Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рмс.1.4. Стадии жизненного цикла организации(1 — формирование организации, 2 — интенсивный рост, Э — стабилизация, 4 - кризис) и циклы ее резеития (I—IV)





В соответствии с концепцией стадийности развития организа­ции ни одна организация не может слишком долго оставаться в од­ном и том же состоянии. Организация всегда проходит несколько этапов своего развития, каждый из которых сменяется следующим. Процесс смены не прост, он связан с переживанием трудностей, противоречий. Периоды, проживаемые организацией в однотип­ных ценностных установках и фиксирующие в первую очередь специфику управленческих задач в определенный период функци­онирования организации, обычно называются стадиями; периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние цен­ности и ориентации, - циклами развития.

Взгляд на организацию сквозь циклы развития позволяет более точно идентифицировать ее основные ценностные установки и ориентации, конкретизировать задачи, стоящие перед организа­цией, а также особенности управленческих подходов к работе с персоналом.

Первая стадия развития организации — ее формирование. На этой стадии для организации важно начать выпуск той продук­ции, которая имеет своего потребителя. Если организации удает­ся найти свое место на рынке, «раскрутить» свой товар, то она может перейти ко второй стадии — интенсивный рост. На этой стадии развития организация растет: увеличивается объем про­даваемого товара, численность персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности. Если организации удается стабилизировать источники дохода, закрепиться на рын­ке уже в качестве полноправного агента, то она может перейти к третьей стадии — стабилизации. На этой стадии для организации важно максимально стабилизировать свою деятельность. Для это­го она старается снизить себестоимость продукции за счет сокра­щения издержек и максимального нормирования собственной деятельности. Обычно в связи с изменчивостью рынка, потреби­теля цикл жизни товара, предлагаемого организацией, ограничен, что сказывается и на стабильности развития организации. После стадии стабилизации организация закономерно переходит к сле­дующей стадии - кризису, который характеризуется, как правило, снижением эффективности деятельности ниже границ рентабель­ности. потерей места на рынке и, возможно, гибелью организа­ции.

Организация может сохраниться и перейти к следующему цик­лу развития только в том случае, если она сможет освоить произ­водство новой, привлекательной для потребителя продукции, за­нять новое место на рынке. Если это удалось, то она уже в возрож­денном виде может вновь пережить стадии формирования, интенсивного роста и стабилизации, которые неизбежно будут сменены новым кризисом. В развитии организации кризисы не­избежны. Даже самые консервативные компании, характеризу­ющиеся устойчивым положением на рынке, переживают кризисы не реже чем раз в 50—60 лет. Для изменчивых же условий (напри­мер, Российская экономика конца XX в.) стадия интенсивного роста может продолжаться год или полтора, а зачастую и несколь­ко месяцев.

На каждой стадии организация реализует специфическую стра­тегию развития. Взгляд на организацию сквозь стадии развития позволяет более точно идентифицировать ее основные целевые и стратегические установки и ориентации. Более того, есть возмож­ность определить, в какой степени они адекватны внутренней си­туации в организации (табл. 1.9 и 1.10).

Таблица 1.9 Соотнесение стадий жизненного цикле, типов стратегии организации и особенностей работы с персонелом
Стадия развития Стратегия организации Особенности работы с персоналом
Формирование Принимаются проекты с высокой степенью финансового риска, минимальным приложением уси­лий. Ресурсы недостаточны для удовлетворения всех требований заказчика. В центре внимания - быстрое осуществление намеченных меро­приятий Работники должны быть новато­рами. инициативными, контакт­ными, с долговременной ориен­тацией, готовыми рисковать, не боящимися ответственности. Минимальная сменяемость ве­дущих сотрудников
Интенсивный рост Степень риска уменьшается, по­стоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего. Формирование полити­ки организации Организационная закрепленность сотрудников, тесное взаимодей­ствие, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориента­ция персонала
Стабилизация В центре внимания сохранение существующего уровня прибыль­ности. Минимизация затрат. Хо­рошо развита управленческая система. Созданы и действуют различного рода регламенты Работники способны достигать максимальных результатов при невысоком уровне затрат и низ­ком уровне риска, возможно прекращение найма новых работ­ников
Кризис, возмож­но возрождение Продажа активов, устранение возможных убытков. Основная задача - сласти предприятие. Осуществляются действия по сокращению затрат Работники готовы работать не­полное рабочее время, с узкой ориентацией. Проявляют гиб­кость к изменяющимся усло­виям, готовность переносить временный дискомфорт в усло­виях и оплате труда. В будущем возможно сокращение работа­ющих

Таблица 1.10 Задачи кадровой политики на разных стадиях развития организации
Стадия развития Задача кадровой политики
Формирование В условиях рыночных отношений существенным является определение целей деятельности через уточнение представ­лений о потребностях потенциального клиента. Управление персоналом в основном нацелено на формирование команды
Интенсивный рост Ориентация организации на расширение круга потребителей, поставщиков и партнеров, а также формирование собствен­ного стиля (имиджа). Управление персоналом в основном нацелено на формирование организационной культуры
Стабилизация Проблемы, которые возникают перед организацией, достиг­шей этой стадии, носят преимущественно внутренний харак­тер. Успешность организации на этой стадии зависит от ее умения впитывать передовой опыт, существующий во внеш­ней среде. Управление персоналом в основном нацелено на поддержание корпоративной культуры
Кризис Самый трудный этап существования организации сопровож­дается мобилизацией ресурсов, поиском путей и способов сопротивпения кризису. Основная проблема управления персоналом - поиск новых людей, способных а корне изме­нить ситуацию

 

Сообразно изменению кадровой политики меняются и задачи от­дельных служб, связанных с ее реализацией. Далее приведены изме­нения в приоритетах задач, например, кадровой службы (табл. 1.11).

