Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Имени академика И.Г. Петровского





 

Кафедра журналистики

 

 

  Утверждаю Первый проректор по учебной работе, профессор Н. В. Матяш   «____»______________201___ г

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ»

 

Направление подготовки: / 031300.62/Журналистика

Профиль подготовки: Общий

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Форма обучения: очная

 

 

 

Брянск 2011

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы теории коммуникации» /сост. Гехтляр С.Я. – Брянск: РИО ГОУ БГУ, 2011. - с. 45.

 

 

Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 031300.62 «Журналистика» в 2 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300.62 «Журналистика», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

Составитель:

Гехтляр С.Я., профессор кафедры журналистики, доктор филологических наук

 

Рецензент:

Чернявская Е. А., доцент кафедры журналистики, кандидат филологических наук

 

Программа одобрена и печатается по решению кафедры журналистики Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (26. 04. 2011 г., протокол № 8)

 

 

  ã Гехтляр С.Я., 2011
  ã РИО БГУ, 2011


Содержание

    с.
  Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………………  
  Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………………..  
  Требования к результатам освоения содержания дисциплины......................  
  Организационно-методические данные дисциплины……………………….  
  Содержание и структура дисциплины……………………………………….  
5.1 Содержание разделов дисциплины……………………………………………  
5.2 Структура дисциплины…………………………………………………  
5.3 Характеристика лекционной части курса  
5.4 Практические (семинарские) занятия…………………………………………  
5.5 Курсовой проект (курсовая работа, расчетно-графическое задание, реферат, контрольная работа)....................................................................................  
5.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….…………….  
  Организация текущего контроля……………………………………………...  
  Образовательные технологии…………………………………………………  
7.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……………………………………………………………………  
  Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……………………………  
  Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………….  
9.1 Рекомендуемая литература………………………………………….………..  
9.1.1 Базовый учебник………………………………………………………  
9.1.2 Основная литература……………………………………………………  
9.1.3 Дополнительная литература…………………………………………………..  
9.1.4 Периодическая литература……………………………………….……………  
9.1.5 Интернет-ресурсы……………………………………………………….  
9.2 Средства обеспечения освоения дисциплины……………………..…………  
9.2.1 Методические указания и материалы по видам занятий……….……………  
9.2.2 Программное обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий (по видам занятий)………………………..  
9.2.3 Критерии оценки итоговой формы контроля  
  Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………….  
  Лист согласования рабочей программы  
  Дополнения и изменения в рабочей программе……………………………...  

1 Цели и задачи освоения дисциплины

 

Цели освоения дисциплины «Основы теории коммуникации»: помочь обучающимся получить представление о науке, находящейся на пересечении филологии с дисциплинами естественного и математического циклов и изучающей человека в аспектах его взаимоотношений с миром, обществом, проблемами самосознания. Рассматривая вопросы, касающиеся специфики и основных закономерностей возникновения и развития теории коммуникации как органичной и своеобразной части общественно значимых теорий, дисциплина призвана помочь студенту овладеть критериями отбора и оценки поведенческих реакций в процессе профессионального общения, работы с текстом, поможет выработать навыки ориентации в рекомендациях специальной, научно-критической и специальной литературы.

 

 

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть (общепрофессиональные дисциплины) ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031300– «Журналистика».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в процессе обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра – журналиста в связи с изучением дисциплин гуманитарного и социального циклов(их базовая часть), прежде всего – философии, религиоведения, культурологических основ деятельности СМИ, а также необходимы при изучении основ коммуникации умения и навыки, полученные в результате изучения дисциплин вариативной части данных циклов.

Дисциплина представляет собой курс, дополняющий и расширяющий сведения об основах коммуникологии как науки о коммуникационных процессах, в рамках действия которой существуют и работают все профессиональные коммуникаторы, к числу которых, несомненно, следует отнести и будущих журналистов.

 

 

3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

 

- а) общекультурных (ОК): культура мышления, способность к обобщенному анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умения логически верно, аргументировано и ярко строить устную и письменную речь (ОК-4);

- Готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм. Уважение к человеческой личности, толерантность к другим культурам, способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);

Умение использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-7);

Способность видеть и реализовать перспективы своего культурного и профессионального развитии. расширения кругозора (ОК-8);

Понимание социальной значимости будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

Способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности(ОК-10);

Готовность и способность работать в коллективе, к творческой коммуникации(ОК-11).

б) профессиональных (ПК):

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследова­тель­ской деятельности (ПК-5);

- владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

-понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных СМИ, знание методов их изучения(ПК-15);

- знание основных требований, предъявляемых к информациям СМИ(точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения) (ПК-26);

-знание фонетических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения к практике современных СМИ (ПК-30).

