Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Брянский государственный университет





Брянский государственный университет

Имени академика И.Г. Петровского

 

Кафедра журналистики

 

 

  Утверждаю Первый проректор по учебной работе, профессор Н. В. Матяш   «____»______________201___ г

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ»

 

Направление подготовки: / 031300.62/Журналистика

Профиль подготовки: Общий

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Форма обучения: очная

 

 

 

Брянск 2011

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы теории коммуникации» /сост. Гехтляр С.Я. – Брянск: РИО ГОУ БГУ, 2011. - с. 45.

 

 

Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 031300.62 «Журналистика» в 2 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300.62 «Журналистика», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

Составитель:

Гехтляр С.Я., профессор кафедры журналистики, доктор филологических наук

 

Рецензент:

Чернявская Е. А., доцент кафедры журналистики, кандидат филологических наук

 

Программа одобрена и печатается по решению кафедры журналистики Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (26. 04. 2011 г., протокол № 8)

 

 

  ã Гехтляр С.Я., 2011
  ã РИО БГУ, 2011


Содержание

    с.
  Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………………  
  Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………………..  
  Требования к результатам освоения содержания дисциплины......................  
  Организационно-методические данные дисциплины……………………….  
  Содержание и структура дисциплины……………………………………….  
5.1 Содержание разделов дисциплины……………………………………………  
5.2 Структура дисциплины…………………………………………………  
5.3 Характеристика лекционной части курса  
5.4 Практические (семинарские) занятия…………………………………………  
5.5 Курсовой проект (курсовая работа, расчетно-графическое задание, реферат, контрольная работа)....................................................................................  
5.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….…………….  
  Организация текущего контроля……………………………………………...  
  Образовательные технологии…………………………………………………  
7.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……………………………………………………………………  
  Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……………………………  
  Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………….  
9.1 Рекомендуемая литература………………………………………….………..  
9.1.1 Базовый учебник………………………………………………………  
9.1.2 Основная литература……………………………………………………  
9.1.3 Дополнительная литература…………………………………………………..  
9.1.4 Периодическая литература……………………………………….……………  
9.1.5 Интернет-ресурсы……………………………………………………….  
9.2 Средства обеспечения освоения дисциплины……………………..…………  
9.2.1 Методические указания и материалы по видам занятий……….……………  
9.2.2 Программное обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий (по видам занятий)………………………..  
9.2.3 Критерии оценки итоговой формы контроля  
  Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………….  
  Лист согласования рабочей программы  
  Дополнения и изменения в рабочей программе……………………………...  

1 Цели и задачи освоения дисциплины

 

Цели освоения дисциплины «Основы теории коммуникации»: помочь обучающимся получить представление о науке, находящейся на пересечении филологии с дисциплинами естественного и математического циклов и изучающей человека в аспектах его взаимоотношений с миром, обществом, проблемами самосознания. Рассматривая вопросы, касающиеся специфики и основных закономерностей возникновения и развития теории коммуникации как органичной и своеобразной части общественно значимых теорий, дисциплина призвана помочь студенту овладеть критериями отбора и оценки поведенческих реакций в процессе профессионального общения, работы с текстом, поможет выработать навыки ориентации в рекомендациях специальной, научно-критической и специальной литературы.

 

 

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть (общепрофессиональные дисциплины) ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031300– «Журналистика».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в процессе обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра – журналиста в связи с изучением дисциплин гуманитарного и социального циклов(их базовая часть), прежде всего – философии, религиоведения, культурологических основ деятельности СМИ, а также необходимы при изучении основ коммуникации умения и навыки, полученные в результате изучения дисциплин вариативной части данных циклов.

Дисциплина представляет собой курс, дополняющий и расширяющий сведения об основах коммуникологии как науки о коммуникационных процессах, в рамках действия которой существуют и работают все профессиональные коммуникаторы, к числу которых, несомненно, следует отнести и будущих журналистов.

 

 

3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

 

- а) общекультурных (ОК): культура мышления, способность к обобщенному анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умения логически верно, аргументировано и ярко строить устную и письменную речь (ОК-4);

- Готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм. Уважение к человеческой личности, толерантность к другим культурам, способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);

Умение использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-7);

Способность видеть и реализовать перспективы своего культурного и профессионального развитии. расширения кругозора (ОК-8);

Понимание социальной значимости будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

Способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности(ОК-10);

Готовность и способность работать в коллективе, к творческой коммуникации(ОК-11).

б) профессиональных (ПК):

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследова­тель­ской деятельности (ПК-5);

- владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

-понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных СМИ, знание методов их изучения(ПК-15);

- знание основных требований, предъявляемых к информациям СМИ(точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения) (ПК-26);

-знание фонетических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения к практике современных СМИ (ПК-30).

