Тенденции и факторы международной экономической интеграции
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тенденции и факторы международной экономической интеграции





В мировой экономике за последнее время сложился ряд дол­говременных тенденций. Это прежде всего глобализация фи­нансовых рынков и усиление взаимозависимости националь­ных экономик, повышение внешнего фактора в их развитии, сохранение стабильных темпов экономического роста, увеличе­ние удельного веса сферы услуг, развитие региональных интег­рационных процессов.

Важнейшими особенностями развития мировой хозяйствен­ной системы становятся усиление роли социальных факторов научно-технического и экономического роста, возрастающая значимость человеческого капитала.

Мировой опыт показывает, что для эффективного участия в мирохозяйственных связях и успеха в международной конку­ренции любая страна должна располагать так называемыми «де­терминантами», т.е. всеми необходимыми факторами производ­ства, развитыми родственными или поддерживающими отрас­лями (или «кластерами»), которые могут гарантировать выпуск конкурентоспособной продукции и услуг, пользующихся спро­сом на мировом рынке, а также грамотной конкурентной страте­гией непосредственно у самих товаропроизводителей.

Международная экономическая интеграция обусловлена ря­дом объективных факторов, среди которых важнейшее значе­ние имеют:

• углубление международного разделения труда, специали­зации и кооперации производства;

• ускорение научно-технического прогресса, развитие и внед­рение информационных технологий;

• расширение региональных группировок;

• формирование региональных рынков;

• интернационализация хозяйственной жизни;

• создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.

Благодаря межстрановой специализации и кооперации уси­ливается процесс интернационализации национальной экономи­ки, что в свою очередь предопределяет создание транснациональ­ных корпораций, финансово-промышленных и других струк­турно-территориальных образований.



В различ­ных регионах земного шара сложился ряд интеграционных объ­единений (Европейский союз, НАФТА, ОПЕК, СНГ и др.). Они существенно отличаются друг от друга характером складываю­щихся между странами-участницами отношений, используемы­ми организационными формами и результатами деятельности.

Интернационализация хозяйственной жизни представляет собой формирование устойчивых международных связей в про­изводственно-экономической сфере на основе международного разделения труда. Развитию интернационализации способству­ет создание крупных международных производственно-ком­мерческих фирм, получивших название транснациональных корпораций (ТНК). Транснационализация – это межгосудар­ственная интеграция, реализуемая на уровне частных фирм.

В экономической науке под глобализацией понимается сво­бодное движение между странами товаров и факторов про­изводства (труда, капитала и знаний).

В подготовленном в рамках ПРООН группой экспертов док­ладе о развитии человека за 1999 г. «Глобализация с человечес­ким лицом» отмечается, что глобализация – это не новое явле­ние. Однако наша эпоха отличается от всех предыдущих появ­лением:

• новых рынков – рынков иностранной валюты и капита­лов, объединенных на глобальном уровне, которые действуют круглосуточно, обеспечивая совершение операций на расстоянии и в реальном времени;

• новых инструментов – сети Интернет, сотовых телефонов, информационных сетей;

• новых действующих лиц – Всемирной торговой организации (ВТО), решениям которой подчиняются правительства стран; многонациональных корпораций, экономическое могущество которых больше, чем у многих государств; всемирных сетей неправительственных организаций (НПО) и других групп, деятельность которых не ограничивается национальными гра­ницами;

• новых правил – многосторонних соглашений по вопросам торговли, услуг и интеллектуальной собственности, поддержи­ваемых эффективными механизмами осуществления и имеющих большую, чем ранее, обязательную силу для национальных правительств, что уменьшает прерогативы национальной политики.

В то же время глобализацию стимулирует рыночная экспан­сия (т.е. открытие национальных границ для международной торговли, потоков капитала, информации), опережающая раз­витие управления этими рынками и прогнозирование послед­ствий глобализации для населения. Вместе с тем следует отме­тить, что более весомые успехи достигнуты в разработке норм, стандартов, политики и институтов в интересах открытых гло­бальных рынков, чем в интересах людей и защиты их прав.

В настоящее время интеграционные процессы реализуются в различных формах с использованием механизмов, важней­шими из которых являются:

• мировая торговля товарами и услугами;

• международное производственное сотрудничество;

• международное научно-техническое сотрудничество;

• формирование региональных интеграционных объедине­ний.

Мировая торговля – это сфера международных товарно-де­нежных отношений, представляющих собой совокупность внеш­ней торговли всех стран земного шара.

Продавцами и покупателями выступают как государствен­ные организации, так и акционерные и частные предприятия, а также отдельные лица. Вывозимые товары (экспорт) и ввозимые (импорт) составляют внешнеторговый товарооборот страны. Раз­ница между стоимостными объемами экспорта и импорта за оп­ределенный период образует сальдо торгового баланса. Оно счи­тается положительным, активным, если стоимость экспорта пре­вышает стоимость импорта; отрицательным, или пассивным, – при обратном соотношении. Сумма стоимостных объемов экс­порта и импорта составляет внешнеторговый оборот страны.

Исторически сложились две противоположные системы внеш­неторговой политики: протекционизм и свобода торговли.

Протекционизм – это политика государства, имеющая своей целью оградить национальную экономику от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые товары, ограничений или полного запрещения ввоза определенных товаров. Политика протекционизма осуществляется главным образом посредством таможенных тарифов и нетарифных ограничений.

Таможенный тариф – это система ставок платы (пошлин) за товары, перевозимые через границу. Он включает перечень об­лагаемых пошлинами товаров, беспошлинных товаров; това­ров, запрещенных к ввозу, вывозу и транзиту, а также ставок таможенных пошлин. На практике широко используется двойной таможенный тариф, который включает два ряда ставок та­моженных пошлин (максимальные и минимальные), каждый из которых применяется к товарам определенных стран в зави­симости от торгово-политических отношений с ними.

