Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Распределение индивидуальной предельной выгоды (предельных издержек) между семьями





 

  Индивидуальная предельная выгода
Число (предельные издержки)
деревьев Андреевы Борисовы Васильевы
  50% 30% 20%
       
       
       
       
       
       
       
       

Если решения принимаются простым большинством голосов, то во втором случае (при неравномерном распределении выгод) будет посажено меньше деревьев, чем в первом. Дело в том, что для Ва­сильевых посадка уже шести деревьев будет убыточна (предель­ная выгода этой семьи от посадки шестого дерева равна 16 долл., а предельные затраты — 20 долл.). А против посадки седьмого дере­ва будут уже голосовать две семьи: Васильевых и Борисовых (так как для них предельная выгода составляет 12 и 18 долл. соответст­венно). Таким образом, если затраты распределяются равномер­но, а выгоды нет, будет иметь место недопроизводство общест­венных благ (см. МВ: на рис. 14—2).


МВ,МС

При неравномерном распределении выгод

При неравномерном распределении издержек

МС

0 12345678 <2

Рис. 14—2. Озеленение улицы в условиях неравномерного распределения затрат и выгод

Предположим теперь противоположный случай: когда выгоды распределяются равномерно, а издержки нет.

Допустим, что в табл. 14—2 представлены не предельные вы­годы, а предельные издержки: 50% предельных издержек несет


14 2 Общественный выбор в условиях прямой демократии 453

семья Андреевых, 30% — семья Борисовых и лишь 20% — семья Васильевых. В этом случае Васильевы и Борисовы проголосуют за посадку восьми деревьев и лишь Андреевы будут против. Дело в том, что предельные выгоды (20 долл.) будут выше их предельных издержек (8 и 12 соответственно). Таким образом, если выгоды рас­пределяются равномерно, а издержки нет, будет иметь место перепроизводство общественных благ (см. МВ2 на рис. 14—2).

Обратим внимание на то, что и во втором, и в третьем случае решающим при голосовании был голос семьи Борисовых, которые занимали место в центре. Такая ситуация получила в литературе название модели медианного избирателя.

Модель медианного избирателя (тесНап уо1ег тод.е1)мо­дель, характеризующая существующую в рамках прямой демо­кратии тенденцию, согласно которой принятие решений осущест­вляется в соответствии с интересами избирателя-центриста (человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества). Решение вопросов в пользу избирателя-центриста имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, оно удерживает сообщество от принятия односторонних решений, от крайностей. С другой — оно далеко не всегда гарантирует принятие оптимального решения.

Наш простой пример наглядно показал, что даже в условиях
прямой демократии, когда решения принимаются большинством
голосов, возможен выбор в пользу экономически неэффективного
результата — например, недопроизводства или перепроизводства
общественных благ. Дело в том, что такой механизм голосования не
позволяет учесть всю совокупность выгод отдельного индивида. В
рамках прямой демократии все решения сообщества имеют тен­
денцию соответствовать интересам медианного избирателя, что да­
леко не всегда экономически целесообразно.
Л Модель медианного избирателя имеет значение и

*,^ы,?,„ы^,.аЯ Для представительной демократии, однако здесь
конкуренция г/ш

процедура усложняется. Кандидат в президенты

для того, чтобы добиться цели, должен как минимум дважды апел­лировать к избирателю-центристу: сначала внутри партии (для своего выдвижения от партии), а затем к медианному избирателю среди всего населения. При этом для завоевания симпатий боль­шинства приходится вносить значительные коррективы в свою пер­воначальную программу, а нередко и отказываться от ее фунда­ментальных принципов.

Рассмотрим в качестве примера распределение голосов изби­рателей в соответствии с их идеологическими предпочтениями. Отметим на горизонтальной оси позиции избирателей от крайне левых до крайне правых (рис. 14—3). В середине оси обозначим позицию медианного избирателя точкой М. Если позиции избирате­лей распределяются между крайностями в обществе равномерно, мы получим нормальное распределение с пиком над точкой М Об­щая площадь, находящаяся под кривой, представляет 100% голосу­ющих. Допустим, что голосующие отдают свои голоса тем, кто им ближе по своим идеологическим воззрениям.



