Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Типологическое своеобразие русской культуры





1. Роль природно-географических, этнографических, религиозно-мировоззренческих факторов в культуре России.

2. Основные этапы развития русской культуры.

3. Своеобразие русской ментальности.

Основные понятия: национальная культура, национальный характер, толерантность, европоцентризм, сакральное, профанное, ампир, андеграунд, тоталитаризм.

Основная литература

К вопросу 1

1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– 338-356.

2. Кондаков И. В. Культурология и история культуры России. – М., 2003. (или другие книги этого автора)

3. Культурология. Конспект лекций / Под ред. Г. В. Драч. – Ростов-на-Дону, 2003.

К вопросу 2

1. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры: [Учеб. пособие для вузов по спец. "История"]. - М.: Высш. шк., 1990. - 432 с.

2. Кондаков И. В. Культурология: история культуры России: Курс лекций по специальности 020600 – культурология для вузов / И. В. Кондаков. - М.: Омега-Л: Высш. шк., 2003. – 615 с.

3. Культурология / Е.В. Головнёва, Н.П. Деменкова, Н.В. Горюцкая, Н.В. Рыбакова. – Омск,2005.

4. Культурология: История мировой культуры: Учеб. Пособие / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др. – М., 2003.

5. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 30-40-х годов XIX века / Г. Ю. Стернин; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации.- М.: Галарт, 2005.- 239, [1] с.

6. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX века / Г. Ю. Стернин.- М.: Совет. художник, 1984.- 296 с.,

7. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века / [ВНИИ искусствознания].- М.: Искусство, 1991.- 207 с.

 

К вопросу 3.

1. Лосский Н.О. Характер русского народа.// Вопросы философии. 1996. №4

2. Сикорский Б.Ф. Н.О. Бердяев о роли национального характера в судьбах России // Социально-политический журнал.- 1993.- №9-10.

3. Лихачёв Д.С. Русская культура. Сборник работ.- Изд.-во «Искусство», М., 2000, – 440 с.

Дополнительная литература

1. Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972. (см. также другие работы этого автора).

2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.–223с.

3. Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV–XVI вв. – М., 1970.

4. История русской архитектуры.- СПб, 1994.

5. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992. (см. также другие работы этого автора).

6. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3т. – Таллинн,1992.

7. Очерки русской культуры XVIII века. Ч. 1, 2, 3, 4. – М., 1985–1987.

8. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ / А. М. Панченко; Отв. ред. Д. С. Лихачев; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом).- Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1984.- 205 с.

9. Раппорт П. А. Древнерусская архитектура. – СПб., 1993.

 

Методические рекомендации

В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н.В. Гоголь писал: «Велико незнанье России посреди России. Все живет в иностранных журналах и газетах, а не в земле своей. Город не знает города, человек человека; люди, живущие только за одной стеной, кажется, как бы живут за морями». Степень актуализации рассуждений писателя прозрачна. Последние несколько столетий период «стыка веков» обнаруживал стремление носителей культуры дать адекватную оценку уже состоявшемуся культурному прошлому и выработать новые формы и методы изучения будущего. Очевидно, это входит и в задачу начала XXI века. Поэтому тема семинара «Типологическое своеобразие русской культуры» предполагает выявить те культурные ценности, которые лежат в основании ментальности нации.

В первую очередь, нужно обратить внимание на роль природно-географических, этнографических, религиозно-мировоззренческих факторов в культуре России; указать основные и промежуточные этапы развития русской культуры; выявить специфические черты русской ментальности.

Период Древней Руси, Киевской и Московской, характеризуется не только сложными историческими условиями, но и рядом мировых достижений. Принятое христианство повлияло на формирование и развитие архитектуры, иконописи, литературы. Эпоха Просвещения способствовала зарождению русской национальной культуры, показала, как традиции Европы трансформировались на русской почве (возникновение русского барокко, классицизма, сентиментализма; зарождение салонной культуры). Девятнадцатое столетие становится веком осмысления процессов синтеза исконно-русского (языческого, фольклорного, христианского, древнерусского) и устоявшихся традиций европейской культуры. Русский романтизм и реализм, а затем пришедший через французское влияние символизм становятся основополагающими в художественной жизни Нового времени в России.

