Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование ИКТ-компетентности младших школьников





Формирование ИКТ-компетентности младших школьников

 

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений

 


УДК 372.8:004

ББК 74.263.2

Ф79

 

 

Серия «Работаем по новым стандартам» основана в 2010 году

 

Авторы:

Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова

 

В подготовке данного издания принимала участие Архипова Е.С.

 

 

При подготовке данного издания использованы иллюстративные материалы ООО «Лори».

 

Ф79
ФормированиеИКТ-компетентности младших школьников :
пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова]. – М. : Просвещение, 2011. –
00 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-022603-5.

Пособие посвящено практике реализации программы формирования ИКТ-компетентности обучающихся в начальной школе. Представленные материалы включают подробное описание информационных и коммуникационных технологий, используемых в образовательном процессе, а также примеры применения этих технологий в решении практических и познавательных задач на уроках технологии, искусства, русского языка, литературного чтения, математики и информатики, окружающего мира.

Пособие адресовано учителям начальной школы, а также руководителям общеобразовательных учреждений.

УДК 372.8:004

ББК 74.263.2

ISBN 978-5-09-022603-5C Издательство «Просвещение», 2011

С Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2011

Все права защищены


Введение

Ближайшие несколько лет российское образование будет осуществлять переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт). Теперь, когда Стандарт, наконец, принят, нас ожидает длительная работа по его внедрению в образовательную практику – подготовка отвечающих его требованиям образовательных программ, разработка учебно-методических комплектов и методик обучения. На страницах этой книги мы будем говорить о тех позициях Стандарта, которые регламентируют использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет, приобретя и противников, и сторонников. На сегодняшний день ясно одно – начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике, не систематически, с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.



Не менее важно и следующее. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Возможности формирования ИКТ-компетентности обучающихся в начальной школе, заложенные в образовательном Стандарте, в соответствии с его структурой, включают требования:

· к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

· к структуре основной образовательной программы начального общего образования,

· к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Важным элементом формирования УУД на ступени начального образования, обеспечивающим его результативность, является ориентиация младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять. «Программа формирования универсальных учебных действий» на ступени начального общего образования содержит «Подпрограмму формирования ИКТ-компетентности», которая описывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные универсальные учебные действия и соответствующие им технологические навыки, которые формируются в контексте изучения различных учебных предметов.

Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает избежать дублирования при освоении разных умений с учетом специфики каждого учебного предмета, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание внеурочной деятельности школьников.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников. В обобщенном виде это отражено в подпрограмме формирования ИКТ-компетентности и в планируемых результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В настоящем пособии подробно описаны технологии, осваиваемые в течение всего периода начального обучения, а также приведены примеры практических занятий и проектной деятельности, направленных на формирование ИКТ-компетентности. Описание технологий и проектов дается отдельно для каждой предметной области. Следует оговорить, что мы не включили в число рассматриваемых учебных предметов «Иностранный язык». С одной стороны , его изучение с точки зрения формирования ИКТ-компетентности должно включать в себя технологии, общие для всей образовательной области «Филология». С другой стороны, пособие предназначено в первую очередь учителям начальных классов, которые редко берут на себя преподавание иностранного языка и обсуждение специфических технологий экранного перевода и т. д перегрузило бы пособие. Распределение учебного материала по различным предметам не является жестким, начальное освоение тех или иных технологий и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам. При планировании соответствующей образовательной деятельности необходимо стремиться к достижению баланса между временем освоения и временем использования соответствующих умений в различных предметах.

Образовательный Стандарт относит приобретение первоначальных представлений о теоретической (математической) информатике к образовательной области «Математика и информатика», а первичные навыки использования различных средств ИКТ – к образовательной области «Технология». Первое знакомство учащихся с ИКТ происходит, как правило, именно на уроках технологии. Во-первых, в рамках предмета учебным планом выделяется время на данную учебную деятельность, а во-вторых, на этих уроках можно рассчитывать на специалиста по информационным технологиям, который возьмет на себя обучение детей именно технологии работы со средствами ИКТ .

