Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Генетический, аксиологический, гуманистический, нормативный и социологический аспекты культуры





В генетическом аспекте культура рассматривается как продукт общества. При этом фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох («цивилизаций»), этнических и национальных общностей. «Термин «культура» вбирает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от наших предков из животного мира и служащим двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми» (Зигмунд Фрейд).

В аксиологическом аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как специфический объект освоения. «Культура – это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П.А.Сорокин).

В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. Отсюда следующее определение: «Культура – это производство самого человека во всём богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» (В.М. Межуев).

В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т.д.). Это – тоже культура. «Культура есть исторически и социально обусловленное, объективированное в разнообразных продуктах человеческой деятельности отношение человека к природе, обществу и самому себе» (И.П.Вайнберг).

В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. «Культура – это особое измерение общества…» (А.Кребер). «Культура – это совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии…» (А.Швейцер).

 

Деятельностный подход к пониманию к рассмотрению культуры

Нельзя не обратить внимания на то, что выделенные аспекты культуры не просто

дополняют друг друга, они пересекаются: одно есть в другом. Это обстоятельство

позволяет предпринять попытку объединить разные аспекты рассмотрения

культуры в едином подходе. Таким подходом, на наш взгляд, является

деятельностный. Сущностным определением культуры будет, на наш взгляд,

следующее: культура – это способы осуществления человеком различных видов

деятельности и их результаты. Культуру одной исторической эпохи от другой,

одного региона от другого отличает не только доминирование тех или иных видов

человеческой деятельности, но и способы их осуществления. Чем больше видов

человеческой деятельности мы выделим, тем глубже отразим культуру страны,

региона и т.д. В процессе развития общества возникают все новые и новые виды

деятельности человека. Одновременно отмирают некоторые из них. Процесс этот

бесконечный. Все виды человеческой деятельности можно условно разделить на

материальные, духовные и материально-духовные (духовно-материальные).

 

Культура и цивилизация

Термин «цивилизация» широко применяется в науке. Он имеет множество

значений. В культурологи понятие цивилизации вырабатывается для рассмотрения

единства и многообразия культуры (единство в сочетании с многообразием).

Понятие цивилизации появилось еще в античную эпоху как определение

качественного отличия античного общества от варварского окружения.

Понятие «цивилизация» происходит от латинского civilis – гражданский,

государственный и в самом первом своем значении выражает уровень

общественного развития, достижения, преимущества жизни в гражданском

обществе, комплекс человеческих достижений, подобающих гражданскому

состоянию, таких как обходительность, приветливость, учтивость.

В современном энциклопедическом словаре цивилизация определяется как

заключительный этап развития какой- либо культуры или какого-либо периода

общественного развития, для которых характерны высокий уровень научных и

технических достижений и упадок искусства, в первую очередь литературы.

Рассмотрим основные традиции понимания соотношения культуры и цивилизации.

1. Историческая традиция: цивилизация обозначает историческую эпоху,

конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после

эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление классов, городов,

упорядоченность общественного строя, государства, торговли, частной

собственности, письменности. Эта точка зрения принадлежит Ф. Энгельсу и Л.

Моргану.

2. Цивилизация является синонимом культуры, одно понятие замещало другое

в Новое Время. Цивилизация понималась как продукт духовного развития

человечества, связана с развитием человеческого разума и просвещения.

3. Цивилизация - смерть культуры, конечный момент ее развития. Эта точка

зрения принадлежит немецкому ученому О. Шпенглеру (1880-1936).

О.Шпенглер в своей книге ''Закат Европы'' сформулировал свое понимание цивилизации.

По О. Шпенглеру, каждому культурному организму отмерен заранее определенный срок.

Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть

свое рождение, свое детство, юность, возмужалость, старость, смерть. Стадия

рождения и развития - собственно культура, стадия старения и умирания –

цивилизация. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. На стадии

цивилизации культура вырождается, она становится массовой, господствует

техника, политика, спорт.

Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную

рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену

душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки,

безрелигиозность и тому подобные явления.

4. Цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной

деятельности человека: орудий труда, технологий, экономических и политических

отношений и учреждений, а культура рассматривается как проявление духовной

сущности человека. Эту точку зрения разделяют Н. А. Бердяев (1874-1948 г.)-

русский религиозный философ и С.Н. Булгаков (1871-1944 г)- русский философ,

экономист, богослов.

5. Цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии

культуры отдельных народов и регионов. Эта точка зрения принадлежит А.Тоинби

(1889-1975 г.)- английскому историку, культурологу, социологу и П.Сорокину

(1889-1968 г.)- русско-американскому социологу, философу и культурологу.

Во всех рассмотренных случаях культура и цивилизация тесно связаны друг с

другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры. С

цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурной – духовный мир

человека. Понятие культура – более самостоятельно, это общечеловеческое понятие,

это база в развитии цивилизации. Цивилизация – это временное понятие, социально-

техническое измерение культуры.

Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных

системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер.

История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в

жизнь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация

может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих

культурных смыслов.

6. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех

культур. Культура составляет стержень цивилизации.

7. В еврейском сознании утвердилось представление о цивилизации как

вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса,

внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С

цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой – духовный мир человека.

Цивилизация – определенная часть или степень развития культуры, она

предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень

очеловечивания народов. Процесс культуры идет от варварства к цивилизации.

Многообразие культур и цивилизаций – исторически сложившееся богатство

человечества, и взаимодействие посредством диалога поэтому является важнейшим

способом взаимопонимания народов, развития подлинного интереса и духовности.

Известный исследователь процессов глобализации И.Валлерстайн утверждает: «Мы

должны вступить в грандиозный всемирный диалог». Диалог предполагает

установку на взаимодействие и взаимопонимание между людьми, желание

приобщиться к ценностям и достижениям иной культуры, познать и принять ее

неповторимость и уникальность, относиться к ней уважительно и толерантно. Эта

задача чрезвычайно сложная, требующая определенного воспитания и

эмоционального настроения, преодоления монологического и авторитарного стиля

сознания и поведения. В условиях глобализации диалог становится важным

методологическим ориентиром развития культурологических исследований.

В заключительном разделе программного документа ЮНЕСКО «Культура –

это синоним жизни» (1985 г.) выдвигается идея взаимопонимания людей на основе

общих переживаний: «Не обязательно говорить на одном языке, чтобы одинаково ощущать страх смерти, одинаково переживать красоту, одинаково испытывать

беспокойство по поводу неопределенности будущего».

По инициативе ЮНЕСКО первый год нового тысячелетия был назван «Годом

диалога цивилизаций». Значительным событием в изучении всеобщего

многообразия культур стало сравнительное исследование 600 культур, проведенное

в США, результаты которого опубликованы в «Этнографическом Атласе». Кроме

того, в 2005 г. было завершено издание на русском языке многотомного

международного коллективного труда «История человечества».

В ХХ столетии стало очевидно, что диалог культур и цивилизаций

предполагает взаимопонимание и общение не только между различными

культурными и цивилизационными образованиями в рамках больших культурных

зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов,

сформировавших на заре цивилизации свой комплекс отличительных черт. Говоря о

союзе средиземноморской культурной группы и индийско-дальневосточной,

современный отечественный исследователь Г.Померанц выдвигает следующий

вариант диалога: «Европа дала пример единства национального многообразия,

Китай – пример единства духовного многообразия. Можно представить себе

будущее как сочетание европейского плюрализма этнических культур с китайским

плюрализмом духовных культур».

Диалог – это вопрос не только о гуманитарных контактах больших культур, но

и о способе приобщения отдельно взятой личности к духовному миру этих

культурных образований. По выражению М.М.Бахтина, культура может

существовать только на границах: между днем сегодняшним и прошлым, между

различными формами культурной деятельности, между произведениями различных авторов.

Диалог как принцип культурного развития позволяет не только органично

заимствовать лучшее из мирового наследия, но и вынуждает человека подать «свой»

голос, совершить личностное переосмысление «чужой» культуры. Только

внутреннее переосмысление культурных ценностей, только активный диалог с культурными формами делает человека культурным, приобщенным к большому

космосу культуры.

Можно выделить следующие основные тенденции взаимодействия культур и

цивилизаций в современном мире:

1) диалог культур по принципу взаимодополнительности;

2) принципы ненасилия;

3) толерантность и культурный плюрализм как условие и результат диалога;

4) «экологизация» техногенной цивилизации, т.е. привнесение в западный

мир восточных идей уважения к окружающему миру и благоговения перед жизнью;

5) «рационализация» экологической цивилизации, т.е. привнесение в

восточный мир идей разумного устройства человеческой природы и общества, а

также индивидуальной деятельностной активности;

6) взаимодействие коллективизма и индивидуализма как принципов

соответственно восточного и западного миров;

7) взаимосвязь глобализации и национального своеобразия в развитии, что

проявляется в т.наз. «глокализации»,т.е. единстве глобального (всеобщего,

универсального, мирового) и локального (местного, особенного или даже уникального).

Правда, следует отметить, что наряду с диалогом культур и цивилизаций

некоторые исследователи (в частности, американский аналитик С.Хантингтон)

отмечают тенденцию к столкновению цивилизаций, возникновению конфликтов на

основе межцивилизационных различий. Конечно, такая тенденция существует в

мировом развитии: достаточно вспомнить войны в Югославии, на Ближнем Востоке

и др. Но при этом нужно учитывать, что сегодня развитие принципа диалога культур

и цивилизаций – реальная возможность преодолеть глубочайшие противоречия

духовного кризиса, избежать экологического тупика и атомной ночи.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.