Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Критерии анализа учебного занятия.





1. Методы обучения: практические, словесные, методы контроля и оценки знаний; объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские.

 

2. Формы обучения: эвристическая беседа, урок, лекция, семинар, дискуссия, ролевая игра.

 

3. Формы познавательной деятельности учащихся на уроке (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная).

 

4. Уровень усвоения знаний (репродуктивный, конструктивный, творческий).

 

5. Доминирующее отношение (воспитательная цель): к природе, к обществу, к другому человеку, к себе, к материальным ценностям, к духовным ценностям, к коллективу, к Родине и т д.

 

6. Обратная связь (виды): интуитивно-визуальная, выборочная, фронтальная.

 

7. Виды учебной ситуации: превалирует деятельность преподавателя (монолог), самостоятельная работа учащихся (фронтальная), совместная деятельность преподавателя и ученика (беседа, дискуссия).

 

8. Качество знаний: полнота, глубина, систематичность, гибкость, оперативность, свернутость, развернутость, осознанность.

9. Внешний вид преподавателя, манера держаться, дистанция общения, жестикуляция.

10. Речь: качество, выразительность, образность, грамотность, интенсивность, доступность, сила голоса, скорость.

11. Педагогическое мастерство:

А) гуманистическая направленность;

Б) профессиональные знания: знание теории, знание методики преподавания, знание основ педагогики и психологии;

В) педагогические способности: коммуникабельность, эмпатия, педагогическая интуиция, рефлексивные способности, эмоциональная устойчивость, способность к творчеству, умение управлять собой.

 

 

Приложение 2.

 

План самоанализа учебного занятия.

1. Охарактеризовать тему занятия (ее место и сложность в курсе), обосновать ее актуальность для данной категории слушателей.

 

2. Обосновать постановку целей занятия.

Триединая дидактическая цель (обучающая, развивающая, воспитательная).

 

3. Назвать структуру занятия (сколько этапов и каким задачам они служат).

 

4. Выделить главный этап занятия, дать его анализ.

 

 

5. Показать, как другие этапы связаны с главным, ему подчинены.

 

6. Дать оценку успешности достижения целей занятия. Обосновать показатели реального результата.

 

7. Наметить перспективы совершенствования своего занятия.

 

 

Приложение 3.

 

План разработки учебной лекции (по Ляудис В.Я., 1989).

 

I.Тема лекции. Обоснование выбора темы.

1) Определение места и значения темы в системе целого курса.

2) Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя; литература, рекомендуемая студентам).

 

II.Формы организации лекции.

1) Тип лекции (информационная, проблемная, монолог с элементами эвристической беседы, эвристическая беседа, лекция-визуализация, лекция-диалог, лекция-конференция и т д.).

2) Цель лекции (замысел, основная идея лекции, объединяющая все предметное содержание).

3) Задачи лекции, реализующие основной замысел:

· состав и последовательность задач;

· характер задач: информационные, аналитические, систематизирующие, проблемные;

4) Средства, необходимые для решения указанных задач (основные категории; системы представлений; функциональные, генетические, структурные, вероятностные, причинные связи).

5) Эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем при решении поставленных задач.

 

III. Содержание лекции.

1) План и конспект содержания лекции.

2) Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность информации (выделить на полях конспекта).

 

IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции.

1) Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное обсуждение, самостоятельная работа студентов в малых группах, партнерство).

2) Языковая форма высказываний (лексика, грамматика, стилистика).

3) Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (кинесика: жесты, мимика, визуальный контакт с аудиторией; просодика: интонации, громкость, темп, ритм речи, паузы; проксемика: дистанция).

 

Приложение 4.

 

Карта оценки профессионального мастерства преподавателя.

  Элементы профессионального мастерства преподавателя     Оценка (баллы от 1 до 5)
1. Использование теоретического материала    
2. Наличие собственных теоретических положений    
3. Убедительность, доказательность тезисов    
4. Наличие примеров, статистических данных, фактов    
5. Связь материала темы с непосредственной деятельностью слушателей    
6. Новизна материала    
7. Соответствие содержания лекции особенностям аудитории    
8. Стройность, последовательность изложения    
9. Четкость заключения выводов    
10. Ответы на вопросы    
11. Использование наглядных форм обучения    
12. Применение технических средств обучения    
13. Использование активных форм обучения    
14. Невербальные средства общения    
15. Культура речи    
18. Использование методов психологической разрядки    
19. Манера общения с аудиторией    
20. Расчет времени преподавателем  

Приложение 5.

 

Анкета обратной связи.

1. Ваше отношение к дисциплине «Методика преподавания психологии»

- 3 - 2 -1 0 +1 +2 +3

очень очень

отрицательное положительное

 

2. Изменилось ли в результате изучения дисциплины Ваши представления об особенностях и процессе обучения психологии?

Да Нет

 

3. Если изменились, то в чем конкретно?

4. Что дало Вам изучение дисциплины в содержательном плане?Какие новые идеи, подходы, решения Вы можете отметить?

 

5. Намерены ли Вы что-либо, полученное в ходе изучения дисциплины использовать в своем дальнейшем обучении, в жизни?

Да Нет

 

6. Если намерены, то что именно?

 

7. Что в процессе изучения дисциплины было для Вас самым ценным?

 

8. Что, по Вашему мнению, можно усовершенствовать?

 

9. Какое чувство осталось у Вас после изучения дисциплины?

Приложение 6.

