Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПОНЯТИР О СИСТЕМГ КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ





На железных дорогах СССР создастся автоматизированная си­стема управления (ЛСУЖ.Т), которая предназначена для решения задач планирования и управления эксплуатационной деятельно­стью, а также для сбора и обработки статистической информации. Эта система включает сеть вычислительных центров (ВЦ) на же­лезных дорогах и в ряде узлов, а также вычислительный центр МПС, соединенные между собой каналами связи. В ближайшие го­ды АСУЖТ должна обеспечить решение с помощью ЭВМ до 150 отдельных задач управления.

Для автоматизации учета и обработки информации на желез­ных дорогах СССР применяются системы кодирования нумерации поездов и вагонов грузового парка, станций и раздельных пунктов, единой тарифно-статистической номенклатуры грузов, отправите­лей и получателей грузов. Эти системы основаны на кодировании цифровым десятичным кодом. Каждому поезду присваивается ин­декс, состоящий из 10 цифр, причем первые четыре цифры обозна­чают станцию формирования; следующие две цифры обознача­ют порядковый номер состава, отправляемого станцией (этот но­мер для крупных станций может устанавливаться по направлени­ям движения поездов), и последние четыре цифры — станцию наз­начения поезда. Этот индекс вписывается в натурный лист.

Семизначная нумерация вагонов позволяет объединить непов­торяющийся инвентарный номер данного вагона и его технические признаки. Семь цифр номера вагона подразделены на пять групп. Первой цифрой кодируется род вагона, второй — число осей. Од­новременно вторая и третья цифры номера характеризуют основные особенности вагона. Четвертая, пятая и шестая цифры информа­ции о технических данных вагона не содержат, а вместе с другими 12


цифрами составляют инвентарный номер вагона. Седьмой цифрой отмечено наличие или отсутствие сквозной тормозной площадки и ручного тормоза. Первая цифра 2 — означает крытый вагон, 4 — платформу, 6 — полувагон, 7-—цистерну, 8 — изотермический и 9 — прочие типы вагонов. Вторые цифры — 0,1 означают двухосные, 2—7— четырехосные, 8 — шестиосные и 9 — восьмиосные вагоны; кроме того, эти цифры содержат информацию об объеме кузова крытых вагонов, длине рамы платформ; роде кузова и типе люков полувагонов, роде груза для цистерн (нефтебензиновые, для хими­ческих грузов и т. д.), типе изотермических и прочих вагонов. Третьи цифры дают дополнительную информацию об оборудовании крытых вагонов несъемными хлебными щитами; полувагонов — о конструкции (с глухим полом или с люками в полу, с деревянным или металлическим кузовом); цистерн — о более детальной спе­циализации отдельных типов (спиртовые, молочные, для вязких грузов, кислот и т. д.); изотермических — о типах рефрижератор­ных поездов и секций. Более подробно характеризуются также про­чие вагоны (осность транспортеров и т. д.). Так, например, номер вагона № 2686436 включает следующую характеристику (в по­рядке расположения цифр): 2 — крытый, 6 — четырехосный с объе­мом кузова 120 м3 и более, 8 — с несъемными хлебными щитами или самоуплотняющимися дверями, 643 — не содержит технической ин­формации и последняя цифра 6-—без ручного тормоза.

Кодирование станций, раздельных, остановочных и других пунктов предусматривает обозначение каждой станции числом, со­стоящим из 5 десятичных знаков. Это кодирование охватывает все пункты как выполняющие, так и не выполняющие грузовые опе­рации, причем станции, открытые для выполнения грузовых опера­ций, имеют пятый знак (с правой стороны) —0. При кодировании поездов в натурном листе и при разработке плана формирования применяется четырехзначная система единой сетевой разметки; по -лой системе железные дороги разделены на 98 сетевых районов с присвоением им номеров от 01 до 98. В каждый сетевой район нключена одна опорная, как правило, крупная сортировочная или участковая станция и не более 99 других станций, открытых для выполнения груювых операций. Четырехзначный шифр состоит из номера сетевого района и порядкового номера станции в данном районе. Опорной сортировочной станции в сетевом районе присвоен номер 00, а другим станциям — номера от 01 до 99. В каждом сете­вом районе оставлены резервные номера на случай открытия новых станций.

