Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тяговые цепи и предохранительные устройства





3.3.1 Статическая разрушающая нагрузка соединительных звеньев круглозвенных тяговых цепей в сборе с крепежными элементами должна быть не менее 0,9 разрушающей нагрузки рабочих звеньев. При этом нормируемая усталостная долговечность соединительных звеньев тяговых цепей, скорость движения которых превышает 0,2 м/с, должна составлять при заданных нагрузках не менее 40000 циклов.

3.3.2 Тяговые канаты или цепи для перемещения забойного оборудования должны иметь запас прочности не менее 3-кратного по отношению к номинальному тяговому усилию на их рабочих барабанах.

Канаты или цепи забойных машин, выполняющие предохранительные функции, должны иметь запас прочности не менее 6-кратного по отношению к составляющей веса с учетом угла падения пласта.

3.3.3 На машинах, для которых по условиям эксплуатации требуется применение тяговых или предохранительных канатов или цепей, должны предусматриваться специальные прицепные устройства для их крепления, рассчитанные с принятый по п.3.3.2 запасом прочности.

3.3.4 Проходческие, проходческо-очистные комбайны, погрузочные и другие самоходные машины, независимо от типа применяемой ходовой части, должны иметь тормозные устройства, срабатывающие автоматически при оперативных остановках и перерывах в энергоснабжении.

Проходческие, проходческо-очистные комбайны, погрузочные и другие самоходные машины, имеющие гусеничный ход, применяемые в выработках с углом наклона более 12 градусов, а также погрузочные и другие самоходные машины, применяемые в выработках с углом наклона более 5 градусов, должны иметь предохранительные устройства, служащие для удержания их от сползания или скатывания.

Допускается применение в качестве предохранительных устройств распорных устройств заводского изготовления.

 

Освещение

3.4.1 Механизированные очистные комплексы должны обеспечивать в лавах освещение светильниками, входящими в состав комплекса, в соответствии с требованиями ПТБ.

3.4.2 Проходческие и проходческо-очистные комбайны, погрузочные машины, самоходные вагоны, бурильные установки и другое забойное оборудование, имеющее ходовую часть, должны комплектоваться светильниками местного освещения с соответствующими требованиями ГОСТ 24786 «Приборы световые рудничные взрывозащищенные. Общие технические требования. Методы испытаний».

3.4.3 При питании светильников напряжением свыше 42 В электрическая цепь должна иметь защиту от токов короткого замыкания и от утечек тока на землю.

При питании светильников напряжением до 42 В, а также в искробезопасных цепях питания защита от утечек тока на землю может не применяться.

3.4.4 Конструкция и место установки светильников должны исключать их слепящее действие на обслуживающий персонал.

 

Система электроснабжения

3.5.1 Электрооборудование забойных машин и комплексов должно быть рассчитано на следующее номинальное напряжение (со стороны сетевого питания):

- передвижные трансформаторные подстанции и трансформаторы - не выше 10000 В;

- передвижные электроприемники - не выше 1200 В;

- для передвижных электроприемников допускается по согласованию с Госпромнадзором применение напряжения до 3300-6000 В;

- ручные машины и инструмент, а также осветительные установки в горных выработках- не выше 220 В;

- осветительные установки для очистных механизированных комплексов лав - 127 В.

3.5.2 Забойные машины и комплексы должны присоединяться к сети при помощи комплектных устройств управления, магнитных пускателей или других коммутационных аппаратов с дистанционным управлением.

3.5.3 В схемах электроснабжения забойных машин и комплексов должны предусматриваться автоматические выключатели, обеспечивающие дистанционное аварийное отключение электроприемников и кабелей всех машин и механизмов, входящих в состав комплекса и имеющих движущиеся механические части.

3.5.4 В качестве исполнительного аппарата для дистанционного аварийного отключения должен применяться автоматический выключатель с принудительным (например, пружинным) приводом для разрыва силовой цепи.

