Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Традиции и новации в культуре.





Традиция – в переводе с латинского «передача», способ и форма социального наследования. Это: «элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в обществах достаточно длительное время». Традиция в культуре всех народов - наиболее древний способ сохранения небиологической информации. В отношении к традиции в научных исследованиях до середины двадцатого века допускалась типологизация по признаку «прогрессивности» или «отсталости». Прогрессивное развитие общества соотносилось, прежде всего, с новациями, техническим совершенствованием.

Современный подход акцентирует внимание на культурной самобытности традиций, важности культурного наследия, обеспечивающего развитие общества. Современная западная парадигма в отношении к традиции – межкультурное взаимодействие и диалог.

Традиция как наиболее устойчивая, базовая форма, сохраняющаяся во времени и передающаяся от поколения поколению, является ключевым звеном, ядром любой устойчивой, сложившейся культуры. Доминирование традиционных базовых элементов в культуре определяет её как традиционную. Традиция объединяет народ, формирует исходную, общую для данного народа, но отличную от других (окружающих данное сообщество) народов форму и способ жизни. Традиция является исходным социокультурным институтом. Знаки и смыслы традиции оформляются в художественной форме – фольклоре. Фольклор складывается в процессе жизни и общения в обычаях, символическом поведении, обрядах и ритуалах. Фольклор, сложившийся на самых ранних этапах развития человеческого общества, характеризуется синкретизмом, слитностью эмоциональной и рациональной сфер, внешней и внутренней формы выражения. Фольклор выражает традиционные ценности, наполняет массовое сознание любого общества. Народное название традиции – обычай.

Культурная история народа никогда не ограничивается традиционными рамками. Она открыта для внешних влияний и принимает их. Такие внешние нетрадиционные формы можно обозначить как новации или инновации. Новация - это новое, незнакомое и несвойственное данной традиции или культуре. Инновация – это модифицированная (измененная, обновленная), знакомая или узнаваемая форма.

Каждое время в центре своей культуры имеет традицию, систему обычных, привычных элементов, передающуюся по наследству. История диктует соответствующую данной системе социокультурную динамику.

Инновационные изменения формируются в процессе межкультурного взаимодействия, миграции, при использовании новых, незнакомых материалов, способов, образов и смыслов. В подходе А. Тойнби, каждый вызов истории есть вызов традиционности, движение в сторону инновационных перемен. Например, новациями в русской истории стали реформы церковного устава по приведению его в соответствие с византийской практикой, проводимые Никоном. Сложившаяся к тому времени православная практика ещё не обрела традиционной устойчивости: это чувствовали идеологи православной культуры, каким был протопоп Аввакум. Новация не получила всеобщего признания повсеместно, и результатом её стал раскол. Еще одна новация в русской культуре – активная вестернизация Петровской эпохи. Она так же не была принята всеми, породив две культурных формы, разобщивших общество: светскую, дворянскую и народную, крестьянскую основу дальнейшему культурному расколу.

Субкультура

Под субкультурами понимаются модификации культуры общества в соответствии с возрастными, профессиональными, поселенческими, территориальными, классовыми и т.п. особенностями той или иной группы людей. Субкультуры трактуются именно как модификации, поскольку, сохраняя "ядро" (характерный для данной культуры менталитет, иерархию ведущих ценностей, норм и образцов поведения в рамках той или иной группы людей), они отличаются друг от друга:

1) нормами, регулирующими связи и отношения между людьми (воинская субкультура, врачебная и т.д.);

2) особенностями жизнедеятельности, истории и быта (городская субкультура, субкультура казачества и т.д.);

3) идеологическими различиями в понимании целей развития общества и его перспектив (пролетарская субкультура, буржуазная и т.д.).

Субкультуры - историческое явление, возникающее в культуре в связи с развитием общества. Социально однородное первобытное общество порождает гомогенный (однородный) тип культуры, единый для всех членов общества.

Общество гетерогенное (разнородное) формирует различные субкультуры в целостном культурном пространстве. Так, уже в средневековой культуре в Европе различаются, с точки зрения М.С.Кагана, по меньшей мере, четыре культурных слоя и четыре субкультуры:

1) "культура храма и монастыря" - религиозно-спиритуалистическая аскетическая, антигедонистическая;

2) "культура замка и дворца" - светская, рыцарская и придворно-аристократическая, политизированная, этизированная и эстетизированная;

3) "культура хутора и села" - крестьянская, фольклорная, во многом сохраняющая языческие традиции первобытности;

4) "культура средневекового города" - бюргерская культура формирующегося города, культура ремесленников, торговцев, представителей нарождающейся интеллигенции, которая стала предшественницей ренессансной культуры.

