Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ





УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

для студентов

медицинских училищ и колледжей

 

по дисциплине

«Педиатрия с детскими инфекциями»

 

 

Тема: «Организация

Медико-профилактической помощи детскому населению»

 

 

2005г.

 

Право на данное издание принадлежит Челябинскому базовому медицинскому колледжу.

Воспроизведение и распространение в каком бы то не было виде части или целого издания не может осуществляться без письменного разрешения автора.

 

Составитель: Старший преподаватель педиатрии кафедры «Лечебное дело»

Челябинского базового медицинского колледжа

Дайтхе Л.С.

Рецензенты: Заведующая педиатрическим отделением МУЗ ДГБ № 6, врач

Высшей категории Севостьянова И.А.

Заведующая ДШО МУЗ ДГБ № 6, врач высшей категории

Миндлина Т.П.

Заведующая ДШО МУЗ ДГБ№ 5, врач первой категории

Костылева В.А.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСННЕНИЕ

Охрана здоровья детей дошкольно-школьного возраста проблема, имеющая важное медицинское и социальное значение.

Именно в этом возрасте начинаются многие хронические заболевания взрослых.

Важную роль в сохранении и укреплении здоровья детей играет четкая организация медицинской помощи, где особая роль принадлежит среднему медицинскому персоналу.

Это учебное пособие составлено в помощь студентам колледжей и медицинских училищ для приобретения знаний по вопросам организации лечебно – профилактической работы в поликлиниках, в детских дошкольно-школьных учреждениях.

Учебное пособие содержит материал необходимый для работы медицинского персонала в детской поликлинике, ДДУ, школе. Освещаются вопросы устройства, оборудования, принципы работы детских учреждений, организация медико-профилактической помощи детскому населению и т.д.

Учебно-методическое пособие может быть рекомендовано в помощь студентам медицинских колледжей и училищ, медицинским работникам для углубленного изучения вопросов данного раздела и организации работы медицинских сотрудников поликлиник и детских дошкольно-школьных учреждений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Изучите каждый раздел пособия, обратите внимание на принципы устройства и работы детских лечебно-профилактических учреждений и функциональные обязанности медицинских работников.

Ответьте на контрольные вопросы после каждого раздела. Если Вы затрудняетесь ответить на них– вернитесь к изучению соответствующего раздела и проработайте его вновь.

После изучения всего материала ответьте на вопросы тест-контроля и проверьте свои знания по эталонам.

Содержание:

 

Раздел №1 ………………………………………………………………………5стр.

Организация работы детской поликлиники…………………………………..5стр.

1. Принципы работы детской поликлиники……………………….…..5.стр.

2. Подразделения детской поликлиники……………………………….5стр.

3. Санитарно-просветительная работа детской поликлиники………..10стр.

4. Положение об участковом враче-педиатре

(фельдшере) детской городской поликлиники………………….…..11стр

5. Основные разделы работы участкового врача-педиатра

(фельдшера) …………………………………………………..………13стр.

6.Организация работы участковой медицинской сестры…………….14стр.

 

Раздел №2 …..…………………………………………………………………20стр.

Устройство и организация работы детских дошкольных учреждений…….20стр

1. Санитарно-эпидемические требования к работе ДДУ……………..20стр.

2. Функциональные обязанности медицинского персонала ДДУ…...25стр.

3. Перечень медицинской документации ДДУ……………………….26стр.

4. Организация питания детей в дошкольных учреждениях…………28стр.

5. Подготовка ребенка к поступлению в ДДУ………………………...34стр.

6. Правила приема в ДДУ………………………………………………35стр.

7. Адаптационный период………………………………………………36стр.

8. Подготовка детей к поступлению в школу…………………………40стр.

 

Раздел № 3 ……………………………………………………………………..43стр.

Лечебно-профилактическая работа фельдшера школы……………………. 43стр.

1. Гигиенические требования к условиям обучения в

образовательных учреждениях…………………………………….43стр.