3.5.5 В цепи питания отдельной машины с установленным на ней комплектным устройством управления, наличие автоматического выключателя не обязательно при условии выполнения требования п.3.5.2.

3.5.6 Комплектные устройства управления или (и) пускатели, предназначенные для присоединения к сети забойных машин и комплексов, должны комплектоваться в распределительный пункт (далее – РП) забоя (лавы), который рекомендуется располагать в выработке со свежей струей воздуха.

При размещении РП забоя (лавы) или его части в выработке с исходящей струей воздуха питание их должно осуществляться от группового аппарата (далее – ГА) - магнитный пускатель, вывод комплектного устройства управления, фидерный выключатель, устанавливаемого в выработке со свежей струей воздуха. Управление ГА должно быть дистанционным и осуществляться с пульта в месте установки РП или его части в выработке с исходящей струей воздуха.

3.5.7 Если электроснабжение очистных забойных машин осуществляется от трансформаторной подстанции, установленной в тупиковой выработке или в выработке с исходящей струей воздуха, питание этой подстанции должно осуществляться от комплектного распределительного устройства (далее – КРУ), расположенного в выработке со свежей струей воздуха и отключаемого дистанционно с места установки подстанции.

3.5.8 Схемы электроснабжения проходческо-очистных и проходческих комбайнов, а такие очистных комплексов должны предусматривать возможность включения аппаратуры автоматического контроля содержания метана в соответствии с требованиями ПТБ.

3.5.9 На машинах с многодвигательным приводом, где требуется раздельное включение и отключение электродвигателей должны устанавливаться контакторы или ручные выключатели для управления каждым электродвигателем отдельно. Все коммутационные аппараты в этом случае должны быть объединены в комплектное устройство управления. Присоединение машин к сети в этом случае должно осуществляться в соответствии с п.3.5.2.

3.5.10 Забойные машины должны иметь устройства (выключатели, разъединители, короткозамыкатели и другие устройства аналогичного назначения), предназначенные для блокировки включения цепей силового питания.

Требования этого пункта не распространяются на колонковые электросверла, ручные машины и инструменты, забойные и штрековые конвейеры, тяговые предохранительные и монтажные лебедки, а также очистные комбайны, кабели которых подсоединяются к комбайну посредством электрических соединителей, расположенных в удобном для монтажа и демонтажа месте.

3.5.11 Устройство блокировки по п.3.5.10 должно быть установлено непосредственно в комплектном устройстве управления забойной машины.

Допускается для машин, не содержащих комплектные устройства управления, установка устройства блокировки на штреке или других местах, если, предусмотрено дистанционное включение и отключение такого устройства путем воздействия на орган выключения, размещенный непосредственно на пульте машины.

3.5.12. Ввод вдействие устройства блокировки по п.3.5.10, не рассчитанного для коммутации силовой цепи под нагрузкой должно производиться после опережающего отключения напряжения с машины.

3.5.13 В схеме электроснабжения забойных машин и комплексов должны предусматриваться следующие виды защит:

- нулевая;

- от токов короткого замыкания;

- токовая защита от перегрузки, в том числе от опрокидывания и не состоявшегося пуска, и (или) температурная от недопустимого перегрева электродвигателей;

- от утечек тока;

- от включения напряжения при снижении сопротивления изоляции относительно земли.

3.5.14 Для присоединения к сети забойных машин должны применяться гибкие экранированные кабели специальной конструкции у которых исключены условия для формирования разности потенциалов в цепях управления и контроля заземления, составленных с использованием вспомогательных и заземляющей жил этого кабеля под действием электромагнитного поля силовой цепи. Такие кабели также должны быть с оболочкой, не распространяющей горение, повышенной прочности и гибкости.

3.5.15 Электроснабжение машин должно осуществляться по одному кабелю и одним напряжением. В отдельных случаях для машин большой энерговооруженности допускается осуществление электроснабжения по нескольким силовым кабелям. При этом система блокировки и аварийного отключения должна предусматривать возможность быстрого и полного отключения машины от сети при воздействии на один орган управления, а также при действии устройств блокировки.

