Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Объект, предмет и задачи культурной географии





Известный отечественный географ В.П.Максаковский определяет географию

культуры или культурную географию как научную дисциплину, которая

сформировалась на стыке географии и культурологи еще до второй мировой войны.

В целом география культуры изучает территориальную дифференциацию культуры,

рассматривает специфику взаимодействия культуры с природным ландшафтом,

раскрывает сущность таких понятий, как «географическая культура», «культурный

ландшафт» и т.д.

С точки зрения В.Н. Стрелецкого [1], культура как географическая

реальность может рассматриваться с двух разных точек зрения. Во-первых, это

культура в географическом пространстве. Традиционно культурная география

изучает именно пространственную дифференциацию элементов культуры – как

артефактов, так и ментифактов, их выраженность в ландшафте и связь с

географической средой. С другой стороны, объектом ее изучения часто выступают

процессы и результаты пространственной самоорганизации целых культурных

комплексов и их носителей – общностей людей со сложившимися, надбиологически

выработанными, устойчивыми стереотипами мышления и поведения,

передающимися от группы к группе, от поколения к поколению. Во-вторых, это

географическое пространство в культуре. В конце XX – начале XXI вв. все более

важной исследовательской линией в культурной географии становится изучение

представлений о географическом пространстве в разных культурных контекстах,

образов различных местностей и территорий, отношения местных сообществ к той

природной и социальной среде, в которых живут люди – носители той или иной

культуры. С двумя мировоззренческими установками, в соответствии с которыми

по-разному интерпретируется и акцентируется вопрос об отношении

географического пространства к культуре, связаны две разные методологические

парадигмы в культурной географии. Первую из них можно назвать объектно-

субъектной, вторую – субъектно-рефлексивной.

В настоящее время ещё недостаточно чётко определились контуры географии

культуры, и пройдёт ещё немало времени, когда данная научная дисциплина

обзаведётся своей строгой и общепризнанной внутренней структурой. Причина

этого достаточно проста: культура является очень многоликим и многогранным

явлением, что было показано в первом вопросе этой темы. Отметим, что в

географической науке употребляется два равноправных названия - география

культуры (ГК) и культурная география (КГ). Более привычным с точки зрения

принятого в отечественной географии наименования дисциплин является название

«культурная география» (по аналогии с экономической, социальной, политической,

физической географией и др.). Однако слово «культурный» в обиходе носит

несколько иной смысл, поэтому более распространённым в отечественной науке



является название «география культуры».

Как было отмечено выше, в отечественной географии не сложилось

однозначного определения культурной географии. Тем не менее, всё разнообразие

дефиниций можно свести к двум полярным точкам зрения. Во-первых, под КГ

понимается специальная отрасль географического знания, призванная исследовать

пространственные различия в культуре (Сущий, Дружинин, 1994; Стрелецкий,

2001). Во-вторых, КГ изучает культуру как элемент пространственной системы

«общество-природа» (Гогленков, 1998). Даже на первый взгляд заметно

расхождение в предполагаемом предмете исследования этой научной дисциплины.

Важнейшими методами КГ как географической дисциплины являются

картографирование и районирование. Следует отметить, что на культурное

таксонирование (зонирование, ареалирование и районирование) уже давно

опираются научные направления, образовавшиеся на стыке географии с рядом

гуманитарных наук, в частности, этногеография, география религий,

лингвистическая география и др. Все эти дисциплины при осуществлении

районирования используют хорологический (территориальный) подход, и

результаты их исследований отражаются на географической карте. Можно

предложить эту совокупность дисциплин, находящихся на стыке с КГ и

использующих хорологический подход, объединить под обобщающим названием

«география культуры».

С точки зрения культурологов, география культуры - это область

культурологического знания и формирующаяся научная дисциплина, исследующая

проблемы пространственного распространения культуры (Хоруженко, 1997).

Хорологическая сущность такого представления о ГК вполне увязывается с

порядком слов в термине и позволяет конструировать названия новых отраслей и

разделов данной «области культурологического знания»: география культурной

инфраструктуры; география этнической культуры (аналог - геоэтнокультурология);

география политической культуры; география высокой культуры (в т.ч. науки,

искусства, литературы); география культурного наследия; география городской

культуры и т.п.

С другой стороны, экологический аспект исследования (т.е. с позиции

взаимодействия общества и природы) в культурологической ветви отечественной

географии формирует несколько иной взгляд на данную дисциплину. При этом

наличие обоих аспектов (хорологического и экологического) характеризует

собственно географическую научную дисциплину (ГК в «узком» понимании),

стоящую наравне с социальной, экономической, политической географией. Для

названия такой дисциплины можно предложить использование термина «культурная

география». Иными словами, культурную географию можно рассматривать как

самостоятельную научную дисциплину в семействе общественно-

географических наук и, вместе с тем, ядро формирующегося комплекса

дисциплин, объединённых общим названием «география культуры».

В связи с этим следует обратить внимание на различие между

геокультурологией как дисциплиной в системе наук о культуре и собственно

культурной географией. А.Г. Дружинин отметил, что геокультурология

«рассматривает региональные особенности культурного процесса, обусловленные

воздействием различных (в том числе и географических) факторов. Раскрытие

данной проблематики в географических работах полностью оправдано, однако

география здесь будет неизбежно «оттеснена», как это уже имело место при

возникновении региональной экономики и региональной социологии» (Дружинин, 1989).

В.Н. Стрелецкий достаточно широко определяет предметную область

геокультурных исследований. «С одной стороны, культурная география изучает

территориальное распространение отдельных элементов материальной и духовной

культуры, их выраженность в ландшафте и связь с географической средой, с другой

же стороны, процессы и результаты пространственной организации и

дифференциации целых культурных комплексов, и прежде всего - общностей людей

со сложившимися, надбиологически выработанными, устойчивыми стереотипами

мышления и поведения, передающимися от группы к группе, от поколения к

поколению» (Стрелецкий, 2001).

В данном определении можно найти как минимум четыре предмета

исследований (частных исследовательских областей). Расслоение предметной

области КГ на частные предметы исследования имеет «объектное» основание (в

соответствии с принятым в культурологии вычленением видов, отраслей и форм

культуры), а также «методическое» и даже «аспектное» подкрепление.

Так, например, различные аспекты, а вместе с ними, и методику исследования, имеют

исследовательские направления, которые изучают:

1) территориальное распространение элементов материальной и духовной культуры;

2) выраженность элементов материальной и духовной культуры в ландшафте;

3) связь культуры с географической средой;

4) территориальную организацию и дифференциацию общностей людей с

устойчивыми стереотипами мышления и поведения.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.