Дальнейшее развитие, усложнение и дифференциация общества приводит к возникновению множества субкультур, которые можно классифицировать по различным основаниям:

- по возрасту (молодежная, детская, субкультура пожилых и т.д.);

- по поселенческому признаку (городская, сельская и т.д.);

- по профессиональному признаку (учительская, воинская, врачебная и т.д.);

- по классовому признаку (крестьянская, пролетарская, буржуазная, дворянская и т.д.);

- по месту в социальной структуре (маргинальная, криминальная и т.д.).

Кроме того, по временному основанию все субкультуры могут быть поделены на два типа:

1) традиционалистские, т.е. существующие в любом обществе (например, профессиональные субкультуры)

2) инновационно - авангардные, возникающие в конкретные периоды истории в связи с критикой господствующей культуры.

Особенно разнообразно представлены в современном обществе молодежные субкультуры, которые характерны, прежде всего, для динамичных, развивающихся обществ, поскольку в таких обществах молодежь по своему образу жизни, ценностям и установкам существенно отличается от старшего поколения

В учебнике "Культурология" (под ред.Н.Г.Багдасарьян) выделяются 3 основные молодежные субкультуры:

1) "мажоры": данную группу образуют молодые люди, занимающиеся, как правило, мелким бизнесом. Они ориентированы на "легкое" добывание денег и "красивую жизнь". Их характеризует деловая хватка, достаточно хорошо развитое чувство корпоративности. Им присущ нравственный релятивизм, вследствие чего деятельность таких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и правонарушениями;

2) "яппи" ("неояппи"): выходцы из средне- и малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений, оценок и деятельности. Они ориентированы на обеспечение материального достатка в будущем и продвижение по социальной и служебной лестнице. Их интересы концентрируются в сфере образования как необходимого трамплина для успешного продвижения в жизни. В манере одеваться их отличает деловой классический стиль и подчеркнутая опрятность. "Яппи", как правило, не имеют вредных привычек, заботятся о своем здоровье, занимаясь престижными видами спорта. Для них характерно стремление "делать деньги" и успешную карьеру в качестве бизнесменов, банковских работников, юристов;

3) "люберы" ("гопники"): отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, ярко выраженной криминальной направленностью, и во многих случаях - связью с уголовным миром. Их "идеология" опирается на примитивизированные социалистические идеалы, окрашенные "уголовной романтикой", и "культ физической силы". Основу деятельности таких групп составляет мелкий рэкет и спекуляции. Группировки такого толка, как правило, хорошо вооружены, а потому в условиях политической нестабильности могут представлять серьезную опасность для общества.

Современные социологи более актуальным для современного общества считают исследование "культуры бедности" ("культура выживания"), которая присуща неимущим слоям городского и сельского населения, имеющим скудные средства существования.

Ей противопоставлена "культура богатых", для которой характерно престижное, расточительное потребление, культ гедонизма, презрение к физическому труду и т.д. И та, и другая субкультуры - всего лишь варианты одной культуры, часть более целостной системы.

Контркультура.

Термин "контркультура" был предложен американским социологом Теодором Роззаком в его труде "Становление контркультуры" (1969). Пожалуй, наиболее наглядным и ярким выражением подобного явления стало быстро распространившееся по всем континентам движение так называемых "хиппи".

"Хиппи", "битники" и другие подобные им социальные проявления были бунтом против послевоенной ядерной и технотронной действительности, угрожавшей новыми катаклизмами во имя чуждых "свободному" человеку идеологических и бытовых стереотипов. Проповедников и приверженцев "контркультуры" отличали шокирующая обывателя манера мышления, чувствования и общения; культ спонтанного, неконтролируемого разумом поведения; склонность к массовым "тусовкам", даже оргиям, нередко с применением наркотиков; организация разного рода молодежных "коммун" и "коллективных" семей с открытыми, "беспорядочно-упорядоченными" интимными связями; интерес к оккультизму и религиозной мистике в сочетании с "сексуально-революционной мистикой тела" и т.д.

