Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Подготовьте доклады и сообщения о характерных особенностях Владимиро-Cуздальской, Новгородской, Московской художественных школ.





Культурный подъем, прерванный монгольским нашествием, возобновился с возвышением и развитием Московского княжества. Падение Византии в XV веке сделало его единственным независимым православным государством в мире. Великий князь Московский Иван III стал претендовать на роль преемника византийского императора, почитавшегося главой всего православного Востока. Подчеркивая это его стали именовать «царем» (от римского caesar - кесарь или цезарь). На старославянском писалось «цьсарь».

На рубеже XV – XVI веков родилась гордая теория, объявлявшая Москву «третьим Римом», автором которой выступил инок Филофей в послании к царю Василию III.

Имперская идеология, заимствованная у Византии, за пять веков завоевывает прочные позиции в русской культуре. Она проникает в умы аристократов и простых крестьян, закрепляясь в качестве культурной традиции, которая поддерживает прославление «православия, самодержавия, народности». На ее почве развивается мессианское сознание – представление о данном от Бога великом предназначении России в истории человечества.

После крушения Византийской империи в 1453 году молодое русское православное государство оказалось со всех сторон окруженным странами с иной верой. В этих исторических условиях православие выступает как идейная сила, способствующая сплочению русских земель в единое целое и укреплению централизованного государства. Известна роль, которую сыграла русская церковь в борьбе с Золотой Ордой, интервентами во время Великой Смуты.

Но вместе с тем православие становится и изолирующим фактором, обособляющим русский народ от других народов Европы и Азии. Противостояние его католицизму препятствует культурным контактам с Западной Европой. Все культурные веяния, идущие оттуда, представляются чем-то «порченным», не соответствующим истинной вере, а потому они осуждаются и отвергаются. Это оставляет Россию в стороне от западной культуры, ушедшей далеко вперед за период монголо-татарского владычества. Этот разрыв с Западом превращается в растущую культурную отсталость Средневековой России, особенно в научном и техническом отношении.

Этой отсталости содействует и присущая православию приверженность к сохранению сложившихся издавна традиций, неприятие «новой учености», осуждалось всякое западное «умничанье», что не позволяло России идти в ногу со временем. В русском духовенстве московского периода господствовал консерватизм и безграмотность. В таком состоянии Россия подошла к реформам Петра 1.

Знать памятники архитектуры

ü Киево-Печерский монастырь XI в.

ü Собор Киевской Софии XI в.

ü Софийский собор в Новгороде XI в.

ü Дмитриевский собор во Владимире XII в.

ü Успенский собор во Владимире XII в.

ü Храм Покрова Богородицы на Нерли XII в.

ü Храм Спаса на Нередице под Новгородом XII в.

ü Церковь Спаса на Ковалеве XIV в.

ü Соборы во Владимире

ü Церковь Покрова – на – Нерли

ü Софийский собор, 1045 – 1050 гг.

ü Древние храмы Новгорода

ü Собор Антониева монастыря, 1117 г.

ü Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1119 г., мастер Петр

Культурологический словарь

Антропотеокосмизм – нерасчленённость сфер человеческого, божественного и природного в сознании человека.

Идол – статуя, предмет, которому поклоняются как божеству, кумиру.

Фольклор – (англ.) народная мудрость. Произведения устного народного творчества (былины, сказки, частушки, пословицы, поговорки, песни и др.)

Волхвы – у древних славян: чародей, колдун, жрец.

Сварог – бог неба в славянском «пантеоне», бог огня.

Перун – сын Сварога, в славянской мифологии Бог грозы и грома (громовик), у восточных славян - войны, оружия, княжеской власти.

Велес – бог скота и царства мёртвых (дракон, змей), разрушитель.

Ярило – божество пробуждающейся природы, весеннего солнца, утреннего света.

Лада – богиня любви, покровительница браков, домашнего очага, богиня юности, красоты.

Лель – юный бог любви и страсти, сын Лады.

Марена – богиня, связанная с воплощением смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскрешения природы.

Ярило, Купала – божества солнца.

Монотеизм – (monos – один, theos - бог) – единобожие; служение одному Богу.

Крестово-купольный храм – тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда, образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже – угловые помещения. В целом храм представляет собой систему, связанных друг с другом пространств - ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.

Летопись – 1) вид русской повествовательной литературы 11-17 вв.: погодная запись исторических событий. Древнерусские летописи. 2) то же, что история. Летопись боевой славы.

