Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Опорные (ведущие) понятия по учебному курсу «Политология»





Опорные (ведущие) понятия по учебному курсу «Политология»

 

Тема: Введение. Политика как общественное явление.

Политика (гр. politika — государственные или общественные дела; то, что относится к государству, от polis — государство) — 1) многомерное явление, которое может быть представлено в качестве: а) сферы общественной жизни, социальной подсистемы, выполняющей функции согласования общих и частных интересов, властвования и поддержания социального порядка, достижения общезначимых целей, управления людьми и общественными делами; б) вид активности социальных субъектов, совокупность их индивидуального поведения; в) тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, система взаимодействий и коммуникаций людей между собой; 2) политический курс, т.е. сознательно выработанная политическая стратегия (как логически увязанный, направляемый единой волей ряд последовательных единичных действий), включающая в виде необходимых компонентов определение цели и способы ее достижения; направление политической деятельности.

 

Компоненты политики

ü Субъекты политики (секторы) – носители предметно-практической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих интересов.

Они делятся условно на первичные и вторичные.

Первичные – объективно существующие основные социальные общности и единицы (индивиды, социальные группы, общности).

Вторичные – социально-политические институты (учреждения). Сюда относятся государство и его институты, политические партии и политизированные общественные движения.

ü Объекты политики – то, на что направлена деятельность субъектов политики. Это общество, государство, социальные группы, индивиды, политические процессы.

ü Политические отношения – взаимодействие субъектов политики по поводу преобразования, использования и перераспределения политической власти.

Виды политических отношений – компромисс, консенсус, солидарность, соперничество, конфликт, вражда и т.д. Важнейшими из них являются отношения политического властвования и политического управления. Они определяются государственными институтами, политико-правовыми нормами, политическими традициями и культурой.

ü Политическая организация – совокупность институтов, которые передают властно значимые групповые интересы в государственные органы и конкурируют между собой в борьбе за власть.

К ним относятся: политические партии, политические движения, группы давления, профсоюзы, ассоциации, СМИ и т.п.

ü Политическое сознание – восприятие субъектом той окружающей его политической действительности, которая связана с политикой, в которую он включен сам, его действия и состояния, связанные с политикой.

ü Политическая деятельность – сознательное и добровольное вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти и подчинения данной системы с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам, ценностям.

ü Политический интерес – обобщенное выражение потребностей, идеальных стремлений, деятельности в политическом сознании социальных групп и индивидов.

ü Политическая ценность – предпочтительное признание социальными субъектами значимости тех или иных явлений процессов и норм политической жизни закрепленное их социальным опытом.

ü Политическая сфера (политический мир) - 1) область жизни общества (ср. экономика, культура), где непосредственно распределяется и осуществляется власть (как внутри государства, так и между государствами); и в широком плане она связана с целедостижением и организацией политического пространства; 2) среда, в которой идет поиск приемлемых способов коллективного шествия, и они воплощаются на практике, что выражается в достижении справедливого политического порядка и нормального общения между людьми, т.е. коммуникативных действий (Ю. Хабермас, Н. Луман и др.)

Виды политики

ü Внутренняя – курс государства, политических партий, деятельность субъектов политики внутри государства.

ü Внешняя – деятельность субъектов политики на международной арене.

ü Международная – деятельность мирового сообщества в целом, международных, государственных и негосударственных объединений по разрешению стоящих перед миром проблем.

Направления политики

ü Экономическая

ü Социальная

ü В духовной сфере

ü Инновационная

ü Демографическая

ü Военная

ü Национальная и др.

Свойства политики

ü Онтологические, раскрывающие сущностные черты политики как определенного типа деятельности (свойство конкурентности, ассиметричности, проникновения, пространственные, темпориальные (развертывающиеся во времени)).

ü Морфологические свойства – отражают особенности структуры, источники политики.

ü Процессуальные свойства – характеризуют политику как особый типчеловеческой деятельности (свойства универсальности, свойство сочетания с другими общественными явлениями).

Функции политики.