 

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· основные причины возникновения и этапы развития теории коммуникаций;

· специфические особенности данной науки и учебной дисциплины;

· иметь четкое представление о существующих в этой науке в наши дни общетеоретических подходах и концепциях;

· знать, какие существуют аспекты коммуникаций с позиций социально-гуманитарных наук;

· усвоить основные понятия собственно речевой коммуникации.

Уметь:

· самостоятельно анализировать текстовые произведения различных жанров, выявляя их коммуникационные параметры;

· подбирать материал по указанной теме, составлять рекомендательный список литературы;

· писать аннотации, отзывы, рецензии на предмет характеристики содержащихся в текстах приемов продуцирования коммуникативных качеств;

· самостоятельно готовить краткое сообщение об особенностях анализа или составления текста письменной или устной речи;

· составлять вопросы и задания для анализа произведений СМИ различной жанровой направленности;

· владеть приемами составления официально-деловых бумаг с учетом тех коммуникационных задач, которые стоят перед документами;

постоянно совершенствовать навыки устной и письменной литературной речи.

4 Организационно-методические данные дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, 2 зачетных единицы.

 

Вид работы    
6 семестр Всего  
Общая трудоемкость      
Аудиторная работа      
Лекции (Л) Практические занятия (ПЗ)   Л- 18 ПЗ -18 Л-18 ПЗ - 18  
Самостоятельная работа      
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР), расчетно-графическое задание (РГЗ), контрольная работа (К), реферат (Р) Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.), (СР) СР    
Вид итогового контроля зачет    

 

5 Содержание и структура дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела
     
1. Введение. Коммуникация как наука и учебная дисциплина. Предмет и задачи курса. Понятие о специфике науки, общие и различные черты. Объект и предмет науки, ее методы исследования. Задачи учебного курса. Требования к освоению основного содержания данной учебной дисциплины.
2. Важнейшие понятия теории коммуникации. Коммуникативная деятельность как объект коммуникации, ее структура и содержание. Понятие о коммуникативном акте, уровнях, сферах и функциях коммуникации.
3. Аспекты коммуникации и подходы к ее изучению. Социально-философские, информационные, семиотические и лингвистические основы изучения коммуникации. Общественная и личностная значимость каждого аспекта, его параметры и сфера применения.
4. Уровни коммуникации, принципы их разграничения, специфика каждого уровня. Межличностная, групповая, массовая и межкультурная коммуникация, особенности каждого уровня. Важность профессиональной ориентированности журналиста в связи с особенностями массовой коммуникации.
5. Вербальная и невербальная коммуникация, общая характеристика. Коммуникативная сущность естественного языка, параметры сходства и различий с другими языками Виды невербальной коммуникации (язык тела, паралингвистические средства коммуникации), автокоммуникация.
6. Содержание и структура вербальной коммуникации. Принципы вербальной коммуникации, ее основные стратегии и тактики. Человек как объект и субъект коммуникативного акта. Понятие о коммуникативной ситуации, ее структура и сущность.
7. Важнейшие параметры и результаты коммуникативного взаимодействия. Понятие о коммуникативной культуре. Показатели эффективности коммуникации, принцип риторичности. Барьеры и уровни непонимания. Критика и манипуляции.
8. Виды речевой коммуникации. Специфика интернет-коммуникации. Устная и письменная коммуникация. Важнейшие навыки устной и письменной речи с позиций теории коммуникации. Пути их совершенствования. Интернет как средство коммуникации.
9. Формы и жанры вербальной коммуникации. Монологическая и диалогическая коммуникация. Дискурс. Анализ дискурса и другие методы изучения коммуникации в филологии.

5.2 Структура дисциплины

 

Разделы дисциплины, изучаемые в …6… семестре

 

№ раз- дела Наименование разделов Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
Л ПЗ ЛР
             
  Введение. Коммуникация как наука и учебная дисциплина.     - -  
  Важнейшие понятия теории коммуникации          
  Аспекты коммуникации и подходы к ее изучению       -  
  Уровни коммуникации, принципы их разграничения, специфика каждого уровня.     -    
  Вербальная и невербальная коммуникация, общая характеристика.          
  Содержание и структура вербальной коммуникации          
  Важнейшие параметры и результаты коммуникативного взаимодействия. Понятие о коммуникативной культуре.          
  Виды речевой коммуникации. Специфика интернет-коммуникации.          
  Формы и жанры вербальной коммуникации     -    
                 

 

 

Содержание практических занятий (семинаров)

Занятие № 4. Содержание и структура вербальной коммуникации. – 4 часа.