Сетевые районы сгруппированы по дорогам. Каждый район входит в состав только одной дороги. Нумерация возрастает от западных к восточным районам сети. Например, в состав Октябрь­ской дороги входят сетевые районы 01—08, в состав Прибалтий­ской— 09—13, Дальневосточной — 96, 97 и 98.

При оформлении перевозок шифр станции назначения заносит­ся для повагонных отправок в накладную и дорожную ведомость, а для сборных вагонов и контейнеров — в вагонный лист.

(3


Код наименования груза — пятизначный: первые две цифры — группа груза, третья — позиция по тарифному руководству № 1, а две последние — непосредственно наименование груза. Код гру­зополучателя— четырехзначный. Станциям общего пользования, грузовым и техническим пунктам, расположенным на станциях, выделены номера от 0001 до 0099; организациям СССР, участвую­щим в экспорте и импорте грузов, от 0101 до 0999. Код отправите­ля и получателя личных вещей—1000, а крупных получателей от 1001 до 9999; при этом, например, заводы имеют коды от 2501 до 2800, колхозы —от 3501 до 3800 и т. д.

1.5 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Для планирования, учета и оперативного контроля за текущей эксплуатационной деятельностью железных дорог применяются показатели перевозок, работы и использования подвижного соста­ва и других технических средств, которые могут быть подразделе­ны на две группы: количественные и качественные. К количествен­ным показателям относятся: объем перевозок пассажиров и гру­зов и соответственно выполненная при этом работа в пассажиро-километрах и тонно-километрах. Работа вагонного парка характе­ризуется количеством погруженных, выгруженных, принятых и сданных вагонов, вагоио-кплометрами пробега и вагоно-часами; аналогичные показатели характеризуют работу локомотивов (ло-комошво-километры, локомотиво-часы) и поездную работу (поез-до-кплометры, поездо-часы); работа станций характеризуется ва­гонооборотом, числом переработанных вагонов, количеством при­нятых, отправленных, расформированных и сформированных по­ездов или вагонов. Качественные показатели. Интенсивность ис­пользования железных дорог характеризуется показателем грузо­напряженность, которая измеряется количеством тонно-километ-роз, приходящихся на один километр эксплуатационной длины сети. Основные показатели использования подвижного состава следующие.

Техническая скорость — средняя скорость движения поезда по участку без учета стоянок на промежуточных станциях, а участ­ковая скорость ■— с учетом стоянок на этих станциях.

Статическая нагрузка вагона — средний вес груза нетто, прихо­дящийся на один физический1 вагон рабочего парка по отправле­нию; динамическая нагрузка — среднее количество тонно-километ­ров перевозочной работы, приходящееся на один вагоно-километр пробега вагона. Различают динамическую нагрузку груженого ва-

1 С 1 июля 1976 г. на железнодорожном транспорте введен учет парка гру­зовых вагонов н их работы в физических единицах вместо учетных 2-осных едн-кшг в настоящее время в парке грузовых вагонов 4-осные вагоны составляют 98,2% физических единиц, 6-, 8-осные—1,3%, двухосные — 0,5%. Планирование и учет погрузки, выгрузки, рабочего парка, производительности вагона, вагоно-килод'отров, статической и динамической нагрузки и состава поезда с указанной даты производятся в физических единицах.


гона и вагона рабочего парка (с учетом пробега порожних ваго­нов).

Оборот вагона на сети железных дорог — это среднее время с момента окончания погрузки до момента окончания следующей погрузки; за это время выполняются операции на станциях по­грузки и выгрузки вагона, на технических станциях (сортировоч­ных и участковых), а также вагон находится в поездах на участках в груженом и порожнем состоянии.

Среднесуточный пробег — среднее расстояние в километрах, ко­торое вагон проходит в сутки за время оборота.

Производительность грузового вагона выражается количеством тонно-километров нетто, приходящихся на один вагон рабочего парка в сутки.

Производительность локомотива измеряется количеством тон-ко-километров брутто, приходящихся на один локомотив эксплуа­тируемого парка в сутки, и определяется как в целом по локомо­тивному парку, так и по видам тяги.

