Область применения рабочей программы
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Область применения рабочей программы





ОрГанИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

и задания для выполнения КОНТРОЛЬНЫх работ для студентов, обучающихся по заочной форме специальности

Переработка нефти и газа

 

 

2012 г.


Рассмотрена

на заседании цикловой..комиссии

механико-технологических дисциплин

 

протокол № __ от ____________

 

Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 240134 Переработка нефти и газа

 

Председатель цикловой комиссии

 

__________ М.В. Хрипунова

 

Утверждаю

Заместитель директора по

учебной работе

 

 

__________ Г.А. Бикташева

 

«____» _________________

 

 

Заместитель директора по

учебной работе

 

__________ Г.А. Бикташева

 

«____» _________________


 

 

Автор: Веденеева О.Н., преподаватель высшей категории ГБОУ СПО «Салаватский индустриальный колледж»

 

 

Рецензент:

 

Кулагина Н.Е., преподаватель ГБОУ СПО «Салаватский индустриальный колледж»


СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. 1. Введение
2. Рабочая программа учебной дисциплины
3. Методические указания по изучению учебного материала    
4. Задания для выполнения контрольной работы   5. Список вопросов к экзамену    

 

 

Введение

 

Методические указания и контрольные задания составлены в соответствии с с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 240134 Переработка нефти и газа.

Учебная дисциплина «Органическая химия» входит в профессиональный цикл, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.



Дисциплина «Органическая химия» предусматривает изучение теоретических основ органической химии, способов получения и свойств классов органических соединений, практического применения органических веществ в народном хозяйстве.

 

В результате освоения учебной дисциплины студент должен

уметь:

· составлять и изображать структурные полные и сокращенные формулы органических веществ и соединений;

· определять свойства органических соединений для выбора методов синтеза углеводородов при разработке технологических процессов;

· описывать механизм химических реакций получения органических соединений;

· составлять качественные химические реакции, характерные для определения различных углеводородных соединений;

· прогнозировать свойства органических соединений в зависимости от строения молекул;

· решать задачи и упражнения по генетической связи между различными классами органических соединений;

· определять качественными реакциями органические вещества, проводить количественные расчеты состава веществ;

· применять безопасные приемы при работе с органическими реактивами и химическими приборами;

· проводить реакции с органическими веществами в лабораторных условиях;

· проводить химический анализ органических веществ и оценивать его результаты.

 

В результате освоения учебной дисциплины студент должен

знать:

· как источник многообразия органических соединений;

· особенности строения органических веществ, их молекулярное строение, валентное состояние атома углерода;

· особенности строения и свойства органических веществ, содержащих в составе молекул атомы серы, азота, галогенов, металлов;

· особенности строения и свойства органических соединений с большой молекулярной массой;

· природные источники, способы получения и области применения органических соединений;

· теоретические основы строения органических веществ, номенклатуру и влияние строения молекул на химические свойства органических веществ;

· влияние функциональных групп на свойства органических веществ;

· изомерию классификацию органических соединений;

· типы связей в молекулах органических веществ.

Программа рассчитана на 157 часов (в том числе 40 часов лабораторных работ и практических занятий) для базового уровня среднего профессионального образования.

Усвоение программного материала дисциплины складывается из

а) самостоятельного изучения учебного материала по рекомендуемой

литературе;

б) выполнения одной домашней контрольной работы;

в) выполнения лабораторных работ и практических занятий.

 

Основным методом изучения программного материала является самостоятельная работа студента – заочника по рекомендуемой литературе в соответствии с методическими указаниями.

Установочные занятия проводятся перед началом изучения дисциплины с целью ознакомления студентов с его содержанием и методикой изучения.

Обзорные лекции и лабораторно-практические занятия проводятся в период лабораторно – экзаменационной сессии с целью систематизировать, расширить и закрепить полученные знания и ответить на возникшие у студентов вопросы.

