Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономические модели и эксперименты





Развитие системныхСистемный метод исследования — дети-методов исследования^е ХХ в- Однако предпосылки его возник-

новения складывались еще в XIX в. в про­цессе перерастания формальной логики в математическую. Именно в этот период Д. Бульсоздает алгебру логики, а У. Джевонси Э. Шредер— первую систему математической логики.


28 Глава 1 Предмет и метод экономической теории

В начале XXв. А. А. Богданов(1873—1928) попытался создать всеобщую организационную науку — тектологию, которая, по мыс­ли ее творца, как и математика, отвлекается от конкретного харак­тера элементов системы, изучая их с точки зрения организованнос­ти или дезорганизованности. Это позволяет объединить на основе общего строения социально-экономические, энергетические и био­логические процессы. В основе такого объединения лежит идея рав­новесия: статического и динамического. В соответствии с этим под­ходом А. Богданов делил все системы на уравновешенные и не­уравновешенные.

Мощным импульсом для развития экономического моделиро­вания стали теория и практика народнохозяйственного планиро­вания в СССР (ГОЭЛРО, межотраслевой баланс 1923—1925 гг., модели экономического роста Г. А. Фельдмана и др.). В 1939 г. Л. В. Канторовичсоздал метод линейного программирования. Раз­витие технических наук (теории машин и механизмов, теории связи и информации), математики (теории алгоритмов, математической логики, теории вероятностей, математического программирования), а также биологии и физиологии (исследование систем регулиро­вания в живых организмах, учение И. П. Павлова о высшей нерв­ной деятельности и т. д.) способствовало возникновению во второй половине 40-х гг. кибернетики. "Отцом" новой науки стал амери­канский исследователь Н. Винер.Кибернетика возникла как нау­ка об управлении сложными динамическими системами (незави­симо от того, является ли такая система механической конструк­цией или живым организмом). Применение кибернетических прин­ципов к экономике увенчалось в начале 60-х гг. созданием эконо­мической кибернетики (В. С. Немчинов, О. Ланге, Г. Греневский, С. Бир и др.).



„ Распространение системных методов исследова-

акономико-ния и рдение кибернетики сопровождались математическоерным развитием экономико-математического моделирование ^г г

г моделирования.

Экономическая модель— это формализованное описание эко­номического процесса или явления, структура которого опреде­ляется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Создание модели связано с по­терей части информации.

Реальный мир м_______________ Модель

Рис. 19.Соотношение модели и реального мира

Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элемен­тов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи. Известные величины, вводимые в модель в гото-


1.2. Метод экономической теории



 


Положительный наклон


Отрицательный наклон VI


 


Наклон = О V


Наклон = <*> V


Рис. 1—10. Графическое изображение простейших (линейных) зависимостей

вом виде, называются экзогенными; величины, которые получают­ся в рамках модели при решении поставленной задачи, называют­ся эндогенными. Связь модели с объективной экономической дейст­вительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой — служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями (см. рис. 1—9).

Простейшим видом экономико-математического моделирова­ния является моделирование в двухмерном пространстве — при помощи графиков. Если с увеличением значения аргумента значе­ние функции растет, наклон графика называют положительным, если с увеличением значения аргумента значение функции умень­шается, наклон называют отрицательным. Если с изменением зна­чения аргумента значение функции не меняется, то говорят, что у функции нулевой наклон. Если, наконец, одному и тому же значе­нию аргумента соответствует бесконечное число значений функ­ции, то наклон функции равен бесконечности (см. рис. 1—10).

На рис. 1—10 показаны простейшие линейные зависимости; однако в реальной действительности зависимости носят более слож­ный характер и изображаются кривыми. Чтобы определить уро­вень наклона функции в окрестностях данной точки, необходимо к



Глава 1. Предмет и метод экономической теории


 


ней провести касательную так, как показано на рис. 1—11. Кроме того, наклон функций может меняться, переходя из положительно­го в отрицательный и наоборот.

Положительный наклон


Отрицательный наклон VI


 




 


 


Положительный наклон


Отрицательный наклон


Отрицательный наклон


 



0


тах


О


ГП1П \

Положительный наклон


Рис. 1—11. Определение наклона кривых

Мир моделей многообразен (см. рис. 1—12). Они различаются по уровню обобщения (абстрактно-теоретические и конкретно-экономи­ческие), сфере охвата (макро- и микроэкономические), времени и характеру действия (статические и динамические), степени струк-турализации (малоразмерные и многоразмерные), характеру взаи­мосвязи элементов (линейные и нелинейные) и т. д. Наибольшее зна­чение в экономической науке играет микро- и макромоделирование.