Контркультура в западном обществе возникает как протест молодежи против материального благополучия, конформизма и бездуховности старшего поколения, которое становилось главным объектом критики; против идеологии "общества потребления", культа мещанского "счастья", накопительства, "жизненного успеха" и нравственной закомплексованности. Она отвергает все основополагающие ценности современной западной цивилизации. Если в официальной культуре основными ценностями являются власть, право, государство, богатство, образование, политика, религия, искусство, то в контркультуре утверждается аполитичность, анархия, нетрадиционные формы искусства и религии, отрицаются образование, семья, частная собственность, богатство и деловой успех.

В современной культурологии и социологии понятие "контркультура" имеет, по крайней мере, два значения. Во-первых, данное понятие отождествляется с молодежной культурой 60-х годов, отражающей критическое отношение к современной культуре и отрицание ее как "культуры отцов". Во-вторых, оно используется для обозначения комплекса социально-культурных установок и ценностей, противопоставленных официальной, господствующей культуре.

В конце XX века контркультура становится одной из главных проблем не только культурологии и социологии, но и культурфилософии, которая стремится через анализ данного феномена приблизиться к пониманию самой культуры и механизмов ее обновления и преображения.

Контркультура - это совокупный эффект поисков нового ценностного ядра культуры, своеобразная ценностная революция.

Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок – процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христианской Церкви и Римской империи.

История христианства в Европе началась с противостояния господствующей культуре, с провозглашения новых святынь и жизненных принципов. В той же мере отход от христианской культуры предполагает вначале смену ценностных установок. Не только религиозная, но и светская культура, как правило, при своем становлении исповедует отречение от официальных канонов, идет ли речь о мировоззренческих, этических или эстетических установках.

Всякая новая культура, культура конкретной эпохи возникает в процессе осознания кризиса предшествующей социокультурной парадигмы. С этой точки зрения "первое осевое время" (VIII-II в.в. до н.э.) (К.Ясперс) есть своеобразный выход из кризиса культуры эпохи возникновения мировых религий. Христианство возникло как разрыв в языческом сознании античности. Контркультурными были движения киников в античности, движение романтиков в конце просветительской эпохи в Европе.

Таким образом, контркультура, существуя в форме пародии, критики на официальную культуру, выполняет

а) разрушительную функцию, поскольку она сдерживает, подавляет или препятствует развитию официальной культуры;

б) революционизирующую функцию, так как способствует обновлению в периодстагнации общества и культуры.

Контркультура возникает в кризисные моменты жизни общества как протест определенной части этого общества, в том числе и молодежи, против дегуманизации общественной жизни, бюрократизации, конформизма, отчуждения человека и превращения его в "колесико и винтик" социальной системы, против лицемерия, накопительства и ханжества.

Следовательно, понятие "контркультура" не тождественно понятию "бескультурье" ("варварство"), так как контркультура может нести в себе позитивный смысл. В то же время понятие "контркультура" не тождественно и понятию "субкультура", поскольку контркультурные тенденции могут проявляться на уровне самых разных социальных групп и субкультур.

Массовая культура.

Массовая культура (от лат.massa – ком, кусок, и cultura – возделывание, воспитание) – это совокупность явлений культуры ХХ века, характерных для экономики, управления, досуга, общения и особенно для сферы художественной культуры. Интенсивное развитие средств массовой коммуникации, эра электронной информации радикально изменили как среду обитания человека в индустриальном и постиндустриальном обществе, так и его самого. Новые СМИ и ЭВМ уничтожают на планете пространство и время, устраняют все границы, связывая в единую сеть самые отдаленные уголки (феномен «глобальной технической деревни», по М. Маклюэну).

Всё население, независимо от национальных, классовых, возрастных характеристик, приобщается к одной и той же информации, и культура становится массовой. Массовая аудитория потребителей культурной продукции требует ориентации на «усредненный вкус», а знания приобретаются скорее зрительной памятью, чем работой мозга. Происходит унификация вкусов, взглядов, утрата самостоятельности, стандартизация, «омассовление» культуры.

На смену традиционным формам производства культурных ценностей приходит индустрия культуры, основанная на безграничных возможностях тиражирования в современной технике. В отличие от социальной практики предшествующих эпох массовое искусство начинает подчиняться законам рынка, становится одной из прибыльнейших отраслей экономики и получает соответствующие названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура».