2. Функциональные обязанности медицинского работника школы.44стр.

3. Формы медицинской документации ….…………………………..47стр.

4. Обязанности фельдшера при проведении массовых

медицинских осмотров……………………………………………...48стр.

5. Оснащение медицинского кабинета………………………………..49стр.

6. Устройство школ…………………………………………………….53стр.

7. Адаптация первоклассника………………………………………….56стр.

8. Лечебно-профилактическая работа фельдшера школы…………...59стр.

9. Скрининг-программа…………………………………………………67стр

Тест-контроль…………………………………………………………………..74стр.

Эталон ответов…………………………………………………………………77стр.

Использованная литература…………………………………………………...78стр.

Раздел №1

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

Принципы работы детской поликлиники

Район обслуживания детской поликлиники делится на участки. На каждом участке в среднем живет 800 детей в возрасте от рождения до 18 лет, из них детей первого года в среднем 45.

На каждом таком участке работает участковая бригада, состоящая из врача-педиатра и медицинской сестры.

Детская поликлиника работает в 2 смены с 8 часов утра и до 18 часов вечера. График работы врачей составляется таким образом, чтобы в течение недели у врача были приемы в разное время (утреннее, дневное, вечернее). Для удобства обеих сторон прием ведется по талонам, где указано время.

Продолжительность амбулаторного приема участковой бригады чаще всего составляет 3 часа в день. Остальное рабочее время врач и медсестра работают с детьми на дому, обслуживая больных детей или посещая здоровых. Активное посещение здорового ребенка на дому называется патронаж.

Для приема здоровых детей раннего возраста в поликлинике организуется отделение здорового ребенка или выделяются 1-2 дня в неделю, когда вся поликлиника ведет прием только здоровых детей, так называемый «День малютки». Делается это для того, чтобы не подвергать малышей опасности заражения при контакте с больными детьми. Больные дети в этот день обслуживаются только на дому.

Если же организовано отделение здорового ребенка, малышей принимают по графику все дни недели.

Для работы с подростками (с 15 до 18 лет) организован прием подросткового врача.

Врачи - специалисты обычно принимают детей в поликлинике в течение 5-6 часов в день. По субботам организуются профосмотры.

В выходные и праздничные дни в поликлинике работают дежурные врачи, которые принимают детей в поликлинике и обслуживают вызовы на дом. В субботу также работают процедурный, физиотерапевтический кабинеты, лаборатория.

Краткая характеристика некоторых

подразделений детской поликлиники

Фильтр с боксом.

Помещение для приема детей, подозрительных на инфекционное заболевание. Бокс должен иметь отдельный вход. После обследования ребенка помещение подвергается дезинфекции и проветриванию.

 

Регистратура.

Здесь хранятся истории развития детей (ф. № 112/у), которые раскладываются по участковому принципу. В регистратуре сосредоточена четкая информация о работе всей поликлиники (она может быть размещена на стендах). Регистраторы производят запись вызовов врачей на дом в книгах по участкам (ф. № 031/у), активов с неотложной помощи, к детям, выписанным из стационаров, дородовых патронажей и к новорожденным, выписанным из роддома.

Кабинет доврачебной помощи.

Кабинет для проведения манипуляций, не требующих врачебного вмешательства (с целью сокращения времени обслуживания детей). Это может быть антропометрия, контрольное кормление, оформление документов, термометрия и т.п.