Глава 14. Теория общественного выбора


Число голосов избирателей



Крайне левые

М Ь В

Крайне правые

 


Рис. 14—3. Распределение голосов избирателей в соответствии с их идеологическими предпочтениями

Предположим, что имеются всего два кандидата. Если один из кандидатов выбирает срединную позицию (например, в точке М), то тогда он получит по крайней мере 50% голосов. Если же канди­дат занимает позицию А, то он получит меньше 50% голосов. Если один кандидат занимает позицию в точке А, а другой — в точке М, то кандидат в точке А получит голоса избирателей, находящихся левее линии а (а — срединная позиция между А и М), т. е. мень­шинство голосов. Кандидат, занимающий позицию М, сможет полу­чить голоса избирателей, находящихся правее линии а, т. е. боль­шинство. Лучшей для кандидата будет стратегия, максимально при­ближенная к позиции медианного избирателя, так как она обеспе­чит ему большинство голосов на выборах. Аналогичная ситуация сложится, если один из кандидатов будет правее другого (займет позицию в точке В). И в этом случае победа достанется тому, кто лучше отразит позицию избирателя-центриста. Проблема заклю­чается, однако, в точном определении (идентификации) интересов и чаяний медианного избирателя.

Что произойдет, если в борьбу вступит третий кандидат? Напри­мер, один кандидат занимает позицию В, а два других — позицию М. Тогда первый получит голоса, находящиеся под кривой распределе­ния правее линии Ь, а каждый из двух других — половину голосов, лежащих левее этой линии. Поэтому большинство голосов выиграет первый кандидат. Если один из двух кандидатов принял бы позицию А, то кандидат, занимающий позицию М, получил бы очень незначи­тельный процент голосов, равный площади, находящейся под кривой распределения между линиями а и Ь. Поэтому у кандидата М есть стимул выйти из сегмента АВ, тем самым он ставит одного из двух других кандидатов в затруднительное положение. Процесс продвиже­ния может долго продолжаться, но он имеет свои границы. Пока пик распределения находится в точке М, любой кандидат может повысить свои шансы, двигаясь по направлению к М.


14.3. Общественный выбор в условиях представительной демократии 455

В условиях жесткого противостояния двух различных пар­тий распределение голосов может приобрести бимодальную фор­му (рис. 14—4). В реальной действительности бимодальное распре­деление может иметь как симметричную (как на рис. 14—4), так и асимметричную форму (что встречается гораздо чаще).

О 25 50 75 100

Рис. 14—4. Бимодальное распределение голосов избирателей

Наконец, в обществе, где отсутствует четкая поляризация инте­ресов, может встретиться и полимодальное распределение голосов избирателей. Если в таком обществе действуют четыре партии, то распределение голосов может приобрести (в идеале) такую форму, которая показана на рис. 14—5. На рисунке изображено равномер­ное распределение голосов между партиями. Однако это частный случай. Здесь также возможен асимметричный сдвиг вправо или влево.

Рис. 14—5. Полимодальное распределение голосов избирателей

Представленные модели политической конкуренции довольно абстрактны, но они все-таки позволяют прояснить факторы, дви­жущие политическим поведением кандидатов.

14.3. Общественный выбор в условиях представительной демократии

В условиях представительной демокра-

исобенности выбора ^ тии процесс голосования усложняется.
при представительной в отличие от частнОго общественный
демократии. выбор осуществляется через определен-

Рациональное неведение ные ^ро^жутки времени, ограничен

кругом претендентов, каждый из которых предлагает свой пакет программ. Последнее означает, что избиратель лишен возможности выбирать нескольких депутатов: одного — для решения проблем занятости, другого — для борьбы с инфляцией, третьего — по про­блемам внешней политики и т. д. Он вынужден избрать одного де­путата, позиция которого далеко не полностью совпадает с его пред-


456 Глава 14 Теория общественного выбора

почтениями. В сфере бизнеса это означало бы покупку товара "с нагрузкой", поэтому избиратель вынужден из многих зол выбирать наименьшее.

Усложняется и процедура голосования. Избирательное право может быть обусловлено имущественным цензом (как в древнем Риме) или цензом оседлости (как в некоторых современных стра­нах Балтии). Для избрания кандидата может требоваться относи­тельное или абсолютное большинство.

Избиратели должны располагать определенной информацией о предстоящих выборах. Информация же имеет альтернативную стоимость Для ее получения требуются время или деньги, а чаще и то и другое. Отнюдь не все избиратели могут позволить себе значи­тельные траты, связанные с получением необходимой информации о предстоящих выборах. Большинство стремится минимизировать свои издержки. И это рационально.

Таблица 14-3







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.