Получив первоначальные навыки, необходимые для начала работы с ИКТ, дети уже в первой четверти, в адаптационном периоде начинают использовать ИКТ в рамках различных предметных уроков. Возникающие технологические проблемы в состоянии разрешить учитель начальных классов, который должен пройти соответствующее повышение квалификации и хорошо владеть ИКТ, используемыми в образовательном процессе начальной школы. Главным уже на этом этапе становится содержание учебной задачи и освоение содержания учебного предмета.

Таким образом, мы получаем две организационно-содержательные линии освоения программы формирования ИКТ-компетентности: получение первоначальных навыков использования ИКТ в курсе «Технология» и формирование ИКТ-компетентности в остальных предметных областях.

Особенным в смысле освоения ИКТ и начала формирования ИКТ-компетентности является адаптационный период в начале первого года обучения в школе. Именно в это время происходит знакомство учащихся с большинством инструментов деятельности, с которыми они будут работать в течение всего года, а, скорее всего, и до конца начальной школы. Опыт сегодняшнего первоклассника позволяет ему начать использовать ИКТ для образовательных задач уже на на начальной стадии обучения в школе. Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более привлекательной. Применение ИКТ в рамках адаптационного периода обеспечивает системно-деятельностный подход и вместе с тем позволяет раскрыть и зафиксировать (с целью дальнейшего мониторинга) особенности каждого учащегося, увидеть сильные и слабые стороны дошкольной подготовки, которые проявляются и при общей организации деятельности, и при выполнении заданий, связанных, в частности, с речевой деятельностью. В соответствии с информацией, полученной в ходе адаптационного периода, учитель имеет возможность спланировать образовательный процесс основного курса обучения и продолжить формирование ИКТ-компетентности учащихся.

Так как дальнейшее формирование ИКТ-компетентности учащихся реализуется средствами различных учебных предметов, описание практической деятельности по формированию ИКТ-компетентности учащихся выстраивается в пособии в соответствии с логикой их формирования внутри предметных курсов (русского языка, литературного чтения, математики и информатики, окружающего мира).

Освоение каждой из рассматриваемых технологий приводит к достижению тех или иных метапредметных и предметных результатов. Результативность обучения в новом понимании, заданном образовательным Стандартом, является сегодня одной из тем, наиболее обсуждаемых учительским сообществом, поэтому в описаниях выделены метапредметные и предметные результаты, а также возможная форма проведения аттестации учащихся.

Как мы уже говорили, Стандарт выделяет три группы требований, одна из которых описывает требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Эта группа требований затрагивает вопрос формирования ИКТ-компетентности обучающихся с точки зрения создания в образовательных учреждениях ИКТ-насыщенной образовательной среды, способствующей реализации требований Стандарта, и наличия квалифицированных кадров. С целью конкретизации этих требований Стандарта в пособии рассматриваются вопрос оснащения образовательного процесса в начальной школе, а также квалификационные требования к учителю начальной школы и направления дополнительного профессионального образования педагога в ходе подготовки к реализации Стандарта.

Для удобства читателя в приложении приведен текст «Подпрограммы формирования ИКТ-компетентности обучающихся», входящей в состав Примерной основной образовательной программы начального общего образования, отражающей содержание и являющейся основой для планирования и организации образовательного процесса в начальной школе, а также аннотированный перечень упоминаемых в пособии проектов. Представленный опыт организации проектной деятельности в области информатизации начального образования основан на результатах практической деятельности московских учителей Кутуковой О.Г., Архиповой А.Н., Макуниной Е.В., Ильичевой Н.Г и других учителей, участвовавшх в течение ряда лет в экспериментальной работе, отразившейся и в Стандарте и в настоящем пособии.