По дисциплине «Органическая химия» выполняется одна домашняя контрольная работа, а в период сессии проводятся лабораторно-практические занятия с последующей сдачей экзамена.

 

2. Рабочая программа учебной дисциплины

Паспорт РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Органическая химия

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:  
лабораторные работы
практические занятия
Самостоятельная работа студента (всего)
в том числе:  
самоподготовка (самостоятельное изучение тем учебников, учебных пособий)
реферат, доклад
решение задач
составление уравнений реакций, отражающих генетическую связь между классами органических соединений
оформление отчётов по результатам лабораторных работ и подготовка к их защите
Итоговая промежуточная аттестация в форме экзамена

 


2.2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _____Органическая химия_______

 

Раздел 1. Строение и состав органических соединеий    
Введение Дисциплина «Органическая химия». Особенности органических соединений. Природные и синтетические органические вещества. Научное и практическое значение органической химии. Экологические проблемы химических и нефтехимических производств.      
Тема 1.1. Общие вопросы теории химического строения органических веществ. Теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. Основные положения теории, её значение. Структурные формулы органических веществ. Изомеры. Значение теории химического строения. Природа химической связи. Электронные представления о строении молекул органических веществ. Ковалентная связь и её характеристики: энергия и длина связи, валентный угол, полярность и поляризуемость. Гибридизация атомных орбиталей sp3 -, sp2 -, sp- гибридизация. Валентные состояния атома углерода. Типы органических реакций. Типы разрыва ковалентной связи: гомолитический и гетеролитический. Свободные радикалы, карбкатионы, карбанионы. Принципы классификации органических соединений. Классы органических соединений.
Тема 1.2. Элементарный анализ органических соединений Методы очистки органических веществ. Качественный и количественный анализ органических веществ. Установление формул органических веществ.
Лабораторная работа 1 Определение качественного состава органических веществ  
Практическое занятие 1 Решение задач по установлению формул органических веществ по массовым долям элементов и по продуктам сгорания органического вещества.  
Самостоятельная работа студента Выполнение домашних заданий по теме 1.2. Оформление отчёта  
Раздел 2. Углеводороды    
Тема 2.1. Алканы Алканы. Гомологический ряд, общая формула. Строение алканов Рациональная и современная международная номенклатура алканов. Природные источники алканов. Получение алканов реакциями гидрирования непредельных углеводородов, синтеза, расщепления органических веществ. Физические свойства алканов. Химические свойства алканов. Реакции замещения алканов: галогенирование, нитрование, сульфохлорирование, крекинг, окисление, изомеризация. Метан. Природные и попутные нефтяные газы. Использование алканов в экономике страны в качестве топлива и химического сырья.
Практическая работа 2Составление структурных формул изомеров алканов. Способы получения алканов. Составление реакций замещения алканов, крекинга
Лабораторная работа 2Получение метана. Изучение химических свойств алканов.
  Самостоятельная работа студента Природные источники углеводородов, применение предельных углеводородов в народном хозяйстве. Выполнение домашних заданий по теме 21.. Оформление отчёта  
Тема 2.2. Циклоалканы Циклоалканы, их строение, общая формула, гомологический ряд, изомерия, номенклатура, нахождение в природе. Свойства циклоалканов. Зависимость свойств от строения циклов. Пространственное строение циклов. Получение и применение циклоалканов.
Самостоятельная работа студента Использование циклоалканов в народном хозяйстве. Выполнение домашних заданий по теме 2.2. Оформление отчёта  
Тема 2.3. Алкены Алкены. Гомологический ряд, общая формула. Изомерия, номенклатура алкенов: рациональная и международная. Строение алкенов. Способы получения алкенов: промышленные и лабораторные. Физические свойства алкенов. Общая характеристика химических свойств. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование. Механизм реакций электрофильного присоединения. Правило В.В. Марковникова. Окисление алкенов. Реакции алкилирования. Реакции полимеризации. Качественные реакции на π-связь. Представители алкенов: этилен, пропилен, их получение и применение.
Лабораторная работа 3Получение зтилена и изучение его свойств  
Практическое занятие 3Составление структурных формул изомеров алкенов. Механизм реакции электрофильного присоединения. Установление структурных формул исходных веществ по продуктам реакции. Решение расчетных задач на нахождение массы (объема, количества) вещества.  
Самостоятельная работа студента Выполнение домашних заданий по теме 2.3 Оформление отчёта Решение задач по теме: "Алкены" .  
Тема 2.4. Алкины Алкины. Гомологический ряд, общая формула, изомерия алкинов. Рациональная и международная номенклатура алкинов. Строение алкинов. Способы получения алкинов: промышленные и лабораторные. Физичес­кие и химические свойства алкинов. Влияние тройной связи на химические свойства алкинов. Реакции присоединения. Реакция М.Г. Кучерова. Реакции окисления, полимеризации. Реакции замещения водорода. Качественные реакции. Ацетилен, его получение и применение.
Лабораторная работа 4Получение ацетилена и изучение его свойств  
Самостоятельная работа студента Выполнение домашних заданий по теме 2.4. Оформление отчёта Решение задач по теме: "Алкины"  