ü Целеполагающая

ü Управленческая

ü Инструментальная

ü Интегрирующая

ü Мобилизационная

ü Распределительная

ü Политической социализации

ü Коммуникативная

ü Прогностическая

Связь с другими сферами общественной жизни: экономикой, культурой, религией, моралью, правом, идеологией, социальной сферой.

 

Политология – наука о политике, ее закономерностях.

Выделяют два направления и назначения политологии

ü Политология как академическая наука

ü Политология как учебная дисциплина

Политология как академическая наука включает в себя: политическую социологию и политическую психологию, политическую философию (политическая теория, политическая антропология), политическую экологию, геополитику, политическую информатику и т.д.

 

Предмет политологии – познанная субъектом политики политическая сфера на определенном этапе развития общества.

 

Объектом политологии является политическая сфера жизни в целом как специфическая область функционирования общества.

 

Функции политологии

ü Теоретико-познавательная

ü Мировоззренческая

ü Методологическая

ü Инструментально-прагматическая

ü Прогностическая

ü Аксиологическая

ü Воспитательно-социализаторская

Методы – это приемы и средства изучения политики.

ü Всеобщие методы научного познания

ü Методы теоретического исследования

ü Методы отбора эмпирических данных

 

Структура политологии – это совокупность элементов и устойчивых связей ее объекта, обеспечивающих ее целостность, взаимодействие, порядок расположения основных проблем. Можно выделить:

ü Теорию и методологию политики

ü Теорию управления политическими процессами

ü Политическую культуру и политическую идеологию

ü Теорию международных отношений

 

Тема: Политическая власть.

 

Власть (как властное могущество вообще) (англ. power; от лат. potere — быть в состоянии, мочь, иметь возможность) — социологически «аморфное» (М. Вебер), т.е. неуточненное, понятие, предполагающее способность каким-либо желаемым образом и многими приемами воздействовать на поведение других в самых разных обстоятельствах. Механизмы власти — от убеждения (т.е. успешного воздействия без обещания вознаграждения или угрозы наказания со стороны обладающего властью) до давления, применения силы, принуждения (угроз сурового наказания или лишения благ за неповиновение). Предметом политологии являются: «власть и ее носители»— Г. Лассуэлл; осуществление «власти, господства (англ. rule) либо авторитета» (англ. authority) — Р. Даль; а сама политика есть «властное распределение ценностей» — Д. Истон. Отношения власти подразумевают стабильность, постоянство, институционализацию, т.е. установленность. В политологии категория власти, при широком определении, нередко выступает синонимом «влияния» (см. Дж. Плейно, Р. Риггс, X. Робин. «Словарь политического анализа», 1982).

Власть – особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества.

Власть – реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам и личности.

Политическая власть - реальная способность тех или иных социальных субъектов подчинить своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Это способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике в соответствии со своими потребностями и интересами.

Государственная власть - высшая форма выражения политической власти, реализуемая посредством монопольного права издавать законы, обязательные для всего населения, управленческо-организационного и специального аппарата принуждения, а также особого слоя лиц - профессиональных управленцев.

Политическое господство – структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения управленческого труда и связанных с ним привилегий - с одной стороны и исполнительной деятельности - с другой.

Господство - это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем других.

Господство (доминирование) (лат. dominus — хозяин) — тип высшей власти, которая осуществляется в относительно устойчивых институциональных рамках какой-либо политической системы. Господство как категория политики вмещает в себя еще два понятия: действия и организации. Имеется в виду, что господство — это принципиально организованное правление, но оно всегда является объектом столкновения завладевших им или сопротивляющихся ему групп.

