Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







По результатам своих исследований заполните таблицу 5





Таблица 5

  Феномен культуры   Адаптивные функции     Деструктивные функции     Адаптивные и деструктивные функции       Объяснение
1. 2. и т.д.        

 

Задание 4

Работа с ключевыми понятиями. Напишите кратко свое определение следующих понятий:

Аксиология

Антиномия

Артефакт

Герменевтика

Духовность

Культура

Контркультура

Культурно-историческая эпоха

Культурная доминанта

Культурная картина мира

Культурные универсалии

Менталитет

Норма

Обычай

Полифонизм культуры

Полисемантичность

Семиотика

Субъект культуры

Субкультура

Традиция

Художественно-эстетический стиль

Экология культуры

Ценности культуры

Цивилизация

Задание 5

Культура –центральное теоретическое понятие культурологии. Его отличительной особенностью является чрезвычайная многозначность интерпретаций и трактовок, т.е. полисемантичность (от лат. poly – много, греч. semanticos – обозначающий). В современной теории культуры насчитывается огромное количество определений, акцентирующих различные качественные характеристики и нюансы человеческой жизнедеятельности. Выделяются, например, следующие виды определений культуры: описательные, антропологические, ценностные (аксиологические), нормативные, адаптивные, исторические, функциональные, семиотические, символические, герменевтические, идеационные, этнографические, социологические, философские, этические, эстетические.

Какому виду определений соответствуют трактовки культуры, указанные в таблице 6?

Таблица 6

Вид определения Понятие культуры
  1. Перечисление отдельных элементов и проявлений культуры, например, обычаи, верования, виды деятельности.
  2. Культура как высший человеческий инстинкт поиска смысла жизни.
  3. Культура трактуется как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.
  4. Культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком(вторая природа).
  5. Культура рассматривается как добровольное исполнение человеком его нравственных обязанностей и как деятельность по гармонизации природной и духовной составляющих человека.
  6. Культура как осуществление красоты и наполнение гармонией всех видов человеческой деятельности.
  7. Культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
  8. Культура есть система знаков, используемых обществом.
  9. Культура есть система символов.
  10.Культура есть духовная жизнь общества, поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.
  11. Культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.
  12. Отношение к культуре как к множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.
  13. Культура как совокупный опыт народов, сумма их знаний, верований, обычаев, искусства, морали.

Темы рефератов и творческих заданий

1. История становления культурологического знания.

2. Особенности культурологии как научной дисциплины.

3. Антропология как общая система наук о человеке.

4. Место культурологи в системе инженерного образования.

5. Профессиональная культура инженера.

6. Проблема профессионализма и профессиональной культуры в современной жизни.

7. Сравните различные определения понятия «культура». Выделите общие характеристики.

Источники:

ü Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х томах. Т.1. СПб., 1998. с 336.

ü Антология исследования культуры. Т.1. СПб., 1997. Интерпретации культуры. С. 49-55, 439- 441и др..

8. Представьте в виде идеографических (структурно-логических) схем или таблиц следующие проблемы:

ü полисемантичность понятия культуры;

ü структурные элементы культуры;

ü принципы типологизации культур;

ü искусство в контексте культуры;

ü культура и цивилизация.

 

Литература

1. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов / Никитич Л.А. – ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

2. Культурология. Учебное пособие. – Рязань: Рус. слово.1999, стр. 26-35.

3. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. М., 2002.

4. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2002.

5. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2002.

6. Гуревич П.С. Культурология: элементарный курс: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.

7. Драч Г.В., Ерыгин А.Н., Заковоротная М.В. и др. Культурология. Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

8. Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.

9. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2006.

10. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – СПб.: Питер, 2005

11. Культурология: Хрестоматия / Сост. Проф. П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2000.


 

Занятие № 2

Практическое занятие № 2

Тема «Современные концепции культуры»

 

Цели:

1. Овладение необходимыми знаниями по теме занятия.

2. Формирование навыков работы с научной и учебной литературой, умения составлять конспект и тезисы, систематизировать информацию.

3. Развитие общей культуры студентов.

 

Задания для подготовки к занятию

При подготовке к занятию следует уяснить, что за время существования культурологии как науки появилось много своеобразных подходов к изучению культуры, сложились культурологические школы и концепции в соответствии с взглядами и целевыми установками исследователей.

Исходя из критерия научной принадлежности, культурологические концепции дифференцируются на:

- философские (А. Шопенгауэр, Ф.Ницше, Ж.-П. Сартр, Э. Гуссерль, А. Швейцер,

О. Шпенглер);

- исторические (Н. Данилевский, А. Тойнби, К. Ясперс);

- социологические (М.Вебер, П. Сорокин);

- психоаналитические (З. Фрейд, К.Юнг) и т.д.

Изложите сущность одной из них, используя следующие учебники и учебные пособия:

· Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2006. Гл. 14, стр. 367-413;

· Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов / Никитич Л.А. – ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

Гл. 1, 2, стр.11-59.

· Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология:

Учебное пособие. – Москва: ИКЦ» МарТ». Ростов н/Д, 2004. Гл.2,

Стр. 34-85.

Подготовьте доклад, сообщение, рассмотрев проблемы, решаемые в рамках следующих сложившихся культурологических школ и концепций:

- Археолого-этнографическая школа изучает культуру с позиции развития народов, их расселения, взаимовлияния (Ф. Боас, А. Кардинер, М. Мид, Л. Гумилев). Анализ культуры основывается на исследовании материальных памятников, этнографического материала, этнопсихологических особенностей.

- Формационно-трудовая школа рассматривает культуру на основе изучения общества по типам общественно-экономических формаций, способу производства и распределения материальных благ. Определяет культуру как вторичное образование, «надстройку», размещающуюся в обществе «над» своим общественно-экономическим базисом. В основе этой школы лежит марксистский подход к изучению истории. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.Плеханов, В. Зомбарт и др.

- Культурно-антропологическая школа (Т. Адорно, А. Гелен, М. Вебер) исходит из понимания культуры как способа адаптации человека к природным условиям, восполнение с ее помощью отсутствующих у человека биологических механизмов приспособления к окружающему миру.

- Стадиально-эволюционная школа рассматривает культуру разных народов как поэтапное, механически развивающееся движение от низших ступеней развития к высшим. Множество направлений внутри этой школы объединяет историко-этнографический подход к изучению культуры без какого-либо идеологического обоснования. Наиболее известными представителями ее являются Э. Тейлор, Г. Спенсер, Д. Фрезер, Б. Малиновский.

- Семиотико-структуралисткая школа изучает культуру с позиций знаковых систем (язык, письменность, музыка, искусство и т.д.) как наиболее устойчивых и выразительных образований в человеческом обществе, создающих возможность прослеживать все процессы формирования и развития культуры в различных ее типах и видах проявления. Наиболее известными теоретиками этой школы являются К.Леви-Стросс, В. фон Гумбольд.

Во второй половине XX века появилась школа «диалога культур». Ее сторонники (М. Бахтин, В.С. Библей) исходят из признания главных закономерностей и механизмов развития современной культуры - взаимовлияния и взаимообогащения.

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Концепция культуры Ф. Ницше. Противопоставление дионисийского и аполлонийского начал в культуре.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.