Положение

Санитарно-просветительная работа

Медицинская документация, с которой встречаются

Участковые работники

1. История развития ребенка ф. № 112/у

2. Карта профилактических прививок ф. № 063/у

3. Контрольная карта диспансерного наблюдения ф. № 030/у

4. Статистический талон для регистрации

заключительных (уточненных) диагнозов ф. № 025-2/у

5. Талон на прием к врачу ф. № 025-4/у

6. Санаторно-курортная карта для детей и подростков ф. № 07 б/у

7. Медицинская карта на школьника, отъезжающего

в лагерь летнего отдыха ф. № 079/у

8. Мед.заключение на ребёнка (подростка) -- инвалида с детства ф. № 080/у

9. Экстренное извещение об инфекционном заболевании,

пищевом, остром профессиональном отравлении,

необычной реакции на прививку ф. № 058/у

10. Справка о временной нетрудоспособности студентов,

учащихся профтехучилищ, о болезнях, карантине ребенка,

посещающего школу, детское дошкольное учреждение ф. № 095/у

11. Медицинская карта ребенка ф. № 026/у

12. Выписка из медицинской карты амбулаторного больного ф. № 027/у

13. Направление на консультации ф. № 028/у

14. Карта лечащегося в кабинете лечебной физкультуры ф. № 042/у

15. Карта больного, лечащегося в физиотерапевтическом каб. ф. № 044/у

16. Обменная карта родильного дома ф. № 113/у

17. Дневник врача поликлиники ф. № 0 39-1/у

18. Дневник работы среднего мед. персонала поликлиники ф. № 0 39-1/у

19. Тетрадь учета работы на дому участковой медсестры ф. № 11 б/у

20. Журнал учета инфекционных заболеваний ф. № 060/у

21. Рецепт (обычный) ф. № 107/у

22. Рецепт (бесплатно, оплата 20%) ф. № 108/у

23. Книга записи вызовов врача на дом ф. № 031/у

24. Книга регистрации листков нетрудоспособности ф. № 036/у

25. Журнал учёта профилактических прививок ф. № 064/у

26. Журнал учёта процедур ф. № 029/у

27. Справка для получения путёвки ф. № 070

28. Перепись детского населения, участка

29. Патронажная сетка по наблюдению за детьми до 1 года

30. Дневник матери.

31. План работы участка

32. Профильный журнал участка ф. № 75-а

33. Бланки лабораторных анализов ф. № 045/у

34. Направление на анализ ф. № 200-246/у

35. Бланки дородового патронажа и патронажа новорожден. Ф. № 114

36. Журнал учёта санпросвет работы ф. № 038-0/у


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Опишите принципы работы детской поликлиники.

 

2. Назовите содержание профилактической работы фельдшера на участке.

 

3. Из чего складывается санитарно- просветительная работа на участке?

 

4. Перечислите медицинскую документацию, с которой приходится работать

на участке.

5. Каковы основные задачи работы кабинета здорового ребёнка?

 

6. Назовите характерологические особенности участковой медсестры.

 

 

Раздел №2.

 

Организация питания детей

в детских дошкольных учреждениях:

 

Рационально составленное меню в дошкольном учреждении представляет собой такой подбор блюд суточного рациона, который обеспечивает потребность детей в основных пищевых веществах и энергии с учетом возраста, состояния здоровья и условий воспитания.

Дети, находящиеся в детском саду в дневное время (в течение 9-10часов), получают трехразовое питание, которое обеспечивает их суточную потребность в пищевых веществах и энергии примерно на 75-80%. При этом на долю завтрака приходится- 25% суточной калорийности, на обед- 40%, на полдник-15% (ужин- 20% дети получают дома).

Для детей, находящихся в учреждении на продленном дне то есть 12-14часов, можно организовать как трехразовое, так и четырехразовое питание

В дошкольном учреждении ежедневно составляется конкретное меню, при этом важно соблюдать в рационах соотношение основных пищевых веществ, что получило название принципа сбалансированного питания. Соотношение белков: жиров: углеводов должно составлять 1:1:4.

Важно также обеспечивать достаточное содержание этих веществ, соответствующее возрастным физиологическим потребностям детей.

Для этого следует ориентироваться на действующие нормы питания детей в детских дошкольных учреждениях.