Родина массовой культуры - США. Отсюда началось её шествие по миру. Термин «массовая культура» был впервые обозначен немецким философом М. Хоркхаймером в 1941 году и американским ученым Д.Макдонольдом в 1944 году. В содержательном плане он достаточно противоречив, ибо означает не только «культуру для всех», но и «не вполне культуру».

Характерными чертами массовой культуры является:

- общедоступность, упрощенность, легкость восприятия;

- развлекательность, забавность;

- сентиментальность, доминирование чувственного начала;

- мифологизация и мистификация реальных процессов, происходящих в природе и в человеческом обществе;

- примитивизация человеческих отношений, игра на самых низменных чувствах и побуждениях (вплоть до биологических инстинктов);

- натуралистическое смакование секса, насилия, жестокости;

- культ сильной личности, культ успеха;

- ориентация на искусственно создаваемые имиджи и стереотипы;

- ставка на зрелищность и т.д.

Мир массовой культуры многолик. Её основными жанрами являются детективы, комиксы, мелодрамы, мюзиклы, фильмы ужасов (триллеры) с драками, вампирами, убийствами, эротикой, сексом, фантастика, поп-музыка, сенсационные новости, очерки о колдовстве, гаданиях, чудесах, массовые зрелищные представления– шоу и т.д.

Несмотря на кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, основанную на философии позитивизма, фрейдизма, прагматизма, и выполняет ряд социальных функций:

1) социализации и адаптации человека к условиям рыночной экономики. Цель – помочь приспособиться к господствующему образу жизни, увековечить существующую систему ценностей, отвлечь от социальной активности, воспитать конформизм, предложить убежище от реальности;

2) релаксации (компенсаторская), которая должна обеспечить психологическую устойчивость населения в непростой социальной ситуации, отвлечь от интенсивной гонки в сфере жизненного успеха приобщением к миру грез,несбыточных надежд или путем создания упрощенных версий жизни, сводящих все социальное зло к психологическим или моральным факторам;

3) распространения и внедрения «модернизационных» образцов поведения, норм, стереотипов, в основном, западного образа жизни, что, по мысли Н.А. Бердяева, приводит к «истончению культурного слоя» и, в конечном счете, - к кризису национальной культуры;

4) распространения и популяризации классического наследия;

5) трансляции культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному

сознанию.

Элитарная культура.

В качестве антипода массовой культуре многие культурологи рассматривают элитарную культуру.

Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привилегированный слой общества – элита (от французского elite – лучшее, отборное), которая есть в каждом общественном классе, в каждой социальной группе. Именно элита представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, именно она обеспечивает общественный прогресс. Следовательно, элитарная культура должна быть ориентирована на удовлетворение запросов и потребностей именно этой части общества, т.е. элиты.

Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочинениях Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Фридриха Ницше (1844-1900). Так, в своей работе «Мир как воля и представление» А.Шопенгауэр разделил человечество на 2 части:

- «людей гения», т.е. способных к эстетическому восприятию и художественно-творческой деятельности;

- «людей пользы», т.е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность.

В культурологической теории Ф. Ницше элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека», наделенного, по мысли автора, «уникальной эстетической восприимчивостью» («Рождение трагедии из духа музыки», «Так говорил Заратустра» и т.д.). В ХХ веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше нашли дальнейшее развитие в культурологической концепции испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета (1883-1955)- в работе «Дегуманизация искусства», посвященной проблемам различия старого и нового искусства. По мнению автора, основное отличие нового искусства от старого заключается в том, что оно обращено к элите общества, поэтому совершенно не обязательно должно быть популярным, общепонятным, общечеловеческим.

Новое искусство должно отчуждать людей от реальной жизни, его основой должна быть «дегуманизация». Оно разделяет публику на тех, кто понимает его –на художников, – и на тех, кто таковыми не является. Хосе Ортега-и-Гассет поддерживает авангардное искусство, считая, что только таким образом можно уберечься от «торжествующего хама».

Элита, по его мнению, - это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та его часть, которая обладает особым «органом восприятия». Именно к ней должен обращаться своими произведениями художник.