Авторитет (лат. auctoritas — власть, влияние; от auctor — деятель, творец) — влияние индивида (института), обусловленное признанием другими, по их собственной воле, чьего-то права вводить нормы, установления либо распоряжаться, рассчитывая на повиновение. В политологии принято как понятие, обозначающее: 1) форму осуществления власти (влияния), основанную на высоко ценимых в обществе качествах, заслугах носителя авторитета или приобретенную на основании утвержденных процедур; 2) источник влияния преимущественно ненасильственными средствами; 3) легитимизированное руководство (управление), т.е. вид власти, основанный на ее добровольном признании управляемыми правомерной. Авторитетно-властное отношение является субъективно воспринимаемым психологически либо нравственно, в отличие от форм влияния, связанных с принуждением. В современной политике авторитет в своем воздействии на управляемых основан на доброй воле — нужно повиноваться, ибо это правильно, т.е. люди готовы следовать нормам и указаниям должностных лиц.

Ныне авторитет воспринимается как позитивное свойство индивидов или институтов со сложным сочетанием профессиональных, психологических, морально-этических качеств, одобренных обществом заслуг при их соответствии общественным нормам, традициям, требованиям и ожиданиям. Кроме того, за авторитетом признается довольно высокий уровень эффективности при выполнении политических и социальных функций, а также обязательств. Авторитет в политике является в итоге способностью выявлять, концентрировать и усиливать важнейшие аспекты общего согласия. Сохранение авторитета политическими институтами (путем его подтверждения) — важный фактор их стабильности.

Разделение властей - механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти, предполагающий разделение единой власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга.

Традиционное разделение властей предполагает деление на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Легитимность власти – признание народом данной власти, ее права управлять.

Легитимность власти представляет собой определенный исторически сложившийся, социально-значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействие с обществом.

Легитимность бывает диффузной, специфической, диффузно-специфической и специфически-диффузной (Елисеев С.М.).

Другой подход к определению типов легитимности предлагает французский политолог Шабо Ж.Л. Легитимность делится на демократическую, технократическую, идеологическую, онтологическую.

Легитимация – процедура общественного признания какого-либо действия, события или факта, действующего лица.

Делегитимация – утрата доверия и лишение политики и власти общественного кредита.

Эффективность власти – гарантированное проведение в жизнь компетентных властных распоряжений с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки.

Эффективность власти – результативность власти, степень выполнения ею своих функций в обществе, реализация ожиданий граждан и прежде всего наиболее влиятельных слоев – элиты.

Функции власти

ü Господство

ü Руководство

ü Регуляция

ü Контроль

ü Управление

ü Координация

ü Организация

ü Мобилизация

Основания власти – база, источники, на которые опирается властная воля субъекта: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные.

Ресурсы власти – это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее оснований.

Ресурсы власти являются производными от ее оснований и в то же время относительно самостоятельны. Они делятся на материально-экономические и духовно-информационные. В них можно выделить организационные, поощрительные, принудительные, нормативные.

Легальность (лат. legalis — законный) — санкция со стороны власти на придание законной силы какому-то политическому институту, документу и пр., а также формальное соответствие правовым нормам решений и актов органов государственной власти.

Легитимность (лат. legitimus — законный, надлежащий, правильный) — соответствие политической власти основным ценностям большинства общества и его устремлениям. В широком смысле понятия легитимным является любое правление, которое отвечает критериям относительно долговременного общественного согласия с ним, восприятия его людьми как оправданного, должного, оптимального. Таким образом, источник легитимности — народ, а управляемые вовлечены через различные процедуры (связанные с волеизъявлением) в процесс выработки политических решений.

Легитимизация — обретение действующей политической властью легитимности.

 

Тема: Политический режим

Режим (фр. regime — управление) — 1) режим как метод правления (режим/политический строй в целом) означает комплекс элементов институционального, социального и идеологического порядков, образующих политическую власть конкретной страны на определенный период; в этом понимании выражается формально-юридический и — шире — конституционный аспект организации политической системы, характеризующий структуру государственной власти; 2) режим как открытые для изменений переменные параметры политического строя (режим/альтернатива), в т.ч. его социально-экономические основания; 3) режим как источник правления, или властный авторитет, определяющий политический строй и/или его изменяющиеся составляющие (режим/власть).

Политический режим – это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.