Икона – (от греческого eikon – изображение, образ) предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых; образ.

Житие – описание жизни святых и лиц, канонизированных христианской церковью («Житие Сергия Радонежского», «Слово о житии князя Дмитрия Ивановича…»).

Поучение – наставление, назидательный совет.

Аскетизм – (гр. asketes - упражняющийся), строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий.

Исихазм - этико-аскетическое течение в православии - подвижничество, рассматриваемое как духовно-телесное соединение с Богом. Связано с особым поклонением (молением) Богу, с психофизическим контролем состояния организма и сознания. Это путь преображения человеческого духа через аскетизм, уход от мира; неординарное явление христианской духовной культуры в условиях пещерного (подземного) затворничества в монастырях. Подземные монастыри были очагами исихеи на Руси, ибо здесь ни звуки мира, ни свет солнца не мешали молитвенной концентрации внимания. Активными последователями исихазма стали Нил Сорский и Сергий Радонежский

Кремль – центральная часть, крепость в старых русских городах, например, Московский кремль.

Фреска – 1) картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке, например, древнерусские фрески; 2) вид живописи – настенная роспись.

Икона – (от греч. eikon – изображение, образ) – в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного писания, которому церковь приписывает священный характер; в узком смысле – произведение специфического вида средневекового искусства, имеющее культовое значение. Иконы рассматриваются церковью как символ, таинственно связанный с Богом, а потому позволяющий духовное приобщение к «оригиналу», то есть проникновение в мир сверхъестественного через предмет реального мира. Культ иконы способствовал укреплению авторитета церкви, росту его богатства.

Демократическая сатира – литературный жанр второй половины XVII в. В сатирических произведениях, например, обличаются порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажностью судей. Это сатирические повести «О Шемякином суде» и «О Ерше Ершовиче – сыне Щетинникове», написанные простым народным языком. Последняя из них была широко распространена и передавалась из столетия в столетие.

Московское барокко – архитектурный стиль второй половины XVII в. Его характерные черты: многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, цветные изразцы и подчёркнутая устремлённость здания вверх.

Парсуна (искажение слова «персона») – условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи конца XVI-XVII вв., сохраняющих приемы иконописи. Возглавил направление Симон Ушаков. В 80-90-е годы XVII в. русские художники создают наиболее значительные парсуны: портрет в рост дяди Петра I Л.К. Нарышкина и поясной портрет матери Петра I Н.К. Нарышкиной. Для них характерно пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.

Скоморох – певец – музыкант, бродячий комедиант, острослов и акробат в Древней Руси.

Строгановская школа – условное название стиля в русской иконописи первой половины XVII в. с элементами западноевропейского влияния, развивавшегося при поддержке купцов-меценатов Строгановых в иконописных мастерских Москвы и Сольвычеготска, где находилось их имение.

Темы докладов

1. Восточные и западные элементы в русской культуре.

2. Русская духовность и особенности народной религиозности.

3. Православный храм: архитектурный облик и символика.

4. Древнерусская иконопись как культурный феномен.

5. Смеховая и зрелищная культура Руси.

6. Народный календарь: круглый год сказаний, обрядов и праздников.

7. Русская изба как символ народной жизни.

8. Повседневная культура: быт, одежда, семья.

9. «Домострой» Сильвестра как свод норм и система ценностей и его роль в русской культуре.

10. Влияние православия на культуру и русский национальный характер.

11. Культурный облик различных слоев средневекового общества (князей и бояр, воинов, купечества, казачества, горожан, крестьянства и т.п.).

12. Городская культура средневековой Руси.

13. Западная Европа и Россия в Средневековье: общие черты и особенности культурного развития.

Литература

1. Беловинский Л.В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории.

М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. М.: ВЛАДОС, 2002.

3. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. М., 1998.

4. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990.

5. История русского искусства конца ХIХ - начала ХХ века. / Под ред. Сарабьянова Д.В. М., 1993.

6. История русского искусства. В 3 т.Т.1. Искусство Х - первой пол. ХIХ в. 3-е изд. / Под ред. Раковой М.М., Рязанцева И.В. М., 1991.

7. Литература и культура Древней Руси. Словарь – справочник. М., 1994.

8. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М.: Вече, 1997.

 

 

Занятие № 7

Семинар № 4







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.