Тема 2.5. Диеновые углеводороды Диеновые углеводороды (алкадиены). Общая формула, представители, номенклатура , изомерия , классификация. Диеновые углеводороды с сопряженными двойными связями. Особен­ности химических свойств сопряженных диенов - реакции присоединения по типу 1, 2 и 1,4. Реакции полимеризации, Бутадиен. Изопрен. Природный и синтетический каучуки, их применение.
Самостоятельная работа студента Природные и синтетические каучуки. Выполнение домашних заданий по теме 2.5.  
Тема 2.6. Ароматические углеводороды Бензол. Строение бензола. Ароматическая система связей. Гомологи бензола. Общая формула гомологического ряда бензола, изомерия, номенклатура. Ароматические радикалы (арилы). Природные источники исинтетические способы получения аренов, характеристика их физических свойств. Химические свойства ароматических углеводородов. Реакции замещения: галогенирование, нитрование, сульфирование. Механизм реакции электрофильного замещения. Реакции присоединения водорода, галогенов. Реакции алкилирования. Окисление. Ориентация при электрофильном замещении в бензольном кольце. Заместители первого рода (орто - и пара - ориентанты). Заместители второго рода (мета - ориентанты). Природа, их влияние на активность бензольного ядра. Представители аренов: бензол, толуол, кумол, стирол и их применение. Многоядерные арены, их классификация, строение, получение, свойства, применение. Дифенил, нафталин, антрацен.
Лабораторная работа 5Исследование физических и химических свойств аренов (бензола, толуола)  
Практическое занятие 4Механизм реакций аренов. Осуществление схем химических превращений. Решение расчетных задач.  
Самостоятельная работа студента Генетическая связь между классами углеводородов. Выполнение домашних заданий по теме 2.6. Оформление отчёта  
Тема 2.7. Нефть и продукты ее переработки Нефть, ее состав и свойства. Происхождение нефти, физические с химические методы ее переработки. Фракционная перегонка нефти. Крекинг, его виды. Пиролиз. Ароматизация нефтепродуктов. Значение нефти и продуктов ее переработки в различных отраслях промышленности.  
Самостоятельная работа студента Нефтепродукты и их использование в народном хозяйстве  
Раздел 3. Монофункцио-нальнве соединенния    
Тема 3.1. Галогенпроиз-водные Галогенпроизводные углеводороды. Классификация, изомерия, номенклатура. Получение предельных и ароматических галогенпроизводных, физические свойства. Химические свойства галогенпроизводных: реакции с активными металлами, водой, щелочами, цианидом калия. Механизм реакций нуклеофильного замещения. Свойства атомов галогена в различного типа галогенпроизводных. Представители галогенпроизводных: метилхлорид, дихлорэтан, винилхлорид, хлорбензол, их получение, свойства, применение.
Лабораторная работа 6Получение галогенпроизводных (бромэтана и йодоформа)  
Самостоятельная работа студента Получение, свойства и применение фторпроизводных углеводородов (фреон, тетрафторэтилен, трифторэтилен) . Выполнение домашних заданий по теме 3.1. Оформление отчёта  
Тема 3.2. Гидроксильные соединения и их производные     Классификация гидроксильных соединений. Предельные одноатомные спирты, их общая формула, гомологический ряд, изомерия и номенклатура: рациональная и современная международная. Способы получения спиртов. Физические и химические свойства спиртов. Представители одноатомных спиртов: метанол, этанол. Высшие жирные спирты. Действие спиртов на организм.
  Ненасыщенные одноатомные спирты: аллиловый спирт. Многоатомные спирты, их строение и свойства. Этиленгликоль и глицерин, их получение и применение.
Фенолы. Классификация, изомерия, номенклатура. Одноатомные фенолы. Получение фенолов в промышленности. Физические и химические свойства.
Простые эфиры, изомерия, номенклатура, способы получения, физические и химические свойства. Диэтиловый зфир.
Лабораторная работа 7Изучение химических свойств спиртов  
Лабораторная работа 8 Исследование химических свойств фенола  
Самостоятельная работа студентаВыполнение домашних заданий по теме 3.2. Оформление отчёта  
Тема 3.3. Альдегиды и кетоны Гомологические ряды альдегидов и кетонов, классификация, изомерия, номенклатура: рациональная и современная международная. Способы получения альдегидов и кетонов. Общая характеристика физических свойств альдегидов и кетонов.
Строение карбонильной группы, ее особенности. Химические свойства альдегидов и кетонов. Сходство и различие в свойствах альдегидов и кетонов. Качественные реакции на альдегиды и кетоны. Отдельные представители альдегидов и кетонов: формальдегид, бензальдегид, ацетон, метилэтилкетон, их применение в промышленности.
Ненасыщенные карбонильные соединения. Акролеин.  
Лабораторная работа 9Исследование свойств альдегидов и кетонов, их качественные реакции.  
Самостоятельная работа студента Применение альдегидов и кетонов в народном хозяйстве. Выполнение домашних заданий по теме 3.3. Оформление отчёта  
Тема 3.4. Карбоновые кислоты и их производные. Липиды     Карбоновые кислоты, их классификация. Предельные одноосновные кислоты, гомологический ряд, общая формула, изомерия, номенклатура: рациональная и современная международная Общие способы получения. Характеристика физических свойств. Строение карбоксильной группы. Карбоксилат - анион. Влияние угле­водородного радикала на силу кислот. Хиические свойства кислот. Муравьиная кислота, уксусная кислота, высшие жирные кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот.
Циклоалкановые (нафтеновые) кислоты. Непредельные кислоты, строение, особенности свойств, применение. Акриловая, метакриловая, олеиновая кислоты. Двухосновные карбоновые кислоты. Номенклатура, общие и специфические свойства двухосновных кислот. Щавелевая кислота, фталевые кислоты, их получение и применение.
 