Среднесуточный пробег локомотива (электровоза, тепловоза) определяется делением локомотиво-километров пробега за сутки на величину эксплуатируемого парка.

Показатели использования подвижного состава применяют для анализа деятельности подразделений железных дорог, определения потребности в подвижном составе, а также экономических резуль­татов работы железнодорожного транспорта: производительности труда и себестоимости перевозок. Улучшение качественных пока­зателей использования подвижного состава способствует повыше­нию производительности труда и снижению себестоимости пере­возок. Динамика основных показателей работы железнодорожного транспорта приведена в табл. 1.1.

Таблица 1.1 Показатели работы железнодорожного транспорта


Показатели


1913'


Годы

1940 | 1950




И75


 


Грузооборот, млрд. ткм... Пассажирооборот, млрд. пассажи-

ро-км....................................................

Средняя участковая скорость дви­
жения грузового поезда (все ви­
ды тяги), км/ч....................................

Среднесуточный пробег грузового

вагона, км.........................................

Среднесуточный пробег локомоти­
ва в грузовом движении, км..
Средняя масса грузового поезда
брутто, т...........................................


76,4 30,3

13,6 72,0

119,0


415,1 98,0

20,3

139,9

257,0


602,3 88,0

20,1 146,4 245,0 1430


1504,3 170,8

28,3 227,0 367,2 2099


2494,7 265,4

33,5 255,5 499,5 2574


3236,5 312,5

33,4

248,5 510,0


1 В современных границах страны.


Глава 2 УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

Управление железнодорожным транспортом в СССР основано на общих для народного хозяйства принципах демократическою централизма, сочетания отраслевого и территориального построе­ния хозяйственных органов, единоначалия при активном участии трудящихся в управлении производством. По сравнению с другими отраслями народного хозяйства на железнодорожном транспорте осуществлена наиболее высокая степень централизации руковод­ства, что объясняется важным государственным значением желез­ных дорог и необходимостью обеспечить четкое взаимодействие в работе всех звеньев единого железнодорожного конвейера.

Высшим государственным органом управления железными до­рогами страны является общесоюзное Министерство путей сообще­ния (МПС), во главе которого стоит министр путей сообщения, являющийся членом Правительства (Совета Министров) СССР.

Министерство пугей сообщения, руководствуясь Уставом же­лезных дорог, государственными планами перевозок, постановле­ниями и распоряжениями Правительства СССР, организует и на­правляет работу всех подразделений железнодорожного транспор­та па полное обеспечение потребностей населения и народного хо­зяйства страны в перевозках, повышение качества транспортною обслуживания (срочность, регулярность, безопасность, сохран­ность, экономичность), а также обеспечение взаимодействия и сла­женности в работе с другими видами транспорта (морским, реч­ным, автомобильным, воздушным, трубопроводным). Для решения наиболее важных вопросов работы и развития железнодорожного транспорта при министре путей сообщения работает коллегия, со­став которой утверждается Советом Министров СССР.

1Для руководства отдельными отраслями железнодорожного хо­зяйства в Министерстве путей сообщения имеются главные управ­ления: движения, грузовое, пассажирское, локомотивного хозяйст­ва, электрификации и энергетического хозяйства, вагонного хозяй­ства, пути, сигнализации и связи, вычислительной техники, мате­риально-технического обеспечения. В состав министерства входят, кроме того: главный ревизор по безопасности движения, главные управления рабочего снабжения, капитального строительства, по ремонту подвижного состава и производству запасных частей, учебными заведениями, врачебно-санитарное, научно-технический совет и бюро по делам изобретательства, а также управления граж­данских сооружений и водоснабжения, финансовое, планово-эконо­мическое, экспертизы проектов и смет, статистического учета и от­четности, труда, заработной платы и техники безопасности, кадров, международных сообщений и некоторые другие управления и от-дельД В связи с передачей в систему Министерства пугей сообще* 16


ния предприятий и объединений промышленного транспорта, в 1978 г. было создано Главное управление промышленного желез­нодорожного транспорта.

