|
Подготовьте доклады и сообщения о характерных особенностях Владимиро-Cуздальской, Новгородской, Московской художественных школ.Культурный подъем, прерванный монгольским нашествием, возобновился с возвышением и развитием Московского княжества. Падение Византии в XV веке сделало его единственным независимым православным государством в мире. Великий князь Московский Иван III стал претендовать на роль преемника византийского императора, почитавшегося главой всего православного Востока. Подчеркивая это его стали именовать «царем» (от римского caesar - кесарь или цезарь). На старославянском писалось «цьсарь». На рубеже XV – XVI веков родилась гордая теория, объявлявшая Москву «третьим Римом», автором которой выступил инок Филофей в послании к царю Василию III. Имперская идеология, заимствованная у Византии, за пять веков завоевывает прочные позиции в русской культуре. Она проникает в умы аристократов и простых крестьян, закрепляясь в качестве культурной традиции, которая поддерживает прославление «православия, самодержавия, народности». На ее почве развивается мессианское сознание – представление о данном от Бога великом предназначении России в истории человечества. После крушения Византийской империи в 1453 году молодое русское православное государство оказалось со всех сторон окруженным странами с иной верой. В этих исторических условиях православие выступает как идейная сила, способствующая сплочению русских земель в единое целое и укреплению централизованного государства. Известна роль, которую сыграла русская церковь в борьбе с Золотой Ордой, интервентами во время Великой Смуты. Но вместе с тем православие становится и изолирующим фактором, обособляющим русский народ от других народов Европы и Азии. Противостояние его католицизму препятствует культурным контактам с Западной Европой. Все культурные веяния, идущие оттуда, представляются чем-то «порченным», не соответствующим истинной вере, а потому они осуждаются и отвергаются. Это оставляет Россию в стороне от западной культуры, ушедшей далеко вперед за период монголо-татарского владычества. Этот разрыв с Западом превращается в растущую культурную отсталость Средневековой России, особенно в научном и техническом отношении. Этой отсталости содействует и присущая православию приверженность к сохранению сложившихся издавна традиций, неприятие «новой учености», осуждалось всякое западное «умничанье», что не позволяло России идти в ногу со временем. В русском духовенстве московского периода господствовал консерватизм и безграмотность. В таком состоянии Россия подошла к реформам Петра 1. Знать памятники архитектуры ü Киево-Печерский монастырь XI в. ü Собор Киевской Софии XI в. ü Софийский собор в Новгороде XI в. ü Дмитриевский собор во Владимире XII в. ü Успенский собор во Владимире XII в. ü Храм Покрова Богородицы на Нерли XII в. ü Храм Спаса на Нередице под Новгородом XII в. ü Церковь Спаса на Ковалеве XIV в. ü Соборы во Владимире ü Церковь Покрова – на – Нерли ü Софийский собор, 1045 – 1050 гг. ü Древние храмы Новгорода ü Собор Антониева монастыря, 1117 г. ü Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1119 г., мастер Петр Культурологический словарь Антропотеокосмизм – нерасчленённость сфер человеческого, божественного и природного в сознании человека. Идол – статуя, предмет, которому поклоняются как божеству, кумиру. Фольклор – (англ.) народная мудрость. Произведения устного народного творчества (былины, сказки, частушки, пословицы, поговорки, песни и др.) Волхвы – у древних славян: чародей, колдун, жрец. Сварог – бог неба в славянском «пантеоне», бог огня. Перун – сын Сварога, в славянской мифологии Бог грозы и грома (громовик), у восточных славян - войны, оружия, княжеской власти. Велес – бог скота и царства мёртвых (дракон, змей), разрушитель. Ярило – божество пробуждающейся природы, весеннего солнца, утреннего света. Лада – богиня любви, покровительница браков, домашнего очага, богиня юности, красоты. Лель – юный бог любви и страсти, сын Лады. Марена – богиня, связанная с воплощением смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскрешения природы. Ярило, Купала – божества солнца. Монотеизм – (monos – один, theos - бог) – единобожие; служение одному Богу. Крестово-купольный храм – тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда, образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже – угловые помещения. В целом храм представляет собой систему, связанных друг с другом пространств - ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др. Летопись – 1) вид русской повествовательной литературы 11-17 вв.: погодная запись исторических событий. Древнерусские летописи. 