудируемой области на основании предыдущих результатов, полученных как внутренним и внешним аудитором, так и другими контролирующими органами.

При проведении проверки аудитор использует различные методыпроверки: формальная, арифметическая, экспертная, логическая, нормативно-правовая, экономическая, встречная проверка, контрольное сличение, обратная калькуляция (обратный счет), проверка документов по данным корреспондирующих счетов, аналитическая (счетная) проверка отчетности и балансов, сравнение. Формальная проверка предусматривает проверку соблюдения действующих форм документов, последовательности, полноты и правильности заполнения реквизитов, соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих подписей в документах.

Арифметическая проверка включает правильность проставленных в документе курсов, проведенных наценок, скидок, произведенных вычислений и таксировок, подсчет итогов и других арифметических действий, выполняемых при оформлении и обработке документа.
Экспертная проверка дополняет формальную и арифметическую и направлена на выявление в документах подделок - дописок текста, букв, цифр; зачеркиваний, частичного или полного удаления написанного текста, цифровых записей; подделывания подписей. Они могут быть выявлены при внимательном осмотре документа. Обычно доброкачественный документ имеет одинаковые цвет бумаги, печатный текст, цвет чернил, написание букв и цифр, а поддельный - вмятины от замены букв и цифр, различия в цвете бумаги, шрифте, окраске печатного текста.

Поддельные документы подлежат глубокому изучению. С этой целью используют логическую и встречную проверки, что позволяет получить дополнительные доказательства, подтверждающие их подделку. Такие документы целесообразно направлять в специальные лаборатории на криминалистическую экспертизу. При логической проверке посредством сопоставления банковских переводов, отраженной в документе, с взаимосвязанными различными показателями, событиями определяется, была ли объективная возможность ее возникновения. В ходе нормативно-правовой проверки устанавливается соответствие совершенной операции действующим правилам, требованиям устава или учредительного документа, законам.
При экономической проверке выясняются экономическая целесообразность совершенной операции, обоснованность операции источниками финансирования, плановыми расчетами, изучаются полученные результаты данной операции или ее влияние на конечный финансовый результат (прибыль). Сущность встречной проверки заключается в изучении разных экземпляров одного и того же документа. При контрольных сличениях остаток на начало проверяемого периода вместе с документируемым приходом должен быть равен документируемому расходу вместе с остатком на конец проверяемого периода. Начальные и конечные остатки обычно базируются на данных инвентаризационных описей. Контрольное сличение широко применяется при проверке правильности оприходования и списания в расход отдельных сортов материальных ценностей, достоверности аналитического учета.

Обратная калькуляция (обратный счет) используется для проверки размера списания сырья на производство при выпуске определенного вида изделий.
При проверке документов по данным корреспондирующих счетов можно выявить документы, по которым совершены незаконные банковские переводы и злоупотребления. Это выражается в неверной корреспонденции счетов, несоответствии записей в регистрах бухгалтерского учета, отсутствии бухгалтерских проводок, свертывании сальдо по отдельным счетам, повторении корреспонденции в одинаковых суммах по одному и тому же документу, в не подтвержденных деловыми бумагами сторнировочных и дополнительных записях на счетах бухгалтерского учета.

Среди методических приемов проверки документов особое место занимает аналитическая (счетная) проверка отчетности и балансов. Посредством ее изучается обоснованность показателей отчетности и балансов данными аналитического и синтетического учета, согласованность показателей отдельных форм бухгалтерской отчетности и баланса, показателей регистров бухгалтерского учета и первичных документов. Используя аналитические процедуры рассмотрим структуру динамику и эффективность проведения банковских переводов по исследуемому объекту(на условном примере).

Структура и динамика банковских переводов по количественному составу представлена в таблице 3.1

Таблица 3.1 Структура и динамика банковских переводов по количественному составу за 2011-2012г.

Показатели     0ткланение Темп изменения %
1. Проведено банковских переводов (штук) вт.ч. 1.1платежные требования 1.2платежные поручения 1.3платежные требования - поручения        
        115,2
                106,7
        109,0
2. чеки       14,0
3. банковские пластиковые карточки       107,5
итого       -----------






Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.