Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 10. Равновесие на товарном рынке. Мультипликатор.





 

10.1. Потребление и сбережения в кейнсианской модели: понятие, графическое изображение, факторы, взаимосвязь. Парадокс бережливости.

10.2. Инвестиции: виды, факторы, роль в экономике. Инвестиции и сбережения.

10.3. Равновесие на товарном рынке и механизм его достижения. Инфляционный и рецессионный разрывы.

10.4. Мультипликатор расходов. Механизм мультипликации и его эффект.

 

10.1. Потребление и сбережения в кейнсианской модели: понятие, графическое изображение, факторы, взаимосвязь. Парадокс бережливости.

 

 

Ранее упрощенно предполагалось, что процессы взаимной адаптации спроса и предложения, достижение между ними рыночного равновесия происходят на отдельных локальных (частичных) рынках сравнительно независимо и автономно. Между тем в реальной жизни это далеко не так. Например, вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение утверждение, что быстрый рост цен на кофе скорее всего увеличит спрос на чай и вызовет его удорожание. Очевидно, что рост цен на энергоносители и изменение средних тарифов заработной платы на рынке труда далеко неодинаково и неравномерно сказываются на динамике и уровнях цен различных производимых продуктов. Краткосрочное изменение валютного курса вызывает весьма чуткое реагирование цен на импортные, а затем и на отечественные товары. Тесно связанными между собой являются функциональные рынки потребительских и инвестиционных товаров, финансовые рынки и рынки рабочей силы, рынки научно-технических разработок и информации. Все они объединены ограничением на совокупный доход. В связи с этим в любой национальной экономике возникает необходимость постоянно синхронизировать во времени и экономическом пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование всех вышеназванных рынков, активно формировать их адекватную структуру. Опыт показывает, что несогласованность в механизмах и действиях хозяйственных агентов, возникающая на одном из рынков, незамедлительно порождает «по цепочке» свои, весьма специфические проблемы развития на другом. К сожалению, в отечественной экономике все еще приходится констатировать «фрагментарность» в развитии большинства функциональных рынков, что находит свое выражение, как в разнообразных программах рыночных преобразований, так и в реальной действительности.

Чтобы успешно решать указанные проблемы, рекомендуется специально выделять и анализировать состояния частичного и общего экономического равновесия экономической системы.

Анализ проблем, рассматриваемых в данной теме, принадлежит английскому экономисту Джону Мейнарду Кейнсу и изложены они в его работе «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 году. В настоящее время принципы этого анализа признаются экономистами почти всех направлений. Ключом к регулированию всего процесса кругооборота доходов и расходов Дж.Кейнс считал разделение личного располагаемого дохода на две части - потребления и сбережения.

В сложном процессе хозяйственной деятельности завершающий этап – это потребление. Оно представляет собой использование товаров и услуг для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

Когда речь заходит о потреблении, то, прежде всего, возникает представление о потребительской функции домашних хозяйств. Однако потребляются не только потребительские товары (продукты питания, одежда), услуги, но и инвестиционные товары (станки, оборудование, стройматериалы).

Потребительские товары составляют основную долю «общественного пирога», остальная часть – инвестиционные товары. Они предназначены для восполнения выбывающего реального капитала, говоря по-другому, расходуются на производственное потребление. Главным потребителем производимых благ являются домашние хозяйства, а инвестиционных товаров – фирмы.

В принципе потребления домашних хозяйств можно определить достаточно точно. Но здесь возникают свои трудности. Одни товары, например продукты питания, напитки, различные услуги, потребляются сразу. Другие, а именно товары длительного использования – автомобили, мебель, жилища, - потребляются постепенно, в течение ряда лет, можно сказать, что они потребляются по частям. Потребление этих товаров исчисляют не по полной их стоимости, а по стоимости того количества услуг, которое представляют товары длительного пользования за тот или иной промежуток времени, например за год.

Потребление выступает важнейшим компонентом совокупного спроса. Под ним понимают затраты населения на приобретение товаров и услуг, т.е. это выражение потребительского спроса. Существует множество факторов, которые влияют на уровень потребительских расходов. К ним относятся уровень дохода, запасы богатства, наличные средства, цены, норма процента.