2) то же, что история. Летопись боевой славы. Икона – (от греческого eikon – изображение, образ) предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых; образ. Житие – описание жизни святых и лиц, канонизированных христианской церковью («Житие Сергия Радонежского», «Слово о житии князя Дмитрия Ивановича…»). Поучение – наставление, назидательный совет. Аскетизм – (гр. asketes - упражняющийся), строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий. Исихазм - этико-аскетическое течение в православии - подвижничество, рассматриваемое как духовно-телесное соединение с Богом. Связано с особым поклонением (молением) Богу, с психофизическим контролем состояния организма и сознания. Это путь преображения человеческого духа через аскетизм, уход от мира; неординарное явление христианской духовной культуры в условиях пещерного (подземного) затворничества в монастырях. Подземные монастыри были очагами исихеи на Руси, ибо здесь ни звуки мира, ни свет солнца не мешали молитвенной концентрации внимания. Активными последователями исихазма стали Нил Сорский и Сергий Радонежский Кремль – центральная часть, крепость в старых русских городах, например, Московский кремль. Фреска – 1) картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке, например, древнерусские фрески; 2) вид живописи – настенная роспись. Икона – (от греч. eikon – изображение, образ) – в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного писания, которому церковь приписывает священный характер; в узком смысле – произведение специфического вида средневекового искусства, имеющее культовое значение. Иконы рассматриваются церковью как символ, таинственно связанный с Богом, а потому позволяющий духовное приобщение к «оригиналу», то есть проникновение в мир сверхъестественного через предмет реального мира. Культ иконы способствовал укреплению авторитета церкви, росту его богатства. Демократическая сатира – литературный жанр второй половины XVII в. В сатирических произведениях, например, обличаются порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажностью судей. Это сатирические повести «О Шемякином суде» и «О Ерше Ершовиче – сыне Щетинникове», написанные простым народным языком. Последняя из них была широко распространена и передавалась из столетия в столетие. Московское барокко – архитектурный стиль второй половины XVII в. Его характерные черты: многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, цветные изразцы и подчёркнутая устремлённость здания вверх. Парсуна (искажение слова «персона») – условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи конца XVI-XVII вв., сохраняющих приемы иконописи. Возглавил направление Симон Ушаков. В 80-90-е годы XVII в. русские художники создают наиболее значительные парсуны: портрет в рост дяди Петра I Л.К. Нарышкина и поясной портрет матери Петра I Н.К. Нарышкиной. Для них характерно пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма. Скоморох – певец – музыкант, бродячий комедиант, острослов и акробат в Древней Руси. Строгановская школа – условное название стиля в русской иконописи первой половины XVII в. с элементами западноевропейского влияния, развивавшегося при поддержке купцов-меценатов Строгановых в иконописных мастерских Москвы и Сольвычеготска, где находилось их имение. Темы докладов 1. Восточные и западные элементы в русской культуре. 2. Русская духовность и особенности народной религиозности. 3. Православный храм: архитектурный облик и символика. 4. Древнерусская иконопись как культурный феномен. 5. Смеховая и зрелищная культура Руси. 6. Народный календарь: круглый год сказаний, обрядов и праздников. 7. Русская изба как символ народной жизни. 8. Повседневная культура: быт, одежда, семья. 9. «Домострой» Сильвестра как свод норм и система ценностей и его роль в русской культуре. 10. Влияние православия на культуру и русский национальный характер. 11. Культурный облик различных слоев средневекового общества (князей и бояр, воинов, купечества, казачества, горожан, крестьянства и т.п.). 12. Городская культура средневековой Руси. 13. Западная Европа и Россия в Средневековье: общие черты и особенности культурного развития. Литература 1. Беловинский Л.В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. М.: ВЛАДОС, 2002. 3. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. М., 1998. 4. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990. 5. История русского искусства конца ХIХ - начала ХХ века. / Под ред. Сарабьянова Д.В. М., 1993. 6. История русского искусства. В 3 т.Т.1. Искусство Х - первой пол. ХIХ в. 3-е изд. / Под ред. Раковой М.М., Рязанцева И.В. М., 1991. 7. Литература и культура Древней Руси. Словарь – справочник. М., 1994. 8. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М.: Вече, 1997.
Занятие № 7 Семинар № 4 ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|