  Ангидриды и хлорангидриды карбоновых кислот, строение, номенклатура, получение, свойства, применение в промышленности.  
Амиды и нитрилы карбоновых кислот, строение, номенклатура, получение, свойства, применение в промышленности. Акрилонитрил.  
Сложные эфиры карбоновых кислот, строение, изомерия, номенклатура, нахождение в природе. Получение сложных эфиров: реакция этерификации, ее обратимость. Физические и химические свойства сложных эфиров, их применение в экономике страны, роль в природе. Липиды. Жиры в природе, их строение. Физические и химические свойства жиров: гидролиз жиров, гидрирование жидких жиров. Биологическая роль жиров.  
Лабораторная работа 10Исследование свойств карбоновых кислот.    
Лабораторная работа 11Изучение свойств производных карбоновых кислот.    
Практическое занятие 5Номенклатура, получение, свойства карбоновых кислот. Решение расчетных задач.    
Самостоятельная работа студента Выполнение домашних заданий по теме 3.4. Оформление отчёта Генетическая связь между классами органических соединений.    
Тема 3.5. Органические соединения серы   Типы органических соединений серы. Тиолы, тиоэфиры. Номенклатура, получение и химические свойства. Сульфокислоты, классификация, получение, свойства, применение в промышленности. Сульфохлориды. Синтетические моющие средства (СМС).  
Самостоятельная работа студента Решение расчетных задач.    
Тема 3.6. Нитросоедине-ния   Нитросоединения, классификация, изомерия, номенклатура. Строение нитрогруппы. Получение нитросоединений. Физические и химические свойства нитросоединений. Влияние нитрогруппы на ароматическое ядро. Представители нитросоединений: нитроэтан, нитробензол, нитротолуол, их применение. Токсичность нитросоединений    
Самостоятельная работа студента Выполнение домашних заданий по теме 3.6    
Тема 3.7. Амины   Амины, их классификация, строение, изомерия, номенклатура. Физические свойства аминов. Получение аминов. Химические свойства аминов. Амины – органические основания. Сходство с аммиаком. Влияние радикала, связанного с аминогруппой, на основные свойства аминов. Анилин, его полдучение, свойства, применение. Качественные реакции на анилин.  
Лаборатьрная работа 12Исследование свойств анилина    
Самостоятельная работа студента Выполнение домашних заданий по теме 3.7. Оформление отчёта    
Тема 3.8. Элементоргани-ческие соединения Общая характеристика элементорганических соединений, классификация, номенклатура. Магнийорганические соединения (реактивы Гриньяра), их получение, свойства, применение в органическом синтезе. Алюминийорганические соединения, кремнийорганические соединения, их получение, свойства, применение в промышленности.  
Самостоятельная работа студента Выполнение домашних заданий по теме 3.8. Оформление отчёта    
 