Составляя конкретное меню на день, следует учитывать, что одни продукты, входящие в эти наборы, включаются в меню ежедневно, а другие – через день или два, три раза в наделю. Так ежедневно необходимо использовать всю суточную норму молока, сливочного и растительного масла, сахара, хлеба, мяса. В то же время рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать через 2-3дня, но следить, чтобы в течение 10дней все положенное количество продуктов было израсходовано в полном объеме.

При составлении меню в первую очередь следует продумать состав обеда, для приготовления которого расходуется максимальное количество мяса, рыбы, овощей.

Норма мяса, как правило, полностью расходуется на обед, в основном в качестве вторых блюд, которые можно готовить в виде котлет, биточков, гуляша, в отварном виде и пр.

Гарнир можно приготовить из овощей (преимущественно), а также из круп или макаронных изделий.

Выбор первых блюд в питании дошкольников не ограничен.Можно готовить различные бульоны, супы на мясном, рыбном и курином бульонах, супы вегетарианские, молочные, фруктовые.

В питании детей следует как можно шире использовать овощи, как свежие, так и отварные.

В состав обеда обязательно должен быть включен салат, преимущественно из сырых овощей с добавлением свежей зелени. Для улучшения вкуса в салат можно добавить свежие или сухие фрукты (яблоки, чернослив, изюм).

В качестве третьего блюда лучше всего дать свежий сок или ягоды, а при их отсутствии – компот из свежих или сухих фруктов. Можно использовать консервированные компоты, фруктовые и овощные соки и пюре для детского питания, а в крайнем случае отвар шиповника.

Закончив составление меню обеда, следует продумать меню завтрака, полдника и ужина для групп, с продленным и круглосуточным пребыванием.

На завтрак, как и на ужин рекомендуется давать различные молочные каши, желательно с овощами или фруктами, овощные блюда, крупо-овощные запеканки, котлеты из круп или овощей, блюда из творога (сырники, ленивые вареники), яичные блюда, неострые сорта сыра. На завтрак, изредка, дети могут получать сосиски или сардельки, вымоченную селедку или селедочный паштет, вареную или отварную рыбу.

Из напитков на завтрак обычно дают злаковый кофе на цельном или половинном молоке, чай с молоком, молоко.

На ужин рекомендуется молоко, кефир, чай с молоком.

На завтрак и ужин желательно, как и на обед, давать салаты из свежих овощей и фруктов. Особенно это важно в летний период, когда в жаркие дни дети расходуют много энергии, теряя витамины и минеральные вещества при потении и вынужденном потреблении больших количеств жидкости.

Полдник обычно состоит из двух блюд – молочного продукта, лучше в виде кисло-молочного продукта, и выпечки-булочки или кондитерских изделий (печенье, сухари, вафли). Желательно в полдник добавлять различные свежие фрукты и ягоды.

Для детей, находящихся на продленном дне, но получающих трехразовое питание, в полдник следует добавить какое-либо овощное или крупяное блюдо. Например: запеканку, шарлотку, пудинг или блюдо из творога.

Составленное меню фиксируется на специальном бланке меню-раскладки, где перечисляются все блюда, входящие в рацион, их выход (масса каждой порции), расход продуктов для приготовления каждого блюда и записывается дробью: в числи­тели – количество продуктов на одного ребенка, в знаменатели- на всех детей.

Меню для детей до 3 лет и от 3 до 7 лет может быть общим, но раскладка с указанием расхода продуктов должна быть раздельной, т.к. нормы для разных возрастов отличаются.

Для определения выхода блюд учитываются потери, происходящие при холодной и тепловой кулинарной обработке продуктов, а также привар некоторых блюд. Для этого существуют специальные таблицы.

 

 

Большую помощь в составлении рационов питания детей в дошкольных учреждениях оказывают перспективные недельные, десятидневные или двухнедельные меню. Это позволяет добиться большого разнообразия блюд и исключает трудоёмкий процесс ежедневного составления меню. Хорошо если в дошкольном учреждении имеются такие перспективные меню на различные сезоны года.

Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием детей в семье.

Во многих учреждениях практикуется вывешивание в группах дневного пребывания детей меню на данный день.

Важно также предупредить родителей о том, чтобы утром, до отправления ребенка в детский сад, его не кормили, т.к. это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита.

Говоря об организации питания детей в дошкольных учреждениях, следует остановиться на особенностях питания ребенка в период адаптации к этому учреждению.

Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем моложе ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям.

Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку адаптироваться в коллективе.

Перед поступлением ребенка в учреждение родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить малыша к тем блюдам, которые чаще дают в детском саду, особенно если дома он их не получал.

В первые дни пребывания ребенка в коллективе нельзя резко менять стереотип его поведения, в том числе и привычки в питании.

Обычно в дошкольные учреждения дети поступают в осенний период, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных инфекций, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики заболеваемости следует проводить дополнительную витаминизацию в детских коллективах, используя не только витамин С, но и поливитаминные препараты.

Для повышения защитных сил организма ребенку следует давать в период адаптации более легкую, но полноценную и достаточно калорийную пищу, обогащенную витаминами и минеральными веществами, чаще использовать кисломолочные напитки.

Для правильной организации питания детей раннего и дошкольного возраста очень большое значение имеет обстановка, в которой происходит прием пищи – эстетика питания. Следует всегда заботиться о том, чтобы дети были обеспечены соответствующей посудой, приборами, им было удобно сидеть за столом, столы и стулья соответствовали росту каждого ребенка. Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными.

Сам процесс кормления должен происходить спокойно, в доброжелательной обстановке. Начиная с самого раннего возраста у ребенка необходимо вырабатывать правильные гигиенические навыки во время еды

Серьезным моментом в организации питания детей раннего и дошкольного возраста, особенно воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях, является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований при приготовлении пищи.

Игнорирование этих требований может привести к серьёзным нарушениям здоровья детей, развитию заболеваний, в том числе с тяжелыми, а иногда и с трагическими последствиями.

При приготовлении пищи должны соблюдаться следующие правила:

- Обработка сырых, вареных продуктов должна производиться на различных столах при использовании соответствующих маркированных разделочных досок и ножей.

- Для измельчения продуктов необходимо иметь не менее двух мясорубок (одну - для сырых, другую - для вареных продуктов)

- До момента отпуска первые и вторые блюда могут находиться на горячей плите не более 2 – 3часов.

Особенное внимание надо обращать на правильное хранение и своевременное использование скоропортящихся пищевых продуктов.

Очень важно обеспечить раздельное хранение продуктов, требующих термической кулинарной обработки, и таких, которые используются в сыром виде. Особенно важно обеспечить раздельное хранение мяса, рыбы, молока и молочных продуктов (творога, сметаны) В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний в детских коллективах необходимо строго соблюдать установленные требования технологической обработки продуктов. Одним из основных является раздельная обработка сырых и вареных продуктов. Их разделывание должно проводиться на разных специально выделенных столах с использованием соответствующим образом маркированных разделочных досок и ножей. После работы с сырыми продуктами, особенно мясом и рыбой, при переходе к обработке варенных и используемых в питании детей в сыром виде продуктов, необходимо тщательно вымыть руки, сменить фартук или халат. На пищеблоке должно быть не менее двух наборов средств, для измельчения сырых и вареных продуктов.

Важно следить за соблюдением срока термической обработки различных продуктов, поддержанием необходимой температуры в духовом шкафу при запекании блюд, проведением необходимой тепловой обработки некоторых блюд.

 

 

Санитарными правилами в детских дошкольных учреждениях запрещается приготовление простокваши - самокваса, творога, кисломолочных напитков. Прокисшее молоко разрешается использовать только для приготовления теста. В детских коллективах запрещается приготовление таких скоропортящихся блюд, как блинчики с мясом, макароны по-флотски, зельце, кремы, изделия во фритюре, студни, форшмаки.