^Министерство путей сообщения разрабатывает и утверждает (или представляет на утверждение Правительства) планы перево­зок грузов и пассажиров, планы развития железных дорог, матери­ально-технического снабжения, подготовки и обеспечения кадра­ми; руководит эксплуатационной деятельностью железных дорог, утверждает технические нормы, план формирования, график движе­ния поездов, различные правила и инструкции.

Руководство эксплуатационной деятельностью железных дорог возложено на Главное управление движения, в состав которого входят: оперативно-распорядительные отделы по группам дорог, от­делы перевозок наливных грузов, угля, руднометаллургического сырья и черных металлов, Управление по обеспечению породовой погрузки, Управление регулирования и организации работы вагон­ных парков, отделы: нормирования и анализа эксплуатационной работы, организации работы станций, негабаритных перевозок, ка- питального строительства и пропускной способности, технический отдел, а также отдел организации работы и нормирования локомо- тивов и некоторые другие. Главное управление движения разраба- тывает графики движения и планы формирования поездов, месяч- ные технические нормы эксплуатационной работы железных дорог, а также осуществляет оперативный контроль за эксплуатационном деятельностью железных дорог.

Руководство всей деятельностью железнодорожного транспорта Министерство путей сообщения осуществляет через управления же­лезных дорог. Территориально на начало 1978 г. железнодорожная сеть разделена на 28 дорог и 182 отделения.

2.2. УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЕНИЕ ДОРОГИ

Дорога — основное хозяйственное подразделение железнодо­
рожного транспорта. При создании дорог учитываются, кроме про­
тяженности линий и объема перевозок, территориальное деление
страны и, в частности, границы союзных республик. Поэтому от­
дельные дороги имеют различную протяженность и объем работы,
а также количество подчиненных им отделений.» В границах не-
( скольких республик расположены Прибалтийская, Закавказская и

(

Среднеазиатская дороги, в пределах одной республики— Азер­
байджанская и Белорусская, 3 дороги в Казахххаде-=- Западно-
Казахстанская, Алма-Атинская й~^4етпгтга^~ ТГа территории Укра­
инской ССР расположены 6 ^орог:'Годная, >ДЬнеодаяА—Г4Днеп"
' ровская, Юго-Западная, Львове ка$^ и-©деееко-Кшшшс1зскар доро-

ги, причем последняя охватываем и,территорию Молдавскф ССР. В РСФСР расположено 14 жеАознйк_1дорог: Окт5п5|5ьу:кая,|Север­ная, Московская, Горьковская, Северо-кавказская, Ю'го-,Восточная, Приволжская, Куйбышевская, § Свердловская, Южно-Уральская,


Западно-Сибирская, Восточно-Сибирская, Забайкальская и Даль­невосточная. Большинство железных дорог имеют протяженность 4—6 тыс. км и от 5 до 8—9 отделений в своем составе.

Основными задачами Управления дороги являются обеспечение выполнения планов перевозок грузов и пассажиров; руководство движением поездов и выполнением графика, плана формирования и технических норм эксплуатационной работы; организация грузо­вой и коммерческой работы; содержание в исправном состоянии технических устройств и подвижного состава; разработка и осуще­ствление мер по развитию пропускной и провозной способности же­лезнодорожных участков и станций. '

Для выполнения задач, возложенных на управление дороги, в его составе имеются следующие службы: движения, локомотивно­го, вагонного хозяйства, пути, сигнализации и связи, грузовая, пас­сажирская, электрификации и энергетического хозяйства, финан­совая, гражданских сооружений, материально-технического обес­печения, врачебно-санитарная; кроме того, имеется аппарат дорож­ного ревизора по безопасности движения, вычислительный центр, а также отделы: технический, планово-экономический, капитально­го строительства, статистического учета и отчетности, труда, за­работной платы и техники безопасности и другие подразделения. Управление дороги осуществляет руководство всей деятельное!ью низовых подразделений через отделение дороги, а соответствую­щие отраслевые службы дороги — через отделы отделения.

