Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых





Скрининг-тестов.

По приказу МЗ РФ от 05.05.84 года №610 и 30.05.86 года №780 «Диспансеризация детей школьного возраста должна проводиться с использованием специальной скрининг-программы, разработанной НИИ «Гигиена и профилактика заболеваний детей, подростковой молодежи»

Госкомсанэпиднадзора.

Вся скрининг программа состоит из 10 тестов и дифференцирована для обследования детей разного возраста. Включённые в неё тесты позволяют повысить выявляемость отклонения со стороны различных органов и систем, физического развития в целом, а так же аллергические заболевания и реакции.

 

Скрининг-программа включает три этапа:

I этап – доврачебное обследование детей по скрининг-программе (выполняется медицинской сестрой дошкольного учреждения, школы, поликлиники).

II этап – обследование детей, выделенных с помощью скрининг-тестов, врачом дошкольного учреждения, школы, педиатром поликлиники.

III этап – обследование специалистами поликлиники детей, направленных из дошкольного учреждения, школы, а также педиатром поликлиники на консультацию.

 

Методика обследования.

1. Анкетный тест

 

В данной анкете в виде простых вопросов сгруппированы основные «ключевые» жалобы, возникающие у детей и подростков при наличии отклонений со стороны нервной, сердечно-со­судистой систем, желудочно-кишечного тракта, почек, при заболеваниях носоглотки и аллергических состояниях. Целенаправленный oтбop таких детей при массовых осмотрах в дошколь­ных учреждениях и школах имеет особое значение, так как нередко данная патология выявляется недостаточно полно, что в свою очередь приводит к несвоевременному назначению лечеб­ных мероприятий и значительно снижает их эффективность.

При обследовании дошкольников и учащихся 1 —5 классов анкету должны заполнять роди­тели. При обследовании школьников 6—11 классов анкету могут заполнять и сами учащиеся.

Вопросы 1—9 направлены на выявление возможной патологии нервной системы (невроти­ческие и вегетативные расстройства), 10—11 — возможных заболеваний сердечно-сосудистой системы, 12—14 носоглотки, 15—20 органов пищеварения, 21—22 почек, 23—25 аллергии.

Результаты анкетного опроса обобщаются медицинской сестрой дошкольного учреждения, школы, участковой медицинской сестрой поликлиники. При обобщении результатов медицин­ская сестра подчеркивает (или обводит кружком) номера вопросов, на которые получен поло­жительный ответ. После этого врач дошкольного учреждения, школы, поликлиники оценивает результаты опроса и дает предварительное заключение по его итогам. На основании этого за­ключения врач отбирает детей, нуждающихся в обследовании, и после осмотра решает вопрос о необходимости дополнительных исследований, консультации специалистов (невропатолога, отоларинголога, ревматолога, гастроэнтеролога, нефролога, аллерголога).

Оценка анкетного теста:

I. Вопросы 1—9: при положительном ответе на вопросы 1,3,5, — раздельно или в сочетании (например, 1 и 2; 2 и 3; 3 и 5; и т. д.) — наблюдение врачом учреждения; при по­ложительном ответе на вопросы 2,4, 6, 7,8. 9 раздельно или в сочетании (например, 1 и 4; 2 и 6; 3 и 7 и т. д.), а также при положительном ответе на 3 и более вопроса данного раздела (в любом сочетании) — консультация невропатолога обязательна.

П. Вопросы 10—11: при положительном ответе на каждый или оба вопроса — обследо­вание врачом учреждения, по показаниям консультации ревматолога.

 

III. Вопросы 12—14: при положительном ответе на каждый или несколько

вопросов данного раздела — консультация отоларинголога обязательна.

 

IV. Вопросы 15—20: при положительном ответе на один из вопросов 15,20

обследо­вание врачом учреждения; при положительном ответе на один из

вопросов 16, 17, 18, 19, а также на 2 и белее вопроса данного раздела (в

любом сочетании) — обследование врачом учреждения с допол-

нительными специальными исследованиями, по показаниям -

консультация гастроэнтеролога.