3.5.16 Присоединение силовых кабелей к забойным машинам (с использованием электрических соединителей или без них) должно производиться исходя из условий обеспечения надежности и удобства выполнения операций по замене кабелей.

3.5.17 Электрооборудование на машинах должно размещаться таким образом, чтобы исключить возможность повреждения его движущимися частями (режущими и тяговыми органами, канатами, цепями и т.п.). При этом должно обеспечиваться удобное и безопасное обслуживание электрооборудования машин (осмотр, наладка, текущий ремонт) непосредственно в забое.

3.5.18 Размещение электрооборудования на машинах и конструкция его оболочек должны быть такими, чтобы внутрь оболочек не затекала вода.

3.5.19 Вводные силовые электрические соединители (штепсельные устройства) машины и их электроблоки должны быть встраиваемой или фланцевой конструкции. При этом штепсельные вводы должны иметь съемно-установочные устройства для облегчения постановки и снятия штепсельной розетки, а также для предотвращения выдергивания и выталкивания розетки давлением взрыва внутри оболочки в процессе разъединения разъема соединителя до момента окончательного разъединения этих контактов.

Если на машине предусматривается присоединение кабеля с помощью линейного электрического соединителя (штепсельного разъема), то штепсельная вилка последнего должна закрепляться непосредственно на машине. Это требование не распространяется на соединители ручных машин, колонковых электросверл и разъемы с искробезопасными цепями.

3.5.20 Конструкцию и размещение отдельных узлов машин и электрооборудования рекомендуется выполнять так, чтобы все электрические соединения производились при помощи монтажных проводов, проложенных внутри взрывонепроницаемых оболочек. Допускается соединение отдельных узлов и аппаратов машины при помощи гибких кабелей, расположенных на этой машине.

3.5.21 Гибкие кабели, при помощи которых производится соединение отдельных узлов электрооборудования, должны прокладываться по машине в местах не доступных для повреждения их крепью, породой, кусками отбитой и транспортируемой горной массы и т.п. Во всех других случаях кабели должны иметь жесткую механическую защиту (прокладываться в трубах, закрываться щитками, швеллерами, уголками и т.п.).

Для кабелей, соединяющих отдельные подвижные части машины или расположенных на переходах от одной части машины к другой, когда кабели не соприкасаются с корпусом машины, должна предусматриваться гибкая механическая защита.

Во всех случаях кабели на машине должны быть надежно закреплены, воздействие растягивающих усилий на них должно быть исключено.

3.5.22 Гибкая механическая защита кабелей должна иметь стабильный электрический контакт (без применения сварки) с заземленными корпусами машин или оболочками их электрооборудования. Эти требования не распространяются на траковые кабелеукладчики и подобные им устройства, а также на кабели с искробезопасными цепями, соединяющие электрические изделия с пластмассовыми оболочками. Элементы заземления гибкой механической защиты должны соответствовать ГОСТ 21130.

3.5.23 Заземляющие жилы кабелей, прокладываемых непосредственно на машинах, должны присоединяться с обоих концов к специальным заземляющим зажимам внутри камер вводных устройств.

3.5.24 Для внутреннего монтажа отдельных узлов электрооборудования забойных машин должны применяться гибкие провода, изоляция которых соответствует условиям применения их внутри оболочек электрооборудования забойных машин. Провода должны быть стойкими к воздействию масел и соляных растворов при наличии их в местах прокладки проводов.

3.5.25 Каналы и отверстия в стенках корпусов электрооборудования и машин, через которые проходят монтажные провода, не должны иметь острых кромок, выступов и заусениц, способных повредить изоляцию проводов. Поверхности этих каналов и отверстий должны покрываться электроизоляционным лаком или эмалью.