Наиболее частым является подразделение режимов на демократические и диктатуры (недемократические, в рамках второго выделяют автократический и тоталитарный режимы).

Существуют переходные (гибридные) формы демократура и дектократия, делегативная демократия.

Полиархия – это политический порядок, отличающийся в самом общем виде: предоставлением гражданских прав большинству взрослого населения и возможностью на основе этих прав проявлять несогласие с деятельностью должностных лиц вплоть до смещения их путем голосования.

Основными чертами полиархий являются: свободные честные выборы всех должностных лиц в государстве; всеобщее голосование, право каждого гражданина претендовать на выборную должность, свобода слова и т.д.

Демократизация (как специфически политическое явление) — это совокупность изменений в политической сфере, ведущих к институционализации открытой конкуренции за право контролировать правительство; предполагает признание вместе с институциональным обеспечением широких политических прав и свобод всех граждан конкретного государства для приумножения их политического участия, а также свободные выборы, в результате которых определяется состав правительства; имеет национальное (например, смена авторитарного режима демократически ориентированным в конкретной стране) и международное (территориальное распространение демократии в концепции «волн» демократизации) измерения.

Демократический транзит (лат. transitus — переход, прохождение) — понятие, объединяющее многообразные по форме процессы перехода от одного общественного и политического состояния (та или иная разновидность недемократии) к другому, причем в качестве конечного пункта перехода вовсе не обязательно (и даже редко) выступает именно консолидированная демократия.

 

Тема: Политический процесс.

Политический процесс (в упрощенном определении) — это последовательная и продолжительная по времени смена состояний политической системы и ее подсистем либо изменение в них отдельных элементов, которые совершаются под влиянием внутренних и внешних условий жизни общества. Он характеризуется, как правило, конкретным порядком взаимодействия его компонентом и разными темпами на каждой из своих стадий.

Более сложная дефиниция предполагает, что понятие политического процесса означает: 1) динамическое, интегральное измерение политической жизни какого-либо общества, заключающее в себе воспроизводство компонентов его политической системы (институтов и функций, механизмов действия, адаптации и сохранения и т.п.), а также определенные перемены в состоянии политической системы, обеспечивающие цикл ее воспроизводства (становление, функционирование, развитие); 2) совокупную политическую активность социальных и политических субъектов с последовательным развертыванием в «реальном времени» (т.е. постоянно, в рамках временного континуума) всего множества единичных политических действий и событий; 3) борьбу за контроль над средствами властвования и управления обществом, характеризующуюся определенной расстановкой и соотношением социально-политических сил.

Модели модернизации

ü Спонтанно-органическая (США, Канада, Зап. Европа)

ü Принудительно-инверсивная (развивающиеся страны)

ü Догоняющая модель (Россия, Германия, Япония)

ü Частичная, форсированная, тупиковая модели.

Этапы модернизации.

ü Либеральное направление

ü Консервативное направление

Этапы модернизации

ü Либерализация

ü Демократизация

ü Консолидация демократии

Консолидация демократии (лат. consolidatio — укреплять, уплотнять, сращивать) — 1) наблюдаемая в глобальной «волне» демократизации тенденция, аналитически противопоставляемая тенденции количественного роста группы формально демократических государств (экспансия демократии), состоящая в «усилении демократических институтов и демократической практики в каждой из стран, а также в укреплении межгосударственных связей в сообществе демократических наций» (С. Хантингтон); 2) совокупность социально-экономических, политических и др. процессов, ведущих к становлению в стране консолидированной демократии (англ. consolidated democracy), т.е. таких политических условий, в которых демократические принципы признаны основными в сфере политики и демократические перемены являются необратимыми.