 

V. Вопросы 21—22: при положительном отчете на один или оба вопроса —

обследова­ние врачом учреждения,по показаниям дополнительные

специальные исследования и консультация нефролога.

 

VI. Вопросы 23—25: при положительном ответе на один или три вопроса

обследование врачом учреждения, по показаниям консультации

аллерголога.

 

 

АНКЕТА

(для родителей и учащихся 6—11 классов)

Ребенок (ученик)

Фамилия____________________________________________

Имя_________________________________________________

Не посещает детское учреждение (подчеркнуть)__________

Группа ______________________________________________

Детсад ______________________________________________

Класс_______________________________________________

Школа № ____________________________________________

Уважаемые товарищи!

Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и постарайтесь максимально точно ответить на вопросы. Эти сведения необходимы врачу для оценки состояния здоровья Вашего ребенка (Вашего состояния здо-ровья) и своевременного врачебного совета.

Бывают ли:_______________________________________________________

1. Головные боли (беспричинные, при волнении, после физической нагрузки,

после посещения детского сада, школы)

Да Нет

2. Слезливость, частые колебания настроения, страхи.

Да Нет

3. Слабость, утомляемость после занятий (в школе, детском саду, дома).

Да Нет

4. Нарушение сна (долгое засыпание, чуткий сон, снохождение, ночное

недержание мочи, трудное пробуждение по утрам)

Да Нет

5. Повышенная потливость или появление красных пятен при волнении.

Да Нет

6. Головокружение, неустойчивость при перемене положения тела.

Да Нет

7. Обмороки

Да Нет

8.Двигательная расторможенность (не может долго усидеть на месте).

Да Нет

9. Навязчивые движения (теребит одежду, волосы, облизывает гу6ы,

грызетногти,сосет палец, часто мигает, заикается).

Да Нет

10. Боли, неприятные ощущения в области сердца сердцебиение, перебои.

Да Нет

11. Повышение артериального давления.

Да Нет

12. Часто насморк (4 или более раз в году).

Да Нет

13.Часто кашель (4 и более раз в году)

Да Нет

14.Часто потеря голоса (4 и более раз в году)

Да Нет

15. Боли в животе

Да Нет

16. Боли в животе после приема пищи

Да Нет

17. Боли в животе до еды

Да Нет

18. Тошнота, отрыжка, изжога

Да Нет

19. Нарушения стула (запоры, поносы)

Да Нет

20. Заболевания желудка, печени, кишечника

Да Нет

21. Боли в пояснице.

Да Нет

22. Боли при мочеиспускании

Да Нет

23. Реакция на какую-то пищу, запахи, цветы, пыль, лекарства (отеки,

затрудненное дыхание, сыпь)

Да Нет

24. Реакция на прививки (сыпь, отеки, затрудненное дыхание)

Да Нет

25. Появление экссудативного диатеза (покраснение кожи, шелушение,

экзема)

Да Нет

Дата заполнения анкеты____________________________________

Подпись заполнявшего анкету _______________________________

 

Обобщение результатов Заключение (предварительное)

I. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

II. 10, 11

III. 12, 13, 14

IV. 15, 16, 17, 18, 19, 20 Врач

V. 21, 22 Дата

VI. 23, 24, 25

Подпись медицинской сестры _____________

 

2.Индивидуальная оценка физического развития детей и подростков.

Ведущими параметрами, отражающими состояние физического развития детей и подростков, по праву считают длину и массу тела. Длина тела является признаком, характеризующим ростовые процессы детского организма, масса тела - свидетельствующим о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов.

Методику антропометрии и оценки физического развития смотри в учебном пособии для работы со здоровым ребенком.

Дети с отклонениями физического развития от нормы направляются к педиатру и эндокринологу для установления причины.

