|
Праздники, отмечаемые в России
(4 занятия)
1 января — Новый год.
8 марта — Международный женский день.
9 мая — День Победы.
1 сентября — День знаний
Седьмой год жизни (2 занятия в неделю, всего 64 занятия)
В работе с детьми подготовительной группы второго года обучения (седьмого года жизни) продолжается углубленное изучение разделов «Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве», «Родная природа», «Растения», «Животные», «Знакомство с ближайшим окружением». На занятиях большое внимание уделяется разделу «Знакомство с ближайшим окружением», особенно темам «Наша улица, наш дом», «Наш детский сад», «Наш город», «Родная страна», на которых следует остановиться подробнее.
№
| Тема занятия
| Оборудование, дидактические игры
и упражнения
| Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве (12 занятий)
|
| Цвет предметов. Основные цвета — красный, синий, желтый, их различение и правильное называние, согласование прилагательного с существительным. Вверху — внизу, справа — слева, спереди — сзади. Выполнение действий по словесному указанию педагога-дефектолога.
| Оборудование: демонстрационная сюжетная картинка с предметами разного цвета, раздаточные с предметами красного, синего, желтого цветов Дидактическая игра: «Подбери картинку по цвету» (карточка № 1).
|
| Цвет предметов. Закрепление знания трех основных цветов (красного, синего, желтого). Формирование понятий верх — низ, справа — слева, различение верхней и нижней стороны, правой и левой стороны доски, фланелеграфа, листа бумаги.
| Оборудование: фланелеграф, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), материал для дидактической игры «Четвертый лишний» (карточка № 3). Дидактические игры: «Подбери картинку по цвету» (карточка № 1), «Составь цепочку» (карточка № 2).
|
| Цвет предметов. Оранжевый цвет. Различение желтого, красного и оранжевого цветов, их названия. Формирование приема сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную, сличение с образцом). Закрепление понятий верх — низ, справа — слева, вверху — внизу, спереди — сзади.
| Оборудование: контурное изображение предметов (красный помидор, желтая репа, оранжевый апельсин), индивидуальные листы бумаги, геометрические фигуры. Дидактические игры: «Цепочка» (карточка № 2), «Как пройти к домику» (карточка № 16).
|
| Цвет предметов. Закрепление знаний желтого, красного и оранжевого цветов. Различение геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник). Учить без опоры на зрительный анализатор находить нужную геометрическую фигуру.
| Оборудование: мешочки с геометрическими фигурами. Дидактические игры: «Воздушные шары» (карточка № 3), «Красивый букет» (карточка № 4), «Геометрическое лото».
|
| Цвет предметов. Зеленый цвет. Различение желтого, синего, зеленого цветов. Закрепление знания названий геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник).
| Оборудование: краски желтого, синего цветов, контурное изображение огурца. Дидактические игры: «Подбери картинки по цвету» (карточка № 1), «Геометрическое лото».
|
| Цвет предметов. Фиолетовый цвет. Упражнения в различении фиолетового, синего и красного цветов. Понятия под, над, внутри, около, между.
| Оборудование: краски синего, красного цветов, контурное изображение баклажана. Дидактические игры: «Полосатые коврики» (карточка № 5), «По дороге домой» (карточка № 18). «Чудеса познания» (2), «Что изменилось?» (с набором игрушечной мебели).
|
| Цвет предметов. Черный и белый цвета. Коричневый цвет. Упражнения в различении черного, серого и коричневого цветов. Закрепление понятий, характеризующих положение предмета в пространстве.
| Оборудование: краски синяя и зеленая; фланелеграф; рисунки: бабочка на цветке, в цветке, около цветка, над цветком, муха на столе, под столом, в ящике стола и др. Дидактические игры: «Цепочка» (карточка № 2), «Узнай и назови цвет предмета».
|
| Обобщающее занятие «Знаешь ли ты цвета?».