Нетарифные ограничения – это система административных и экономических мер (финансовых, кредитных и др.), приме­няемых государством с целью регулирования ввоза и вывоза то­варов. Нетарифные ограничения распространяются на 40 % мирового импорта товаров.

Существует более 50 различных способов нетарифных огра­ничений, к числу которых относятся: государственная монопо­лия на внешнюю торговлю, система лицензирования на осуще­ствление экспортно-импортных операций, валютный контроль за вывозом товаров и др. Используются также требования эко­логической чистоты товаров, стандартов безопасности, правил маркировки, упаковки.

Для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в от­дельных видах продукции могут устанавливаться соответству­ющие экспортные квоты.

Продажа товаров или услуг за рубежом по ценам ниже цен внутреннего или мирового рынка с целью устранения конку­рентов и захвата внешних рынков называется демпингом. Для борьбы с ним и поддержки собственных товаропроизводителей используются антидемпинговые тарифы. Применение подоб­ной меры соответствует международному законодательству.

В последние годы возникли новые формы внешнеторгового регулирования – добровольные экспортные ограничения – квоты на экспорт национальных товаров в отдельные страны.

Происходит это в случаях, когда иностранные фирмы дают доб­ровольное согласие на свои экспортные ограничения для преду­преждения более жестких торговых санкций.

Одним из важных направлений интеграционных процессов и развития внешней торговли является ее либерализация, кото­рая предусматривает снижение или отмену тарифов и нетариф­ных барьеров между странами на основе двух- и многосторон­них соглашений отдельных государств.

В 1947 г. 23 страны мира подписали Генеральное соглаше­ние по тарифам и торговле (ГАТТ), направленное против про­текционизма и предусматривающее стимулирование процесса либерализации внешней торговли. В дальнейшем к этому согла­шению присоединялись другие страны. В 1995 г. данная струк­тура была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО), штаб-квартира которой находится в Женеве (Швейца­рия). Если правила ГАТТ распространились на торговлю това­рами, то ВТО занимается также торговлей услугами и связан­ными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности. ВТО способствует устранению препятствий на пути междуна­родных потоков товаров и услуг, включая нетарифные барье­ры, количественные и другие ограничения, а также регулирует импортные пошлины.

Республика Беларусь в декабре 1992 г. получила статус на­блюдателя при ГАТТ/ВТО. Осенью 1993 г. Совет представите­лей ГАТТ принял положительное решение относительно заяв­ления Республики Беларусь о присоединении к ГАТТ, учредив, как того требует процедура, Рабочую группу государств–чле­нов ГАТТ по присоединению Беларуси к данному соглашению.

В настоящее время Беларусь ведет заключительные перего­воры о вступлении в ВТО. Членство в этой организации даст республике возможность стать полноправным участником про­цесса многостороннего регулирования мировой торговли, что будет способствовать снятию существующих преград для про­движения товаров и услуг на рынки других стран.

Важнейшим механизмом интеграции является международное производственное сотрудничество, в основе которого ле­жат отраслевая и внутриотраслевая специализации отдельных стран по изготовлению ряда продуктов или их частей (агрега­тов, узлов, деталей), с целью достижения массового производ­ства, высокого уровня производительности труда на базе новой техники и технологии, снижения издержек производства и др. Развитие международного внутри- и межфирменного разделе­ния труда ведет к возникновению элементов прямой производ­ственной кооперации между предприятиями различных стран.

Основными формами международного производственного сотрудничества являются: совместная кооперация производ­ства и сбыта продукции на основе специализации и коопериро­вания, совместное владение предприятиями (совместные пред­приятия), подрядное строительство и др.

Важнейшими чертами международного производственного сотрудничества являются: стабильность и регулярность эконо­мических отношений между партнерами из разных стран; рас­пределение заданий в рамках согласованных программ; закрепление за партнерами производственной специализации на осно­ве долгосрочных соглашений между ними.

Все возрастающую роль в развитии мирохозяйственной ин­теграции играет научно-техническое сотрудничество, которое осуществляется в виде разработки и реализации совместных программ научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, формирования совместных научно-исследователь­ских групп специалистов или организаций. Основными форма­ми научно-технического сотрудничества являются: создание об­щих научно-исследовательских центров, бюро, лабораторий для разработки и внедрения новых технологий и техники, подготов­ки высококвалифицированного исследовательского персонала.

Для преодоления препятствий, создаваемых государствен­ными границами, создаются региональные интеграционные объединения, действующие в соответствии со специальными соглашениями и имеющие свои организационные структуры и руководящие органы.

Самая простая форма экономической интеграции – зона свободной торговли, между странами-участниками которой от­меняются торговые ограничения, прежде всего таможенные пошлины. Следующей формой интеграционного объединения является таможенный союз – соглашение группы стран о вза­имной отмене таможенных тарифов и установлении единой та­рифной политики по отношению к третьим странам.

Более сложной формой экономической интеграции являет­ся общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом сво­бодное передвижение капиталов и рабочей силы, а также согла­сование экономической политики.

Наиболее сложной формой межгосударственной интеграции является экономический союз, который предусматривает так­же общую экономическую и валютно-финансовую политику входящих в него стран.

Для Республики Беларусь, которая входит в СНГ и непосред­ственно граничит со странами Европейского союза, проведение многовекторной внешнеэкономической политики и всесторон­него сотрудничества с соседними странами имеет приоритетное значение для устойчивого развития и повышения конкуренто­способности национальной экономики.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.