 

3. Измерение артериального давления (у младших школьников с учетом поправок на стандартную манжетку).

Это исследование имеет большое значение для профилактики сосудистых заболеваний и почечной патологии.

Исследование проводят ежегодно у школьников, начиная с первого класса (с 7 лет).

Артериальное давление измеряется аппаратом Рива-Роччи или тонометром на правой руке в положении сидя после 10-минутного отдыха. Манжетку накладывают на середину обнаженного плеча на 1 – 2 см выше локтевого сгиба. Рука обследуемого должна быть удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению, а исчезновение их - диастолическому. Измерение проводят не менее 3-х раз, фиксируя повторяющиеся параметры. При отсутствии «возрастных» манжеток при осмотрах у младших школьников можно пользоваться стандартной манжеткой, а для оценки АД следует использовать специальные возрастные коррективы с учетом физического развития. Полученные данные сравнивают со средне-возрастными показателями для данной местности.

 

Величины поправок к показателям систолического АД, полученным при использовании стандартной манжеты* (мм рт.ст.)

Оценка физического развития**
Возраст, годы нормальное физическое развитие дефицит массы тела избыток массы тела
13*** + 10 + 10 + 10 + 10 + 5 + 15 + 15 + 15 + 15 + 10 + 5 + 5 + 5 + 5

* Показатели диастолического АД корректировке не подлежат.

** Оценка физического развития по методике, представленной ранее (см. тест 2 базовой скрининг-программы).

*** У детей (3 лет и старше, независимо от уровня физического развития) истинные цифры артериального давления (систолического и диастолического) могут быть получены при использовании стандартной манжетки.

 

4. Комбинированный визуально-инструментальный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата.

 

а) Визуальное выявление нарушений осанки – проводится врачом.

б) Визуальное выявление истинного сколиоза – проводится врачом.

в) Плантография для выявления продольного плоскостопия.

Плантография имеет значение для выявления нерезко выраженных форм деформации свода стопы.

Плантография проводится с помощью плантографа у детей, начиная с 6 лет.

Плантограф представляет собой деревянную рамку (высотой 2 см и размером

40 х 40 см), на которую натянуто полотно (или мешковина) и поверх него полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачивается чернилами для авторучки или штемпельной краской. На пол под плантограф кладется чистый лист бумаги. Ребенок становится обеими ногами или поочередно то одной, то другой ногой на середину рамки на полиэтиленовую пленку. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь с бумагой и оставляя отпечатки стоп – плантограмму. При этом надо следить, чтобы обследуемый стоял на обеих ногах с равномерной нагрузкой. При раздельном получении отпечатков (у старших школьников при больших размерах стопы) одна нога ставится на середину плантографа, другая рядом с плантографом на пол.

Оценка плантограммы:

На отпечатке стопы от точки на середине пятки проводят две линии: ко второму межпальцевому промежутку и к середине основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная; если первая линия внутри отпечатка – уплощена и обе линии расположены внутри контура отпечатка стопы – стопа плоская.

Детей с уплощенной и плоской стопой необходимо направить на консультацию к ортопеду.

Плантограммы должны храниться в «Медицинской карте ребенка» Ф. № 026/у или в «Истории развития ребенка» Ф. № 112/у.

 

Оценка плантограммы

а – нормальная стопа, б – уплощенная стопа, в – плоская стопа

 

5. Исследование остроты зрения.

Проводится врачом-окулистом.

 

6. Тест Малиновского для выявления предмиопии

(для учащихся 1-х классов).

Проводится врачом-окулистом.

 

7. Тест для выявления нарушений бинокулярного зрения.

Проводится врачом-окулистом.

 

8. Исследование остроты слуха шепотной речью.

Проводится ЛОР-врачом

9. Лабораторные скрининг тесты для выявления протеинурии и глюкозурии.

Тест-контроль.