3.5.26 Отдельные монтажные провода или провода, собранные в жгуты, должны крепиться к стенкам оболочек электрооборудования при помощи хомутов с мягкими прокладками.

3.5.27 Все электрические аппараты и устройства (контакторы, реле, приборы), предназначенные для установки на передвижных забойных машинах, должны быть в виброустойчивом исполнении или иметь виброгасящие устройства. При установке пусковой аппаратуры на передвижных машинах должно выбираться такое расположение ее, при котором исключается возможность самовключения при толчках и при перемещении машины.

3.5.28 В электрооборудовании забойных машин монтаж силовых цепей, цепей управления и автоматизации рекомендуется производить проводами, имеющими различную расцветку оболочек. Оба конца монтажного провода, а также зажимы, к которым они присоединяются, должны иметь маркировку, соответствующую монтажной схеме.

К внутренней стороне крышек обслуживаемых отделений электрооборудования должны крепиться таблички с электрической схемой устройства.

3.5.29 В схемах электроснабжения забойных машин приведенные длины кабелей от вводного электрического соединителя (штепсельного разъема) до наиболее удаленных токоприемников расположенных на этих машинах должны рассчитываться в соответствии с «Инструкцией по определении токов короткого замыкания, выбору и проверке уставок максимальной токовой защиты в сетях напряжением до 1140 В». Длина кабелей должна указываться на электрических схемах машин и в инструкции по эксплуатации для учета при выборе уставок максимальной токовой защиты.

3.5.30 В аппарате управления, защиты и автоматизации забойных машин рекомендуется предусматривать устройства сигнализирующие о причинах автоматических (защитных) отключений электроэнергии или остановки машин.

3.5.31 В схемах электроснабжения забойных машин и комплексов рекомендуется предусматривать устройства диагностики сигнализирующие о причинах автоматических (защитных) и аварийных отключений электроэнергии и обеспечивающие возможность быстрого и безопасного отыскания повреждений.

3.5.32 В электрооборудовании забойных машин должны предусматриваться блокировочные устройства следующих видов:

- механическая блокировка крышек взрывонепроницаемых оболочек (отделений), если в них размещается коммутационная и другая силовая аппаратура, требующая систематических осмотров, с вводными электрическими соединителями, посредством которых осуществляется подача напряжения на машину. Такая блокировка должна обеспечивать снятие напряжения со всех элементов, находящихся внутри отделений, до начала их открывания. На машинах с вводом питающих кабелей непосредственно во вводное устройство (без электрического соединителя напряжения) вместо механической блокировки крышек обслуживаемых отделений электрооборудования должна предусматриваться их электрическая блокировка с пускателем (контактором комплектного устройства управления), подающим напряжение на машину;

- электрическая блокировка всех электрических соединителей (штепсельных разъемов), расположенных на машине, а также линейных соединителей (разъемов) на кабеле, питающем машину, с пускателем или контактором комплектного устройства управления, не должна допускать разрыва силовых контактов штепсельных устройств под напряжением;

- электрическая блокировка ручных аварийных выключателей или блокировочных разъединителей, установленных на машине, с аппаратом, предназначенным для подачи напряжения на машину, если выключатель (разъединитель) не рассчитан на нормальную коммутацию рабочих токов электродвигателя, должна обеспечивать невозможность включения и отключения выключателя (разъединителя) под нагрузкой. Если выключатели предназначены для включения и отключения отдельных электродвигателей машины с многодвигательным приводом, этот вид блокировки может не предусматриваться;

- кроме указанных блокировочных устройств, может предусматриваться механическая блокировка главного выключателя (аварийного или оперативного) с вводным штепсельным разъемом, не допускающая разъединения штепсельного разъема при включенном выключателе. Эта блокировка является дублирующей и должна обязательно применяться только на тех машинах, где нет съемно-установочных приспособлений на вводных штепсельных разъемах.