Мы надеемся, что данное пособие окажет существенную помощь учителям начальной школы в планировании образовательного процесса, подготовке и проведении занятий, направленных на формирование ИКТ-компетентности учащихся, а также в планировании программы собственного повышения квалификации в области ИКТ в ближайшие годы.
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ

 

Самый главный вопрос в любом деле – «С чего начать?». Знакомство со многими инструментами ИКТ целесообразно осуществлять на уроках предметных областей «Технология» и «Искусство», так как:

· данные предметные области, а также их интеграция – художественный труд, предполагают, с одной стороны, освоение технических приемов, с другой, – постоянно держат в поле зрения результат деятельности в его прикладном (прагматическом) и эмоционально-эстетическом (художественном) аспектах;

· данные предметные области имеют дело, прежде всего, с невербальными объектами как результатами работы (такие объекты все в большей степени проникают в нашу сегодняшнюю деятельность благодаря ИКТ);

· современное развитие традиционных технологических областей (промышленности, строительства и т. д.) во многом опирается на ИКТ.

В ходе знакомства внимание учащихся акцентируется именно на технологических (включая технику безопасности и эргономику) и эстетических сторонах применения ИКТ. При этом технологические стороны постоянно «встраиваются» в содержательную деятельность.

Включение в область искусства и технологии материала, относящегося к ИКТ, естественно, предполагает соответствующее планирование образовательного процесса, требующее особенно тщательного отбора традиционного содержания, не связанного исходно с ИКТ (и в какой-то степени, «уравновешивающего» «виртуальный» мир). В технологии это содержание необходимо для формирования ручных навыков, знакомства с различными материалами и методами их обработки, решения задач, относящихся к повседневной жизни. С другой стороны, ряд образовательных результатов достигается параллельно и в материальных, и в информационных технологиях. К ним относятся такие вырабатываемые личные качества, как трудолюбие, уважение и интерес к работе других учащихся, эстетические представления и установки. Наконец, есть традиционные элементы, в которых непосредственно осуществляется интеграция. Так, в искусстве идет интеграция традиционных искусств с современными цифровыми (например, пластилиновые персонажи становятся актерами анимационного фильма), т. к. в процедурах создания цифровых и реальных объектов имеется много общего. Тем самым, ИКТ помогают решать задачи художественного и технологического образования.

Работа с конкретными ИКТ на уроках искусства и технологии может начаться уже в первой четверти первого класса и предполагает знакомство учащихся с цифровыми технологиями:

· фиксации (записи) информации;

· извлечения записанной информации;

· переноса и прямого ввода информации в компьютер;

· именования (предалфавитного) объектов; использования имен информационных объектов;

· фиксации событий и коммуникации;

· создания не-алфавитных и алфавитных информационных объектов.

Освоение названных технологий происходит в проектной деятельности. Начиная с самого первого минипроекта «Бэдж», в котором есть место и компьютерному вводу, и извлечению информации в виде распечатки, и понятию о создании информационного объекта, а также имеется практический результат применения компьютерных и некомпьютерных технологий в виде готовой карточки-бэджа, дети приучаются подбирать и использовать ИКТ для решения имеющейся проектной задачи. Круг подобных задач достаточно широк, он включает в себя как минипроекты одного урока, так и длительные интегрированные проекты – «Азбука», проекты-сказки, проекты-энциклопедии и др.

На занятиях этого модуля не предполагается освоение всех операций по запуску компьютера. Компьютеры готовятся перед началом работы. Поскольку в этом разделе мы делаем акцент на ИКТ, обеспечивающих образовательную деятельность учащихся в адаптационный период, заметим, что приводимые ниже технологии осваиваются не в полной мере: учащиеся получают представление о них в ходе демонстрации и самостоятельно выполняют отдельные операции в рамках проектной деятельности. Для них – это начало долгого и увлекательного пути!

Описание проекта

Этот проект имеет смысл проводить в начале адаптационного периода, как продолжение работы над проектом «Мой бэджик». Дети уже немного познакомились и обращаются друг к другу по имени. Нетрудно заметить, что в классе найдутся дети с одинаковыми именами, а вот надписи на бэджах будут отличаться. Например, Олечка, Оля, Ольгуша, Оленька и т. д. Обсуждать и придумывать варианты имен можно всем классом, это очень интересно. При изготовлении бэджа важно было узнать имена, приятные для учащихся. На данном проекте можно остановиться на других вопросах:

«Чем отличается имя от фамилии?»

«Какие имена мы считаем официальными, а какие «домашними»?»

«Как образуются «домашние» имена?»