Простейшая функция потребления показывает его зависимость от дохода и имеет вид: С=с+МРС(У-Т), где (10.1.1)

С-потребительские расходы;

с- автономное потребление(минимальное потребление, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода);

МРС- предельная склонность к потреблению,

У- доход,

Т- налоги (У-Т- располагаемый доход, который принято обозначать Уd)


 

Отношение между общим потреблением и общим доходом (C / Y) называется средней склонностью к потреблению. Эта склонность показывает, какую долю своего располагаемого дохода общество потребляет:

APC = C / Y (10.1.2)

Представим графически склонность населения к потреблению при различных уровнях дохода (рис. 1). Кривая потребления (С) пересекает вертикальную ось Y в точке выше 0. Это означает, что определенная часть реальных расходов на потребление никак не

связана с определенным уровнем располагаемого дохода. Это называется автономным потреблением (любая категория расходов, независящих от уровня текущих доходов).

 

С


45°

 

 

СЕ Е

С=с+МРС*Уd

 
 

 

 

 


Yd

 

Рис.1. Функция потреблениия

 

Если бы расходы на потребление были равны прямой, идущей под углом 45°, то в любой точке этой прямой потребление полностью равнялось бы доходу. Движениевдоль кривой показывает, как изменятся расходы на потребление в связи с изменением реального располагаемого дохода. В случае, если кривая С лежит над линией 45°, расходы превышают доходы, или имеет место чистое отрицательное сбережение. Если кривая С проходит под линией 45°, то имеет место превышение доходов над расходами, или чистое положительное сбережение.

С понятием «потребление» тесно связано понятие « сбережение »,

это доход, не израсходованный на приобретение товаров и услуг в рамках текущего потребления. Их осуществляют как домохозяйства, так и фирмы. Размер сбережений обратно пропорционален величине потребления. Источниками сбережений служат рост производства (и доходов) или сокращение доли потребления в доходах. Процесс осуществления сбережений называют термином «сбережение», а их сумма в масштабе страны – «валовое сбережение».

Основным фактором, влияющим на величину сбережений, также является доход. Функциональная зависимость между ними называется функцией сбереженийS = f (Y), где S — сбережения, Y — доход (рис. 2).

Простейшая функция сбережения имеет вид:

S = – a + (1 – b)(Y – Т), (10.1.3)

где S — величина сбережений в частном секторе;

а — автономное потребление;

(1 – b) — предельная склонность к сбережению;

(YТ) — располагаемый доход.

 

 

 
 

 


Рис. 2 Склонность населения к сбережению

при различных уровнях дохода

 

Данный график является зеркальным отражением функции потребления. При национальном доходе, равном Y0, весь доход потребляется, т.е. сбережения равны нулю. Если доход возрастает, то растут и сбережения. При малом национальном доходе сбережения становятся отрицательными.

Отношение общих сбережений к общему доходу (S / Y) называется средней склонностьюк сбережениям. Поскольку богатые сберегают больше, чем бедные, причем не только абсолютно, но и относительно, то сбережения являются растущей функцией дохода: APS = S / Y.

Экономическое значение сбережения заключается в его отношении к инвестициям, т.е. к производству реального капитала. В краткосрочной перспективе по мере роста текущего располагаемого дохода АРС убывает, а APS возрастает. То есть с ростом дохода

семьи относительно сокращается доля затрат на потребление и относительно возрастает доля сбережений. Однако в долгосрочной перспективе средняя склонность к потреблению стабилизируется, так как оказывает влияние также размер общего жизненного достатка, величины ожидаемого и постоянного достатка.

Доля, или часть, прироста (сокращения), располагаемого дохода, которая потребляется, называется предельной склонностью к потреблению (MPC). Аналогично отношение доли любого прироста (сокращения) сбережения к изменению дохода, вызвавшего данное изменение сбережения, называется предельной склонностью к сбере-

жению (MPS):

MPC = Изменение в потреблении / Изменение в доходе

∆С

МРС=-------, (10.1.4)

∆Уd

где: ∆С- прирост потребления;

∆Уd- прирост доходов.