3.5.33 Блокировка крышек электрооборудования с вводным электрическим соединителем (штепсельным разъемом) должна осуществляться прямой механической связью при помощи деталей, закрепленных на машине. Изменение конструкции серийных соединителей (разъемов) добавление или изъятие деталей при этом не допускается.

Для крышек, расположенных на машине на значительном расстоянии от вводного соединителя, допускаются блокировочные устройства, в которых блокировка осуществляется при помощи крепежных болтов со специальными головками и ключа к ним, сблокированного с вводным соединителем (разъемом). Такой способ блокировки допускается также для крышек электрооборудования с отдельными оболочками при размещении его на машинах и в том случае, если на этом электрооборудовании не предусматриваются вводные соединители (разъемы).

3.5.34 Для взрывонепроницаемых отделений электродвигателей, источников питания, вводных устройств и другого неискрящего в нормальном режиме электрооборудования предусматривать блокировки по п.3.5.32 не обязательно. На крышках отделений такого электрооборудования должна быть рельефная надпись. «Открывать, отключив от сети».

3.5.35 Механические блокировочные устройства электрооборудования забойных машин должны быть просты по конструкции, прочны, устойчивы против вибрации и защищены от повреждения, при транспортировке к эксплуатации. Они должны быть выполнены так, чтобы обеспечивался визуальный контроль их действия. Детали этих устройств должны выполняться из стойких к коррозии материалов или иметь антикоррозионные покрытия.

3.5.36 Рекомендуется устанавливать на машину в отдельном взрывонепроницаемом отделении блокировочный разъединитель, сблокированный с крышками взрывобезопасных оболочек, в которые размещается коммутационная аппаратура.

Блокировка крышек электрооборудования забойных машин, присоединяемых к сети при помощи линейного электрического соединителя, может также осуществляться при помощи блокировочного выключателя, разрывающего цепи дистанционного управления пускателем, подающим напряжение на машину.

3.5.37 Для систем электроснабжения забойных машин и комплексов, которые имеют большое число аппаратов управления, автоматизации, контроля и т.д., допускается применение электрической блокировки крышек этих аппаратов с одним выключателем, отключающим напряжение со всего комплекса машин.

3.5.38 Электрические блокировки должны осуществляться только по искробезопасным цепям, обеспечивающим защитное отключение при их повреждении.

 

Гидросистемы

3.6.1 Конструкция гидросистем забойных машин и комплексовв режиме нормальной работы должна исключать выделение в воздух аэрозоля рабочей жидкости.

При оседании стоек механизированных крепей под воздействием горного давления допускается выброс рабочей жидкости на почву через предохранительные клапаны.

3.6.2 Гидравлические рукава, смонтированные непосредственно на машинах, должны быть, как правило, защищены от повреждений.

3.6.3 Конструкция элементов гидросистем должна обеспечивать доступность узлов, функциональных элементов и соединений для выполнения ремонтных работ и технического обслуживания в условиях эксплуатации.

3.6.4 В конструкции узлов гидросистем должны быть предусмотрены выводы для подсоединения манометров или других средств контроля давления рабочей жидкости.

3.6.5 Распределители, предназначенные для местного управления гидросистемами машин, должны располагаться в местах, исключающих случайное и непроизвольное их включение работниками, движущимися частями механизмов или падающими предметами. Конструкция распределителей должна исключать возможность их самопроизвольного включения или переключения в другую позицию.

3.6.6 Рабочие жидкости в гидросистемах, являющиеся энергоносителями, должны быть нетоксичными.

Рекомендуется применение негорючих (трудногорючих) жидкостей. В гидросистемах механизированных крепей должна применяться негорючая рабочая жидкость.