1. Кто входит в состав участковой бригады:

1. Врач-педиатр (фельдшер)

2. Процедурная медсестра

3. Хирург

4. Окулист

2. Активное посещение здорового ребенка на дому называется …

………………………………………………………………………..

3. Разделы работы кабинета здорового ребенка:

1. Лечение детей

2. Обучение элементам массажа

3. Проведение прививок детям

4. Проведение занятий в «Школе матери»

4. Задачи санитарно-просветительной работы в поликлинике:

1. Лечение детей

2. Организация противоэпидемических мероприятий

3. Пропаганда здорового образа жизни

4. Обучение работы с документацией

5. Что входит в состав педиатрического отделения поликлиники:

1. Кабинеты узких специалистов

2. Клиническая лаборатория

3. Рентген-кабинет

4. Сестринский кабинет с картотекой

6. Укажите номер учетных форм документации:

1. История развития ребенка – форма № …

2. Карта профилактических прививок – форма №…

3. Медицинская карта ребенка – форма №…

4. Карта диспансерного наблюдения больного – форма №…

7. Одна из главных задач в работе участкового врача-педиатра (фельдшера):

1. Снижение травматизма

2. Снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов

3. Проведение массовых профилактических осмотров

4. Организацию сан-эпид режима в поликлинике

8. Как часто проводятся занятия в школе грудного вскармливания в поликлинике:

1. 1 раз в неделю

2. 2 раза в месяц

3. 1 раз в месяц

4. 1 раз в 2 месяца

9. Функции кабинета доврачебной осмотра:

1. Термометрия

2. Аускультация легких

3. Пальпация живота

4. Оформление истории болезни

10. Что входит в оснащение педиатрического кабинета:

1. Компьютер

2. Шкаф для медикаментов

3. Пеленальный стол

4. Функциональная кровать

11. Медицинская сестра ДДУ непосредственно подчиняется:

1. Заведующей ДДУ

2. Главному врачу ДГМП

3. Врачу ДДУ

12. Медицинская сестра не должна проводить следующие мероприятия:

1. Диспансерный осмотр детей

1. Оказывать доврачебную помощь в случае острого заболевания или

травм

2. Санитарно-просветительную работу среди сотрудников

учреждения и родителей

13. К медицинской документации ДДУ не относятся:

1. Журнал профилактических прививок

2. Медицинская карта ребенка (Ф № 026/у)

3. Медицинская карта (Ф № 063/у)

14. Перечислите, какие помещения находятся в здании ДДУ:

1.

2.

3. и т.д.

15. Полы моют:

1. Один раз в день

2. Один раз в два дня

3. Два раза в день

16. В ДДУ запрещается приготовление:

1. Каш со сливочным маслом

2. Запеканок

3. Кисло-молочных продуктов

17. Сроки реализации сырково-творожных изделий:

1. 12 часов

2. 36 часов

3. 24 часа

18. На полдник рационально давать:

1. Каши + соки

2. Фрукты и овощи

3. Молочно-кислые продукты + выпечку

19. Прививки должны быть проведены до поступления в ДДУ не позднее,

чем за:

1. 2 недели

2. 1 – 1,5 месяца

1. Не имеет значения

 

20. После перенесенного ОРВИ впервые ребенок направляется в ДДУ не

раньше, чем:

1. Через две недели после выздоровления

2. Через один месяц после выздоровления

3. Не имеет значения

21. Обязанностью фельдшера является:

1. Ежемесячная антропрометрия уч-ся

2. Организация и помощь в проведении мед.осмотров

3. Проведение лечебных мероприятий больным уч-ся

22. Температура в классах должна быть:

1. 16 – 18 градусов

2. 17 – 21 градус

3. 20 – 22 градуса

23. Медицинский работник обязан следить за:

1. Ежедневной уборкой школьного участка

2. Чистотой кожи преподавателя

3. ЧСС и ЧД у первоклассников

24. Уборка классов производится:

