Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗДЕЛ 5.ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ





 

Лекция 10.Проблемы перехода к рыночной экономике. Перспективная

Модель национальной экономики

 

Цели: Изучить проблемы перехода от централизованно планируемой к

рыночной экономике. Выделить преимущества и недостатки. Определить

сущность и роль перспективной модели национальной экономики Беларуси

 

План лекции

10.1. Проблемы перехода от планируемой централизовано к рыночной

экономике

10.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

 

10.1. Проблемы перехода от планируемой централизовано к рыночной

Экономике

 

Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике, как и

любой переход от одного экономического порядка к другому, сопровождается

существенными преобразованиями экономической деятельности.

Трансформируются не толь ко отношения форм собственности,


институциональная среда,


методы хозяйствования и государственного


воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и

занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в


 

течение которого проис ходят эти изменения, достаточно велика — для разны х

стран она может колебаться от нескольких лет до нескольких десятилетий. Все

зависит от первоначального состояния экономики, общественного и государст -

венного устройства страны, менталитета народа, значимости различий

действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену.

Переходный период включает три направления преобразований:

· первое — демонтаж старого экономического порядка, основная цель

которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов

функционирования предшествующей экономической системы, что нередко связано

с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;

· второе — становление нового экономического порядка, цель которого —

создание необходимых условий, способствующих зарождению новых структур

и механизмов. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда,

обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка;


· третье



структурная перестройка,


целью которой являются


регулир ующие воздействия государства и рыночных механизмов на

национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую,

региональную и технологичес кую с труктуры в сос тояние, отвеча ющее новым

стратегическим, социально-политическим и экологическим целям.

Важной закономерностью переходной экономики является зарождение и

интенсивное развитие новых форм и отношений. Ими могут быть как не

свойственные гос подствовавшей пре жде системе формы и отношения

(например, институты рыночной экономики), так и возникающие путем

изменения содержания старых форм (например, государственная собственность

в новой форме акционерных обществ, ассоциаций, унитарных и други х

предприятий или пла нирование в фор ме индикативного, не директивного, а

рекомендательного в виде государственных прогнозов и программ).

Однако для этого потребуется создать необходимые условия и решить ряд

сложных проблем:

· ликвидировать негативные последствия экономического кризиса на

первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технический,

инновационный и кадровый потенциалы страны;

· обосновать перспективную модель национальной экономики;


· создать законодательно-нормативную базу,

обеспечивающие развитие рыночных отношений;


правовые институты,


· либерализировать все виды экономической деятельности,


не


запрещенные законом, создать благоприятные условия для становления

экономической свободы и конкуренции, развивать предпринимательство,

малый и средний бизнес;

· обеспечить равноправие всех форм собственности;


· сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры



валютной, фондовой и товарных бирж, а также многообразие финансовых

учреждений;

· провести структурную перестройку экономики на основе опережающих

темпов развития наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных и


 

импортозамещающ и х отраслей и п роизводств, внедрить п рогрессивные

технологии и высокопроизводительную технику;

· изменить структуру и усовершенствовать всю систему образования,

подготовки и переподготовки рабочих и руководящих кадров, менеджеров и

экономистов, способных работать в условиях рыночных отношений;

· значительно повысить роль заработной платы как основного источника

формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой

активности;

· разработать и реализовать эффективную систему социальной защиты

населения, особенно социально уязвимых слоев и групп, повысить роль

государственны х ми нимальны х социал ьных гарант ий и поэтапно приблиз ить


их к бюджету прожиточного минимума,


снизить необоснованную


дифференциацию групп населения по уровню доходов;

· повысить эффективность методов государственного регулирования

экономической деятельности, особенно на начальных этапах переходного

периода (правовое обеспечение, установление гибких и стим улирующи х


параметров бюджетно-налоговой,


денежно-кредитной,


ценовой и


антимонопольной политики, активизация внешнеэкономической деятельности

и международного сотрудничества с различными финансовыми организациями

Европы и мира, решение проблем занятости, рационального использования

природных ресурсов и охраны окружающей среды).

Решение данных проблем будет способствовать интеграции национальной

экономики Беларуси в мировую экономическую систему.

В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла


трансформация отношений собственности,


которая в целях создания


устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить

кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных

предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая

негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по

пути обвальной п риватизации, а выб рала в качестве осно вных принципо в

повышение эффе ктивности производст ва, поиск стратегического инвестора,

участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении

государственного контроля за этим процессом для исключения возможности

неэффективного и незаконного перераспределения собственности.

Основными задачами реформирования отношений собственности

являются след ующие: создание социально ориентированной многоукладной

экономики рыночного типа, совершенствование управления государственным


имуществом,


сохранение потенциала системообразующих предприятий,


максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.


Актуальной остается проблема


кадрового обеспечения


рыночных


преобразований.


Особенно остро ощущается нехватка


высококвалифицированных специалистов высшего звена,


менеджеров,


маркетологов, активных организа торов разработки и внед рения современ ных

наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной

техники.


 

В качестве основных направлений структурных преобразований

определены:

· создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других

макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения

прямых иностранных инвестиций и кредитов;

· опережающее развитие наукоемких высокотехнологических

экспортоориен тированных и имп ортозаме щающих о траслей и производст в, а

также сферы услуг;

· стимулирование процесса реформирования реального сектора

экономики, повышения его эффе ктивности на осно ве соверш енствования

бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования


межгосударственных,


межотраслевых,


отраслевых и региональных


корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных

хозяйственных групп;

· развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;

· повышение эффективности деятельности естественных монополий,

формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

· разработка и реализация социальных программ и программ


совершенствования производственной инфраструктуры,


обеспечивающих


развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.