Основное хозяйственное подразделение дороги — отделение. В его состав входят отделы: движения, локомотивного, вагонного, путевого хозяйства, гражданских сооружений, сигнализации и свя­зи, грузовой, пассажирский1, электрификации и энергетического хозяйства, финансовый, материально-технического обеспечения, планово-технико-экономический, статистического учета и отчетно­сти, аппарат ревизора по безопасности движения, машиносчетная станция и другие подразделения. На отделение дороги возлагаются задачи руководства оперативной работой всех низовых хозяйствен­ных подразделений: станций, механизированных дистанций погру-зочно-разгрузочных работ, локомотивных и вагонных депо, дистан­ций пути, зданий и сооружений, сигнализации и связи, участков энергоснабжения, путевых машинных станций и других.

Службы на дорогах и отделы на отделениях подчиняются соот­ветственно начальникам железных дорог и отделений дорог.

2.3. ЗАДАЧИ СЛУЖБ ДВИЖЕНИЯ, ГРУЗОВОЙ И ПАССАЖИРСКОЙ

Служба движения дороги имеет в своем составе технический и оперативно-распорядительный отделы. Технический отдел занима­ется графиком движения, планом формирования, безопасностью

1 При небольшом объеме грузовой и пассажирской работы отделы движения и пассажирский на некоторых отделениях объединены,


движения поездов, развитием пропускной и провозной способности дороги, организацией работы станций. Оперативно-распорядитель­ный отдел осуществляет круглосуточный контроль за движени­ем поездов и использованием локомотивов; в этом отделе рабо­тают старшие дежурные помощники начальника отдела (ДГП) по направлениям (диспетчерским кругам) и специальный дежурный помощник начальника отдела, ведающий эксплуатацией локомо­тивов.

В отделе движения отделения дороги имеются техническая груп­па и старший инженер по безопасности движения, подчиненные за­местителю начальника отдела по технической работе. Заместитель начальника отдела по оперативной работе осуществляет руководст­во движением поездов через старшего диспетчера и сменных де­журных по отделению. В диспетчерскую смену входят поездные участковые диспетчеры, каждый из которых руководит движением в пределах определенного диспетчерского круга, локомотивные дис­петчеры, а на электрифицированных линиях и энергодиспетчеры. На отделениях большой протяженности для руководства движе­нием организуют диспетчерские подотделы.

Основная линейная производственная единица службы движе­ния— станция. Начальник ее подчиняется начальнику отделения дороги. Оперативное руководство работой крупных сортировочных станций осуществляют станционные (маневровые) диспетчеры, не­сущие сменное дежурство.

Служба движения и ее низовые подразделения организуют вы­полнение плана и заданий Правительства по перевозкам. Техниче­ские средства железных дорог — локомотивы, вагоны, путевые и станционные устройства, устройства СЦБ и связи и другие во время эксплуатации находятся в распоряжении службы движения, кото­рая несет ответственность за наиболее эффективное и правильное их использование. Служба движения объединяет и реализует работу всех остальных служб.

На службу движения возложены задачи: обеспечение плана пе­ревозок по роду грузов; организация движения поездов и работы станций; руководство выполнением графика движения и плана фор­мирования поездов, технологических процессов работы станций; оперативное руководство эксплуатацией локомотивов (ответствен­ность за техническое состояние локомотивов и за работу локомотив­ных бригад несет служба локомотивного хозяйства); разработка ежемесячных технических норм работы дороги и оперативных мер для выполнения этих норм; оперативное планирование работы стан­ций и отделений; подбор, обучение и расстановка кадров работников движения, внедрение передовых методов труда; обеспечение исправ­ного состояния хозяйства движения, разработка планов капитально­го строительства и ремонта станций и узлов.

На грузовую службу возложены задачи; составление месячных планов перевозок, изучение экономики районов, тяготеющих к доро­ге; разработка железнодорожных тарифов; регулирование взаимо­отношений дороги с клиентурой и с другими видами транспорта ио


п


г.сшросам перевозок грузов; организация и механизация погрузоч-ьо-разгрузочных работ; организация перевозок скоропортящихся, ценных, срочных грузов, а также грузов в контейнерах; организация складского и весового хозяйств дороги; обеспечение сохранности пе­ревозимых грузов.