Американские политологи X. Линц и А. Степан определяют консолидированную демократию как политический режим, при котором соблюдаются следующие условия: 1) не существует сколько-нибудь влиятельных, распоряжающихся значительными ресурсами акторов, представленных этническими, социальными, экономическими, политическими и др. группами, которые добиваются своих целей путем создания недемократического режима, применения насилия или отделения от государства; 2) устойчивое большинство граждан убеждены, что демократические процедуры и институты — самые оптимальные средства организации политической жизни их общества; соответственно, доля выступающих против демократического порядка невелика и невлиятельна; эти антисистемные силы маргинальны и не пользуются какой-либо существенной поддержкой населения; 3) государственные и негосударственные акторы согласны разрешать любые возникающие конфликты на основании закона или в рамках сложившихся демократических политических институтов и в соответствии с установленными процедурами.

Волны демократизации

1 волна. (1828г – 1918г) в 32 странах установились демократические режимы. Откат от демократизации (1922-1942) – 12 государств остались демократическими.

2 волна. После второй мировой войны до 60-х годов 36 государств стали демократическими. Откат волны (60-70 гг) XX в.

3 волна. 1974 – до 90-х годов. Откат с середины 90-х годов.

Модернизация происходит в процессе

ü Трансформации – когда ее осуществляют элиты

ü Замещения - когда одновременно действуют элиты и общество

ü Смещение - когда процесс перехода осуществляется радикальной оппозицией и связан с насилием

Вестернизация – проведение модернизации по типу американской модели демократии.

Частичная модернизация – ограничение полных преобразований одной какой-либо структурой или сферой.

 

Виды политического участия

ü Автономное

ü Мобилизованное

ü Активное

ü Пассивное

ü Индивидуальное

ü Коллективное

ü Постоянное

ü Эпизодическое

ü Организованное

ü Неорганизованное

ü Протестное

ü Кризисное

Политическая активность — совокупность отдельных действий: акций (лат. actio— деятельность, исполнение) и интеракций, т.е. взаимодействии, индивидов в политике, направленных на достижение какой-либо цели.

Политическая деятельность -сознательное и добровольное вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти и подчинения данной системы с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям.

Политические действия

ü Позитивные, их цель – постоянное совершенствование политической системы.

ü Негативные – вызывают конфликты, кризисы с целью ослабления или разрушения политической системы.

ü Рациональные (сохраняющие политическую систему) или иррациональные (разрушающие ее).

ü Инерционные или творческие.

ü Стихийные или организованные.

ü Институционализированные или неинституционализированные (т.е. регламентированные или нет законами, разрешениями, уставами, инструкциями).

Функции группы интересов.

ü Представление и защита интересов граждан.

ü Артикуляция интересов (преобразование социальных эмоций и пожеланий в политические требования).

ü Агрегирование интересов (отбор наиболее значимых требований).

ü Объединение людей, трансляция общественного мнения.

ü Решение отдельных значимых проблем.

ü Обеспечение связей между гражданами и государством.

ü Оказание влияния на общественное мнение.

Виды групп интересов.

ü Аномические (неупорядоченные, спонтанные) группы.

ü Институциональные группы – объединение граждан в организации, имеющие жесткую структуру, кадровый состав.

ü Ассоциативные группы – группы, представляющие определенные интересы определенной категории граждан (профсоюзы, предпринимателей, женские, творческие, экологические и т.д.).

ü Неассоциативные – неформальные недобровольные объединения людей (этнос, социальный слой, коллектив).

Есть иные подходы к типологии групп интересов (см.учебники и интенсивный курс).

Типология элит.

ü По интенсивности циркуляции элит: открытая, закрытая.

ü По дифференциации и единству: консенсусная, идеологическая, фрагментированная, разъединенная.

Функции элит.

ü Стратегическая

ü Организаторская

ü Представительская

ü Интегрирующая

ü Коммуникативная

ü Мобилизационная

Политическое лидерство – особый вид политической деятельности, один из институтов власти, позволяющих влиять на принятие решений.

Политическое лидерство - постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции на все общество, организацию или группу.

Стиль лидерства.

ü Авторитарный (жесткий)

ü Демократический (основан на взаимодействии с группой)

ü Отстраненный

Функции.

ü Идеологическая

ü Когнитивная (познавательная, коммуникативная, прогностическая).