Дж.Кейнс выдвинул положение, которое принято называть основным психологическим законом: 0<МРС<1, то есть совокупное потребление при расчете дохода растет не в той же мере, в какой растет доход (МРС, как показали эмпирические исследования в краткосрочном периоде равна 0,75 или 0,8).

MPS = Изменение в сбережениях / Изменение в доходе

∆S

МРS=---------, где (10.1.5)

∆Уd

∆S- прирост сбережений.

 

 

Сумма MPC и MPS для любого изменения в доходе после уплаты налогов всегда должна быть равна единице, т.е. прирост дохода может идти либо на потребление, либо на сбережения. Поэтому потребленная доля MPC и MPS должны поглотить весь прирост до-хода: MPC + MPS = 1. Математически: MPC и MPS — это числовое значение угла наклона линии потребления и линии сбережения.

Величины MPC и MPS для каждой страны достаточно стабильны, ибо обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений:

1) доход домашних хозяйств;

2) богатство, накопленное в домашнем хозяйстве;

3) уровень цен;

4) экономические ожидания;

5) величина потребительской задолженности;,

6) уровень налогообложения.

Если изменение дохода отражалось движением вдоль кривой, то данные факторы сдвигают кривые потребления и сбережений, формируя новое равновесие. С этим, в частности, связан парадокс бережливости - попытка общества больше сберегать оборачивается меньшим объемом сбережений из-за снижения равновесного дохода. С точки зрения общества рост сбережений — это не израсходованный и уменьшающий чей-то доход рубль. Иногда стимулы сберегать появляются в период спада, когда экономике как раз нужны инвестиции. В подобном случае стремление больше сберегать только ухудшает экономическую конъюнктуру. Рост сбережений означает сокращение потребления и продаж, что в свою очередь способствует мультиплицирующему сокращению национального дохода. В силу эффекта мультипликатора произойдет сокращение дохода на большую величину, чем первоначальное увеличение сбережений (рис.3):

 

 

S

S1

S0

 

 

E1 E0

       
   
 

 

 


 

0 Y

YE1 YE0

 

Рис.3 Парадокс бережливости

 

Механизм данного парадокса таков: сбережения возрастают от S0 до S1, потребительские расходы снижаются, YE0 уменьшается до YE1 (снижение Y значительно из-за мультипликационного эффекта), а в результате сбережения могут оказаться по величине такими же или даже меньшими, чем раньше.

Однако следует заметить, что парадокс бережливости характерен только для экономики в состоянии неполной занятости. В условиях же полной занятости увеличение склонности к сбережению может способствовать снижению уровня цен.

Величины потребления и сбережений относительно стабильны при условии, что государство не предпринимает специальных действий по их изменению, в том числе через систему налогообложения. Стабильность этих величин связана с тем, что на решения домашних хозяйств «потреблять» или «сберегать» влияют соответствующие традиции. К тому же факторы, не связанные с доходом, многообразны, и изменения в них нередко взаимоуравновешиваются.

 

 

10.2. Инвестиции: виды, факторы, роль в экономике. Инвестиции и сбережения.

 

 

Если потребительские расходы относительно стабильны, то инвестиции как второй важный компонент совокупного спроса, наоборот, изменчивы. От их размера зависят колебания деловой активности не только в текущем периоде, но и темпы экономического роста в будущем. Поэтому значение инвестиций переоценить трудно.

Под инвестициями понимают расходы предприятий в долгосрочном периоде, направленные на рост запаса капитала и расширение производства. Под инвестиционным спросом понимается спрос предпринимателей на восстановление изношенного и прирост реального капитала.

Различают:

1. Валовые и чистые инвестиции.

Валовые инвестиции — это вся сумма затрат, идущая как на возмещение выбывающего основного капитала, так и на его наращивание. Чистые инвестиции — это только добавочные вложения в производство. Экономический рост происходит только тогда, когда валовые инвестиции превышают возмещение вложенного в производство капитала, т.е. имеют место положительные чистые инвестиции.

Валовые инвестицииЧистые инвестиции = Величина амортизации.

2. Совокупные частные инвестиции: инвестиции в основной капитал, в жилищное строительство, инвестиции в запасы, т.е. сырье, незавершенное производство, а также готовые изделия, которые откладываются фирмами для хранения.