В задачи пассажирской службы входит: изучение пассажиропо­токов и планирование пассажирских перевозок; разработка совме­стно со службой движения графика движения пассажирских поез­дов, оперативное наблюдение и контроль за его выполнением; разработка и осуществление мероприятий по организации пасса­жирских перевозок; разработка и внедрение технологических про­цессов работы пассажирских станций, внедрение на этих станциях новой техники; организация массовых пассажирских перевозок (экскурсий, перевозок туристов, учащихся и др.); обеспечение надлежащего состояния и работы вокзалов и других станционных пассажирских помещений; организация работы городских станций, Силетных касс, бюро обслуживания и др.; распределение пассажир­ского вагонного парка в соответствии с графиком движения; наблю­дение за содержанием пассажирского подвижного состава; наблю­дение за осуществлением мероприятий по обеспечению безопасно­сти пассажирского движения; организация перевозок багажа и почты.


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

РАБОТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ

Глава 3 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ СТАНЦИЙ

Железнодорожная линия делится на перегоны раздельными пунктами, к числу которых относятся станции, разъезды, обгонные пункты, путевые посты, а также проходные светофоры при авто­блокировке. На перегоне в обычных условиях может находиться только один поезд. Разъезды служат для скрещения и обгона поез­дов на однопутных линиях, а обгонные пункты — для обгона поез­дов на двухпутных линиях.

Станцией называется раздельный пункт, путевое развитие кото­рого позволяет наряду с приемом, отправлением, скрещением и об­гоном поездов выполнять также операции по приему и выдаче гру­зов, обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройст­вахформированию составов и технические операции с поездами. В зависимости от основного назначения и характера работы стан­ции делятся на промежуточные, участковые, сортировочные, грузо­вые и пассажирские.

Промежуточные станции — самый распространенный тип стан­ций. Их устраивают на всех линиях железных дорог. Они выполняют операции по пропуску, скрещению и обгону поездов, посадке и вы­садке пассажиров, погрузке и выгрузке грузов и багажа, обработке сборных поездов (прицепка и отцепка вагонов).

Участковые станции (рис. 3.1) являются пунктами смены локо­мотивов или поездных бригад. Здесь выполняют технический и ком­мерческий осмотры и ремонт вагонов в поездах (пассажирских я грузовых), расформировывают сборные и участковые поезда.

Сортировочные станции располагают обычно в пунктах соедине­ния нескольких железнодорожных линий (узлах), в местах разме­щения крупных промышленных предприятий, административных центров, портов или в районах погрузки массовых грузов. На сор­тировочных станциях формируют главным образом сквозные, сле­дующие на дальние расстояния, а также участковые, сборные, вы­возные и передаточные поезда. Кроме того, здесь обрабатывают


пг


транзитные грузовые поезда (смена локомотивов, бригад, техниче­ский осмотр и др.), а также выполняют грузовые и пассажирские операции.

Грузовые станции устраивают в крупных промышленных и ад­министративных центрах, в пунктах расположения морских и реч­ных портов, в местах массовой погрузки или выгрузки грузов, а также при крупных промышленных предприятиях и строительствах. На этих станциях, кроме операций погрузки и выгрузки, выполняют обработку поступающих составов и формируют отправительские маршруты.

Пассажирские станции предназначены для обслуживания пасса­жирских перевозок. Их сооружают обычно в крупных населенных пунктах с большим транзитным, местным или пригородным пасса­жирским движением.

Участковые и сортировочные станции принято называть техни­ческими.

Железнодорожным узлом называют совокупность станций, вет­вей и соединительных линий, расположенных в пунктах соединения не менее трех железнодорожных направлений.

В зависимости от объема работы станции подразделяют на вне­классные, I, II, III, IV и V классов. Для определения классности введена балльная оценка различных измерителей работы. Так, по­грузка или выгрузка на путях станции 5 вагонов в сутки оценивает­ся в 2 балла, переработка (расформирование и формирование) 50 вагонов — 2 балла, сортировка 5 вагонов с мелкими отправками или контейнерами — 2 балла, отправление или пропуск со сменой локо­мотивов и бригад 10 поездов —1 балл и т. д. Станции, объем рабо­ты которых превышает 85 баллов, относят к внеклассным, при объ­еме работы от 32 до 85 баллов — к I классу, от 14 до 32 баллов — ко II классу, от 4 до 14 баллов — к III классу, от 0г7 до 4 баллов — к IV классу, до 0,7 балла — к V классу. Внеклассными обычно быва­ют сортировочные и наиболее крупные пассажирские и грузовые станции.