Идеология (гр. idea — идея, образ, logos — учение) — относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций и доктрин как об устройстве и принципах функционирования общества, так и о способах достижения отвечающего интересам носителя этих идей состояния общества, которая создает основу для организованной политической деятельности независимо от того, является ли целью идеологии сохранение, преобразование или разрушение наличной политической действительности.

В политической науке существует влиятельная традиция понимания феномена идеологии, связанная с работами К. Маркса и К. Мангейма: идеология — форма сознания, отражающая искаженный и частичный образ реальности, обусловленный социально-историческими обстоятельствами в целом, а в частности, особенностями познания реальности, ее интеллектуальной реконструкции познающим субъектом и его интересами (отсюда — представления о «ложности», «иллюзорности» идеологии). В этом смысле идеология понимается как противоположность претендующему на объективность и аналитичность научному постижению действительности.

Менее распространена интерпретация идеологии как закрытой, негибкой системы догматических положений, преимущественно коммунистического и фашистского толка, притязающей на обладание абсолютной истиной (К. Поппер, Дж. Тэлмон, X. Арендт). В данной версии идеология воспринимается как инструмент социального контроля на службе тоталитарного режима или, шире, как орудие властвования правящей элиты, подчиняющее себе даже эстетическое и религиозное сознание (Г. Моска, В. Парето).

Для прикладного политического анализа идеология — это ориентированная на определенное действие система связанных идей; акцент в изучении идеологии делается на ее практическом участии в формировании общественного мнения и политических пристрастий.

Типология идеологий.

Либерализм (лат. liberalis — свободный) — 1. Политическая идеология, выдвигающая в качестве своих приоритетов обеспечение: а) максимально возможной свободы индивида во всех сферах жизни общества — она имеет строгие гарантии, но не абсолютна, ибо ограничена в разумных пределах законом; б) индивидуализма как главного экономического, политического и социального принципа (в классическом либерализме); в) правового и политического равенства, а также равенства возможностей; г) терпимости и плюрализма как важных принципов социально-политического взаимодействия; д) участия в политике через различные формы представительства. 2. Совокупность партий и движений, занимающих в идейно-политическом спектре позиции центра и несколько левее центра.

Либерализм — это метаидеология, которая (наряду с социализмом и консерватизмом) закладывает фундаментальные принципы и направления идейно-полит ического содержания общественного развития: свободу и веру в возможность рационального постижения и переустройства мира. В качестве метаидеологии либерализм в большей мере, чем другие, оказался способен к серьезной эволюции, в разное время сочетая в себе малосовместимые идеи, концепции и доктрины (например, о государственном регулировании экономики), но при этом сохраняя ряд главных для него положений, среди которых выделяется признание возможностей: индивидуальной свободы («равной свободы», по Дж. Уолдрону), если не в экономике, то во всех других сферах общественной жизни; критического отношения каждого индивида к общественному строю; уважения со стороны государства и его равного отношения к любому индивиду (Р. Дворкин).

Современный либерализм — сложное духовное образование, где появились идейные течения, пытающиеся синтезировать его основные ценности с социально ориентированными идеями и концепциями «большого государства» или «государства всеобщего благоденствия» (Дж. Роулс) либо с представлениями, полностью отрицающими социальную направленность деятельности государства (Р. Нозик).

Либертаризм — экономоцентрическое направление в современном консерватизме (некоторые относят его к неолиберализму или «либерализму экономических консерваторов»), основанное на идее максимизации индивидуальной свободы, прежде всего свободы личного выбора как главного жизненного принципа, Достижение данной цели предполагает, согласно идеологам либертаризма (Ф. Хайек, Л. фон Мизес, М. Фридман, Р. Нозик), сокращение масштабов государственной) вмешательства в социально-экономическую сферу (требования уменьшения размеров госаппарата и налогов, устранение практики перераспределения доходов и т.Д) и почти полный отказ государства от участия в проблемах, связанных с социальной справедливостью и равенством (они рассматриваются только с позиции свободной рыночной конкуренции как единственного условия реализации способностей и свобод индивида). Либертаризм в американском варианте предусматривает также отказ от большей части ограничений в плане абортов, наркотиков, огнестрельного оружия и дорожных скоростных режимов. Все эти положения входят в программу Либертаристской партии в США (основана в 1971), добившейся некоторых успехов в 1970-1980-х гг. Либертаристский подход был популярен в анархистских движениях. Отдельных принципов либертаризма придерживались такие известные руководители государств, как Р. Рейган (США) и М. Тэтчер (Великобритания).