Примерно эти же позиции защищают представители новых направлений в искусстве и литературе, заявляя, что они создают свои произведения для немногих избранных, для тех, кто может понять и оценить их. Многие из них считают, что их творения принципиально недоступны подавляющей массе людей. Действительно, современное искусство стало чрезвычайно сложным. Многие художественные произведения нелегки для восприятия и требуют для своего понимания умственных усилий и достаточной образованности. Не имея познаний в области истории искусства, эстетики, литературоведения, культурологии трудно оценить по достоинству некоторые произведения литературы (например, Джойса, Гессе, поэтов – символистов), музыки (Стравинского, Шнитке), живописи (кубизма, абстракционизма, сюрреализма, кино (Тарковского и др.). «Высокая культура» стала специализированной. Время энциклопедически образованных универсалов прошло. В каждой сфере культуры теперь есть своя немногочисленная элита.

Однако, практика показывает, что отношение к различным художественным направлениям не является застывшим. В истории культуры неоднократно бывало так, что то или иное направление с течением времени теряло элитарность и превращалось в обычную массовую культуру. Это свидетельствует о том, что деление на массовую и элитарную культуру носит в значительной степени условный характер. Массовая и элитарная культура не имеют четко выраженных границ, они представляют собой части целого - единого социокультурного процесса.

Культурная модернизация.

Модернизация (от английского modern - современный) - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. С точки зрения философов, изучающих данную проблему, сутью модернизации как особой формы развития является переход от традиционного общества к современному.

Традиционные общества являются исторически первыми. Данный тип общества возник в глубокой древности, распространен он и сейчас. Это общество, воспроизводящее себя на основе традиции и имеющее источником легитимации активности прошлое, традиции, опыт. Традиционные общества отличаются отсовременных рядом особенностей:

· доминирование традиции над новацией;

· зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений;

· цикличность развития;

· коллективистский характер общества и отсутствие выделенной персональности;

· авторитарный характер власти;

· предэкономический, прединдустриальный характер;

· отсутствие массового образования и др.

Современное общество по большинству ведущих признаков противоположно традиционному. Данный тип общества можно представить как систему следующих определяющих черт:

ü преобладание инноваций над традицией;

ü светский характер социальной жизни;

ü поступательное (нециклическое) развитие;

ü выделенная персональность;

ü преимущественная ориентация на инструментальные ценности;

ü демократическая система власти;

ü индустриальный характер;

ü массовое образование;

ü активный деятельный психологический склад;

ü предпочтение мировоззренческому знанию точных наук и технологий (техногенная цивилизация) и т.д.

Поскольку современные общества по существу противоположны традиционным обществам, то модернизация общества - это сложный, длительный и драматический процесс, который разными странами проходится по-разному в зависимости от исторической и культурной специфики данных стран.

Исторически первыми на путь модернизации встали западные страны, именно поэтому до середины XIX века модернизация понимается как вестернизация. М.Вебер, стремясь выявить духовные предпосылки современных социальных изменений, создает концепцию становления капитализма из духа протестантской этики. С точки зрения протестантизма, божественное предназначение человеказаключается в честном, добросовестном выполнении им его обязанностей в мирской жизни. Поэтому богатство - показатель того, что человек добился успеха в своей земной жизни и тем самым выполнил предначертания бога. Богатство понималось как способ спасения души, а не как средство удовлетворения собственных желаний.

Протестантизм воспитывал такие черты личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, ответственность. Таким образом, по М.Веберу, главным источником модернизации, является протестантская религия с ее особой этикой, системой ценностей. Многие философы видят истоки западной ментальности (а следовательно, и модернизации) в античности, когда сформировался активный деятельный субъект, утверждающий себя в воздействии на внешний мир, рассматривающий весь мир как объект приложения своих знаний и сил. Этот тип человека и создал уникальную западную цивилизацию. А следовательно, эволюция Запада в направлении к современности была результатом последовательного воздействия античности, Ренессанса, Реформации и Просвещения, победы их принципов, которая не могла не состояться.

Путь западной цивилизации не был безоблачным. В XX веке все чаще звучат идеи о кризисе, о «закате» европейской цивилизации. Причинами самокритики Запада были усиливающееся социально-политическое неравенство, классовая борьба, национализм, расизм, шовинизм, отчуждение человека, превращение его в придаток машины, дегуманизация общественной жизни, появление технологий массового уничтожения, отрицательные последствия научно-технического прогресса.