Подготовка списка имен. Переходя к обсуждению вариантов конкретных имен, учитель старается зафиксировать все варианты, предлагаемые детьми. Желательно делать это сразу в текстовом редакторе, по возможности проецируя на доску с помощью проектора и наглядно демонстрируя детям, или используя интерактивный комплекс. Программное обеспечение комплекса часто позволяет переводить письменный текст в печатный, поэтому если записывать имена на интерактивной доске, то можно получить и печатный вариант списка имен. Этот список можно будет распечатать на принтере и раздать детям для разрезания (или разрезать на отдельные имена заранее).

Организация групповой работы. Далее дети могут поработать в группах, помогая друг другу находить в общем списке варианты одного и того же имени, которое встречается в их группе. О правилах сортировки можно договориться предварительно.

Разобрав по кучкам листочки с подходящими именами (и отложив в отдельную кучку листочки с именами, не подходящими для их группы), дети приступают к изготовлению именных ромашек. Для каждого исходного (официального) имени изготавливается своя ромашка.

Ромашка создается в технике аппликации. Листочки дети обводят по заранее приготовленному шаблону на цветной бумаге, затем вырезают и наклеивают, создавая красочный цветок с разноцветными лепестками. На каждом лепестке размещается табличка с именем, которая была отобрана при сортировке. Таким образом, в каждой детской группе появляется несколько именных ромашек, которые в совокупности образуют именную поляну всего класса, которая может украшать его в течение длительного времени.

Завершение работы над проектом. В заключение необходимо устроить презентацию готовых работ. По ходу презентации дети стараются подсчитать лепестки (количество вариантов имен) на своих ромашках и разобраться, почему для разных имен число лепестков может сильно отличаться. Говоря о конкретных именах, дети могут рассказать о своих версиях происхождения имени, о семейных историях и причинах, почему их так назвали. Все это помогает дальнейшей социализации ребенка в новом коллективе, осознанию собственного «Я», подготавливает необходимую зону доверия и безопасности для дальнейшей работы, в частности, для обращения к теме семьи.

В ходе презентации результаты деятельности фиксируются цифровой камерой и публикуются в информационной среде. Это вторая встреча ребенка с информационным пространством его класса. Теперь он может быть более самостоятельным. Например, учащийся сам может войти в пространство и открыть нужный форум для публикации результатов проекта. Сообщение, а точнее, фотографию своей работы ребенок размещает с помощью учителя.

Проект «Считалки»

В адаптационный период начинается предметная образовательная деятельность, которая также открывает возможности для формирования ИКТ-компетентности учащихся. Детский фольклор является одной из тем, на которой может быть построено начало литературной работы с детьми. Эта идея использована Троицкой Т.С. и Петуховой О.Е при разработке десятинедельного модуля «Мы и наши игры». Модуль построен на материале детского игрового фольклора. Его задача – компенсировать нехватку детского игрового опыта, связанного с малыми жанрами детского фольклора: это в первую очередь считалки, скороговорки, загадки. При таком подходе к построению программы изучение букваря можно начинать позднее, после завершения курса «Мы и наши игры». Тема проекта затрагивает также:

– учебный предмет «Русский язык», имеющий с данным курсом общий объект изучения – язык;

– учебные предметы, относящиеся к образовательным областям «Искусство» и «Технология» (изобразительное искусство и материальные технологии), практическая деятельность на которых может основываться на материале литературного чтения;

– информационные технологии, обеспечивающие виды деятельности учащихся, которые невозможно реализовать без привлечения средств ИКТ.

Первоначальные навыки ИКТ-квалификации формируются в рамках изучения курса технологии. Поэтому при планировании образовательного процесса необходимо сделать так, чтобы уроки технологии предваряли или сопровождали соответствующие часы литературного чтения. В ходе таких занятий у учащихся формируются умения, отчасти обеспечивающие их ИКТ-компетентность в будущем, а именно:

· умение записывать и прослушивать запись собственного голоса, сделанную в подходящей программе, и использовать ее в учебной в задаче;

· умение использовать цифровую фото- и видеофиксацию для решения учебных и творческих задач интегрированного курса;

· умение ввести небольшой по объему текст с клавиатуры компьютера, выполнить простейшее форматирование и редактирование текста;

· умение использовать готовые звуковые файлы, цифровые изображения в проектных работах в специальных компьютерных программах (например, ПервоЛого, iMovie, iPhoto);

· умение разместить свою работу в информационной среде школы для ее презентации одноклассникам, учителям, родителям.

