Формально-юридический подход к пониманию культурного наследия
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формально-юридический подход к пониманию культурного наследия





В существующих международно-правовых актах традиционно не дается

универсальных дефиниций используемых понятий. Как правило, в каждом правовом

акте, исходя из конкретных целей и задач принимаемого документа, содержатся

свои определения. Такой подход назовем формально-юридическим. Так, в

Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного

ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, принятой

ЮНЕСКО 14 ноября 1970 г., в статье 1 прямо сказано: «Для целей настоящей

Конвенции культурными ценностями считаются ценности религиозного или

светского характера, которые рассматриваются каждым государством как

представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории,

литературы, искусства и науки и которые относятся к перечисляемым ниже

категориям:

a) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и

предметы, представляющие интерес для палеонтологии;

b) ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники,

историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей,

мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями;

c) археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические

открытия;

d) составные части расчлененных художественных и исторических

памятников и археологических мест;

e) старинные предметы более чем 100-летней давности, такие как надписи,

чеканные монеты и печати;

f) этнологические материалы;

g) художественные ценности, такие как:

i) полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из

любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий,



украшенных от руки);

ii) оригинальные произведения скульптурного искусства из любых

материалов;

iii) оригинальные гравюры, эстампы и литографии;

iv) оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов;

h) редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания,

представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный,

литературный и т. д.), отдельно или в коллекциях;

i) почтовые марки, налоговые и аналогичные марки, отдельно или в

коллекциях;

j) архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы;

k) мебель более чем 100-летней давности и старинные музыкальные

инструменты» [1, с. 167-168].

В 1972 году Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию об

охране Всемирного культурного и природного наследия. Участники конвенции, а

это 178 государств. Взяли на себя обязательство сохранять и поддерживать

расположенные на их территории объекты наследия. Непосредственной

обязанностью стран-участниц Конвенции, прямо из нее вытекающей, является

строгое обеспечение идентификации, защиты, охраны и представления культурного

и природного наследия, а также его передача последующим поколениям.

Список объектов культурного наследия может постоянно пополняться

принципиально новыми типами объектов (практически, он ничем не ограничен), что

и было сделано в последующих конвенциях ЮНЕСКО. Так, в Рекомендациях

ЮНЕСКО об охране движимых культурных ценностей от 28 ноября 1978 года речь

идет уже о движимых культурных ценностях. Международная практика сохранения

культурного наследия привела также к необходимости определения

нематериального культурного наследия.

В Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия

(Париж, 17 октября 2003 г.) соответствующее понятие расшифровывается

следующим образом: «нематериальное культурное наследие» означает обычаи,

формы представления и выражения, знания и навыки, - а также связанные с ними

инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, - признанные

сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве

части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие,

передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и

группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и

их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности,

содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека.

Для целей настоящей Конвенции принимается во внимание только то

нематериальное культурное наследие, которое согласуется с существующими

международно-правовыми актами по правам человека и требованиями взаимного

уважения между сообществами, группами и отдельными лицами, а также

устойчивого развития… «Нематериально культурное наследие»… проявляется, в

частности, в следующих областях:

(а) устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя

нематериального культурного наследия;

(b) исполнительские искусства;

(с) обычаи, обряды, празднества;

(d) знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

(е) знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами (раздел I, ст.2, п.1,2) [2].

Формально-юридический подход сохраняется и в российских нормативных

актах. Так, в Федеральном законе от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах

культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской

Федерации» (с изменениями от 27 февраля 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 3

июня, 31 декабря 2005 г.) о культурном наследии зафиксировано, что «к объектам

культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской

Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего

Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с

ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства,

объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры,

возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с

точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства,

науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и

являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками

информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия … подразделяются на следующие виды:

– памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически

сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения:

церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды,

синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для

богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения;

произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая

военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы

существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним

отношение, основным или одним из основных источников информации о которых

являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического

наследия);

– ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях

группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений

фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного,

торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников

и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри,

подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений,

которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения

ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы,

бульвары), некрополи;

– достопримечательные места - творения, созданные человеком, или

совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных

художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты

градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и

природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных

этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том

числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей;

культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок;

места совершения религиозных обрядов»[3].

В мире создаются неправительственные международные организации по

выявлению, сохранению и использованию той или иной группы объектов

культурного наследия. Так, в 70-е гг. прошлого века был создан Международный

Комитет по Сохранению Индустриального Наследия [4]. Целью, провозглашенной

этой организацией, является сохранение, реабилитация и пропаганда

индустриального наследия как части национальной и международной культуры

всего человечества. Памятники индустриального наследия представляют большой

не только технический и научный, но и историко-культурологический интерес.

Индустриальное наследие состоит из материальных объектов индустриальной и

технической культуры, созданных для производства, а не с целью обладания

исторической, технологической, социальной, архитектурной и научной ценностью.

Это наследие рабочего мира. Его объекты не являются произведениями искусства.

Они сохраняются не для созерцания, а с тем, чтобы лучше их понять. Одна из

характерных черт индустриального наследия заключается в том, что его элементы

не являются уникальными, в большинстве случаев они повторяемы (оборудование в

основном производились массово, а здания строились по единым проектам).

В рамках формально-юридического похода к выделению объектов

культурного наследия возникает принципиальный вопрос, каков должен быть

возраст объекта, чтобы его считать объектом культурного наследия.