| Дидактические игры: «Зажги фонарик» (карточка № 6), «Цепочка» (карточка № 2), «Найди снеговика по описанию» (карточка № 7).
|
| Цвет, форма, величина предметов. Дифференциация изученных геометрических фигур.
| Оборудование: лото «Большие и маленькие» (однородные предметы разной величины), геометрические фигуры разного размера, одинаковые по цвету и форме, одинаковые по размеру и форме, разные по цвету. Дидактическая игра: «Матрешка» (3).
|
| Форма предметов. Круг и овал. Соотнесение геометрических фигур с формой различных предметов и их изображениями.
| Оборудование: альбом для раскрашивания «Геометрия вокруг нас» (1), «Чудеса познания» (2), геометрические фигуры — круг и овал. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».
|
| Сравнение предметов по величине. Нахождение предметов заданной формы и величины. Понятия за, перед, между.
| Оборудование: «Матрешка» (3). Дидактическая игра: «Узнай предмет по описанию» (карточка № 8), словесная игра «Расскажи, где стоишь» (ребенок дает словесный отчет, за кем он стоит, перед кем стоит, между кем стоит).
|
| Цвет, форма и величина предметов. Расположение геометрических фигур на плоскости.
| Оборудование: индивидуальные прямоугольные дощечки, наборы геометрических фигур (дети выполняют задания по расположению геометрических фигур на плоскости и дают словесный отчет). Дидактические игры: «Матрешка» (3), «Отгадай, что на моей картинке» (4), «Парные картинки» (5).
| Родная природа (27 занятий)
Сезонные изменения в природе и труде (12 занятий)
|
| Начало осени. Изменение погоды но сравнению с летом (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди). Отличительные признаки первого осеннего месяца (желтые листья на березках, кучевые облака, увядание трав). Основные цвета и их оттенки в природе.
| Оборудование: картинки с изображением признаков лета и начала осени; стихотворение А.Плещеева «Осенняя песенка»; иллюстративный материал к содержанию стихотворения.
|
| Изменение в жизни растений и животных осенью: созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, исчезновение насекомых, отлет птиц. Составление рассказа по сюжетной картинке. Труд людей осенью в саду, на огороде, в поле.
| Оборудование: иллюстрации, сюжетная картинка «Осенняя прогулка» (6).
|
| Осень: дальнейшее уменьшение продолжительности дня, листопад. Закрепить название второго осеннего месяца.
| Оборудование: иллюстрации текста «Зачем листья осенью летают» (с показом на фланелеграфе). Подвижная игра «Мы листики осенние» (карточка № 8). Игра на внимание «Найди два одинаковых листочка» (детям предлагаются 12 листочков, различных по форме и окраске).
|
| Поздняя осень: дальнейшее уменьшение продолжительности дня, холодные дожди, листопад, заморозки. Изменение в жизни домашних и диких животных осенью. Закрепить название третьего месяца осени.
| Оборудование: иллюстративный материал из книги Г. Скребицкого «Четыре художника» (7). «Звездочка-1» (картинное пособие по развитию речи для 1 класса школ глухих) — подготовка диких животных к зиме (8). Г.Снегирев. Книжка-картинка «Как птицы и звери готовятся к зиме» (9).
|
| Зима. Дальнейшее сокращение продолжительности дня, морозы, снегопад, замерзание водоемов. Зимние забавы детей, образование относительных прилагательных от существительных (морозный день, снежная крепость, снежная баба, снежный ком, ледяная горка, трескучий мороз, холодная погода и т.д.). Образование однокоренных слов.
| Оборудование: сюжетная картина «Зимние забавы» из серии «Мир в картинках».
