|
Характеристика продуктов прикормаЗерновой прикорм (каша) — один из основных источ- ников углеводов, растительных белков и жиров, пище- вых волокон, железа, селена, витаминов В1, В2, РР и др. Прикорм на основе злаков следует начинать с безглю- теновых круп (рисовой, гречневой, позднее кукуруз- ной). Каши могут быть молочными или безмолочными Последние разводят грудным молоком, детской смесью, получаемой ребёнком или коровьем молоком. В даль- нейшем могут использоваться глютенсодержащие каши (овсяная, ячневая, пшеничная, манная) и каши из смеси круп. Овощное пюре — источник органических кислот, калия, железа и пищевых волокон, включая пектины. Отдельные виды овощей (морковь, тыква, шпинат и др.) богаты _-каротином, предшественником витамина А. Вначале овощное пюре должно состоять из одного вида овощей, обладающих нежной клетчаткой, например, кабачков. Далее целесообразно использовать комбинацию из 3–4 овощей. Цельное коровье молоко может использоваться в питании детей первого года жизни старше 4 мес. для приготовления молочных каш (не более 100–200 мл при отсутствии готовых молочных каш промышленного выпуска). Творог и яичный желток — ценные источники живот- ного белка и жира, минеральных веществ (кальция), а также витамина В2. Мясо содержит полноценный животный белок, коли- чество которого в говядине, нежирной свинине, мясе кро- лика, кур, цыплят, индейки, конины доходит до 20–21%. Мясо содержит хорошо усвояемое гемовое железо, магний, цинк, а также витамины В1, В2, В6 В12. Мясное пюре в рацион рекомендуется вводить детям старше 6 мес. Рыба — полноценный источник белка и жира, содер- жащего большое количество полиненасыщенных жирных ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИКОРМА NatsProgramma_Nutritek_BLOK_coll20 20 02.02.2010 16:59:18 кислот в том числе класса _-3, а также витаминов В2, В12, минеральных веществ. Рыбу вводят в питание детей с 8–9 мес. с осторожностью, учитывая индивидуальную переносимость. Её используют 1–2 раза в неделю вместо мясного блюда. Соки содержат природные сахара (глюкозу, фруктозу, сахарозу), органические кислоты (яблочную, лимонную и др.), положительно влияющие на процессы пищеварения. Они богаты калием (до 150 мг/100 мл и содержат железо (до 2 мг/100 мл). В соки промышленного производства могут быть добавлены витамин С, лимонная кислота, отдельные минеральные вещества, натуральные фрук- товые ароматизаторы. Первым рекомендуют назначать яблочный или грушевый соки, которые традиционны для россиян и реже вызывают аллергические реакции. Фруктовые пюре сходны по составу и пищевой цен- ности с фруктовыми соками, особенно с мякотью. В тоже время они содержат сахара, органические кислоты и пищевые волокна в большем количестве, чем соки. Кисломолочные продукты детского питания (детский кефир, бификефир, йогурты «Агуша», «Тёма» и др.) в рацион ребёнка можно вводить не ранее 8-месячного воз- раста в количестве не более 200 мл в сутки. Вода входит в состав всех пищевых продуктов, большое количество воды (около 85%) содержится в грудном моло- ке и детских молочных смесях. С «твёрдой» пищей (хлеб, каша, пюре и др.) ребёнок получает 30% воды. В настоящее время, как для питья, так и для приготовления смесей и блюд прикорма следует использовать специальную бути- лированную воду для детского питания, поскольку она безопасна в бактериологическом отношении, не содержит вредных химических и радиоактивных веществ, обладает хорошими органолептическими свойствами, не требует кипячения, имеет низкую минерализацию. Детские травяные чаи промышленного производства представляют собой сухие порошки и гранулы, содер- жащие экстракты лекарственных трав, растений, плодов (ромашка, укроп, фенхель, мелисса, мята, анис, чер- ника, шиповник, брусника, малина и др.). В некоторые травяные чаи для улучшения вкусовых качеств введены фруктовые или ягодные добавки (смородина, малина, апельсин, шиповник, яблоки и др.). В состав травяных чаёв могут входить сахар, глюкоза, фруктоза, декстрин- мальтоза, витамины. Гранулированные чаи на основе сахаров (сахарозы, глюкозы и др.) назначаются детям не ранее 4 мес. жизни, а далее дифференцировано, в зависи- мости от индивидуальной переносимости. При назначении прикорма следует придерживаться следующих правил: введение каждого нового продукта начинают с неболь- шого количества, постепенно (за 5–7 дней) увеличи- вают до необходимого объёма; при этом внимательно наблюдают за переносимостью; новый продукт (блюдо) следует давать в первой поло- вине дня для того, чтобы отметить возможную реак- цию на его введение; каши, фруктовые и овощные соки и пюре начинают вводить с монокомпонентных продуктов, постепенно вводя другие продукты данной группы; прикорм дают с ложечки, до кормления грудью или детской молочной смесью; новые продукты не вводят, если ребёнок болен и в период проведения профилактических прививок. Представляет большой интерес современная точка зрения на формирование вкусовых привычек. Доказано, что пренатальный и ранний постнатальный вкусовой и обонятельный опыт влияют на пищевые привычки в детском и взрослом возрасте. Поэтому беременным жен- щинам и кормящим матерям следует рекомендовать упот- реблять те продукты, которые она хотела бы предложить своему ребенку позже. Принципиально важным моментом для матери явля- ется тот факт, что следует настойчиво предлагать ребенку сначала пробовать, а лишь затем съедать новые продукты разнообразного вкуса и состава. Мать должна предлагать новую пищу, показывать новые продукты, принимать пищу в присутствии ребенка, повторять предложение в случаях первоначального отказа. Установлено, что для «принятия» нового вкуса может потребоваться до 8–10 попыток введения нового блюда, а в отдельных случаях 12–15 «встреч». Для сохранения лактации, в период введения продук- тов и блюд прикорма необходимо после каждого кормле- ния прикладывать ребенка к груди. Материалы для данной главы также предоставлены: к.б.н. Коноваловой Л.С. (Москва), проф. Акоевым Ю.С (Москва), К.т.н. Георгиевой О.В. (Москва), к.м.н. Пинаевой А.Р. (Москва), К.м.н. Дубровской М.И. (Москва), к.м.н. Суржик А.В. (Москва), Украинцевым С.Е. (Москва), Курковой В.И. (Москва). • • • • • Табл. 14. Примерная схема введения прикорма детям первого года жизни Наименование продуктов и блюд (г, мл) Возраст (мес.) 4—6 7 8 9–12 Овощное пюре 10—150 170 180 200 Молочная каша 10—150 150 180 200 Фруктовое пюре 5—60 70 80 90–100 Фруктовый сок 5—60 70 80 90–100 Творог* 10—40 40 40 50 Желток, шт. — 0,25 0,5 0,5 Мясное пюре* 5–30 30 50 60–70 Рыбное пюре — — 5–30 30–60 Кефир и др. неадаптированные кисломолочные напитки — — 200 200 Сухари, печенье — 3–5 5 10–15 Хлеб пшеничный — — 5 10 Растительное масло 1–3 5 5 6 Сливочное масло 1–4 4 5 6 * — не ранее 6 мес. NatsProgramma_Nutritek_BLOK_coll21 21 02.02.2010 16:59:18 Железодефицитная анемия (ЖДА) — это патологичес- кое состояние, обусловленное снижением содержания гемоглобина в результате дефицита железа в организме вследствие его недостаточного поступления, повышен- ных потерь или нарушенного всасывания. Около двух миллиардов человек на планете имеют дефицит железа, причем половина случаев приходится на долю железодефицитной анемии. В детской популя- ции распространенность недостаточности железа может достигать 30–60% у детей раннего возраста и 17,5% — у школьников. В зависимости от уровня гемоглобина выделяют три степени тяжести ЖДА (табл. 15). Доказано, что длительный дефицит железа и ЖДА у детей раннего возраста приводит к замедлению моторного развития и нарушению координации, задержке речевого развития, психологическим и поведенческим нарушени- ям (невнимание, слабость, неуверенность в себе и т.д.), снижению физической активности. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|