Проект по считалкам представляет собой компьютерный альбом, в котором каждый из учащихся является автором 1–2 страниц. Возможные темы: «Считалки нашего класса», «Мои любимые считалки», «Считалки моей семьи», «Короткие считалки» и т. д.

Такой альбом может быть реализован в различных средах деятельности учащегося. Среда должна позволять вставить видеоролик с исполнением выбранной учащимся считалки, иллюстрацию к ней, а также текст считалки, если ребенок сможет выполнить набор текста на клавиатуре с простейшим форматированием. Таким требованиям удовлетворяет, например, интегрированная мультимедийная среда Перволого.

В оформление страницы желательно включить орнаменты – в их ритме есть схожесть с ритмичностью считалок и скороговорок. Задания по рисованию орнаментов полезно выполнять и инструментами графического редактора, и карандашами, красками, фломастерами.

Цель проекта:Формирование детского фольклорного репертуара и развитие исполнительских качеств, в том числе с использованием средств ИКТ.

Продолжительность: 5-20 ч.

Предметные области: искусство, технология.

Чему ребенок может научиться, работая над этим проектом:

· разучивать и рассказывать считалки;

· записывать собственную устную речь в виде звукового файла;

· рисовать иллюстрации и орнаменты, используя традиционные и компьютерные инструменты, оцифровывать изображения;

· создавать компьютерные альбомы, соединяя на одной странице разные компоненты проекта – звукозапись, изображение, текст.

Что узнает учитель при проведении этого проекта:

· большое количество детских считалок;

· кто из детей является хорошим чтецом, иллюстратором;

· как быстро учащиеся овладевают различными алгоритмами образовательной деятельности (запись, прослушивание и исправление звукозаписи и т.п.).

ИКТ-компетентность:

- создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам;

- определение роли и места иллюстративного ряда в тексте;

- получение оптимального по содержанию и техническому качеству результата звукозаписи;

- первоначальное знакомство с компьютером: управление экраном с помощью мыши, ввод символов с клавиатуры, вывод результата на печать.

План работы над проектом:

1) Расширение детского репертуара считалок на уроках литературного чтения.

2) Подготовка иллюстраций к считалкам на уроках изобразительного искусства.

3) Запись считалок и оцифровка иллюстраций на уроке технологии.

4) Изучение видов орнамента на уроке изобразительного искусства.

5) Создание компьютерного альбома на уроке технологии.

Описание проекта.В ходе изучения считалок учащиеся знакомятся с литературным материалом, готовят иллюстрации к любимым считалкам. Рисунки переводятся в цифровой вид (оцифровываются) с помощью сканера или фотоаппарата. Поскольку эта работа занимает много времени, ее лучше выполнять с каждым учеником поочередно, поэтому надо отвести на эту работу достаточное количество времени и по возможности использовать внеурочное время, отводимое учебным планом на занятия с детьми. Отбирая рисунки к считалкам, дети, которые знают печатные буквы, могут подписать под рисунками тексты считалок (это поможет потом при озвучивании). Учителю важно подвести детей к мысли, что фиксация считалок позволяет им сохранить их знания и передать их другим.

Затем дети записывают и сохраняют по одной считалке в виде аудиофайла. Для этого используются подходящие компьютерные программы. Во время работы над озвучиванием дети начинают привыкать анализировать свою декламацию с точки зрения правильности и выразительности. Они слушают записи друг друга, обсуждают удачи и неудачи и приходят к выводу о необходимости тщательной подготовки к записи: считалка должна звучать четко, ритмично, громко. Для отдельных детей, возможно, будет желательно организовать работу с логопедом.