Дидактические игры: «Весна, лето, осень, зима» (10). «Назови похожие слова» (слова-родственники: снег — снежок — снежинка — снеговик).
|
| Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой. Сравнение хвойных и лиственных деревьев и кустарников зимой.
| Экскурсия в парк.
|
| Условия жизни диких животных в сравнении с жизнью домашних животных. Зимующие птицы. Подкормка птиц.
| Оборудование: иллюстрации, предметные картинки (6, 8). Составление рассказа по серии картин «Друзья птиц».
|
| Весна. Увеличение продолжительности дня, таяние снега, ледоход. Деревья и кустарники зимой. Поведение птиц.
| Экскурсия в парк или наблюдение на участке детского сада.
|
| Основные отличительные признаки весны. Изменения в жизни растений (набухание почек, распускание листьев, цветение растений). Закрепить название второго весеннего месяца. Образование относительных прилагательных от имен существительных.
| Сравнение веточек тополя и березы. Серия картинок «Как появляются на ветках листочки» (6). Дидактическая игра: «Времена года» (10).
|
| Животные весной. Появление насекомых. Возвращение перелетных птиц. Закрепить название третьего весеннего месяца.
| Оборудование: серия картин «Появление птенцов» (6), иллюстративный материал.
| 11 12
| Труд людей весной в поле, в саду, на огороде.
| Оборудование: иллюстрации (8).
|
|
Отличительные признаки лета по сравнению с весной (продолжительность дня, высокое голубое небо, большие пушистые облака, летние дожди, грозы). Названия летних месяцев. Труд людей летом в саду, на огороде, в поле.
|
Оборудование: иллюстративный материал (8).
| Растения (7 занятий)
|
| Деревья, кустарники на участке детского сада. Липа и береза: различие по величине, форме и окраске их частей, по запаху. Образование относительных прилагательных от существительных: березовый лист, липовый ствол, кленовая ветка, рябиновые листья и т.д. Согласование прилагательных в роде, числе, падеже. Образование однокоренных слов.
| Оборудование: поделки из природного материала «Бабочка», «Стрекоза». Экскурсия. Дидактические игры: «Узнай дерево по описанию», «Назови, с какого дерева лист», «Назови похожие слова» (лист — листок — листочек — листья — листопад).
|
| Садовые цветы: бархатцы, календула, цветная ромашка. Узнавание и называние растений по форме листьев, форме и окраске цветов, по запаху.
| Экскурсия. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Садовник».
|
| Деревья и кустарники сада: яблоня, груша, слива, смородина, крыжовник, малина. Сравнение деревьев и кустарников.
| Экскурсия в сад. Дидактические игры: «Узнай дерево (куст) по описанию», «С какого дерева лист?», «С какого дерева плод?», «С какого куста ягода?», «Кто скажет иначе?» (подбор синонимов), «Скажи наоборот».
|
| Обобщающие понятия: фрукты, ягоды. Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Образование существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа. Подбор синонимов и антонимов.
| Оборудование: натуральные фрукты, ягоды или муляжи, материал для дидактической игры «Четвертый лишний». Дидактические игры: «Узнай по описанию фрукты (ягоды)», загадывание загадок-описаний по плану, предложенному педагогом-дефектологом. «Что можно приготовить из фруктов и ягод?» (используются контурные изображения банок, бутылок с нарисованными на них фруктами или ягодами); «Чего много растет в саду?»; «Кто заметит больше признаков» (какое яблоко?, какая ягода? и т.д.) Лото «Один — много».
| | | | |
| Растения огорода: картофель, морковь, свекла, помидор, огурец. Их отличительные признаки. Образование относительных прилагательных от существительных. Образование существительных в форме именительного и родительного падежей множественного числа. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Подбор синонимов и антонимов.
| Оборудование: натуральные овощи или муляжи; предметные картинки с изображением овощей. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай овощи по описанию», «Назови блюдо из овощей».
| 6,
| Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды.
| Оборудование: предметные картинки. Дидактическая игра: «Что растет в саду и в огороде?» (карточкам 10). Загадки.
