Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Многоточие в начале и внутри предложения





 

1. Многоточие ставится в начале предложения для обозначения логического или содержательного разрыва в тексте, перехода от одной мысли к другой (когда они не связаны друг с другом). Такое многоточие обычно ставится в начале абзаца:

Но только стучали колеса в черной пустоте: Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, Ка-тень-ка, кон-че-но, кон-че-но, кон-че-но...

...Резко, будто влетев в тупик, вагон остановился, тормоза взвизгнули железным воплем, громыхнули цепи, зазвенели стекла. Несколько чемоданов тяжело упало с верхней полки (А. Т.);

Он смотрел на гордую в посадке голову Ольги Николаевны, отягченную узлом волос, отвечал невпопад и вскоре, сославшись на усталость, ушел в отведенную ему комнату.

...И вот потянулись дни, сладостные и тоскливые (Шол.);

Перекресток странного города опустел, и цветочницы опять расставили на перекрестке двух самых нарядных улиц свои зеленые табуретки с ведрами и синими эмалированными мисками, где плавали розы, мучившие спящего своей невероятной красотой и яркостью, способной убить его во сне, если бы длинная морская волна, гладкая и прохладная, не успокоила спящего.

...Он снова увидел яхту, обходящую известково-белую башню портового маяка (Кат.).

Примечание. Начальное многоточие помогает сгладить различие в форме подачи мысли при перечислении и одновременно указать на незавершенность этого перечисления:

Зубр не понимал, почему ни в Москве, ни в Ленинграде не устанавливают памятник Вернадскому. В школах должны были проходить Вернадского, должен быть музей Вернадского, должна быть премия Вернадского.

Он никогда не мог определить – за что же он преклонялся перед Вернадским:

–...вселенский масштаб мышления, космический человек.

–...интересовала всякая всячина: живопись, история, геохимия, минералогия.

–...был ученым высшего типа, не лез в академики, в начальники.

–...вокруг Вернадского никогда не было ни шума, ни крика, никто не нервничал, политикой после революции не занимался. Его либерально-демократическая натура объединила многих порядочных людей <...> (Гран.).

2. Многоточие внутри предложения передает затрудненность речи, большое эмоциональное напряжение, многозначительность сказанного, подтекст, а также прерывистый характер речи, указывает на сознательно пропущенные слова и т.п.:

– Вот... дали за ударную работу... – Андрей прошел к столу, долго распаковывал коробку... И, наконец, открыл. И выставил на стол... микроскоп (Шукш.);

– Не надо было! Зачем... помешали? (Шукш.);

– Я тут... это... характеристику принес, – сказал мужчина (Шукш.);

– Отчасти я сама не чужда авторства, то есть, конечно... я не смею назвать себя писательницей, но... все-таки и моя капля меда есть в улье... Я напечатала разновременно три детских рассказа, – вы не читали, конечно... и... и мой покойный брат работал в «Деле».

– Так-с... э-э-э... Чем могу быть полезен?

– Видите ли... (Мурашкина потупила глаза и зарумянилась.) Я знаю ваш талант... ваши взгляды, Павел Васильевич, и мне хотелось бы узнать ваше мнение, или, вернее... попросить совета (Ч.);

– Жить бы да жить вам, молодым... а вас... как этих... угорелых по свету носит, места себе не можете найти (Шукш.);

– Дала бы девке образование закончить хоре... хоре... – не с первого раза, с раскачки берет мудреное слово дед – хо-ре-огра-фи-чес-кое (Аст.).

3. Многоточие внутри предложения может выполнять особую функцию: оно «разводит» слова, указывая на несовместимость их значений, на необычность, алогичность сочетания слов: Клад... под общежитием (газ.); Преступника... на пьедестал (газ.); Аэростат... в сумочке (газ.); Награда... до старта (газ.); Купаются... на берегу (газ.).

Многоточие в цитатах

 

1. Многоточие в цитате обозначает пропуск, т.е. то, что она приводится не полностью: К.Г. Паустовский писал: «Импровизация – это стремительная отзывчивость поэта на любую чужую мысль, на любой толчок извне...»; «...Левитан ощутил свою близость не только к пейзажу России, но и к ее народу – талантливому, обездоленному и как бы притихшему, не то перед новой бедой, не то перед великим освобождением», – писал К.Г. Паустовский; В своем дневнике Л.Н. Толстой писал: «...наше довольство, недовольство жизнью, наше впечатление от событий происходят не от самых событий, а от нашего душевного состояния. И этих душевных состояний... есть очень много. Так, есть состояние стыда, состояние упрека, умиления, воспоминания, грусти, веселости, трудности, легкости».

2. Если цитата предшествует авторскому тексту, то после многоточия употребляется прописная буква; если же цитата идет после авторских слов, то после многоточия употребляется строчная буква: «...Книги Олеши полностью выражают его существо, будь то «Зависть», или «Три толстяка», или отточенные маленькие рассказы», – писал В. Лидин; В. Лидин писал: «...книги Олеши полностью выражают его существо, будь то «Зависть», или «Три толстяка», или отточенные маленькие рассказы».

3. При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие автора, цитирующего текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки: В дневнике Л.Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства <...>. У нее, как у всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве... Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет <...>».

Точка при членении предложения

 

Точка может ставиться при расчленении грамматически законченного предложения на части, т.е. при парцелляции. Разделенные точками парцеллированные члены предложения или их группы становятся самостоятельно оформленными частями высказывания: – Кто нынче у вас работает? – Здесь все профессиональные физики. В основном московский физтех. Еще несколько человек с мехмата, математики по цифровой обработке. Всего двадцать пять человек. И двадцать студентов. Опять-таки физтеха (газ.); От экспериментатора требуются неслыханное мастерство, опыт, интуиция, чтобы правильно ответить на этот вопрос. И предельная объективность (газ.); О Зубре ходили легенды, множество легенд, одна невероятнее другой. Их передавали на ухо... Были просто сказочные истории, интересно, что не всегда для него лестные, некоторые так прямо зловещие. Но большей частью героические или же плутовские, никак не связанные с наукой (Гран.); И он [Лермонтов] писал. Ночами, при зажженной свече, во время прогулок по парку, затаиваясь в его уголках (Чив.).

Примечание. Расчленение возможно лишь при смысловой завершенности первого, базового предложения: Он мог стать писателем. Художником. Ученым. Врачом. Мореходом. Переводчиком. Актером. Все у него получалось – за что бы ни брался. Стал разведчиком. Судьба? Может быть... (газ.); Весной, в начале сева, в Быстрянке появился новый парень – шофер Пашка Холмянский. Сухой, жилистый, легкий на ногу. С круглыми, изжелта-серыми глазами, с прямым тонким носом, рябоватый, с круглой ломаной бровью, не то очень злой, не то красивый (Шукш.). Ср. невозможность постановки точки: «Произведение написано в стиле. Романтическом»; ср. также: Вошел молодой человек с портфелем. Большим, тяжелым. – Вошел молодой человек с лицом красивым, по неприветливым (невозможно: «Вошел молодой человек с лицом. Красивым, но неприветливым»).

Знаки препинания в простом предложении







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.