Следующий этап работы желательно провести на уроке технологии. В этом случае квалифицированный учитель поможет детям соединить на страницах компьютерного альбома записанный ими звук и иллюстрацию. Некоторые дети смогут самостоятельно набрать на клавиатуре текст считалки или хотя бы ее название. Особое внимание следует обратить на дизайн страницы, посоветовав детям создать для нее оригинальный орнамент. Изучение орнаментов (изображение и ритмика) проходит на уроках изобразительного искусства и является частью этого проекта. Желательно использовать среду, в которой имеется набор форм для создания орнаментов, как, например, ПервоЛого 3.0.

Промежуточные и итоговые результаты работы над проектом могут размещаться в информационной среде школы – готовому проекту нужна аудитория для просмотра и обсуждения. Такой аудиторией могут стать сами учащиеся и их родители.

Аналогично можно построить работу в проектах «Скороговорки» и «Загадки», эти разделы так же есть в курсе «Мы и наши игры». В каждом проекте должны ставиться задачи улучшения качества исполнения проекта с точки зрения используемых технологий.


Глоссарий

Метапредметные результаты: формирование навыка организации информации в виде глоссария.

Предметные результаты: освоение лексики и орфографии родного языка.

Предметные результаты в области ИКТ:приобретение навыка создания и редактирования электронного глоссария

Мотивация и ценность для ребенка: создание собственного информационного пространства, связанного с изучением новых слов.

Инструмент: глоссарий.

Модели деятельности: составление собственных словарей разного назначения.

Аттестация: по итогам просмотра готовых глоссариев

Модели деятельности. Для создания глоссариев хорошо использовать специальные средства. Первый глоссарий может состоять из слов, с которыми дети постепенно знакомятся в процессе обучения грамоте, например можно создать базу слов, которые дети умеют правильно печатать на компьютере. Еще один пример глоссария – это упорядочение словарных слов и слов с изучаемыми орфограммами. Интересно создать толковый словарь, в который войдет расширенный набор слов, не понятных учащимся. Как только в классе прозвучало непонятное кому-нибудь слово, оно тут же заносится в словарь. Желательно, чтобы глоссарий, используемый в начальной школе, имел возможность вставки не только текстовых, но и звуковых пояснений. Глоссарий может пополняться детьми в любое свободное время. Учитель со своей стороны отслеживает эту работу и обращается к глоссарию на уроке.

Клавиатурное письмо

Программа формирования ИКТ-компетентности предполагает «овладение наравне с развитием традиционных навыков письма квалифицированным клавиатурным письмом (с ориентацией на слепой десятипальцевый метод). Знакомство с основными правилами оформления текста в компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста.

Создание разных видов сообщений, в том числе и текстовых, – важнейший функционал современного человека. Эта форма общения часто встречается на информационных порталах и тематических сайтах, популярна она и в бизнесе и в науке, одним словом, практически во всех сферах деятельности. Сегодня это наиболее эффективная форма дистанционного взаимодействия, позволяющая иметь доступ к обсуждаемой теме большому количеству участников и оперативно обмениваться информацией. Освоив слепой клавиатурный ввод текста, учащиеся получают инструмент письменной коммуникации, который будет служить им долгие годы, до тех пор, пока будут существовать тексты. Возможности Интернета позволяют активно использовать письменные сообщения для образовательных целей. Для современных детей электронное общение естественно. Некоторые из них еще в детском саду, глядя на родителей, отправляющих электронные письма, догадываются, что, например, письмо Деду Морозу можно отправить по электронной почте. Начальная школа – это время, когда дети ищут содержательного общения и готовы его получать, в том числе и через интернет-форумы. Для такого интернет-общения должна быть предусмотрена доступная среда – информационное пространство в Интернете, которое обеспечит возможность дистанционного общения в урочное и внеурочное время. Не испытывая больших затруднений в создании письменных сообщений, учащиеся, координируемые учителем, смогут выполнять в электронном виде домашние задания, вести обсуждения и дискуссии, обменивать в рабочем порядке короткими сообщениями при организации проектов и мероприятий.