Неолиберализм (либеральный институционализм)—теоретический подход в международных исследованиях, исходящий из того, что поведение государств невозможно объяснять исключительно их национальными интересами; значит, следует включать в анализ сотрудничество государств в рамках международных институтов (организаций, традиций, правил, договоров), способных гармонизировать анархическую среду международных отношений и определяющим образом влиять на поведение самих государств. Отвергает положение реализма об автономии политики и экономики, уделяя особое внимание роли хозяйственных взаимодействий как фактора сотрудничества в международных отношениях. Неолиберализм возник в 1980-е гг. в ходе адаптации классического либерализма к новым условиям мировой политики.

Консерватизм (лат. conservare — охранять, сохранять) — многоуровневое и сложное общественное явление; это: 1) социально-психологическое качество индивида, выражающееся, в частности, в акцентировании опыта и в предпочтении существующего порядка вещей, в чем бы он ни состоял, нововведениями; 2) политическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поддержание морально этических основ общества, естественноисторически сложившихся институтов государства и политических процедур, а также сохранение стабильности (порядка) и преемственности как факторов устойчивого развития общества; 3) совокупности партий и движений, занимающих основные позиции в правой части идейно-политического спектра. Есть и особые ситуационные трактовки консерватизма—С. Хамтингтон, например, предложил считать его явлением с исторически изменяющимся ценностным содержанием: это «система идей, которая служит сохранению существующего порядка, независимо от того, где и когда он имеет место, и направлении против любых попыток его разрушения».

Главные образующие принципы консерватизма как метаидеологии — преемственность, эволюционность, традиционные ценности и порядок.

Современный консерватизм, оставаясь построенным на стереотипах охранительного сознания, представляет собой синкретическую (смешанную) систему взглядов, в которой сочетаются принцип уважения свободы индивида (взятый у классического либерализма) с уверенной ориентацией на защиту традиционных ценностей, институтов и процедур, с критикой коллективистских тенденций и социально-экономических программ «большого государства». Все эти особенности обусловливают по-прежнему значительное влияние консерватизма в политике.

Марксизм — интеллектуально сконструированная («научная») политическая идеология, основанная на следующем: исторический материализм («материалистическое понимание истории»); диалектический характер развития мира; неприятие капитализма вследствие отчуждения рабочего от продукта своего труда; классовая борьба ради искоренения частной собственности; пролетарская революция как путь разрешения противоречия между трудом и капиталом; достижение коммунизма в качестве конечного идеала и цели общественного развития.

Марксизм прошел ряд этапов развития, среди которых выделяются: 1) адаптация к конкретному национальному контексту (Г.В. Плеханов и др.); 2) марксизм «ревизионистского» толка, пересматривавший учение К. Маркса, внеся в него положение о возможности мирного перехода к социализму и отвергнув неизбежность классовой борьбы (К. Каутский, Э. Бернштейн и др.); он стал идеологической основой для западной социал-демократии; 3) ортодоксальный коммунизм как официальная идеология, сформировавшаяся при становлении социалистических режимов и радикализированная постулатами о классовой борьбе, насильственной диктатуре пролетариата и т.д. (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, Мао Цзэдун и др.); 4) неомарксизм, сохранивший основы в виде исторического и диалектического материализма, но отличающийся акцентом на гуманизм и теоретические проблемы человека (Д. Лукач и др.). Значительный вклад в развитие неомарксизма внесли представители Франкфуртской школы социальной философии (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.