Вопросы

1.Речь как вид коммуникативной деятельности.

2.Язык в аспекте его коммуникативной функции.

3.Гипотезы о происхождении языка в свете проблем коммуникации.

4.Модели речевой коммуникации (К.Шеннон, У.Уивер, Мак-Люэн, Р.Якобсон и др.).

 

Образовательные технологии

Основные образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, реферат.

При проведении занятий предусмотрено использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных презентаций, деловых и ролевых игр, проектных методик, разбора конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой.

В рамках учебного курса предусматриваются выходы в редакции газет, обсуждение материалов сайтов социальных сетей, Живого журнала, встречи с известными журналистами.

 

Образцы оценочных средств

По разделу 5.

А. В результате анализа материала сделать выводы о важнейших функциях вербальных видов коммуникации:

  • Общая теория коммуникации;
  • Межличностная и деловая коммуникации;
  • Теория массовой коммуникации;
  • Теория организационной коммуникации;
  • Коммуникационный менеджмент;
  • История коммуникаций;
  • Методы коммуникационных исследований;
  • Теория кросс-культурных коммуникаций;

Б.Подготовить ответ на вопрос: В чем основное содержание теории вербальной коммуникации?

По разделу 7. Самостоятельная работа.

1.Проанализировать и охарактеризовать причины следующих примеров коммуникативных казусов:

«выживание»; «денежная и материальная инъекция»; «заражённая земля«город живой – есть на карте, живут люди, но на деле его жизненный пульс бьётся еле-еле»; «кровоточащая рана»; «больные раком щитовидной железы – раковый корпус»; «гробовые выплаты»; «смертоносное крыло Чернобыля»; «скорбные дела»; «омертвлённый капитал», «на чернобыльском законе поставлен крест», «вымершие сёла»).

(Данный стереотип рождён осознанием отклонения от естественного порядка вещей, представления о неправильности и недопустимости существующего положения. Взаимосвязь данного стереотипа с метафорической моделью болезни и смерти уже давно выявлена в русском языке, но в последние годы очень заметен возросший интерес к этому явлению. Вполне традиционное для русского национального сознания сочувствие к больному закономерно переносится и на то место, где проживают люди. Вместе с тем уже само упоминание тяжелых болезней, от которых страдает население пострадавших районов, призвано вызвать сочувствие, желание помочь. В настоящее время сложился устойчивый стереотип «жертвы Чернобыля». Формирующими этот стереотип факторами стала не только катастрофа, но и просчеты в ходе ликвидации ее последствий.

По разделу 8. Самостоятельная работа.

Базовый учебник

1. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. –М..2002.

2. Яковлев И.П. Основы терии коммуникации. Учебное пособие. – СПб,2001.

3.Моисеева А.Б. Основы теории коммуникации. Учебное пособие. –Томск,2004.

4. Шпаковская С.В.. Шпаковский В.О. Основы теории коммуникации(электронный учебник).

9.1.2 Основная литература

1.Березин В.М. Теория массовой коммуникации. – М..1998.

2. Винер Н.И. Информация, язык и общество\\ Кибернетика. –М.. Наука, 1983.

3. Винер Н.И. Кибернетика. –М.. 2002.

4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. Учебник для вузов. –М..Инфра-М., 2001..

5. Клюев Е.В. речевая коммуникация. –М..Приор,1998.

6. Культура устной и письменной речи делового человека:Справочник. –М.,Флинта-Наука, 1997.

7. Панфилова А.П. деловая коммуникация в профессиональной деятельности. –СПб..Знание, 2004.

Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. –Воронеж, 2001.

8. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М.. Икар, 2002.

9. Шейнов В.П. Искусство убеждать.- М., Приор,2000.

9.1.3 Дополнительная литература

1. Бергер П., Лукман К. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Пер. с агл. Е.Руткевич. М., 1995

2. Луман Н. Невероятные коммуникации. Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. СПб., 2000

3. Луман Н. Что такое коммуникация? //Социологический журнал. 1995. №5

4. Habermas J. The theory of Communicative Action. Boston, 1984

5. Апель К.О. Трансформация философии. М., 2001

6. Habermas J. Der Phisophische Diskurs der Moderne. Frankfurt am Mein, 1985

7. http://jf.pu.ru

8. Бергельсон М.Б. Совместные учебные программы: баланс интересов в межкультурном пространстве. http://www.ruscomm.ru/rca_biblio/b/bergelson02.shtml

9. http://jf.pu/ru/win/tekom-kontinyym.html

10.Яковлев И.П. О коммуникологии как науке о коммуникационных процессах// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1999. №3