3. Индуцированные (или стимулируемые, производные) инвестиции (Iи)-инвестиции, которые вызываются устойчивым ростом совокупного спроса и направляются на расширение производства.

4. Автономные инвестиции (Ia) — инвестиции на новую технику и рост качества продукции, осуществляемые при неизменном спросе на блага. Иногда бывает выгодным делать инвестиции при фиксированном национальном доходе. Такие инвестиции становятся причиной увеличения национального дохода, но их осуществление не является следствием роста национального дохода.

5. Фактические инвестиции включают как запланированные, так и незапланированные инвестиции. Незапланированные инвестиции (реальные расходы) — это непредусмотренные изменения инвестиций в товарно-материальные запасы. Незапланированные инвестиции функционируют как выравнивающий механизм, который приводит в соответствие фактические величины сбережений и инвестиций и устанавливает макроэкономическое равновесие. Запланированные инвестиции (планируемые расходы) — сумма, которую домохозяйства, фирмы, правительство и внешний мир планируют истратить. Формула фактических инвестиций такова: Iф=Iпл+∆ТМЗ, где (10.2.6)

Iф- фактические инвестиции,

Iпл- плановые инвестиции,

∆ТМЗ- изменение товарно-материальных запасов.

Товарно-материальные запасы включают сырье, незавершенное производство и готовые товары, которые хранятся у фирм в ожидании продаж. Фирмы поддерживают желаемое соотношение запасов к объему продаж, так как ТМЗ важны по нескольким причинам:

- фирме дешевле заказывать сырье редко, но большими партиями;

- производители держат запасы в качестве способа выравнивания производства: изменить объем производства обычно дороже, чем изменить запасы;

- продавцы создают запасы, чтобы удовлетворить спрос в будущем (производство может быть, например, сезонным).

Изменение товарно-материальных запасов - это незапланированные инвестиции, которые мы введем в модель в следующем вопросе.

В модели Дж.Кейнса представлены чистые автономные плановые инвестиции Iпл. Следовательно, во-первых, мы не будем учитывать амортизацию; во-вторых, будем рассматривать только Ia, не зависящие от уровня дохода, то есть абстрагируемся от производных инвестиций.

На инвестиции оказывает влияние огромное количество факторов: налоги на предпринимательскую деятельность, изменения в технологии производства, инфляционные ожидания, правительственная политика, инвестиционный климат и т.д. Но среди основных факторов выделяют ожидаемую норму чистой прибыли, которую предприниматели предпочитают получать от расходов на инвестиции, и реальную ставку процента.

Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку процента, то инвестирование прибыльно. Главную роль играет реальная ставка процента — номинальная ставка за вычетом уровня инфляции.

Инвестиции являются функцией ставки процента:

Iа=f(r), где (10.2.7)

Iа- автономные чистые инвестиции,

r- реальная ставка процента.

Инвестиционная функция представлена графически на рисунке 4:

 

r

 

 
 


r1

 

 

I

 

0

QI1 QI

 

Рис.4. График спроса на инвестиции.

 

Кривая спроса на инвестиции отражает зависимость между ставкой процента и совокупной величиной требуемых инвестиционных товаров. При высокой ставке процента будут осуществляться только те инвестиционные проекты, которые обеспечивают самую высокую ожидаемую норму чистой прибыли. Следовательно, уровень инвестиций будет невысокий. И наоборот.

Связь между изменением объема инвестиций и изменением реальной ставки процента определяется субъективным фактором — предельной склонностью предпринимателей к инвестированию. Он показывает, на сколько единиц увеличится или уменьшится объем инвестиций при снижении или увеличении процентной ставки на единицу (MPI =∆ I /∆ r).

Спрос на инвестиции представляет собой самую изменчивую часть спроса на блага. Инвестиции сильнее всего реагируют на изменение экономической конъюнктуры. В то же время именно изменения объема инвестиций чаще всего являются причиной конъюнктурных колебаний.