Рис. 3.1. Схема участковой станции: ПО — приемо-отправочный парк; С — сортировочный парк; ЭК — экипировочные устройства} РБ — ремонтные устройства; ГД — грузовой двор; ПЗ — паес»»»рское здание 22

Станции играют большую роль в перевозочном процессе, так как на них выполняется значительная часть операций, связанных с пере­возкой грузов и пассажиров. От четкой и бесперебойной работы станций в большой мере зависят обеспечение государственного пла­на перевозок пассажиров и грузов, ускорение оборота вагонов и ло-


комотивов, снижение себестоимости перевозок и безопасность дви­жения поездов. На станциях сосредоточены важнейшие технические средства и сооружения железных дорог: пассажирские устройства (вокзалы, перронные пути), грузовые устройства (склады, навалоч­ные и контейнерные площадки, сортировочные и перегрузочные платформы и т. п.), локомотивные и вагонные депо, топливные скла­ды и др.

На станциях имеются пути и парки1 для приема и обработки по­ездов, специальные устройства (вытяжные пути, горки) для расфор­мирования составов. Путевое развитие станций зависит от их назна­чения и объема работы: промежуточные станции имеют четыре—• шесть приемо-отправочных путей; участковые — 10 — 20 приемо-от-правочиых и сортировочных путей; сортировочные — до 80—100 пу* тей, сгруппированных в три — шесть парков. Взаимное расположе­ние этих парков на различных станциях может быть последователь­ным, когда парки прибытия, сортировочные и отправочные располо­жены по ходу поезда, один за другим, или параллельным; на неко­торых станциях часть парков расположена последовательно, часть-параллельно (комбинированное расположение).

В зависимости от наличия устройства для расформирования и формирования поездов различают сортировочные станции горочные и безгорочные. Сортировочную систему (комплект) образует сово­купность горки, парков приема, сортировочного и отправочного. Станции с двумя сортировочными системами называют двусторон­ними, а с одной системой — односторонними. На рис. 3.2 показана схема односторонней сортировочной станции, а1 на рис. 3.3 — двусто­ронней.

Для выполнения различных операций на станции используют маневровые средства (тепловозы, электровозы, паровозы, мотово­зы), погрузочно-разгрузочиые механизмы, необходимый инвентарь и инструменты. Для управления стрелками и сигналами, контроля за их работой, а также для передачи распоряжений станции обо­рудованы электрическими устройствами централизации стрелок, устройствами блокировки, сигнализации и связи, средствами сов­ременной техники (радио, телевидение, средства вычислительной техники, звукозапись и др.).

Работу станций регламентирует документ — Положение о же­лезнодорожной станции, утвержденное министром путей сообще­ния СССР. Это положение определяет задачи и порядок организа­ции производственно-хозяйственной деятельности станции, поря­док содержания станционных устройств, материально-технического обеспечения и финансовой деятельности, а также обязанности, от­ветственность и права начальника станции. Станция обязана обес­печить выполнение грузовых и коммерческих операций в соответст­вии с Уставом железных дорог Союза ССР, правилами перевозок грузов и действующими железнодорожными тарифами.

1 Парком называют группу путей одного назначения,


~-ГГГ* г ^5-^"' ---.

П — парк приема, О =

Сортировочная ^ Го платформа.

Рис 3 2 Схема односторонней сортировочной станции с комбинированным расположением

отправления. С — сортировочный парк, 7"о — ларки приема и отправления транаиталл

иировочные устройства, ЛХ и ВД — локомотивное хозяйство а вагонное депо


в, Эк — зки-


Горни.