1. 2% мыльно-содовым раствором после второго и пятого урока

2. Ежемесячно 0,5% р-ра хлорной извести

3. Влажная уборка после последнего урока

25. Не готовы к школьному обучению:

1. Часто болеющие дети

2. С биологическими и функциональными отклонениями

3. Имеющие в 7 лет – 6 постоянных зубов

26. У подростков потребность в сне:

1. 7 – 8 часов

2. 8 – 9 часов

3. 9 – 12 часов

27. Пребывание на воздухе подростков:

1. 1 – 2 часа

2. 2 – 3 часа

3. 3 – 4 часа

28. Соотношение белков:жиров:углеводов для школьников должно быть:

1. 1:1:4

2. 1:1,5:3

3. 1:2:3

29. Срок хранения молока:

1. 24 часа

2. 18 часов

3. 36 часов

30. Срок хранения столового яйца:

1. 21 день

2. 1- 2 дня

3. 5 – 10 суток

Эталон ответов.

1. - 1

2. - патронаж

3. - 2

4. - 3

5. - 4

6. - 1) № 112/у

2) № 063/у

3) № 026/у

4) № 030/у

7. - 2

8. - 3

9. - 1

10. - 3

11. - 3

12. - 1

13. - 3

14. - Медицинский кабинет (изолятор – процедурный)

Методический кабинет

Пищеблок

Музыкальный зал

Спортивный зал

Помещение групп

15. – 3

16. – 3

17. – 2

18. – 3

19. – 1

20. – 1

21. – 2

22. – 2

23. – 1

24. – 3

25. – 2

26. – 2

27. – 2

28. – 1

29. – 3

30. – 1

 

Литература:

 

Основная:

1. «Педиатрия» Н.В. Ежова, Минск, 1998 год, «Высшая школа».

 

Дополнительная:

1..«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных

учреждений». Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы

Сан ПиН 2.4.1178-02 Минздрав России. Москва, 2003год.

1. «Здоровый ребенок» Усов И.Н. Минск, «Беларусь» 1994 г.

2. «Инструкция о работе медицинского персонала в школе». Приложение к
приказу Министерства здравоохранения СССр №189 от 24 апреля 1963 г.

3. «Мероприятия по облегчению адаптации детей к условиям дошкольного
учреждения и школы». Методические рекомендации, Минздрав РСФСР,

Иваново, 1987 год..

5. «Мероприятия по облегчению адаптации детей к условиям дошколь-

ного учреждения и школы», Методические рекомендации. Иваново. 1991 г.

6. «Медицинский контроль за питанием детей в образовательных

учреждениях» Каневская Л.Я. учебное пособие Москва 2002г.

7. «Настольная книга медицинской сестры детского сада». Москва, «Линко-
пресс», 1998 год, Обижесвет В.П., В.Н. Касаткина, приложение к Жур
налу «Обруч».

8.«О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в

образовательных учреждениях» Приказ Минздрава РФ и Минобразования

РФ от 30 июня 1992года «186/272.

9. «Поликлиническая педиатрия», Доскин В.А.., Москва, ГОУВУНМЦ МЗ РФ,

2002 год.

10. Приказ №240 по отделу здравоохранения облисполкома г. Челябинска от

04.05.1988 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы

педиатрической службы области по медико-гигиеническому обучению и

воспитанию населения»

11. «Руководство для среднего медицинского персонала школ»

Н.А. Ананьева, Е.Л. Вишневская и т. д Москва, Медицина, 1991г.

12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» -

Санитарные правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.1249-03.

13. «Справочник педиатра по организации медицинской помощи детям»,

Устинович А.К., «Беларусь», г. Минск, 1985 год.

14. «Справочник врача подросткового кабинета». В.А. Минкина,

Н.З. Зуброва, Киев, «Здоровье», 1991 год.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.