Источником инвестиций служат сбережения, являющиеся функцией дохода, а не процента. Кроме того, сберегают, прежде всего домохозяйства, а инвестируют фирмы. Различны и мотивы сбережений и инвестиций: сберегают, чтобы обеспечить себя в старости, из-за боязни «черного дня», психологии «скряги» и т.п., а фирмы инвестируют, желая максимизировать прибыль.

Важнейшие взаимосвязи инвестиций, сбережений и дохода можно представить формулой: YE=С+Ia, то есть уровень дохода равен сумме потребления и инвестиций, но с другой стороны, YЕ=С+S, то есть сумме потребления и сбережений, тогда равновесие в системе достигается при C+I=C+S, или I(r)=S(Y). Графическое представление макроэкономического равновесия с учетом инвестиционной функции называют кейнсианским крестом (рис.5):

 

AE 45°

AEE1 Е1 С+Ia

 

 
 


С

 

АЕЕ0 Е0

 

Ia

 

YE0 YE1 Y

 

 

Рис.5. Кейнсианские кресты

 

На графике мы видим, что при объеме инвестиций I1 и реальной ставке процента r1 (см.рис.4), совокупные расходы вырастут на объем инвестиций I1, линия совокупных расходов сдвинется вверх по ординате, равновесный доход вырастет от YЕ0 до YЕ1. В этом заключается значимость инвестиций как элементов совокупных расходов. Теперь АЕпл=C+I+МРС·Yd.

Инвестиции в масштабах страны обеспечивают экономический рост, определяя процесс расширенного воспроизводства (строительство производственных зданий, жилья, дорог и т.д.). Это процесс реального капиталовложения, от которого зависят объемы выпуска, занятость.

Нестабильность инвестиций из-за изменчивости экономических ожиданий, нерегулярности инноваций, несовпадения плановых инвестиций и сбережений обусловливают отклонение от равновесия, колебания в экономике.

 

 

10.3. Равновесие на товарном рынке и механизм его достижения. Инфляционный и рецессионный разрывы.

 

 

Кейнсианская модель «Доходы-расходы» - это макроэкономическая модель равновесия на товарном рынке. Для определения равновесного уровня национального производства, дохода и занятости в кейнсианской модели используются два тесно взаимосвязанных метода: метод сопоставления совокупных расходов и объема производства и метод изъятий и инъекций.

 


I. Метод сопоставления совокупных расходов и объема производства.

Экономика находится в равновесии, когда Y = АE, т.е. фактиче-

ские расходы равны планируемым (рис. 6):

 

 
 


АЕпл Y=AE

АЕ2 ТМЗ

С+Ia

АЕЕ

АЕ1

ТМЗ

 

 

 
 


0 Y1 YЕ Y2 Y

 

 

Рис. 6. Сопоставление совокупных расходов и объема производства

(«Кейнсианский крест»)

 

На данном рисунке линия 45° - это график фактических совокупных расходов АЕфакт, которые всегда равны объему дохода, объему выпуска, то есть АЕфакт - это совокупное предложение; а планируемые совокупные расходы АЕпл представляют собой намерения макросубъектов истратить на товары и услуги определенную сумму, то есть АЕпл - совокупный спрос. Каким образом экономика достигает равновесия?

Для многих фирм большую роль играют запасы.

Если фирмы произведут больше товаров, чем потребители захотят купить, они увеличат товарно-материальные запасы (ТМЗ). И наоборот, незапланированные изменения запасов побуждают фирмы изменять уровень производства.

Допустим, что доход находится на уровне больше, чем равновесный. Поэтому фирмам удается продать меньше, чем они произвели. Запасы возрастают, фирмы вынуждены уволить рабочих и уменьшить производство, что сокращает доход до равновесного производства. Так достигается равновесие AD = AS.

Предположим, что фактический выпуск находится ниже равновесного. Фирмы продают больше, чем произвели. Запасы сокращаются, фирмы нанимают рабочих и увеличивают производство. Таким образом, товарно-материальные запасы выступают в качестве балансирующего элемента, чьи изменения приводят к равновесному уровню дохода и где сбережения будут совпадать с инвестициями.

2. Метод «изъятий и инъекций».