Сортирокчная платформа


Рис. 3.3. Схема двусторонней сортировочной станции:

В — парке приема; О — парки отправления; С*-сортировочные парки; Тр — парки приема и отправления транзитных поездов; Эк-

пировояные устройства; ЛХ в ВД •- локомотивное хозяйство и вагонное депо


УПРАВЛЕНИЕ СТАНЦИЕЙ

Начальник станции несет ответственность за выполнение всех возложенных на станцию задач, организует ее работу на основе технологического процесса, широкого развития соревнования и внедрения передовых методов труда, обеспечивает наилучшее об­служивание пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, правильное использование технических средств. Начальник стан­ции руководит всей производственной и хозяйственной деятельно­стью станции, разрабатывает и проводит в жизнь мероприятия для повышения производительности труда, снижения себестоимости об­работки поездов и вагонов, внедрения и наилучшего использова­ния технических устройств.

Важнейшие обязанности начальника станции — подбор и тех­ническое обучение кадров; правильное использование рабочей си­лы; постоянное укрепление государственной и трудовой дисципли­ны; обеспечение охраны груда, улучшение техники безопасности и культурно-бытовых условий работников. Начальнику станции пре­доставлено право приема и увольнения работников в соответствии с номенклатурой, установленной Министерством путей сообщения, поощрения за хорошую работу и наложения дисциплинарных изысканий. Он может давать распоряжения по вопросам, связан­ным с обеспечением нормальной работы станнии, всем работаю­щим на ее территории (дорожным мастерам, электромеханикам, машинистам локомотивов, осмотрщикам вагонов и др.).

Штатным расписанием станции устанавливаются должности* за­местителей начальника станции, главного инженера, на станции организуется производственно-технический и другие отделы. Штат­ное расписание для конкретных станций устанавливается в зависи­мости от объема и особенностей выполняемой работы.

На сортировочных, пассажирских, крупных грузовых, а также на ряде крупных участковых станциях осуществляется диспетчер­ское руководство станционной работой. Всей оперативной работой станции руководит сменный маневровый диспетчер, а там, где эта должность не предусмотрена, — дежурный по станции. Маневро-ный диспетчер координирует деятельность всех цехов станции, со-С1 являет оперативные планы работы с дежурным по отделению, де­журным по локомотивному депо, сменным мастером пункта технического осмотра вагонов и обеспечивает выполнение этих планов. На двусторонних сортировочных станциях работу сортиро­вочных систем координирует станционный диспетчер, а маневровую работу в сортировочных системах организуют маневровые диспет­черы. На некоторых станциях с большим объемом грузовых опе­раций, помимо станционного диспетчера, имеется маневровый дис­петчер по местной работе, который оперативно руководит подачей и уборкой вагонов к пунктам грузовых операций и от этих пунктов, обеспечивает выполнение плана погрузки и выгрузки, сокращение простоя местных вагонов. Маневровый диспетчер по местной рабо­те оперативно подчинен станционному (маневровому) диспетчеру.


Дежурный по станции единолично руководит приемом, отправ­лением и пропуском поездов, маневровыми передвижениями из од­ного района станции в другой, а также выездом на главные пути как с пересечением маршрутов следования поездов, так и без пе­ресечения. Приказы дежурного но станции о приеме, отправлении поездов и передвижении маневровых локомотивов обязательны не только для работников станции, по и для маневровых и поездных локомотивных бригад, осмотрщиков вагонов.

На горочных сортировочных станциях роспуском составов с гор-ки руководит дежурный по горке, в ведении которого находятся помощники составителя, операторы механизированных горок, стре­лочники и башмачники-тормозилыцики. На станциях, где нет де­журных по горке, задания на маневровую работу маневровый дис­петчер дает непосредственно исполнителям (операторам гороч­ных постов, горочному помощнику составителя).

Подсчетом массы и длины составов, проверкой правильности формирования поездов и оформлением документов на поезда, при­емом и передачей информации о поездах, вагонах и грузах занима­ются работники технических контор и информационных центров. Их работой на станциях внеклассных и I класса руководит на­чальник технической конторы.

Схема оперативного руководства работой сортировочной стан­ции приведена на рис. 3.4. Управление оперативной работой сов­ременной крупной станции требует широкого применения различ­ных видов связи, к числу которых относятся местная станционная, стрелочная, диспетчерская внутристанционная, громкоговорящая, телеграфная, а также радиосвязь. Сис







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.