Раздел 4. Гетерофункциональные соединения      
Тема 4.1. Аминоспирты. Аминокислоты Состав, номенклатура, способы получения, свойства аминоспиртов. Роль аминоспиртов в природе, их применение в нефтегазопереработке. Аминокислоты, их состав, строение, классификационная изомерия и номенклатура. Получение, физические и химические свойства аминокислот.  
Самостоятельная работа студента Галогензамещенные кислоты. Гидроксикислоты.    
Тема 4.2. Гетероциклические соединения. Общая характеристика гетероциклических соединений, их классификация. Роль гетероциклов в природе. Шестичленные гетероциклы с одним гетероатомом в цикле. Пиррол, фуран, тиофен, их строение, аро­матический характер, свойства, взаимные превращения (реакция Ю.К. Юрьева). Нахождение в природе. Фурфурол, его получение, свойства, применение.  
Лабораторная работа 13Получение фурфурола и исследование его свойств    
Самостоятельная работа студента Выполнение домашних заданий по теме 4.2.    
Тема 4.3. Углеводы Углеводы, их роль в природе. Классификация углеводов. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Их строение, свойства, применение. Нахождение в природе.  
Лабораторная работа 14Исследование свойств углеводов.    
Самостоятельная работа студента Выполнение домашних заданий по теме 4.3. Оформление отчёта.    
Раздел 5. Генетическая связь основных классов органических соединений      
Тема 5.1. Генетическая связь основных классов органических соединений Причины многообразия органических соединений. Зависимость свойств веществ от строения молекулы. Генетическая связь органических соединений. Важнейшие промышленные синтезы на основе углеводородного сырья. Качественные реакции различных органических веществ.  
Лабораторная работа 15.Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ    
Самостоятельная работа студента Выполнение домашних заданий по теме 5.1. Оформление отчёта    
Всего:    
                   