 

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· основные причины возникновения и этапы развития теории коммуникаций;

· специфические особенности данной науки и учебной дисциплины;

· иметь четкое представление о существующих в этой науке в наши дни общетеоретических подходах и концепциях;

· знать, какие существуют аспекты коммуникаций с позиций социально-гуманитарных наук;

· усвоить основные понятия собственно речевой коммуникации.

Уметь:

· самостоятельно анализировать текстовые произведения различных жанров, выявляя их коммуникационные параметры;

· подбирать материал по указанной теме, составлять рекомендательный список литературы;

· писать аннотации, отзывы, рецензии на предмет характеристики содержащихся в текстах приемов продуцирования коммуникативных качеств;

· самостоятельно готовить краткое сообщение об особенностях анализа или составления текста письменной или устной речи;

· составлять вопросы и задания для анализа произведений СМИ различной жанровой направленности;

· владеть приемами составления официально-деловых бумаг с учетом тех коммуникационных задач, которые стоят перед документами;

постоянно совершенствовать навыки устной и письменной литературной речи.

4 Организационно-методические данные дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, 2 зачетных единицы.

 

Вид работы    
6 семестр Всего  
Общая трудоемкость      
Аудиторная работа      
Лекции (Л) Практические занятия (ПЗ)   Л- 18 ПЗ -18 Л-18 ПЗ - 18  
Самостоятельная работа      
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР), расчетно-графическое задание (РГЗ), контрольная работа (К), реферат (Р) Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.), (СР) СР    
Вид итогового контроля зачет    

 

5 Содержание и структура дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела
     
1. Введение. Коммуникация как наука и учебная дисциплина. Предмет и задачи курса. Понятие о специфике науки, общие и различные черты. Объект и предмет науки, ее методы исследования. Задачи учебного курса. Требования к освоению основного содержания данной учебной дисциплины.
2. Важнейшие понятия теории коммуникации. Коммуникативная деятельность как объект коммуникации, ее структура и содержание. Понятие о коммуникативном акте, уровнях, сферах и функциях коммуникации.
3. Аспекты коммуникации и подходы к ее изучению. Социально-философские, информационные, семиотические и лингвистические основы изучения коммуникации. Общественная и личностная значимость каждого аспекта, его параметры и сфера применения.
4. Уровни коммуникации, принципы их разграничения, специфика каждого уровня. Межличностная, групповая, массовая и межкультурная коммуникация, особенности каждого уровня. Важность профессиональной ориентированности журналиста в связи с особенностями массовой коммуникации.
5. Вербальная и невербальная коммуникация, общая характеристика. Коммуникативная сущность естественного языка, параметры сходства и различий с другими языками Виды невербальной коммуникации (язык тела, паралингвистические средства коммуникации), автокоммуникация.
6. Содержание и структура вербальной коммуникации. Принципы вербальной коммуникации, ее основные стратегии и тактики. Человек как объект и субъект коммуникативного акта. Понятие о коммуникативной ситуации, ее структура и сущность.
7. Важнейшие параметры и результаты коммуникативного взаимодействия. Понятие о коммуникативной культуре. Показатели эффективности коммуникации, принцип риторичности. Барьеры и уровни непонимания. Критика и манипуляции.
8. Виды речевой коммуникации. Специфика интернет-коммуникации. Устная и письменная коммуникация. Важнейшие навыки устной и письменной речи с позиций теории коммуникации. Пути их совершенствования. Интернет как средство коммуникации.
9. Формы и жанры вербальной коммуникации. Монологическая и диалогическая коммуникация. Дискурс. Анализ дискурса и другие методы изучения коммуникации в филологии.

5.2 Структура дисциплины

 

Разделы дисциплины, изучаемые в …6… семестре

 

№ раз- дела Наименование разделов Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
Л ПЗ ЛР
             
  Введение. Коммуникация как наука и учебная дисциплина.     - -  
  Важнейшие понятия теории коммуникации          
  Аспекты коммуникации и подходы к ее изучению       -  
  Уровни коммуникации, принципы их разграничения, специфика каждого уровня.     -    
  Вербальная и невербальная коммуникация, общая характеристика.          
  Содержание и структура вербальной коммуникации          
  Важнейшие параметры и результаты коммуникативного взаимодействия. Понятие о коммуникативной культуре.          
  Виды речевой коммуникации. Специфика интернет-коммуникации.          
  Формы и жанры вербальной коммуникации     -    
                 

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.