 

Пневматический привод

3.7.1 Подвод и разводку сжатого воздуха по машине необходимо осуществлять с выполнением следующих требований:

- подсоединение подводимого к машине шланга и соединение отрезков шланга должно производиться с помощью специально предназначенных для этих целей соединений;

- в качестве прокладочных материалов для фланцевых соединений воздухопроводов должны применяться материалы, устойчивые к воздействию тепла, влаги и масла (паронит, асбест и др.). Запрещается применение горючих и тлеющих материалов для прокладок;

- на воздухопроводах не допускается наличие глухих отводов, заглушённых штуцеров, способствующих скоплению и самовоспламенению масляных отложений. В местах, где возможно скопление воды и масла, должны быть доступные для обслуживания приспособления автоматической или ручной продувки;

- в сети рабочего давления должен устанавливаться манометр.

3.7.2 Выхлопные патрубки машин с пневмоприводом должны иметь такое расположение, чтобы отработанный воздух не направлялся на работников, работающих вблизи машины, и не поднимал пыль в забое.

3.7.3 Допустимое количество отработанного масла, использованного для смазки пневмодвигателей в воздушной среде не должно превышать значений, принятых ГОСТ 12-1-005.

3.7.4 В пневмоприводе машин, у которых бесконтрольное превышение числа оборотов может привести к аварийной ситуации, должны предусматриваться регуляторы, поддерживающие постоянное число оборотов.

3.7.5 Пусковые задвижки и вентили должны быть пронумерованы и иметь стрелки, указывающие направление вращения маховиков с обозначением «Открыто» и «Закрыто». Дистанционно управляемые клапаны должны иметь стрелки, указывающие направление движения сжатого воздуха.

3.7.6 В сети рабочего давления должен устанавливаться предохранительный клапан пружинного типа или в виде специальной предохранительной тарированной пластины (мембраны). Предохранительный клапан должен устанавливаться на стороне высокого давления источника сжатого воздуха до запорного вентиля.

3.7.7 В сети рабочего давления на каждой независимой линии должен устанавливаться манометр.

 

Системы и схемы управления

3.8.1 Системы управления забойными машинами и комплексами должны предусматривать один или сочетание следующих видов управления: местное, дистанционное в зоне видимости машины, дистанционное вне зоны видимости машины и автоматизированное.

Выбор требуемых видов управления определяется исходя из: условий обеспечения безопасности при управлении забойными машинами и комплексами; особенностей конструкции машин (комплексов); технологической схемы ведения выемки или проходки; условий безопасности выполнения вспомогательных работ, опробования и наладки.

3.8.2 Системы управления забойными машинами и комплексами, эксплуатация которых ведется на пластах, опасных по внезапным выбросам соли и газа, должны предусматривать автоматизированное или дистанционное вне зоны видимости управление с бортового штрека или от устья камеры при нахождении машиниста и других лиц обслуживающего персонала вне створа выработки (камеры или лавы).

3.8.3 Для машин (комплексов), в которых предусмотрено два или более видов управления, должно быть предусмотрено устройство переключения для выбора каждого из видов управления.

3.8.4 В системе управления забойными машинами и комплексами при управлении с нескольких пультов, размещенных на машине и в выработках, должна быть исключена возможность одновременного пуска машин с двух и более пультов. Функция отключения машин должна выполняться постоянно с любого пульта.

3.8.5 Система управления забойными машинами и комплексами при технологии ведения работ без постоянного присутствия людей в очистных и подготовительных забоях должна обеспечивать:

- автоматизированное или дистанционное управление рабочими операциями, отдельными органами и узлами машин с выполнением контроля технологических характеристик и рабочих параметров машин;

- непрерывный контроль параметров газовой обстановки (требование обязательное), пожаро- и выбросоопасности, пылеподавления и проветривания с целью постоянной оценки состояния окружающей среды в забое;

- диагностическое и информационное обеспечение, содержащее данные:

а) о выполнении машинами рабочих функций и режимов их работы;

б) о состоянии и параметрах средств крепления призабойного пространства;

в) об отклонении от допустимых величин контролируемых параметров систем и узлов машин.