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


2.3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умение: · составлять и изображать структурные полные и сокращенные формулы органических веществ и соединений; · определять свойства органических соединений для выбора методов синтеза углеводородов при разработке технологических процессов; · описывать механизм химических реакций получения органических соединений; · составлять качественные химические реакции, характерные для определения различных углеводородных соединений; · прогнозировать свойства органических соединений в зависимости от строения молекул; · решать задачи и упражнения по генетической связи между различными классами органических соединений; · определять качественными реакциями органические вещества, проводить количественные расчеты состава веществ; · применять безопасные приемы при работе с органическими реактивами и химическими приборами; · проводить реакции с органическими веществами в лабораторных условиях; · проводить химический анализ органических веществ и оценивать его результаты. знание: · влияния строения молекул на химические свойства органических веществ; · влияния функциональных групп на свойства органических веществ; · изомерии как источник многообразия органических соединений; · методов получения высокомолекулярных соединений; · особенностей строения органических веществ, их молекулярного строение, валентного состояние атома углерода; · особенностей строения и свойств органических веществ, содержащих в составе молекул атомы серы, азота, галогенов, металлов; · особенностей строения и свойств органических соединений с большой молекулярной массой; · природных источников, способов получения и областей применения органических соединений; · теоретических основ строения органических веществ, номенклатуры и классификации органических соединений; · типов связей в молекулах органических веществ.   Письменная проверочная работа     Письменная самостоятельная работа     Письменная проверочная работа   Письменная самостоятельная работа     Устный опрос   Письменная проверочная работа     Письменная проверочная работа     Выполнение химического эксперимента на лабораторных работах   Выполнение химического эксперимента на лабораторных работах Выполнение химического эксперимента на лабораторных работах   Стандартизированный контроль   Письменная проверочная работа   Устный опрос   Письменная проверочная работа   Стандартизированный контроль     Письменная проверочная работа     Стандартизированный контроль   Письменная проверочная работа   Письменная проверочная работа     Стандартизированный контроль  

По теме Введение

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на особенности состава органических соединений, экологические проблемы химических и нефтехимических производств.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое органическая химия?

2. Какие основные природные источники сырья для промышленности

органического синтеза Вы знаете?

3. Каковы особенности органических соединений?

4. Что такое явление изомерии?

 

Литература [ 1 ], с.12-16

 

Методические указания по теме 1.1. Общие вопросы теории химического строения органических веществ.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на значение теории строения органических веществ А.М. Бутлерова, явление изомерии, насоставление структурных формул – изомеров углеводородов.

 

Для вывода формул изомеров, различающихся последовательностью связей углеродных атомов в молекуле (изомерия углеродного скелета) необходимо:

а) составить структурную формулу углеродного скелета нормального строения с заданным числом углеродных атомов;

б) постепенно укорачивать цепь (каждый раз на один атом углерода) и производить все возможные перестановки одного или нескольких атомов углерода и таким образом вывести формулы всех возможных изомеров.

 

ПРИМЕР: Составить структурные формулы всех изомерных углеводородов состава С5Н12.

Решение:

1.Составим формулу углеродного скелета с нормальной цепью из 5 углеродных атомов.

С – С – С – С – С.

2. Укоротим цепь на один атом углерода и осуществим все возможные перестановки.

 

С – С – С – С

½

С

3. Укоротим цепь еще на один атом углерода и осуществим возможные перестановки.

 

С

½

С – С – С

½

С

 

4. Расставим необходимое количество атомов водорода.

1. СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3

2. СН3 – СН – СН2 – СН3

½

СН3

3. СН3

½

Н3С – С – СН3

½

СН3

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое электронные орбитали? Какого типа они бывают?

