|
По результатам своих исследований заполните таблицу 5Таблица 5
Задание 4 Работа с ключевыми понятиями. Напишите кратко свое определение следующих понятий: Аксиология Антиномия Артефакт Герменевтика Духовность Культура Контркультура Культурно-историческая эпоха Культурная доминанта Культурная картина мира Культурные универсалии Менталитет Норма Обычай Полифонизм культуры Полисемантичность Семиотика Субъект культуры Субкультура Традиция Художественно-эстетический стиль Экология культуры Ценности культуры Цивилизация Задание 5 Культура –центральное теоретическое понятие культурологии. Его отличительной особенностью является чрезвычайная многозначность интерпретаций и трактовок, т.е. полисемантичность (от лат. poly – много, греч. semanticos – обозначающий). В современной теории культуры насчитывается огромное количество определений, акцентирующих различные качественные характеристики и нюансы человеческой жизнедеятельности. Выделяются, например, следующие виды определений культуры: описательные, антропологические, ценностные (аксиологические), нормативные, адаптивные, исторические, функциональные, семиотические, символические, герменевтические, идеационные, этнографические, социологические, философские, этические, эстетические. Какому виду определений соответствуют трактовки культуры, указанные в таблице 6? Таблица 6
Темы рефератов и творческих заданий 1. История становления культурологического знания. 2. Особенности культурологии как научной дисциплины. 3. Антропология как общая система наук о человеке. 4. Место культурологи в системе инженерного образования. 5. Профессиональная культура инженера. 6. Проблема профессионализма и профессиональной культуры в современной жизни. 7. Сравните различные определения понятия «культура». Выделите общие характеристики. Источники: ü Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х томах. Т.1. СПб., 1998. с 336. ü Антология исследования культуры. Т.1. СПб., 1997. Интерпретации культуры. С. 49-55, 439- 441и др.. 8. Представьте в виде идеографических (структурно-логических) схем или таблиц следующие проблемы: ü полисемантичность понятия культуры; ü структурные элементы культуры; ü принципы типологизации культур; ü искусство в контексте культуры; ü культура и цивилизация.
Литература 1. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов / Никитич Л.А. – ЮНИТИ – ДАНА, 2005. 2. Культурология. Учебное пособие. – Рязань: Рус. слово.1999, стр. 26-35. 3. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. М., 2002. 4. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2002. 5. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. 6. Гуревич П.С. Культурология: элементарный курс: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. 7. Драч Г.В., Ерыгин А.Н., Заковоротная М.В. и др. Культурология. Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. 8. Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. 9. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2006. 10. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – СПб.: Питер, 2005 11. Культурология: Хрестоматия / Сост. Проф. П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2000.
Занятие № 2 Практическое занятие № 2 Тема «Современные концепции культуры»
Цели: 1. Овладение необходимыми знаниями по теме занятия. 2. Формирование навыков работы с научной и учебной литературой, умения составлять конспект и тезисы, систематизировать информацию. 3. Развитие общей культуры студентов.
Задания для подготовки к занятию При подготовке к занятию следует уяснить, что за время существования культурологии как науки появилось много своеобразных подходов к изучению культуры, сложились культурологические школы и концепции в соответствии с взглядами и целевыми установками исследователей. Исходя из критерия научной принадлежности, культурологические концепции дифференцируются на: - философские (А. Шопенгауэр, Ф.Ницше, Ж.-П. Сартр, Э. Гуссерль, А. Швейцер, О. Шпенглер); - исторические (Н. Данилевский, А. Тойнби, К. Ясперс); - социологические (М.Вебер, П. Сорокин); - психоаналитические (З. Фрейд, К.Юнг) и т.д. Изложите сущность одной из них, используя следующие учебники и учебные пособия: · Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2006. Гл. 14, стр. 367-413; · Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов / Никитич Л.А. – ЮНИТИ – ДАНА, 2005. Гл. 1, 2, стр.11-59. · Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология: Учебное пособие. – Москва: ИКЦ» МарТ». Ростов н/Д, 2004. Гл.2, Стр. 34-85. Подготовьте доклад, сообщение, рассмотрев проблемы, решаемые в рамках следующих сложившихся культурологических школ и концепций: - Археолого-этнографическая школа изучает культуру с позиции развития народов, их расселения, взаимовлияния (Ф. Боас, А. Кардинер, М. Мид, Л. Гумилев). Анализ культуры основывается на исследовании материальных памятников, этнографического материала, этнопсихологических особенностей. - Формационно-трудовая школа рассматривает культуру на основе изучения общества по типам общественно-экономических формаций, способу производства и распределения материальных благ. Определяет культуру как вторичное образование, «надстройку», размещающуюся в обществе «над» своим общественно-экономическим базисом. В основе этой школы лежит марксистский подход к изучению истории. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.Плеханов, В. Зомбарт и др. - Культурно-антропологическая школа (Т. Адорно, А. Гелен, М. Вебер) исходит из понимания культуры как способа адаптации человека к природным условиям, восполнение с ее помощью отсутствующих у человека биологических механизмов приспособления к окружающему миру. - Стадиально-эволюционная школа рассматривает культуру разных народов как поэтапное, механически развивающееся движение от низших ступеней развития к высшим. Множество направлений внутри этой школы объединяет историко-этнографический подход к изучению культуры без какого-либо идеологического обоснования. Наиболее известными представителями ее являются Э. Тейлор, Г. Спенсер, Д. Фрезер, Б. Малиновский. - Семиотико-структуралисткая школа изучает культуру с позиций знаковых систем (язык, письменность, музыка, искусство и т.д.) как наиболее устойчивых и выразительных образований в человеческом обществе, создающих возможность прослеживать все процессы формирования и развития культуры в различных ее типах и видах проявления. Наиболее известными теоретиками этой школы являются К.Леви-Стросс, В. фон Гумбольд. Во второй половине XX века появилась школа «диалога культур». Ее сторонники (М. Бахтин, В.С. Библей) исходят из признания главных закономерностей и механизмов развития современной культуры - взаимовлияния и взаимообогащения. Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1. Концепция культуры Ф. Ницше. Противопоставление дионисийского и аполлонийского начал в культуре. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|