Запрещается использование в пищу грибов, фляжного и бочкового молока без кипячения, творога и сметаны без термической обработки, яиц и мяса водоплавающей птицы, мяса, не прошедшего ветеринарный контроль, консервированных продуктов домашнего приготовления.

Категорически запрещается готовить пищу накануне, оставляя готовые блюда на следующий день, использовать остатки вчерашнего питания, т.к. это может привести к возникновению пищевых отравлений.

Работники пищеблока обязаны хорошо знать и строго соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования к технологии приготовления пищи, периодически проходить необходимое медицинское обследование. Работники с подозрением на острое инфекционное заболевание и больные к работе не допускаются. Медицинская сестра учреждения должна ежедневно проводить осмотр работников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний.

Температура в холодильной установки +2 +6градусов С.

Сроки реализации скоропортящихся продуктов:

Мясо замороженное 3-5суток.

Мясо охлажденное 48 часов.

Молоко 36часов.

Кефир 36часов.

Творог 36часов.

Сыро-творожные изделия 36часов.

Сметана 72часа.

Сыр твердый 10суток.

Колбаса 1 сорта 48часов.

Колбаса высший сорт 72часа.

Печень 24часа.

Куры замороженные 3суток

Куры охлажденные 48часов.

Рыба мороженная 48часов.

Сельдь бочковая 7дней.

Масло сливочное в пачках, коробках 7-10дней.

Консервы 1год.

Сыпучие продукты 1месяц.

Сосиски, сардельки 48часов.

Яйца диетические 7суток.

Яйцо столовое 21день.

Овощи вареные неочищенные 6часов.

Овощи хранятся в овощной кладовой, сухие продукты в кладовой.

 

 

Подготовка ребенка к поступлению

в детское дошкольное учреждение:

ИНСТРУКЦИЯ

 

О подготовке детей на педиатрическом участке к поступлению

в детское дошкольное учреждение.

 

Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение (ясли, ясли-сад, детский сад) осуществляется участковым врачом-педиатром, участковой медицинской сестрой, фельдшером или медицинской сестрой кабинета здорового ребенка и состоит из двух основных разделов общей специальной подготовки.

 

1. Общая подготовка.

Это проведение общепринятых мероприятий по систематическому, начиная с периода новорожденности, обслуживанию детей на педиатрическом участке с целью обеспечения гармонического физического и нервно-психического развития, оптимального состояния здоровья и семейного воспитания, что является залогом правильной подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение.

Составляются списки и индивидуальный план подготовки.

Выявляются неблагоприятные факторы биологического и социального анамнеза.

Биологический анамнез – Неблагоприятное прогностическое значение по срыву адаптации имеют заболевания матери, гестозы, осложнения в родах, болезни периода новорожденности, в первые три месяца жизни, нерациональное вскармливание, заболевания детей раннего возраста, частые респираторно вирусные инфекции, отставание в психическом и физическом развитии.

Социальный анамнез – Неблагоприятное значение имеет нарушение режима дня, неправильная организация бодрствования, конфликтные ситуации в семье, плохие бытовые условия, отрицательные привычки у родителей и детей.

Основная цель подготовительной работы в устранении влияний неблагоприятных факторов на формирование адаптационной возможности детей. Осуществляется активная профилактика и лечение заболеваний детей раннего возраста, коррекция питания, физического и нервно-психического развития Большое значение придают закаливанию, массажу, гимнастике, санации очагов инфекции, так как они способствуют адаптационной способности ребенка. Расширяются контакты ребенка с другими детьми и взрослыми.

 

 

2.Специальная подготовка

Начинается с трех месячного возраста и включает в себя следующие мероприятия:

- ежемесячную санитарно-просветительную работу участкового врача-педиатра и участковой медицинской сестры, медицинского персонала кабинета здорового ребенка с родителями путем тематических бесед по вопросам правильного физического воспитания и подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение.