| Животные (8 занятий)
|
| Домашние животные: корова, лошадь, коза, свинья, кошка, собака, овца. Внешний вид, повадки, пища, польза, приносимая людям. Забота человека о домашних животных. Детеныши домашних животных. Образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными: коровье молоко, свиное сало, козья шерсть, лошадиные копыта, собачий хвост, кошачьи глаза и т.д.
| Оборудование: предметные картинки или муляжи домашних животных. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Помогите малышам», «Чей, чья, чьи?» (с использованием фланелеграфа). Загадки.
|
| Дикие животные. Внешний вид, повадки, пища, жилище. Узнавание и называние диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, лось) и их детенышей. Образование притяжательных прилагательных, согласование с существительными (волчий хвост, лисьи уши, заячьи уши и т.д.)
| Оборудование: предметные картинки, муляжи, материал к дидактической игре «Четвертый лишний». Дидактические игры: «Узнай по описанию» (загадки могут составлять и дети по плану, предложенному педагогом-дефектологом), «Чьи, чья, чей?» (карточка № 12), «Четвертый лишний», «Кто где живет?». Лото «Дикие животные и их детеныши».
|
| Домашние птицы. Внешний вид, где живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку. Забота о домашних птицах. Узнавание и называние домашних птиц (курица, петух, утка, индюк), птенцов. Образование притяжательных прилагательных, согласование с существительными (утиный клюв, петушиный гребень, гусиные лапы, куриное яйцо).
| Оборудование: предметные картинки с изображением домашних птиц. Дидактические игры: «Помогите малышам» (карточка № 11), «Чей, чья, чьи?» (карточка № 12). Составление детьми загадок-описаний домашних птиц.
|
| Зимующие птицы: воробей, синица, ворона, галка, сорока, снегирь. Отличительные признаки: окраска перьев, способ передвижения. Сравнение птиц: воробей — синица, синица — снегирь, ворона — галка — сорока. Образование существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа.
| Оборудование: картинный материал.
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Четвертый лишний», «Кого много зимой в городе?». Лото «Один — много».
|
| Перелетные птицы. Узнавание и называние: скворец, ласточка, грач, журавль, соловей. Отличительные признаки: окраска перьев, характерные повадки. Значение птиц в жизни людей.
| Оборудование: предметные картинки с изображением птиц. Дидактическая игра: «Узнай по описанию». Составление описательных загадок детьми по плану, предложенному педагогом-дефектологом.
|
| Насекомые. Внешнее строение тела насекомых, названия отдельных частей (головка, брюшко, крылья, ножки). Польза или вред насекомых для людей и растений. Сравнение насекомых.
| Оборудование: предметные картинки с изображением насекомых, иллюстрации к сказке В.Бианки «Как муравьишка домой добирался» (с использованием на фланелеграфе). Дидактические игры: «Узнай по описанию насекомых», «Четвертый лишний».
|
| Рыбы. Внешний вид, отличительные признаки, чем питаются. Сравнение рыб.
| Оборудование: предметные картинки с изображением рыб (щука, сом, окунь, карась). Рассматривание рыб в аквариуме.
| | | | |
| Обобщающие понятия: домашние, дикие животные, птицы, рыбы, насекомые.
| Оборудование: предметные картинки для практической группировки и классификации. Дидактическая игра: «Что изменилось?»
| Знакомство с ближайшим окружением (25 занятий)
Наша улица, наш дом (8 занятий)
|
| Моя семья. Знание ребенка о себе: имя, фамилия, возраст. Знание состава семьи: имена, отчества взрослых членов семьи, их труд на производстве.
| Оборудование: сюжетные картинки из серии «Семья» (11).
|
| Мебель в доме. Название и назначение мебели, ее частей, уход за мебелью. Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование существительных в форме именительного и родительного падежей множественного числа. Понимание смысловой стороны простых и сложных предлогов, правильное употребление их в речи.