Историко-культурные катаклизмы XX века, наступившее, как писал А. Блок, «Безвременье», культурный хаос, выстраивали новую парадигму ценностей эпохи. Серебряный век – как русский Ренессанс – показал суть культурной целостности. Революционный период стал отправной точной для размежевания, образования разных ниш русской культуры: культура русского зарубежья, советская культура, возникающий и постепенно набирающий скорость андеграунд. Жизнь и творчество «шестидесятников» (Б. Ахмадулина, Е Евтушенко и др.) стали связующим звеном между началом века (традиции Серебряного века, мировой культуры в целом) и вектором формирования культуры второй половины ХХ столетия. Великая Отечественная война, как 1812 года, так и 1941-1945 гг., позволила породить целый пласт в культуре: кино, литература, музыка, публицистика и т.д. Несмотря на жёсткость политических и исторических условий, тотальную закрытость от процессов мирового масштаба, для современной России базой можно считать достижения культуры 60, 70,80 –х гг.

Подробно осветить всю произошедшую историко-культурную событийность невозможно. Поэтому на занятии предлагается рассмотреть те периоды, которые координально меняли направленность русской культуры. Это период Древней Руси, эпоха Просвещения, XIX век, Серебряный век, движение «шестидесятников», направления андеграунда.

В последней части семинара предполагается знакомство с работами Д.С. Лихачёва, Н.О. Лосского, Н.А. Бердяева.

При подготовке к занятию следует обратить внимание на исследования Д.С. Лихачёва, М.В. Алпатова, П.А. Раппорта, А.М. Панченко, Г.Ю. Стернина, Ю.М. Лотмана.

Контрольные вопросы

К вопросу 1

1. Каково влияние природно-климатических условий на становление и развитие русской культуры? Как это просматривается в памятниках культуры?

2. Каково значение принятия христианства на Руси? Как выбор религии способствовал дальнейшему развитию культуры? Что могло бы произойти при альтернативном варианте?

3. В какие периоды развития истории и культуры обращение к религии становится более необходимым? Почему?

4. Как петровские реформы повлияли на формирование светского типа культуры? В каких отношениях находились церковь и власть в разные периоды истории и культуры России? Что мы наблюдаем на современном этапе? Каковы возможности дальнейшего взаимодействия?

5. Как сочетались религия, идеология и культура в советский период? Насколько адекватно обращение к религиозным истокам, процессу строительства храмов, церквей в настоящее время?

6. Каково влияние разных этнических и национальных культур в разные периоды развития культуры России? Покажите на конкретных примерах.

 

К вопросу 2

1. Назовите этапы развития русской культуры.

2. Каковы идейные направления культуры Киевской Руси? Московской Руси? Как это проявлено в архитектуре? иконописи? литературе? Покажите на конкретных примерах.

3. Назовите имена русских иконописцев и основное направление их творчества.

4. Укажите характерные черты эпохи Просвещения. Как взаимосвязаны традиции и инновации в культуре XVIII века?

5. Укажите тенденции развития русской культуры рубежа XVIII–XIX вв. Каким образом исторические события эпохи (войны с Наполеоном, восстание декабристов) оказали влияние на общественную мысль? Насколько это способствовало росту национального самосознания? Наблюдается ли подобное в других периодах истории и культуры России? Покажите на примерах.

6. Укажите характерные особенности русского романтизма? русского реализма?

7. Каковы место, функции движения передвижников в художественной жизни второй половины XIX столетия? Можно ли увидеть параллели в культуре ХХ века? Каковы причины образования такого рода организаций?

8. Культура ХХ века в России. В чём видится особенности культуры до революции 1917 года, в советский и постсоветский периоды?

К вопросу 3

 

1. Прочитайте работу Д.С. Лихачёва «Три основы европейской культуры и русский исторический опыт». Как и каким образом Д.С. Лихачёв определяет духовность русской культуры? В чём видит «природу национальной самобытности России»?

2. Что говорит о характере русского народа Н.О. Лосский? (см. Лосский Н.О. «Характер русского народа»)

3. Какие черты являются основополагающими в русской ментальности для Н.А. Бердяева? (см. Н.О. Бердяев «О роли национального характера в судьбах России»).

 

Темы докладов и рефератов

1. Образ Софии в культуре Древней Руси. Символика и парадигматика смыслов[2,5].

2. А. Рублёв: духовный путь иконописца (см. также фильм А. Тарковского «Андрей Рублёв»)[1].

3. Шатровая архитектура и идеи Московской Руси[3,4,9].

4. М. В. Ломоносов как тип человека Возрождения (на примере фильма «Михайло Ломоносов»)[6,7,8].

 

 

Семинар 13.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.