Примерные контрольные работы, предлагаемые для текущего контроля знаний по дисциплине «Методика преподавания психологии»

Контрольная работа №1

 

  1. У чение – деятельность обучаемого, предполагающая: (перечислите основные составляющие)

 

  1. Кто из авторов рассматривает учебный процесс как систему учебных ситуаций?

 

  1. Что является показателем эффективности учения в репродуктивной (адаптивной) учебной ситуации?

 

  1. Назовите тип отношений в системе «преподаватель-предмет усвоения-обучаемый», который характерен для продуктивной (творческой) учебной ситуации?

 

  1. Назовите функции процесса обучения.

 

  1. Какими должны быть методы и приемы обучения исходя из требований к преподаванию психологии?
  2. В чем заключается главная цель программированного обучения?

 

  1. Назовите 4 модуля в модели позиционного обучения.

 

  1. Опишите пятый тип проблемных ситуаций, наиболее часто встречающихся в учебном процессе.

 

  1. Перечислите задачи, предполагающие воспроизведение знаний (1 группа по таксономии Д. Толлингеровой).

 

Контрольная работа №2

1. Процесс обучения понимается как смена состояний системы деятельности, создаваемой самими людьми. В этом подходе акцент переносится не на педагога и на учащихся как субъектов деятельности, а наих взаимосвязанную, постоянно развивающуюся деятельность, то есть на особенности их взаимодействия. Назовите имя автора этого подхода.

 

2. По мнению каких авторов в основе любого типа обучения заложена система двух видов деятельности– преподавания и учения?

 

3. Сформулируйте цели обучения психологии.

 

4. Чем отличается гуманитарное познание от познания, свойственного естественным дисциплинам.

 

5. Что является предметом и результатом учебной деятельности? (отметьте верный вариант):

§ - знания;

§ - умения;

§ - навыки;

§ - субъект деятельности

§

6. Что является единицей учебной деятельности?

 

7. Назовите 3 главных компонента проблемной ситуации.

 

8. Опишите второй тип проблемных ситуаций, наиболее часто встречающихся в учебном процессе.

 

9. Перечислите задачи, предполагающие сложные мыслительные операции (3 группа по таксономии Д. Толлингеровой).

 

10. Кем были разработаны линейная и разветвленная системы программированного обучения?

 

Контрольная работа №3

1. Кем было введено в употребление понятие «образование»?

 

2. Дайте определение процесса обучения по И.Ф. Харламову.

 

3. Преподавание – это деятельность педагога, включающая: (перечислите основные составляющие)

 

4. Назовите тип отношений в системе «преподаватель-предмет усвоения-обучаемый», который характерен для репродуктивной (адаптивной) учебной ситуации?

 

5. Что является показателем эффективности учения в продуктивной (творческой) учебной ситуации?

 

6. Что такое модель обучения? Дайте определение.

 

7. Опишите первый тип проблемных ситуаций, наиболее часто встречающихся в учебном процессе.

 

8. Опишите четвертый тип проблемных ситуаций, наиболее часто встречающихся в учебном процессе.

 

9. Перечислите задачи, предполагающие простые мыслительные операции (2 группа по таксономии Д. Толлингеровой).

 

10. Перечислите задачи, предполагающие продуктивное мышление (5 группа по таксономии Д. Толлингеровой).

 

Литература.

Основная:

1. Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности: Методические указания / Сост. М.М. Кашапов. Яросл. гос.ун-т. Ярославль, 2001.

2. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: учебно-методическое пособие для студ. вузов.- М.: 1997.

3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: ВЛАДОС, 2004.

4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов – на Дону: РГУ, 1983.

5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000.

6. Дудченко В.. Инновационные игры: Практика, методология и теория. – Таллин, “Валгус”,1989.

7. Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование): Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.

8. Имитационные активные методы обучения: методические указания / Сост. М.М. Кашапов; Яросл. гос ун-т, Ярославль, 2001.9.

9. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.

10. Карпов А.В. Интегральные способности личности/ Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Ярославль.2003.

11. Карпов А.В. Структура ключевых компетенций как системообразующий фактор модели специалиста-психолога / Проблемы совершенствования высшего психологического образования. Сборник научно-методических трудов / Под ред. А.В. Карпова. Ярославль.2004.

12. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления: Монография. СП б.: Алетейя, 2000.

13. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия// Вопросы психологии.1987. №3.

14. Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

15. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. И доп. – М.: Изд-во УРАО, 2000.

16. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Изд.гр. “Прогресс”. “Культура”, 1993.

17. Маркова А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя. М.: Просвещение, 1993.192 с

18. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

19. Макшанов С.И. Психология тренинга. СпБ.1977.

20. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.

21. Модель специалиста с высшим профессиональным образованием / Под. ред. В.Д. Шадрикова. М. 2003

22. Неимитационные активные методы обучения/ Сост. М.М. Кашапов; Яросл. гос ун-т, Ярославль, 2001.

23. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. №1.

24. Панкратова Т.М. Методика преподавания психологии. Учебное пособие, Ярославль, 2003.

25. Поташник М.М. Инновационные школы России. Становление и развитие. – М.: Изд. дом “Новая школа”, 1998.

26. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

27. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989.

28. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / пер. с англ. М.: Генезис, 2000.

29. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997.

30. Хроменко О.В. Методика преподавания психологии. Конспект лекций/Серия «Сессия без депрессии». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256 с.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.