2. Какими квантовыми числами характеризуется состояние электронов в атоме?

3. Какие валентные углы характерны для атомов углерода в состояниях sp3-, sp2-,

sp - гибридизации?

4. Какое состояние углеродного атома называется:

sp3 - гибридизацией,

sp2 - гибридизацией,

sp – гибридизацией?

5. Напишите электронные схемы строения молекул: Н2, СН4, СН3ОН, СН3Сl.

6. В чём различие между понятиями «полярность» и «поляризуемость»?

7. Какой тип разрыва ковалентной связи характерен для обозначенных

парой электронов связей в соединениях:

 

7.1. H3C : CH3 ; 7.2. H3 C : Cl ; 7.3. H3C : K ?

 

Литература [ 1 ], с.22-38

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какими химическими реакциями можно отличить органическое вещество от

неорганического?

2. Какие экспериментальные данные необходимы для установления эмпирической

формулы, молекулярной формулы?

3. Какие химические реакции лежат в основе определения содержания углерода и

водорода в органическом веществе?

4. Что такое явление гомологии?

5. Вывести формулу предельного углеводорода, имеющего элемен тарный состав:

C – 82,76 % и Н – 17,24 %

 

Литература [ 1 ], с.17 – 22

 

 

В последние годы в научной, а также в учебной химической литературе в качестве систематической используется преимущественно номенклатура органических соединений, разработанная Международным союзом теоретической и прикладной химии, номенклатура ИРАС (ИЮПАК), обычно именно её называют “международной систематической номенклатурой”. В учебной литературе ещё используется и рациональная номенклатура.

1. Приступая к выполнению упражнений по номенклатуре, необходимо прежде всего изучить этот вопрос по учебнику, где детально рассмотрены рекомендации для названия данного класса органических веществ и номенклатурные системы. Здесь же даны лишь краткие характеристики рекомендуемых номенклатур и приведены примеры.

2. Необходимо обращать внимание на правильное написание названий. Например, в названиях по международной номенклатуре цифры должны отделяться от слов чёрточками, а цифры от цифр – запятой: 1,4-дибром-2,3-диметил-бутан.

Хотя составные части названий принято писать слитно, по дидактическим соображениям сложные названия можно разделять чёрточками.

Например: название метилэтилпропилизобутилметан может быть написано и рекомендуется писать так:

метил-этил-пропил-изобутил-метан.

В расчлененном на составные части названии нагляднее представляется строение соединения и его формула

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие углеводороды называются алканами?

2. Что такое сигма – связь?

3. Напишите структурные формулы изомеров состава С5 Н12 и назовите их по

рациональной и современной международной номенклатуре.

4. Напишите структурные формулы радикалов состава С4Н9 и назовите их.

5. Какие способы получения алканов Вам известны? Проиллюстрируйте их на примере синтеза пропана.

Литература [ 1 ], с.41 – 57

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какие углеводороды называются циклоалканами?

2. Напишите структурные формулы изомерных циклоалканов состава С4Н8 и назовите их.

3. Какие вещества образуются при действии на циклогексан брома, бромоводорода?

4. Напишите уравнения реакций окисления циклобутана и циклогексана.

 

Литература [ 1 ], с.59 – 65

А) С – С – С – С – С б) С – С – С – С в) С

½ ½

С С – С – С

½ 2.Переместим кратную связь для случаев а) и б) С

 

→ С = С– С – С – С СН2 = СН – СН2 – СН2 – СН3

а) С – С – С – С – С –

→ С – С = С – С – С СН3 – СН = СН – СН2 – СН3

→ С = С – С – С СН2 = С – СН2 – СН3

½ ½

С СН3

б) С – С – С – С ¾ → С – С – С – С СН3 – С = СН – СН3

½ ½ ½

С С СН3

→ С – С – СС СН3 – СН – С = СН2

½ ½

С С









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.