- диспансеризацию детей за 2-3месяца до поступления в дошкольное учреждение.

Диспансеризация предусматривает:

- оздоровление и лечение детей в зависимости от уровня их здоровья и результатов последней диспансеризации;

- профилактику острых заболеваний (ОРВИ, гриппа и др.) за 1-2месяца до поступления в детское учреждение с применением средств, направленных на повышение защитных сил организма;

- оформление документации в соответствии с содержанием работы по подготовке ребенка к поступлению в ДДУ;

- обеспечение преемственности в работе детской городской поликлиники и детского дошкольного учреждения по подготовке и ведению детей в период адаптации путем обмена информацией;

4. В случае острого заболевания, ребенок может быть направлен в детский коллектив не ранее чем через 2недели после клинического выздоровления;

5. Особое внимание требуют часто болеющие дети, составляется план оздоровления. Ребенок направляется в детское учреждение через месяц после профилактической прививки. Заполняется выписка Ф 191.

6. В тех случаях, когда ребенок впервые поступает в детское учреждение на 2-3году жизни, участковый педиатр продолжает все мероприятия общей и специальной подготовки, начатые на первом году жизни;

7. Вопрос о направлении в детское учреждение детей группы «риска», а так же с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития решается индивидуально, комиссией с привлечением соответствующих специалистов.

У детей впервые поступивших в ДДУ имеются серьезные переживания, которые сказываются на состоянии здоровья, у некоторых отмечается временная утрата гигиенических навыков, затормаживается психическое развитие. Тяжело и длительно протекающий период адаптации приводит к снижению иммунитета, что в условиях большого контакта приводит к высокой заболеваемости.

 

 

Правила приема:

До поступления ребенка в детское дошкольное учреждение в детской поликлинике должна быть проведена его подготовка в соответствии с методическими рекомендациями.

При поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение врач собирает у родителей дополнительные сведения об особенностях развития и поведения ребенка, дает оценку состояния здоровья, физического нервно-психического развития и совместно с педагогом делает индивидуальные назначения по режиму дня, питанию и оздоровительным мероприятиям.

Сведения о ребенке вносятся в историю развития ребенка и доводятся до сведения воспитателя группы.

Ежедневный прием должен проводиться воспитателем, который опрашивает родителей о состоянии здоровья ребенка, осматривает зев и кожу, измеряет температуру.

Заболевшие в течение дня изолируются от здоровых детей в изолятор.

После перенесенного заболевания дети принимаются только при наличии справки от участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, сведения об отсутствии контактов с инфекционными больными.

 

Характер и длительность адаптационного периода зависит от:

 

- Особенности нервной системы ребенка.

- В каком возрасте поступает ребенок в ДДУ.

- Каково состояние здоровья.

- Правильно ли было поставлено воспитание ребенка в семье.

- Как готовят к поступлению ребенка в д/я поликлиника.

- Как поставлена работа с вновь поступившими детьми в самих д/я.

Участковая медицинская сестра должна знать, что наиболее тяжело адаптируются дети с 9 месяцев до 1,5 лет – поэтому лучше избегать направления в ДДУ в этом возрасте.

Участковая медицинская сестра при выполнении второго дородового патронажа должна выяснить у матери предполагаемые условия воспитания, чтобы рекомендовать наиболее оптимальные сроки для поступления в ДДУ.

Из хороших домашних условий ребенка лучше направлять в д/я не раньше 1,5 – 2 лет. В особых случаях (родители психически больные, инвалиды, глухонемые и т.д.) со стороны участковой медицинской сестры и врача должны быть настоятельные рекомендации для воспитания ребенка в д/я или в доме ребенка.