Инвестиции относятся к разряду инъекций в кругооборот платежей, так как они увеличивают спрос на продукцию фирм. А сбережения представляют собой утечку из кругооборота платежей, поскольку часть полученных домашними хозяйствами доходов выпадает из общего движения. Поэтому инвестиции представляют собой потенциальную компенсацию изъятия средств на сбережения. Любой уровень производства, когда сбережения превышают инвестиции, будет выше равновесного, и наоборот. Когда S = I, т.е. утечка средств на сбережения полностью компенсируется инъекциями инвестиций, совокупные расходы равны объему производства. Такое равенство определяет равновесие производства (рис 7):


 

 
 


S,I

 
 


S

 

 

Е

I

 

 

 

 

0 Y0 YE Y

 

Рис.7. Сбережения, инвестиции и равновесный уровень дохода.

 

Равновесный размер дохода YЕ - это тот уровень ВНП, при котором сбережения равны планируемым автономным инвестициям. Этот уровень выше порога сбережений Y0. Если инвестиции не равны сбережения и ситуация левее точки Е, то S<I и незапланированные инвестиции (ТМЗ) начнут уменьшатся, а Y↑ до YЕ, а если правее, то процесс будет противоположным.

Отсутствие равновесия между планируемыми инвестициями и сбережениями в экономике может привести к двум отрицательным эффектам:

1. Рецессионный разрыв наблюдается, когда сбережения, соответствующие уровню полной занятости, превышают потребности в инвестировании. Если фактический равновесный объем выпуска Y Е ниже потенциального Y пот, то совокупный спрос неэффективен, то есть совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов. Ощущается недостаток совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением. Совокупный спрос будет расти до неинфляционного. Приращение равновесного совокупного дохода (Y) равно величине рецессионного разрыва, умноженной на величину мультипликатора автономных расходов (рис. 8а).

2. Инфляционный разрыв — когда планируемые инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости. Инфляционный разрыв — величина, на которую должен сократиться совокупный спрос, чтобы снизить равновесный уровень дохода до неинфляционного уровня. Если фактический уровень выпуска больше потенциального, то совокупные расходы избыточны. Избыточность вызывает инфляционный бум. Уровень цен возрастает, так как фирмы не могут расширять производство. Изменение (Y) равно величине инфляционного разрыва, умноженной на величину мультипликатора автономных расходов (рис. 8б):

 

 

АЕ АЕ 45º

45º

       
 
   
 


АЕпл

АЕпл

       
   
 
 

 

 


 

0 0 Yпот YE Y

YE Yпот Y

а б

 

 

Рис.8. Рецессионный и инфляционный разрывы

 

Линия под углом 45о показывает совпадение фактических расходов, т.е. выпуска, и планируемых расходов. Таким образом, в первом случае ситуация, когда сбережения превышают потребности в инвестировании, характерна для спада промышленного производства и безработицы. Во втором случае население все большую часть дохода направляет на потребление. Увеличивающийся спрос повышает цены.

В этой связи главную роль играет правильно подобранная политика правительства.

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв, нужно стимулировать совокупный спрос (совокупные расходы) с помощью фискальной и монетарной политики. Инфляционный бум предполагает, напротив, государственную политику, сдерживающую совокупный спрос (совокупные расходы).

 

 

10.4.Мультипликатор расходов. Механизм мультипликации и его эффект.

 

 

Основным фактором, влияющим на динамику равновесного объема производства, являются колебания инвестиций. При этом изменение инвестиций воздействует на изменение производства в умноженной пропорции. Этот результат называется эффектом

мультипликатора.

Обоснование мультипликатора:

1. Для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки расходов и доходов.

2. Незначительное увеличение расходов может дать многократный прирост, и небольшое сокращение расходов может привести к значительному уменьшению производства.

3. Изменения в потреблении, государственных закупках или экспорте также подвергаются действию эффекта мультипликатора.

Мультипликатор — показатель, характеризующий связь между двумя (иногда и более) параметрами финансовых потоков к экономике. Впервые идея мультипликации введена в экономическую науку английским экономистом Р. Каном в 1931 г., который показал, каким образом инвестиции приводят к мультипликации покупательной способности и занятости населения. Дальше теорию мультипликатора, была разработана Дж.Кейнсом.