В XX веке возникают политические силы, предлагающие альтернативы западному пути и западным ценностям. Одной из таких сил был социализм, который можно рассматривать как отражение и порождение главных противоречий западного пути, а опыт строительства социализма в СССР как один из вариантов модернизации. Поскольку социализм отрицал основные ценности западной цивилизации: рынок, демократию, индивидуализм, то основной акцент в развитии общества был сделан на индустриализации. Такой тип модернизации как организации масс для индустриализации получил название догоняющей модернизации (Б.П.Вышеславцев).

Фундаментальными достижениями социалистической модернизации были:

1) осуществление индустриализации и достижение других черт современности - массовое образование, развитие науки, урбанизация и пр.;

2) сохранение собственной культурной основы развития, а именно таких особенностей, как коллективизм, антирыночный подход, коммунистическая идеология, которая играла роль духовного фундамента социалистических преобразований;

3) идеал всесторонне-развитого, гармонического человека – идеал, несомненно, утопический, но все же инициировавший развитие образования, науки, культуры.

В 60-80-ые годы XX века в модернизационный процесс включаются страны Юго-Восточной Азии, сначала Япония, которая успешно конкурирует со странами Запада в экономической и технологической сфере, затем и другие страны этого региона. Специфика данной модернизации состоит в том, что она осуществлялась на собственной культурной основе. Страны Юго-Восточной Азии поняли, что на пути вестернизации их вряд ли ожидает успех, и в процессах модернизации стали опираться на собственные традиции. Таким образом, страны Азии реализуют совершенно новый путь развития, в основе которого лежит не индивидуализм, а коллективизм. Такая модернизация имеет ряд положительных аспектов:

ü она не имеет предзаданной модели развития и использует уникальные особенности своей страны;

ü она избавляет страны от многих противоречий и духовных проблем, связанных с конфликтом традиционных и индивидуалистических ценностей.

Таким образом, существует несколько вариантов модернизации: вестернизация, догоняющая модернизация, модернизация на собственной культурной основе. Сегодня в мире утверждается идея многообразия путей модернизации: поскольку культура каждого народа уникальна и неповторима, то нет и не может быть универсальной модернизации, ее темпы, характер и последствия будут различными в разных странах. А следовательно, важнейшим фактором модернизации общества является его культура.

Типология культур.

Для наиболее полного изучения феномена культуры применяется метод типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения по составу множества объектов культуры.

Существует два основных подхода в типологии культуры:

- изучение культуры в пространстве (синхрония);

- изучение культуры во времени (диахрония).

Термин «синхрония» обозначает состояния и процессы, одновременно происхождящие в культуре всего человечества на каком –то этапе его развития.

Диахронный, т.е. исторический подход выдвигает перед исследователями две проблемы: во–первых, предложить соответствующую периодизацию культурного процесса; во-вторых, вскрыть механизмы, позволяющие культуре не только развиваться, но и постоянно наращивать свой потенциал.

В связи с этим выделяют виды типологий:

- Этнографические типологии (Западная культура – Восточная культура; Христианская культура – Исламская культура – Буддийская культура – Конфуцианская культура; Культура Северных народов – Культура Южных народов и т.д.)

- Антропологические типологии (Культура белых народов – культура черных народов – культура цветных народов; Культура романских народов – культура тюркских народов и т.д.)

- Исторические типологии, где основанием является специфика и своеобразие культуры в историческом развитии.

В исторических типологиях исследователями используются в основном два принципиально разных подхода: «линейный» и «циклический». В первом случае историко–культурный процесс представляется как непрерывное поступательное движение от простого и менее совершенного к более совершенному и сложному, что находит выражение в идее «прогресса». Второй подход, характерный для современных культурологов, заключается в том, что они отрицают идеюпрямолинейного прогресса и мыслят историю как постоянное возвращение на новом уровне к некогда уже испытанным культурным формам.

Рассмотрим основные исторические типологии.