Клавиатурное письмо – технология слепого десятипальцевого ввода текста с клавиатуры компьютера, позволяющая решать задачи письменной коммуникации и организации образовательной деятельности в различных учебных предметах при работе с текстом. В зависимости от образовательной программы и наличия необходимого оборудования обучение технологии слепого клавиатурного ввода может быть отнесено как к образовательной области «Технология», так и к «Русскому языку». Таким образом, процесс обучения печатанию может проходить, например, на уроках информационных технологий. В этом случае клавиатурное письмо становится разделом программы по предмету «Информационные технологии». По окончании изучения клавиатуры и достаточном закреплении навыка печатания в рамках «Технологии» рекомендуется сохранить систематические занятия с клавиатурным тренажером для развития скорости набора текста, а также активно использовать возможность быстрого ввода текста на всех предметных уроках, в особенности, для выполнения предметных и творческих заданий по русскому языку и литературному чтению.

Обучение клавиатурному письму состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Знакомство с клавиатурой компьютера и правилами постановки рук.

Этап 2. Формирование устойчивого навыка набора текста по образцу на занятиях с клавиатурным тренажером.

Этап 3. Развитие навыков скоростного письма на занятиях с клавиатурным тренажером и при создании электронных текстов.

Некоторые особенности организации обучения.Во-первых, занятия по обучению клавиатурному письму не могут быть долгими. Как и всякая механическая работа, они быстро утомляют ученика. Оптимальное время занятий первоклассника с клавиатурным тренажером – от 5 до 10 минут.

Во-вторых, для автоматизации навыка набора текста важны частота и периодичность занятий. Уроки технологии в этом случае являются установочными. На них происходит объяснение, выполнение заданий на новом учебном материале (в данном случае на новых клавишах-буквах), первоначальный контроль правильности выполнения заданий со стороны специалиста, в данном случае – учителя технологии. Для достижения хорошего результата уже к концу первого класса дальнейшее формирование устойчивого навыка должно подкрепляться выполнением заданий по набору текста в рамках других учебных предметов не менее трех раз в неделю.

Знакомство с клавиатурой компьютера. Важно, чтобы дети сразу научились правильной поставке рук на клавиатуре. Лучше всего начать с игры, которая их заинтересует, – закрыть глаза и постараться на ощупь найти «особенные» клавиши. Искать можно только указательными пальцами. Когда палец нашел «особенную клавишу», он остается на ней, а второй продолжает искать. Когда обе клавиши найдены, ребенок может открыть глаза, посмотреть, какие буквы напечатаны на клавишах, подумать, удобно ли стоят пальцы, не пересеклись ли случайно руки.

Далее отрабатывается подходящая для начала печатания постановка рук. Левая рука занимает клавиши Ф Ы В А, а правая О Л Д Ж, причем указательные пальцы правой и левой руки занимают соответственно клавиши О и А, найденные во время игры.

Если задание понравилось, дети могут поиграть еще. Например, в парах, – кто быстрее правильно поставит руки на клавиатуру с закрытыми глазами.

Следующий шаг – определение зоны деятельности пальцев. За каждым пальцем левой и правой рук закреплена своя группа клавиш. Если раскрасить эти группы в разные цвета (например, все клавиши, которые печатает левый указательный палец, – в голубой цвет, все клавиши, которые печатают средние пальцы, – в желтый и т.д., то получиться зональная раскраска клавиатуры, наглядно демонстрирующая детям, какими пальчиками надо нажимать на клавиши. Дети лучше запомнят эти группы клавиш, если сами раскрасят для себя бумажную клавиатуру. Раскрашивать ее можно постепенно, по мере изучения клавиш. Таким образом, у каждого ученика будет собственная памятка по клавиатурному письму.

Нужно сразу договориться с детьми, что они с первого урока не смотрят на клавиатуру. Еще лучше заклеить буквы на клавиатуре, разрешив при этом пользоваться памяткой. Постоянно соотнося схему и реальную клавиатуру, ребенок быстро запомнит расположение клавиш.

Обучение слепому способу набора текста основано на мышечной памяти. Техника печати состоит в том, что, находясь в постоянной начальной позиции на клавишах ФЫВА ОЛДЖ, палец вытягивается и ударяет по клавише и тут же возвращается на первоначальное место.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.