Коэффициент, характеризующий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций, называется мультипликатором национального дохода:

 

MP= ∆Y/∆I, где (10.4.8)

 

MP – мультипликатор;

∆Y – изменение реального дохода;

∆I – изменение инвестиций.

Он показывает, что при увеличении общей суммы инвестиций доход возрастает на величину, которая в несколько раз больше, чем прирост инвестиций.

Увеличивая инвестиции в производство на определенную сумму, возрастает доход работников на эту сумму, которые предъявляют спрос на предметы потребления и, следовательно, увеличивают доход занятых в данной сфере и т.д. Этот процесс продолжается с каждым новым кругом расходов.

Для определения величины мультипликатора можно использовать предельную склонность к сбережению и предельную склонность к потреблению.

Если изменения в доходе, потреблении и инвестициях рассматривать как приращение, то приращение дохода распадается на две части: приращение потребительских расходов и приращение инвестиций, то есть:

Y = ∆ C + ∆ I (10.4.9)

Тогда ∆I= ∆Y – ∆C

Подставим это выражение в формулу мультипликатора получим: MP = ∆ Y / (∆ Y – ∆ C),

pазделив числитель и знаменатель на ∆Y, получаем: MP = 1 / 1 – MPC.

Так как MPS = 1 – MPC, то MP = 1 / MPS = 1/(1 – МРС).

Чем меньше доля любого изменения в доходе, которая идет на сбережения, тем больше очередное расходование в каждом цикле и тем выше мультипликатор. Он является величиной, производной от предельной склонности к потреблению.

Мультипликационный процесс прекращается в тот момент, когда прирост сбережения становится равным приросту дохода, т.е. ∆S= ∆Y.

Величина 1 / (1 – MPC) называется мультипликатором автономных расходов MPа.

Мультипликатор автономных расходов — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (или уменьшится) совокупный доход (Y) при росте (или уменьшении) автономных расходов на единицу.

Важно, что однократное изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение дохода. Если, например, автономное потребление увеличивается на какую-то величину ΔС А, то это увеличивает совокупные расходы и доход на ту же величину, что, в свою очередь, вызывает вторичный рост потребления (из-за увеличения дохода), но уже на величину (MPC *ΔСА). Далее совокупные расходы и доход снова возрастают и так по схеме кругооборота «доходы — расходы». Происхождение мультипликационного эффекта связано со спецификой взаимосвязи между величиной дохода и объемом потребления - автономные расходы вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости («расходы одного субъекта становятся доходами другого»).

Мультипликатор, таким образом, является фактором экономической нестабильности, усиливающим колебания деловой активности, вызванные изменениями в автономных расходах.

Данная проблема становится более сложной в условиях стимулированных инвестиций, так как в каждом следующем цикле производства из возросшего совокупного дохода финансируются не только более высокие потребительские, но и растущие инвестиционные расходы.

Механизм мультипликатора используется и на практике. Все проекты в зависимости от срока внедрения делятся на три группы: кратко-, средне- и долгосрочные. Первичные инвестиции направляются в не капиталоемкие, но высокодоходные сферы деятельности, а полученная прибыль становится источником финансирования долгосрочных программ. Мультипликатор действует и в сторону повышения, и в сторону понижения.

Графически мультипликационный эффект показан на рисунке 9:

 

АЕпл

45º

АЕпл1=С+Ī+∆Īпл

Е1

 
 


АЕпл0=С+Ī

 

∆Īпл

Е0

 

 

0

YЕ0 YЕ1 Y

 
 


∆Y

 

 

Рис.9.Эффект мультипликатора

 

Вертикальное смещение линии плановых расходов вызвало большое увеличение равновесного ВНП. Итак, мультипликатор автономных расходов показывает во сколько раз суммарный прирост (сокращение) национального дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. В практике хозяйствования это означает, что относительно небольшое изменение потребления, инвестиций, государственных закупок и налогов могут вызывать значительные изменения выпуска и занятости.

С эффектом мультипликатора тесно связано действие эффекта акселерации. Оно означает, что изменения в спросе на инвестиции рассматриваются как функция от изменения дохода, при этом инвестиции увеличиваются в большей степени, чем прирост дохода.

Увеличен







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.