 

 

Мероприятия по адаптации:

 

Мероприятия Поликлинический период подготовки Детские учреждения (период адаптации)
Режим     По возрасту, приближен к детским учреждениям   Укороченное время пребывания в детском саду
Питание По возрасту, навыки самостоятельной еды Привычный способ и качественное питание  
Гимнастика, массаж, закаливание По возрасту Специальный комплекс и закаливание дома
Воспитательные По возрасту, внимание на самостоятельное бодрствование По возрасту, при отсутствии негативной реакции.
Профилактические прививки За 1 месяц до поступления не ранее чем через 1 месяц по окончании адаптации  
Профилактика ОРЗ детям, угрожаемым по частым заболеваниям, интерферон за 1 месяц до поступления на 10-14 дней. Используются фитопрепараты, витамины, иммунностимуляторы, седативные препараты. Не получившим интерферон по общей методике. Получившим – по окончании адаптации повторить курс интерферона.

 

 

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ.

 

С целью определения функциональной готовности детей к школе проводится углубленный медицинский осмотр в 3 года, 5 лет и перед школой.

В школу передается карта № 026/у со всеми данными и рекомендациями на ребенка.

В период подготовки необходимо выравнивание развития детей и санация отклонений в их здоровье, иначе они будут не готовы к школе, что затруднит адаптацию к школьному распорядку дня (ухудшается здоровье, тяжелые протекания заболевания, возникают хронические). Списки готовности основываются на результатах медицинского и психологического исследования.

 

 

Не готовы к школьному обучению дети:

 

1. С отклонением в биологическом развитии (прибавка роста за последний

год не менее 1 см, количество постоянных зубов в 6 лет 1, в 7 лет – 4 – 5).
Если 2 показателя ниже нормы то отстает.

 

2. С функциональными отклонениями (логоневроз, патологическая осанка, гипертрофия миндалин и т.д.)

 

3. С хроническими заболеваниями.

 

 

При необходимости проводятся леченые и оздоровительные мероприятия.
Перед поступлением в школу проводится тестирование детей.

Заключение о готовности дается по совокупности данных о состоянии здоровья, биологической и школьной зрелости.

 

Контрольные вопросы:

 

1.Назовите санитарно – эпидемиологические требования к устройству ДДУ.

2.Перечислите функциональные обязанности медицинского работника ДДУ.

3.Перечислите медицинскую документацию в ДДУ.

4.Определите основные требования к организации питания в ДДУ.

5.Какие мероприятия проводятся по подготовке ребенка в ДДУ?

6.Назовите мероприятия по адаптации и контролю за ней.

7.Как проводится подготовка ребенка к школе?

 

 

Раздел №3

 

Лечебно-профилактическая работа фельдшера школы.

 

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 28 ноября 2002 года №44.

«О введение в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов

Сан ПиН 2.4.2.1178-02»

 

Постановляю:

Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях Сан ПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года.

Онищенко Г.Г.

 

Гигиенические требования к условиям обучения в

общеобразовательных учреждениях:

 

Общие положения:

1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее – санитарные правила) направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к:

- размещению общеобразовательного учреждения;

- участку общеобразовательного учреждения;

- зданию общеобразовательного учреждения;

- оборудованию помещений воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;

- естественному и искусственному освещению;

- водоснабжению и канализации;

- помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;

- режиму образовательного процесса;

- организация медицинского обслуживания обучающихся;

- санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;

- организация питания обучающихся;

 

 

ЗАДАЧИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО

ПЕРСОНАЛА ШКОЛ

 

Основной задачей среднего медицинского персонала школы является контроль за здоровьем и развитием учащихся, организация комплекса гигиенических, санитарно–противоэпидемических и лечебно–оздоровительных мероприятий, направленных на охрану и укрепление их здоровья.

Медицинские работники руководствуются нормативными документами Министерства здравоохранения СССР и Государственного комитета

СССР по народному образованию. Средний медицинский работник является основным помощником врача школы, работает под его руководством и выполняет все его назначения. Медицинский работник постоянно находясь в школе обеспечи







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.