| Оборудование: наборы игрушечной мебели, предметные картинки. Дидактические игры: «Устроим комнату для куклы», «Что изменилось в комнате Тани?», «Назови ласково», «Что из чего сделано?» (с мячом). Демонстрация текста «Почему Саша опоздал на урок?» (использование фланелеграфа) (карточка №13).
|
| Бытовые приборы в нашем доме. Название и назначение бытовых приборов. Правила безопасности при пользовании бытовыми приборами.
| Оборудование: предметные картинки с изображением бытовых приборов или игрушки (холодильник, стиральная машина, плита, телевизор, пылесос, электрический утюг), текст «Наши помощники» (12). Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Четвертый лишний».
|
| Посуда. Название и назначение посуды (чайная, столовая, кухонная). Образование относительных прилагательных от существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Образование существительных в форме именительного и родительного падежей множественного числа. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
|
Оборудование: наборы чайной, столовой и кухонной посуды. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Назови ласково», «Чего в магазине много?», «Один — много», «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Найди одинаковую посуду».
|
| Одежда. Название одежды и ее деталей, назначение одежды в зависимости от времени года. Одежда для девочек и мальчиков. Уход за одеждой. Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Образование существительных в форме именительного и родительного падежей единственного и множественного числа.
|
Оборудование: предметные картинки с изображением одежды, серия картин «Как платье попало в магазин». Лото «Один — много». Дидактические игры: «Чего много продается в магазине?», «Оденем Ваню и Валю», «Магазин» (14), «Четвертый лишний».
|
| Обувь. Название обуви, ее деталей, обобщенное название обуви в зависимости от времени года, материалы, из которых изготовлена обувь. Уход за обувью. Образование относительных прилагательных от существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Образование существительных в форме именительного и родительного падежей множественного числа.
|
Оборудование: предметные картинки с изображением обуви. Лото «Один — много». Дидактические игры: «Магазин обуви» (аналогично с игрой «Магазин одежды», «Магазин посуды» (14), «Чего много продается в магазине?», «Четвертый лишний».
|
| Наш дом. Знание домашнего адреса. Количество этажей в доме, где живет ребенок; этаж, на котором находится квартира ребенка. Части дома: подъезд, лестница, лифт, квартира. Назначение комнат в квартире. Образование сложных прилагательных (одноэтажный, двухэтажный..., семнадцатиэтажный, многоэтажный). Образование относительных прилагательных.
|
Оборудование: картинный материал.
Дидактические игры: «Из какого материала построен дом?», «Назови, сколько этажей в доме».
|
| Новый год в семье. Отличительные признаки двух-трех елочных игрушек: цвет, форма, величина, материал изготовления, назначение.
| Оборудование: серия картин «Елка» (6). Дидактические игры: «Что из чего сделано?», «Узнай игрушку по описанию».
|
| Наш детский сад, наша группа (5 занятий)
|
| Наш детский сад, наша группа. Здание снаружи, цвет, количество этажей, подъездов. Название и назначение комнат в детском саду (групповые, музыкальный зал, спортивный зал, кабинеты заведующей, врача). Название и назначение комнат в группе: раздевалка, игровая, спальня, кабинет педагога-дефектолога, туалетная комната.
| Экскурсия по детскому саду.
Дидактическая игра: «Отгадай, где я была».
| 2, 3
| Профессии работников в детском саду. Уточнить, расширить сведения детей о профессиях педагога-дефектолога, воспитателя, помощника воспитателя, врача, медсестры, повара, музыкального руководителя, воспитателя по физкультуре, заведующей, дворника. Принадлежности для занятий, их названия и назначение. Игры и игрушки в детском саду. Правила одной - двух настольных игр.
| Оборудование: картинный материал.
Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы» (карточка № 16).
|
| Растения в групповой комнате. Названия растений, отличительные признаки растений (герань, фиалка, лилия). Уход за комнатными растениями. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа. Сравнение растений по стеблю, листьям, цветам, запаху.
| Оборудование: растения в группе.
