|
При подготовке ответа на вопрос проследите эволюцию понятий «цивилизация» и «культура», их рефлексию в социально-научном знании.Стр 1 из 7Следующая ⇒ Цивилизация - слово французского происхождения, но берет свое начало от латинского корня sivilis – гражданский, государственный. Существует целый ряд определений этого термина. Цивилизация – это: ü синоним культуры; ü уровень и степень общественного развития; ü эпоха, следующая за варварством в истории человечества (дикость, варварство, цивилизация); ü период деградации и упадка культуры (Шпенглер, Маркузе, Бердяев); ü степень господства человека и общества над природой посредством орудий труда и средств производства; ü форма социальной организации и упорядоченности мира, основанная на приоритете новых технологий; Наиболее распространенное значение этого понятия сводится к характеристике той или иной ступени общественного развития и материальной культуры, характерной для определенной общественно-экономической формации. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в культурологии является краеугольным камнем. Оба понятия отличаются полисемантичностью. В научной трактовке их соотношения существует три основные позиции: ü отождествление; ü противопоставление; ü частичное взаимопроникновение. В попытках поставить знак равенства между культурой и цивилизацией есть причины. Они обусловлены чертами сходства: ü и культура, и цивилизация имеют социальное происхождение и не могут существовать вне человеческого начала. Эти характеристики чужды девственной природе. ü цивилизация и культура являются результатами человеческой деятельности по удовлетворению потребностей (материальных и духовных). И первая, и вторая являются, по сути, искусственной средой обитания человека, другими словами – второй природой. ü цивилизация и культура являются различными сторонами общественной жизни. Их можно разъединить только на теоретическом уровне. На позиции отождествления культуры и цивилизации стоял З. Фрейд, он считал, что и то и другое отличает человека от животного. На позиции противопоставления настаивали О. Шпенглер, Н. Бердяев, Т. Маркузе и другие исследователи. О. Шпенглер разводит эти понятия чисто хронологически, культура для него сменяется цивилизацией, что приводит ее к упадку и деградации. Бердяев подчеркивает черты различия культуры и цивилизации. Для Маркузе цивилизация – это жесткая, холодная, повседневная реальность, а культура – это вечный праздник: «Духовный труд культуры противостоит материальному труду цивилизации, как будний день противостоит выходному, работа – досугу, царство необходимости – царству свободы». Все эти авторы, по сути, характеризуют цивилизацию как вырождение культуры, связанное с господством техники, урбанизации, господством денег, материальных потребностей и упадком нравственности, духовности. В марксистской теории цивилизация выступает как ступень общественной истории, культуры, следующая за варварством, характер которой определяется материальным развитием, состоянием способа производства. В настоящее время цивилизация чаще всего рассматривается как состояние культуры, возникающее (вместе с государством) на определенном историческом этапе развития. При этом если культура акцентирует меру развития человека, его внутреннего мира, духовных сил, то цивилизация, прежде всего, воплощается в организации общественной жизни, в формах присвоения культурных ценностей, характеризует «внешнее», социальное бытие культуры, создает те или иные условия для ее развития (в русле этого подхода выделяют аграрную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации). Кроме того, цивилизациями называют также уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками и отличающиеся характером своего отношения к миру природы, общества, самому человеку (например, цивилизации Древнего мира). В русле культурологического подхода цивилизация рассматривается как социально-культурное образование, основу которого составляет уникальная однородная культура; как «пересечение» культуры и общества. Таким образом, цивилизация и культура есть результат человеческой деятельности по преобразованию природы и человека, обусловленный взаимопроникновением этих процессов. Основное направление влияния культуры на цивилизацию осуществляется посредством ее гуманизации и внесения в человеческую деятельность элемента творчества. Цивилизация же с ее прагматическими установками зачастую теснит культуру, сжимает ее духовное пространство. Усвоив сущность понятий «культура» и «цивизация», попытайтесь ответить на следующие вопросы:
Цивилизации и тенденции их развития в ближайшем и отдаленном будущем?
Вопрос № 4. Культурная картина мира – это специфическое видение мира, в котором обитает человек, это система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем. Компонентами культурной картины мира являются культурные нормы и ценности, интуитивные представления, артефакты, способы мировосприятия. Человечество едино по своим корням, однако в процессе развития оно «разветвляется» на множество разнообразных, особенных культур. Каждая из них, вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение. С содержательно-тематической точки зрения выделяют научную, эстетическую, религиозную, этическую, правовую и другие подобные картины мира.
Вопрос № 5. Культурные ценности – значимые для человека и общества, социально-исторически и национально обусловленные предметы, явления, идеи, символизирующие духовное, возвышенное, нравственное, совершенное. Духовность – социокультурный феномен, свойственный человеку, группе людей, обществу в целом, основанный на внутренней свободе личности и проявляющийся в высоких нравственных, эстетических, интеллектуальных и религиозных ориентациях. Культурные нормы – это элемент духовной культуры общества, определенные образцы, правила поведения, действия, познания, передающиеся от поколения к поколению (например, нормы нравственности). Каждую культуру можно представить себе как набор конкретных, разделяемых большинством ее представителей норм, ценностей, находящихся в определенной иерархии. Ценность – общепринятое представление или убеждение о том, что свято для человека, группы, общества в целом. Для подготовки ответа используйте следующие учебные пособия и литературу: · Гуревич П.С. Культуролдогия: элементарный курс: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003, стр. 21-22. · Драч Г.В., Ерыгин А.Н., Заковоротная М.В. и др. Культурология. Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003, стр. 28-30.
Вопрос № 6. Культурные универсалии – это своеобразные инварианты развития культуры, ее элементы; это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Выделяют более 70 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмешения, танцы, спорт, язык, образование, религиозные обряды и др. Они выражают те характеристики культурного опыта, которые значимы для любой культуры. Объяснение существования культурных универсалий усматривается в том, что любые культуры способствуют удовлетворению базисных (физиологических, психологических и социальных) потребностей человека. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|