Таблица 1.11 Задачи кадровой службы на разных стадиях развития организации
Стадия развития Задачи кадровой политики
Формирование Наиболее важны вопросы проектирования организационной структу­ры, рабочих мест, разработка прогноза и планирование потребности в персонале, анализ деятельности и формирование критериев оцен­ки кандидатов на вакантные места
Интенсивный рост Управпение персоналом в основном направлено на формирование кадрового состава — привлечение и наем персонала, оценку канди­датов, расстановку и адаптацию новичков
Стабилизация Создание систем мотивации и стимулирования, оценка и интенсифи­кация труда, аттестации персонала, формирование кадрового резерва
Кризис Осуществление работ по сокращению персонала, оценке кадрового потенциала, создание кадровой программы реструктуризации

 

До сих пор не предложено единой модели жизненного цикла организации. Это объясняется тем, что в основе множества пред­лагаемых моделей лежат разные проблемы управления, поэтому разные модели обладают различной степенью адекватности по от­ношению к ключевым проблемам управления, в частности управ­лению персоналом. Из всего множества моделей жизненного цик­ла можно выделить группу моделей, пригодных для использования при управлении мотивацией и стимулированием. Назовем авто­ров моделей: Доудсон, Торберт, Липпит и Шмидт, Грейнер, Адизес, Шайн, Канц и Кан, Кимберли.

Условные обозначения: ------------ кривая по Адизесу ________ наша интерпретация
Рис. 1.5. Кривая жизненного цикла организации по Адизесу

Наиболее приемлемой с точки зрения задач управления персо­налом является модель Адизеса (рис. 1.5), которая в наибольшей степени отражает особенности эволюции организации, влияющие на управление персоналом. Исследуются ее возможности в постро­ении мотивационного ядра и систем трудовой мотивации и стиму­лирования.


Модель Адиэеса не противоречит общепринятому подходу де­ления процесса развития организации на четыре страдии: форми­рование, интенсивный рост, стабилизация и кризис, а конкрети­зирует его.

В модели, представленной Адизесом, этапы жизненного цикла организации делятся на две группы: рост и старение. Рост начина­ется с зарождения и завершается расцветом, после чего наступает старение, идущее от стабилизации к смерти организации. Согласно модели Адизеса развитие организаций происходит через опреде­ленные стадии, на которых изменяются приоритеты четырех ви­дов деятельности — предпринимательской деятельности, достиже­ния результатов, управления с помощью формальных правил и проце­дур и интеграции индивидов в организации. Продвижение от одной стадии к другой происходит прежде всего благодаря разрешению важнейших проблем последовательных стадий. Организация в со­ответствии с этой моделью начинает с приоритета предпринима­тельской деятельности, затем к нему добавляется приоритет ре­зультативности производства. Формализации деятельности и ин­теграции придают особое значение, как только достигается зрелость. Кризис происходит из-за придания чрезмерного значе­ния стабильности, правилам и процедурам. Адизес рассматривает процесс движения организации к кризису как последовательный и предсказуемый.

Рост и старение организации наиболее очевидны, если рассмат­ривать взаимосвязь двух важнейших факторов жизнедеятельности организации - гибкости и контроля.

Молодые организации очень гибки и подвижны, но слабокон- тролируемы. Когда организация взрослеет, соотношение изменя­ется: контролируемость растет, а гибкость уменьшается.

В процессе роста любая организация сталкивается с определен­ными трудностями и проблемами. Эти трудности и проблемы мож­но на каждом этапе развития организации условно разделить на две большие категории: болезни роста и патологии. Болезни рос­та - это проблемы, которые обусловлены незрелостью организа­ции, их оченьтрудно (а иногда и не нужно) избегать, но они могут быть преодолены силами самой организации. К патологиям отно­сят непреодоленные болезни роста, излечиться от которых само­стоятельно организация уже не в состоянии. Таким образом, зада­ча руководства организации заключается не в достижении ситуа­ции, когда проблем не существует вообще, а в недопущении возникновения патологий. При правильных стратегии и тактике развития организации она может достигнуть расцвета и находить­ся в этом состоянии бесконечно долго.

Ключ к успеху в управлении организацией состоит в умении сосредоточиться на решении важнейших проблем, присущих кон­кретной стадии жизненного цикла организации, чтобы она смогла развиваться дальше.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.