Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Механизмы умственной деятельности.





При умственном труде мозг — это не только регулирующий, но и работающий орган, поэтому влияние интеллектуальных нагрузок сказывается прежде всего на функциональном состоянии центральной нервной системы. Основное условие стабильного трудового процесса при умственной работе — это выработка и поддержание устойчивой доминанты, обесценивающей высокий уровень работоспособности.

 

Учение о доминанте находит подтверждение и в наши дни. Феномен доминанты объясняется образованием в ЦНС центра повышенной возбудимости: раздражение самых различных рецептивных полей начинает вызывать рефлекторный ответ, характерный для деятельности именно этой доминантной области. Доминанта представляет собой временное объединение (созвездие или констелляцию) нервных центров и других структур организма для достижения крайне необходимой организму цели. Если указанная цель достигнута и задача решена, доминанта прекращает свое существование, объединение распадается.

 

Следует отметить, что психическая деятельность не реализуется всем мозгом в целом, разные отделы которого функционируют весьма дифференцированно. Различным по содержанию видам психической деятельности соответствуют определенные морфофизиологические субстраты, представляющие собой сложные функциональные системы и включающие многочисленные корковые и подкорковые структуры. Разнообразные психические процессы сопровождаются активацией соответствующей функциональной системы. При этом активируются как специфические (в частности, сенсорные), так и неспецифические (ретикулярная формация) структуры мозга. Во время умственной деятельности локальная активация развивается во многих зонах мозга. Если генерализованные, общие, изменения активности мозга сопровождают любой вид умственной деятельности, то локальные процессы активации развиваются в соответствующих областях коры и подкорковых образованиях при всем многообразии видов деятельности: восприятии, запоминании, мышлении, движениях.

 

Любая умственная работа вызывает нервно-эмоциональное напряжение. Для каждого рода деятельности необходим свой оптимум эмоционального напряжения, при котором реакции организма оказываются наиболее совершенными и эффективными. Под влиянием социальной среды аппарат эмоций у человека достиг высокой степени развития, чрезвычайно сложен и реагирует не столько на физиологические стимулы, сколько на сложные и тонкие социально-психологические мотивы, обусловленные во многом профессиональной деятельностью. Особенно часто эмоциональное напряжение возникает у человека в процессе оценочной деятельности (выбора альтернатив) и организации новых видов деятельности в соответствии с доминирующей потребностью. Эмоциональная активация крайне необходима при решении сложных мыслительных задач. Эмоции всегда выступают в роли организатора целенаправленной умственной деятельности, хотя наличие активации еще не гарантирует достижения верного результата, а чрезмерное перенапряжение может вызвать срыв.

 

Напряженность умственной деятельности — это характеристика труда, отражающая физиологическую стоимость нагрузки при психической работе. Основной причиной повышенной напряженности и возникающих в результате этого нарушений адекватной регуляции функций являются перегрузки чувствительных (афферентных), центральных и исполнительных (эффекторных) звеньев функциональных систем, осуществляющих трудовую деятельность. Это происходит, в частности, при различении человеком близких по параметрам сигналов, попытках выделить полезный сигнал из шума, выполнении предельно точных и четких движений, необходимости принять решение с альтернативным выбором в условиях дефицита времени.

 

К определенной напряженности ведут также некоторые семантические характеристики трудовой деятельности: значимость работы, ее опасность, ответственность.

 

Работоспособность – способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы (М.В. Антропова).

Факторы, влияющие на работоспособность:

1. Физиологических (функциональная зрелость организма, функциональное состояние, состояние здоровья, …);

2. Психологических (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.);

3. Внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года, …)

Работоспособность как интегральная характеристика функционального состояния организма отражает его изменения в течение учебного занятия, учебного дня, недели, года. Ее знание позволяет: 1) построить учебный процесс рационально, 2) снизить функциональное напряжение организма, 3) повысить эффективность работы.

Общие

закономерности динамики работоспособности:

1) врабатывание: происходит постепенное повышение работоспособности за счет поиска наиболее эффективных вариантов функционирования органов и систем органов. Работоспособность неустойчива, а ее эффективность не высока (первые 5 минут на занятии).

2) оптимум: это время, когда организм работает наиболее эффективно, в оптимальном режиме (последующие 10-15 минут на занятии). Заканчивается он, компенсаторной перестройкой, это период, когда обучающиеся еще может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения (снижается внимание, рост числа ошибок, снижение темпа деятельности, повышение двигательной активности) – неустойчивая работоспособность длится 5-7 минут.

3) утомление: особое функциональное состояние возникающие при длительной, но неинтенсивной работе, и при кратковременной но интенсивной. Характеризуется: рассогласованностью в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, что приводит к снижению концентрации внимания, темпа работы, двигательному беспокойству, увеличению количества ошибок, нарушению координации движений, появлению вегетативных реакций (потливости, покраснению лица, головной боли) – это состояние предутомления.

Типы работоспособности:

См. ксерокопию стр. 120-125.

Под работоспособностью понимаются закономерности изменения качества деятельности, и функционального состояния работника в процессе непрерывной работы.

В РФ продолжительность работы в неделю установлена:

40 ч для взрослых работников;

36 ч - для рабочих 16…18 лет

24 ч - для работников 15...16 лет;

при вредных УТ - не более 36 ч в неделю.

Начало и продолжительность перерывов устанавливают с учетом динамики работоспособности.

 

Вначале в течение 0,25...1 ч идет врабатываемость, приспособление функций организма к тем требованиям, которые определяются содержанием и условиями работы. Затем в течение 2...4 ч следует фаза устойчивой работоспособности, в которой достигается наивысшая производительность труда при наименьших усилиях. По мере истощения резервов организма развивается утомление, т.е. временное снижение работоспособности вследствие интенсивности, длительности в неблагоприятных УТ. При утомлении снижается производительность труда, увеличивается производственный травматизм, ухудшается самочувствие, появляется ощущение усталости, для профилактики утомления необходим рациональный уровень рабочей нагрузки (обычно около 30% от максимальных возможностей человека), правильно выбранные перерывы, функциональная музыка, пребывание в кабинетах психофизиологической разгрузки. После обеденного перерыва (его продолжительность должна быть в пределах 0,5...2 ч) изменения работоспособности носят тот же характер, но реализуются на более низком уровне.

 

Работоспособность меняется и в зависимости от времени суток. Она максимальна в утренние часы и существенно снижается ночью в период от 2 до 4 ч. Поэтому ночная работа требует больших усилий чем днем, а сама ночная смена должна быть на 1 ч короче дневной. Около 20% всех работников не способны адаптироваться к ночной работе, поэтому целесообразен их отбор по данному параметру.

 

При установлении перерывов должно учитываться, что для восстановления функций при отдыхе требуется не менее 10 мин.

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.