Одной из первых исторических периодизаций, правда, лишь в пределах первобытно-общинного и рабовладельческого строя, является периодизация древнеримского просветителя Тита Лукреция Кара. Он взял за основу процесс овладения человеком конкретным природным материалом, в результате чего различают: 1) каменный век, 2) медный век, 3) бронзовый век, 4) железный век. Одной из самых распространенных периодизаций культурного развития человечества была основана на марксисткой теории общественно-экономических формаций (XIX в.). В соответствии с формационной теорией принято различать следующие существовавшие в истории типы культур: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и в перспективе – социалистическую и коммунистическую. В основе каждой из этих формаций, а следовательно, и культур, лежат определенные производительные силы и экономические отношения, а в качестве движущей энергии в большинстве из них выступают классовая борьба и революции.

Немецким социологом, историком М. Вебером (1864-1920) были предложены абстрактные идеальные типы, представляющие собой не объективно существующую социокультурную реальность, а образ – схему. М.Вебер различал три «чистых» типа господства:

- рациональный тип – правовой, который характеризуется подчинением закону;

- традиционный тип – основывается на святости существующих обычаев и законов;

- «харизматический» тип (харизма – качества личности) – когда качества какого-либо человека позволяют вдохновлять и увлекать за собой людей (Будда, Наполеон, Петр Великий, В.И. Ленин и др.). М. Вебер считал, что абстрактные модели позволяют изучать множество явлений культуры на количественной основе. Немецкий мыслитель К. Ясперс (1883-1969) в качестве центральных понятий выдвигал «единство истории», «единство человечества», «единство культуры».

Ясперс настаивает на том, что человеческая культура имеет общие истоки и единуюцель. Весь путь становления культуры философ разделяет на четыре последовательно сменяющих друг друга периода:

- доистория – время создания человека, его биологических свойств, накопления навыков и духовных ценностей;

- древние культуры – связан с возникновением почти одновременно в трех областях земного шара древних архаических культур (шумеро – вавилонская, египетская, эгейская), когда человек становится человеком;

- «осевое время» - духовное освобождение человека, которое происходило одновременно и независимо (в Китае, Индии, и т.д.) с 800 по 200 г.г. до н.э. В это время были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий;

- технический век – начинается с конца Средневековья. Это время создания принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии.

В ХХ веке появились новые воззрения, согласно которым главным показателем культурного уровня того или иного общества является степень его индустриализации. У истоков таких воззрений находились французский философ Р. Арон (1905-1983) и американский экономист и политолог У. Ростоу (род. в 1916).

Поступательное движение человечества делится на три этапа:

- доиндустриальное общество – включает в себя первые три формации. Здесь преобладает так называемая первичная сфера экономической деятельности – сельское хозяйство, большую роль играют религия и военная сила, автократическая форма правления;

- индустриальное общество – соответствует капиталистической формации. Главенствуют «вторичная» сфера производственной деятельности – промышленность. Формы правления демократические;

- постиндустриальное общество – общество будущего. Главная сфера деятельности

– «третичная» - духовная. Ведущая роль приобретают наука и образование. Форма правления – «меритократия – аристократы духа», т.е. люди, выделившиеся лишь благодаря своему интеллекту, нравственности и реальным заслугам.

В 60-х годах ХХ века канадский ученый М. Маклюэн выдвигает концепцию информационной технологии, где социокультурный процесс связывается с особенностями получения, переработки и передачи информации. Согласно идее Маклюэна, смена эпох в истории человечества определяется господствующими средствами коммуникации:

- эпоха устных (оральных) средств коммуникации – соответствует первобытнообщинной формации;

- эпоха визуальных средств коммуникации – соответствует появлению письменности – рабовладельческая формация;

- эпоха появления массовых средств коммуникации – соответствует эпохе Возрождения, когда появляются первые типографические станки;

- эпоха современных, электронных средств коммуникации – соответствует концу

XIX и далее ХХ веку (телеграф, радио, телефон, телевизор, интернет). Подводя итог краткому рассмотрению истории типологизаций культуры, выработанных за последние столетия, можно сделать вывод о бесконечности процесса исследований в этом направлении и разнообразии взглядов на процесс развития мировой культуры.

Западный тип культуры.

Говоря о европейской культуре, мы должны иметь в виду и США, и Канаду, и Австралию, и в определенном смысле Россию.

В чем проявляется сущность европейской культуры?

Существует три точки зрения:

1) в особенностях индустриальной модели западного общества;

2) в духовных ориентирах христианства;

3) в традициях автономных городских коммун (городов – полисов античности, где были сформированы таки







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.