3.8.6 Система управления машинами забойного комплекса должна быть выполнена таким образом, чтобы все средства контроля и защиты от возникновения производственных опасностей, связанных с включением машин или подачей напряжения, включались в работу до пуска машин и до подачи напряжения в места, где может возникнуть производственная опасность.

3.8.7 В системе дистанционного управления в зоне видимости машины должен предусматриваться беспроводный канал между переносным пультом и машиной.

3.8.8 Очистные машины (комплексы), управляемые вне зоны видимости, должны оснащаться системой, предусматривающей возможность дистанционного включения и отключения комбайна во время очистной выемки. Рекомендуется оснащать очистные машины (комплексы) центральным (централизованным) пультом, установленным на штреке.

В такой системе может предусматриваться как проводной, так и беспроводной канал связи между пультом и машиной.

3.8.9 Система дистанционного управления вне зоны видимости проходческого или проходческо-очистного комплекса должна содержать вынесенный пульт управления, устанавливаемый вне створа проходимой выработки, обеспечивающий включение подачи комбайна на забой без присутствия людей в выработке и ее створе. Отключение комбайна или его подачи на забой после заполнения бункер-перегружателя должно осуществляться автоматически с выдачей информационного сигнала на вынесенный пульт управления.

3.8.10 В системе управления с беспроводным каналом должно обеспечиваться автоматическое отключение машины при нарушении канала связи. Допускается не предусматривать указанное отключение при кратковременных (не более 3 с) нарушениях канала связи.

3.8.11 Оболочки средств автоматизации и пультов управления, размещенных в очистном забое, должны иметь степень защиты от внешних воздействий (пыли, воды) не ниже İР54.

3.8.12 Система управления не должна допускать несанкционированного включения машин при включенных блокировочных и защитных устройствах, а также при выполнении различного рода переключений.

3.8.13 При наличии в системе управления нескольких аварийных выключателей с дистанционный отключением, отключение их должно осуществляться от одного органа управления.

3.8.14 Забойные машины, имеющие несколько рабочих органов, совместная работа которых технологически не допускается или не предусматривается, должны иметь блокировочные устройства, запрещающие одновременное включение этих рабочих органов.

3.8.15 Система управления должна обеспечивать:

- включение и отключение машины путем кратковременного воздействия на орган управления. При наличии в холодильных и других подобных машинах датчиков давления рабочего агента, разрешающих включение выемочной машины при достижении определенной величины давления в системе охлаждения, допускается увеличение времени воздействия на органы управления до времени действия предупредительной сигнализации, но не более 15 с;

- подачу предупредительного сигнала перед началом работы машины;

- двухстороннюю громкоговорящую связь в очистном забое по всей длине лавы;

- дистанционное аварийное отключение комплекса;

- осуществление всех необходимых блокировок, связанных с технологией работы, а также предусмотренных для обеспечения безопасности при эксплуатации машины (комплекса);

- отключение.поврежденной сети напряжением 380, 660, 1000 В за общее время, не превышающее 0,2 с, а сети напряжением 1140 В за 0,12 с.

3.8.16 При дистанционном или автоматизированном управлении машиной должно быть предусмотрено также местное управление для режимов наладки, опробования и ремонта.

3.8.17 В системе управления должно быть предусмотрено устройство для размыкания цепей управления очистных, проходческих (проходческо-очистных) и других машин, пуск в работу которых может привести к производственной опасности при осмотре исполнительных органов, замене режущего инструмента, а также при осмотре других подвижных частей и работах, связанных с доступом к неизолированным (открытым) токоведущим частям.

Рекомендуется обеспечивать блокировку включения машин путем извлечения съемного элемента-ключа, размыкающего указанные выше цепи.

Установка устройства блокировки должна предусматриваться непосредственно на забойной машине или на ее пульте.

Допускается использовать кнопки «Стоп» с фиксацией в отключенном положении.

3.8.18 Схемы дистанционного управления аппаратами, предназначенными для подачи напряжения на машину и для включения электродвигателей машины, должны обеспечивать нулевую защиту, защиту от самовключения, контроль заземления передвижных машин, автоматическое отключение и невозможность включения машины при обрыве или замыкании проводов цепей управления.