Модель


Статическая


Динамическая

Кратко- Средне- Долго­срочные срочные срочные (до одного (5 лет) (15-20 лет) года)


Рис 1—12. Виды моделей


1.2. Метод экономической теории 31

Предпосылки для возникновения микроэкономики складываются во второй половине XIX в., когда в экономической науке все большее внимание начинает уделяться психологическому фактору. Австрий­ская школа предельной полезности стала рассматривать в качестве исходного пункта экономической науки автономного индивида, неза­висимого от окружающего мира. Основная задача его деятельнос­ти — удовлетворение потребностей в условиях ограниченности ре­сурсов. Поведение этого индивида рассматривается в различных ги­потетических ситуациях с целью выбора оптимального варианта (тео­рия выбора А. Маршалла). При этом предполагается почти полная взаимозаменяемость факторов (труда, капитала и т. д.).

Экономическая наука выступает при таком подходе как сбор­ник готовых рецептов поведения индивида, фирмы и т. д. в стан­дартных ситуациях, как нормативная наука. Специфически капи­талистическое выдается за общечеловеческое, рыночная экономи­ка — за экономику вообще. При таком подходе неизбежно пред­ставление о современном обществе как о наилучшем, как о самой гармоничной системе.

Крах золотомонетного стандарта после 1914 г., а затем Вели­кая депрессия 1929—1933 гг. наглядно обнажили несовершенство функционирующей системы. Возникла необходимость возвращения к объективному подходу, типичному для предшествовавшей эконо­мической теории, рассмотрению функционирования народного хо­зяйства как единого целого (макроэкономика). Это достигается, во-первых, в анализе таких категорий, как национальный доход, сбе­режения, инвестиции и моделирование взаимосвязей между ними; во-вторых, путем значительного расширения эмпирической базы и совершенствования экономико-математических методов их обработ­ки (развитие эконометрики, кибернетики и т. д.). Причинно-следст­венные связи вытесняются функциональными и структурными, происходит четкое разграничение микро- и макроэкономики. ЭкономическиеИзучение естественного хода явлений и процес-г..,„„„,„„.,„„пП., сов экономической жизни ставит на повестку дня проведение экспериментов.

Экономический экспериментэто искусственное воспро­изведение экономического явления или процесса с целью изучения

ЭКСПЕРИМЕНТЫ

На микроуровне На макроуровне

1. Р. Оуэн 1. Народнохозяйственное

2. Ф Тейлор планирование в СССР

3. Г. Форд 2. Кейнсианские эксперименты

4. Э. Мейо и др 3. Политика монетаризма и др.

Рис.1—13. Виды экспериментов


32 Глава 1. Предмет и метод экономической теории

его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практи­ческого изменения. Эксперименты могут проводиться как на мик­ро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне ее (см. рис. 1—13).

Сознательное массовое экономическое экспериментирование — порождение XIX в. Наиболее известные экономические экспери­менты, проведенные на микроуровне, связаны с деятельностью Р. Оуэна, "банками справедливого обмена" П. Ж. Прудона, а также с теоретиками научной организации труда, производства и управ­ления — Ф. Тейлором, Г. Фордом и Э. Мейо.

Широкие эксперименты на макроуровне проводились в СССР с первых лет советской власти. На Западе они связаны прежде всего с именами Дж. М. Кейнса, М. Фридмена и их последователей. В последующий период роль экономических экспериментов замет­но возросла, и в настоящее время серьезная, научно обоснованная политика немыслима без проведения широких и разнообразных экономических экспериментов. Экономические эксперименты позво­ляют на практике проверить обоснованность тех или иных эконо­мических рекомендаций и программ, не допустить крупных народ­нохозяйственных ошибок и провалов.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте основные этапы развития предмета эконо­
мической теории. По каким направлениям шло его расширение?
Какие вопросы выпадали из поля зрения экономической теории и
почему?

2. Чем отличается предмет "новой политической экономии" от
предмета политической экономии в традиционном понимании?

3. В чем сходство и различия позитивного и нормативного под­
ходов к экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в
каких — второй?

 

4. Какие проблемы, стоящие перед экономической теорией,
лучше исследовать на микроуровне, а какие — на макроуровне?
Почему?

5. Как бы вы провели границы между экономикой и смежными
науками — политологией, социологией, психологией и т. д.?

6. Модель — это отражение некоторых, но не всех, сторон ре­
альной действительности, следовательно, модель никогда не отра­
жает реальность во всей ее полноте. Допустимо ли в этом случае
применение моделей? Возможно ли обойтись без них в теоретичес­
ком исследовании?

7. Возможно ли создание единого, универсального метода эко­
номической теории7 Если да, то каковы его характерные черты?
Если нет, то почему?

8. В чем достоинства и ограниченность систем, построенных на
основе формальной и диалектической логики?


Примеры решения задач 33

9. В каких случаях экономические явления лучше рассматри­
вать исторически, в каких — логически? Охарактеризуйте досто­
инства и недостатки обоих методов. Приведите известные вам при­
меры их употребления.

10. Что такое эмпирический и теоретический методы? На ка­
ких стадиях развития науки они применяются? Каковы их досто­
инства и недостатки? Какова их взаимосвязь?

Примеры решения задач









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.