Вопрос нельзя считать тривиальным или малозначимым. Так как разные виды

деятельности, разные стороны жизни людей развиваются неравномерно, к тому же

скорость развития остается непостоянной для разных стран, разных регионов даже

одной и той же страны, то было бы не совсем верно выделить какой-то один

временной интервал для всех типов объектов, достижение которого позволяло бы

рассматривать тот или иной тип объектов уже объектами не настоящего, а

культурного наследия. Эти временные рамки должны быть подвижными и каждый

раз обоснованными.

Все вышеизложенное приводит к выводу, что идя в расшифровке термина

«культурное наследие» по пути перечисления типов объектов, то есть его состава,

мы неизбежно уходим в бесконечность. Кроме того, с развитием общества и

возможным изменением его ценностей, нам придется постоянно корректировать это

перечисление.

Отметим, что даже такой простейший подход к раскрытию содержания

понятия «культурное наследие» как метод перечисления объектов культурного

наследия формирует информационную функцию территории, что исключительно

важно для решения многих вопросов, например, рекреационного качества

территории.

На первом этапе изучения культурного наследия без перечисления его

объектов, как это делается в Конвенциях ЮНЕСКО, не обойтись. Но сегодня это

уже пройденный этап. Однако нельзя это понимать так, что от такого перечня

объектов культурного наследия надо отказываться. Он всегда будет нужен, хотя бы

потому, что общество не может заниматься только культурным наследием. У него

много и других важных функций. Вторым, более высоким уровнем исследования на

уровне теории, является переход к формально-логическому определению понятия

«культурное наследие». В противном случае и выделение, и охрана культурного

наследия будут страдать субъективизмом. Это начинают понимать и авторы

международно-правовых документов. Так, в Хартии ООН «В поддержку культуры»,

принятой в Салониках в июне 1997 г., наследие уже определяется как вся

совокупность природных и культурных элементов, материальных и нематериальных

[5]. Как видим, наблюдается отказ от ценностного подхода к пониманию термина

«культурное наследие» и от «жесткого» перечисления его объектов. Это,

безусловно, прогресс и очень значительный в анализе данного вопроса.

Таким образом, анализ формально-юридического подхода к пониманию

объектов культурного наследия позволяет четко сформулировать его плюсы и

минусы [6]. К явно выраженным положительным сторонам этого подхода можно

отнести:

1. Современный мир представляет собой сложную мозаику культур,

конфессий, политических систем. Сегодня – это многополярный мир, где действуют

различные, порой взаимоисключающие тенденции. Глобализация порождает не

только новые возможности для людей, но и новые риски. И, несмотря на это,

странам удалось договориться о том, что относить к культурному наследию, причем

не на уровне абстрактных рассуждений, которым всегда присуща неоднозначность

понимания, а на уровне конкретного перечисления объектов культурного наследия.

Так как мозаика этносов и конфессий присуща и многим конкретным странам, их

регионам, причем во многих из них действует тенденция ее усиления, то опыт

ЮНЕСКО является хорошим примеров для конкретных стран и регионов в решении

вопроса, какие типы объектов необходимо в первую очередь относить к

культурному наследию.

2. Ни в одном из документов ЮНЕСКО перечень типов объектов, отнесенных

к культурному наследию, не претендует на статус исчерпывающего. Он остается

открытым для добавления в него новых типов объектов.

3. В Конвенциях и других документах ЮНЕСКО, относящихся к культурному

наследию, поставлены в явной или неявной форме в единстве три проблемы:

понимание культурного наследия, необходимость его сохранения и необходимость

его использования в современных условиях на благо народов и стран. Эти

документы убедительно показывают, что излишняя политизация этой сферы не

нужна, как и полная деполитизация ее невозможна.

4. Возможны три сценария соотношения Конвенций ЮНЕСКО с

законодательством конкретных стран по вопросам выделения сохранения и

использования культурного наследия. Первый сценарий предполагает приоритет

национального над наднациональным. Второй предполагает полное подчинение

национального наднациональному. Предельные уступчивость и неуступчивость

разрушительны. Третий сценарий учитывает и международные интересы и

национальные. Именно он и положен в основу анализируемых документов

ЮНЕСКО, что делает их рабочим инструментом решения на международном

уровне вопросов выделения, сохранения и использования объектов культурного

наследия.

5. Анализ Конвенций ЮНЕСКО показывает, что в них наблюдается эволюция

подходов к выделению объектов культурного наследия: от выделения отдельных

объектов до выделения культурных ландшафтов как определенных природно-

культурных систем. Уровень обобщения растет, что упрощает переход к формально-

логическому определению понятия «культурное наследие».

К недостаткам подхода, на наш взгляд, можно отнести следующие моменты:

1. В рамках данного подхода является нерешенной проблема перевода

объектов настоящего в разряд объектов культурного наследия. Так как разные

стороны жизнедеятельности общества развиваются неравномерно, то требуется ввод

временной таблицы, согласованной на международном уровне или, как минимум, в

рамках отдельных стран, руководствуясь которой можно было бы объекты

настоящего переводить в разряд объектов культурного наследия. Для разных типов

объектов эта временная таблица будет различной. Работа по созданию такой

таблицы является очень трудоемкой и требует привлечения большого количества

разных специалистов. Возможно, сейчас эта проблема кажется не очень актуальной,

но пройдет время и она неизбежно выдвинется на передний план работы по

выделению объектов культурного наследия.

2. Лежащие в основе данного подхода ценностные оценки, которые не

являются универсальными и имеют тенденцию к изменению, в принципе не могут

ликвидировать дискуссию по вопросу отнесения тех или иных типов объектов к

культурному наследию. Общечеловеческие ценности, которые, безусловно,

существуют - здесь не работают. Руководствуясь только ими, в принципе, нельзя

сформировать перечень объектов культурного наследия.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.