3.8.19 Схема управления передвижными забойными машинами должна обеспечивать непрерывный автоматический контроль заземления их корпусов путем использования заземляющей жилы в цепи управления.

Рекомендуется применять схемы управления, изолированные от корпуса машины и заземляющей жилы, с выполнением контроля заземления отдельной схемой.

Допускается контроль сопротивления заземления осуществлять перед каждым включением силового питания на машину с непрерывным контролем целостности заземляющей жилы.

Величина контролируемого сопротивления заземляющей цепи передвижных машин по условиям обеспечения искробезопасности токов утечки должна составлять не более 100, 50 и 1Ом для машин напряжением соответственно до 660, 1140 и 3300-6000 В.

3.8.20 Контроль сопротивления заземления допускается не предусматривать для агрегатированных машин очистного забоя (например, комбайн-конвейер, струговая установка-конвейер и др.) и отдельных машин, заземление которых осуществляется не менее чем двумя заземляющими жилами разных силовых кабелей.

3.8.21 Цепи контроля сопротивления заземления машин в рудниках опасных по газу, должны иметь искробезопасные параметры.

3.8.22 Схемы дистанционного управления забойными машинами должны иметь следующие электрические параметры:

- номинальное напряжение внешних цепей управления не более 42 В переменного тока;

- исполнительный элемент схемы должен устойчиво срабатывать на включение при общем сопротивлении внешнего участка цепи управления не менее 20 Ом и напряжения 0,85 от номинальногона зажимах источника питания;

- схема управления не должна допускать самовключения машины при повышении напряжения сети до 1,5 номинального напряжения (Uн). Возможность самовключения машины при этом определяется при сопротивлении внешнего участка цепи управления, не превышающем 1 Ом;

- схема управления должна сохранить работоспособность при снижении сопротивления утечки между проводами цепи управления до 1000 Ом.

3.8.23 Микропроцессорные схемы управления (далее - МПСУ) должны содержать необходимые аппаратно-программные устройства, обеспечивающие контроль их работоспособности.

3.8.24 Все элементы управления (кнопки, выключатели, реле и т.п.), обеспечивающие аварийное или оперативное снятие напряжения, остановку машин и механизмов, прекращение движения машин и рабочих органов машин, защиту от опасных режимов работы и т.д., должны работать на размыкание цепи управления.

3.8.25 В системах автоматизации выход из строя одного функционального узла или элемента (резистора, конденсатора, диода, транзистора и т.п.) не должен приводить к включению или неотключению управляемой машины.

При этом вышеперечисленные узлы и элементы считаются неповреждаемыми при резервировании, если их загрузка составляет не более 70% от номинальных значений.

3.8.26 Внешние цепи схем управления забойными машинами в рудниках, опасных по газу, должны иметь искробезопасные параметры.

Указанные цепи управления, проложенные в кабеле, питающем машину, должны быть искробезопасными при отключенном силовом напряжении с кабеля и электроприемников данной машины.

3.8.27 Цепи управления, проложенные от машины к пульту, должны быть искробезопасными.

Допускается иметь искроопасные цепи напряжением не более 42 В, проложенные на указанном выше участке, если они не выходят за пределы взрывонепроницаемых оболочек электроблоков и пультов, установленных непосредственно на машине.

3.8.28 В цепях управления забойными машинами рекомендуется предусматривать контроль и индикацию следующих параметров и величин, характеризующих:

- включенное (отключенное) состояние исполнительных узлов схемы;

- наличие напряжения на зажимах источников питания цепей управления;

- сопротивление линии внешней цепи и сопротивление изоляции этой цепи;

- место замыкания (обрыва) внешней цепи;

- обрыв и замыкание во внешних соединительных линиях;

- неисправности выпрямительных элементов и узлов.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.