Дидактические игры: «Узнай по описанию» (составление описательных загадок по плану, предложенному педагогом - дефектологом), «Назови ласково» (цветок — цветочек, лист — листочек, ветка — веточка и т.д.), «Чего много у растений?» (цветов, листьев, стеблей, стебельков, веток, веточек и т.д.).
|
| Игрушки в группе. Составление описательных рассказов на тему «Моя любимая игрушка». Правильное употребление в речи простых, сложных предлогов. Употребление в речи синонимов и антонимов.
| Дидактические игры: «Куда спрятали игрушки?», «Кто скажет иначе?» (подбор синонимов), «Скажи наоборот» (подбор антонимов).
| Наш город (9 занятий)
|
| Москва — столица России. Главная площадь; достопримечательности Москвы. Главная площадь и улица города, в котором живет ребенок.
| Оборудование: иллюстрации, сюжетная картина «Праздник на Красной площади» (13). Составление рассказа по сюжетной картине.
|
| Улица, на ко/порой находится детский сад. Название здания на улице, проезжая часть, тротуар, обочина, перекресток. Правила поведения детей на улице, правила перехода улицы. Сигналы светофора.
| Экскурсия. Светофор. Дорожные знаки. Подземные и наземные переходы. Оборудование: иллюстрации (8). Дидактическая игра: «Светофор».
|
| Транспорт городской наземный: автобус, троллейбус, трамвай, легковые машины, грузовые машины. Сравнение двух видов транспорта (автобус — троллейбус). Понятие пассажирский транспорт. Профессии людей, обслуживающих транспорт: шофер (водитель), механик, мойщик. Правила поведения на транспорте. Образование существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа.
| Оборудование: игрушки или предметные картинки с изображением транспорта. Лото «Один — много». Дидактические игры: «Чего много на улицах города?», «Узнай по описанию». Книга-игрушка «Что могут делать машины?».
|
| Транспорт железнодорожный (междугородный). Название, отличительные признаки: поезд, электричка. Подземный транспорт: метро. Профессии людей, работающих на транспорте: машинист, помощник машиниста, механик, мойщик, контролер. Правила поведения на транспорте. Сравнение двух видов транспорта (электропоезд — трамвай).
| Оборудование: игрушки или предметные картинки, серия последовательных картин «Метро» (12). Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Четвертый лишний».
|
|
Транспорт водный и воздушный: пароход, теплоход, катер, лодка, самолет, вертолет. Профессии людей, работающих на транспорте: капитан, помощник капитана, боцман, рулевой, радист, матросы; командир, бортмеханик, стюардесса и т.д. Сравнение теплохода и лодки, самолета и вертолета.
| Оборудование: игрушки или предметные картинки. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Четвертый лишний», «Что изменилось?». Загадки.
|
| Стройка и строительные профессии: каменщик, крановщик, экскаваторщик, маляр, штукатур, электрик, слесарь.
| Оборудование: иллюстрации из серии «Мир в картинках».
|
| Общественные здания в городе: магазин, почта, аптека, школа, библиотека, кинотеатр. Правила поведения в общественных местах. Профессии людей, работающих в этих учреждениях.
| Оборудование: сюжетные картины, серии последовательных картин «Письмо к бабушке», «Почему заболел Саша?» (12).
|
| Машины, облегчающие труд людей в поле: трактор, комбайн. Профессии людей, работающих на этих машинах.
| Оборудование: иллюстрации.
|
| Озеленение города: парки, скверы. Охрана природы в городе.
| Экскурсия или иллюстрации.
| Родная страна (3 занятия)
|
| Наша страна — Российская Федерация. 23 февраля — День защитников Отечества.
|
|
|
8 Марта — Международный женский день.
Труд наших мам и бабушек.
| Оборудование: сюжетные картинки (8).
|
| 9 Мая — День Победы. Уважение к памяти павших воинов.
| Оборудование: иллюстрации (13).
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|