11.Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. СПб., 2001

12.Третьяк Г.Е. Сущность коммуникации и ее место в социокультурной реальности. http://www.festu.ru

13.Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999

14.Miege B. La societe conquise par la communication. Grenoble, 1999

15.Miege B. La pensee communicationelle. Grenoble, 2000

16.Matteralt A. et M. Histoire des theories de la communication. Paris, 2000

17.Wolton D. Penser la communication. Paris, 1996

18.Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001

19.Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002

20.Крейг Р.Т. Теория коммуникации как область знания //Компаративистика III: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2003

21.Rosengren, K.E. From field to frog ponds. Journal of communication. 1993. 43(3)

22.Бороноев А.О., Смирнов П.И. О понятиях "общество" и "социальное" //Социологические исследования. 2003. №8. С. 3-11.

9.1.4 Периодические издания

Журналы: «Русская речь», «Вопросы языкознания», «Слово\Word», «Логос», «Неприкосновенный запас».

Проекты: Академия русской современной словесности.

 

9.1.5 Интернет-ресурсы:

 

Обращение кприведенным ниже адресам из Всемирной компьютерной сети позволит быть в курсе самых последних достижений теории коммуникации:

 

http://www.aber.ac.uk/media/Functions/mcs.html – один из наиболее полных ресурсов по теории коммуникации

http://library.thinkquest.org/26451/newmenu.html – Welcome to The Evolution of Communication. Весьма обширная информация об истории коммуникативных систем (от доисторических наскальных надписей до радио и телевидения). Может служить отличным учебным материалом.

http://www.icahdq.org/ – сайт Международной Ассоциации Коммуникации (The International Communication Association), основанной в 1950 г.

http://www.cios.org/encyclopedia/mcluhan/index.html – здесь Вы найдете информацию о вкладе М.Мак-Люэна в теорию коммуникации

http://cios.org/www/comweb.htm – здесь Вам предложат поиск по 20 000 стр. текстов в области коммуникации и журналистики

http://carmen.artsci.washington.edu/propaganda/contents.htm – The Institute for Propaganda Analysis предлагает обширный материал по содержательной и языковой стороне политической пропаганды, технологии пропаганды (игра слов, эвфемизмы и т.п.) в различных сферах (в особенности, военной).

http://www.smartbiz.com/sbs/cats/comm.htm – здесь Вы найдете информацию по бизнес-коммуникации, деловой переписке, презентациям, офисной работе и т.п.

http://ukanaix.cc.ukans.edu/~sypherh/bc/ – Университет штата Канзас предлагает курс введения в теорию коммуникации

http://www.lcc.whecn.edu/sfoy/default.htm – онлайновый курс межличностной коммуникации

http://www.uark.edu/~aca/studies.html – Университет штата Арканзас и его Центр по изучению коммуникации вместе с Американской Ассоциацей Коммуникации предлагают материал по бизнес-коммуникации и пропаганде, политике и кино

http://www.talkworks.co.uk – как усовершенствовать свои коммуникативные навыки

http://www.jou.ufl.edu/commres/crc.htm – Центр исследования коммуникации университета штата Флорида специализируется в исследовании проблем массовой коммуникации

в президенты США 2000 года: http://www.algore2000.com; http://www.georgewbush.org

http://www.gallup.com – знаменитый Институт Гэллапа по исследованию общественного мнения

http://ukanaix.cc.ukans.edu/~sypherh/bc/ – Университет штата Канзас предлагает курс введения в теорию коммуникации

http://www.lcc.whecn.edu/sfoy/default.htm – онлайновый курс межличностной коммуникации

ресурсы для изучения средств массовой информации: Vanderbilt Television News Archive http://tvnews.vanderbilt.edu/; Political Communication (the journal) http://www.tandf.co.uk/jnls/pcp.htm; American Political Science Association http://www.apsanet.org

http://politicalhumor.miningco.com/mbody.htm?PID=2761&COB=home – политический юмор

журналы по связям с общественностью: http://www.sovetnik.ru/default.asp; http://www.soob.ru/ – ‘технологический журнал для гуманитариев’

http://www.fom.ru/ – ресурсы знаменитого фонда “Общественное мнение”

http://www.strana.ru/ – новый сайт известного политтехнолога Глеба Павловского

http://www.fep.ru/ – Фонд эффективной политики

http://www.nns.ru./ – Национальная служба новостей

сайты российских СМИ: http://www.gazeta.ru; http://www.smi.ru; http://www.lenta.ru; http://www.vesti.ru

сайты политической направленности: http://www.elections.ru; http://www.polit.ru/

9.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

 

Брянский государственный университет







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.